Инновационный проект "Доказательность и убедительность речи"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Череп Людмила Федоровна

Цель проекта: приобретение знаний, умений и навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности; развитие познавательных и творческих способностей, повышение уровня общей культуры, умение выпускников выражать личностную позицию, грамотно строить аргументационную базу.Проект направлен на подготовку выпускников к ЕГЭ (часть С, подбор аргументов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnyy_proekt.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ И УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Соавторы: Череп Людмила Фёдоровна, Андросова Светлана Владимировна,

учителя русского языка и литературы

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения гимназии

станицы Ленинградской

муниципального образования

Ленинградский район

Краснодарского края

2013 год

Информационная карта проекта

Юридический адрес:                                353740, Россия, Краснодарский край,

                                                        станица Ленинградская,

                                                        ул. Чернышевского, 183

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение гимназия станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

Тема проекта:                                        Доказательность и убедительность речи

Соавторы проекта:                Череп Людмила Фёдоровна, Андросова Светлана Владимировна, учителя русского языка и литературы

МБОУ гимназии

Инновационный проект «Доказательность и убедительность речи»

Только долгим трудом и привычкою даётся умение незаметно для противника непрерывно выпрямлять линию спора, не давать ей вихляться и отклоняться в стороны, приходить к решению вопроса, намеченного вначале.

В.В. Вересаев

Пояснительная записка

        Введение в практику работы школы сдачи Единого государственного экзамена по русскому языку поставило перед учителем непростые задачи по подготовке к итоговой аттестации. Часть С Единого государственного экзамена состоит из одного задания – написать небольшое сочинение-рассуждение по предлагаемому тексту. Учащемуся необходимо выразить своё мнение по сформированной им проблеме, аргументировать его (приведя не менее 2-х аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Но как показывает практика анализа работ учащихся, выполнение именно этой части задания по-прежнему остаётся самой сложной задачей для выпускников. А грамотная аргументация суждения – это показатель умственной и культурной зрелости учащихся.

В своей деятельности наша гимназия опирается на технологию личностно ориентационного развивающего обучения. Оно предполагает:

 - раскрытие и использование субъективного опыта каждого ученика;

 - помощь в становлении личностно значимых способов познания путём организации целостной познавательной деятельности;

 - повышение умственной и культурной зрелости учащихся;

 - расширение кругозора и повышение мотивации к познавательной деятельности.

        Цель проекта: приобретение знаний, умений и навыков, усвоение познавательных и творческих способностей, повышение уровня общей культуры, умение выпускников грамотно строить аргументационную базу.

Она будет достигнута при решении следующих задач:

  1. Формирование у учащихся системы ценностных ориентиров и представления об основах мировой и национальной культуры.
  2. Использование в обучении деятельного подхода.
  3. Развитие творческого подхода к подбору аргументов.
  4. Систематическая отработка навыков привлечения литературного материала для подбора аргументов.

Приоритетные направления проекта:

  1. Повышение уровня знаний учащихся.
  2. Изучение и использование наиболее эффективных методов и приёмов убеждающего воздействия.
  3. Коллективный, индивидуальный, дифференцированный подход и подбор интерактивных форм занятий и специальных развивающих заданий.
  4. Мониторинг качества знаний.

Актуальность проекта:

Грамотная аргументация суждения – это показатель умственной и культурной зрелости учащихся. К сожалению, сегодня мы наблюдаем общее снижение уровня образованности среди молодых людей. У современных школьников зачастую отсутствует культурный опыт, нет необходимой широты кругозора, а мотивация к познавательной деятельности очень низкая. Как следствие, у учащихся возникают сложности с подбором аргументов. Актуальность обусловлена и модернизацией образования, где одним из направлений является качество знаний, связанное с повышением эффективности обучения по предметным дисциплинам.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Родители:

 - возможность получения ребёнком качественного образования;

 - создание комфортных условий для дополнительных, кружковых, индивидуальных занятий при подготовке к ЕГЭ.

Выпускники:

 - научиться грамотно выражать свою позицию, уверенно строить аргументационную базу;

 - получить навыки анализа и обобщения фактов, аргументации;

 - приобрести умение самостоятельно работать с любым фактическим материалом, отстаивать и доказывать свою точку зрения;

 - получить на ЕГЭ по русскому языку хорошие баллы.

Учителя:

 - создание условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности;

 - повышение качества знаний учащихся.

План реализации проекта

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

Подготовительный этап

Создание оптимальных условий для дополнительных занятий, кружков, индивидуальных консультаций

Август-сентябрь

Администрация гимназии

Изучение уровня подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ. Формирование подгрупп

Сентябрь

Заместитель директора по УВР, учителя, педагог-психолог

Сбор предложений о возможных мероприятиях. Выбор инициативной группы

Сентябрь-октябрь

Руководитель ШМО, учителя русского языка и литературы

Заседание ШМО учителей русского языка и литературы по вопросам обсуждения плана совместных действий по реализации проекта. Составление плана реализации проекта

Октябрь

Администрация гимназии, учителя русского языка и литературы

Основной этап

Составление учащимися своего перечня прочитанных программных произведений. Рекомендательный, составленный учителями, список классической литературы для оформления аргументов

Ноябрь

Учителя русского языка и литературы

Дискуссия по теме «Что самое ценное в жизни?» Аргументы, основанные на жизненном опыте. Составление списка фраз, которые могут быть востребованы при изложении аргументов, основанных на жизненном опыте

Ноябрь

Учителя русского языка и литературы, инициативная группа, библиотекарь гимназии

Заседание «Круглого стола» «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе, о своих интересах». Аргументы, основанные на читательском опыте

Декабрь

Инициативная группа, библиотекарь гимназии

Интеллектуальная игра «За и против?» (по типу телепередачи «К барьеру!»). Обучение корректному выражению согласия и несогласия с позицией автора

Декабрь

Инициативная группа, учителя русского языка и литературы

Творческий практикум: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком». Пополнение аргументационной базы

Январь

Учителя русского языка и литературы

«Ларец мудрых мыслей». Цитаты известных писателей, поэтов, музыкантов, общественных деятелей, которыми можно воспользоваться на ЕГЭ как аргументом

Февраль

Учителя русского языка и литературы, учитель музыки, учитель мировой художественной культуры

Практическое занятие. Оформление аргументации. Типичные ошибки

Февраль

Учителя русского языка и литературы

Литературная гостиная «Герои спорят». Психологические доводы героев (Остап Бендер, Павел Иванович Чичиков, Николенька и Нехлюдов)

Март

Инициативная группа, учителя русского языка и литературы

Практикум: «Поработаем экспертами». Работа с текстами. Самостоятельный анализ сочинений

Апрель

Инициативная группа

«Моё публичное выступление». Аудиозапись выступлений учащихся с последующим прослушиванием и обсуждением

Апрель

Учителя русского языка и литературы, библиотекарь, педагог-психолог

Итоговое анкетирование учащихся с целью выявления знаний, умений и навыков, полученных по реализации проекта

Май

Педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Язык и речь. Культура общения"

«Нравственность человека видна в его отношении к слову», - говорил Л.Н.Толстой. Каждый человек мечтает жить и находиться там, где царит высокая культура. Именно здесь человек чувствует себя уютн...

Описание инновационного проекта "Инновационный подход как основа формирования положительной мотивации при обучении русскому языку"

Разработка системы обучения русскому языку, направленная на формирование положительной мотивации учения за счет реализации инновационного подхода и опоры на резервы эмоциональной сферы школьников....

Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».

Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....

Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»

Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»...

Самоанализ инновационного проекта« Мордовский фольклор — потешки в развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»

В рамках реализации инновации ДОУ по теме : « Мордовский фольклор — потешки в развитие речи у детей младшего дошкольного возраста», мною, Хлучиной Н. В, были проведены следующие меро...

План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки

План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки...

Приложение 2 к приказу о реализации инновационного проекта. План-график реализации инновационного проекта «Студия графического дизайна «ТЕТРА-АРТ» как средство формирования профессиональных компетенций школьников»

План-график реализации инновационного проекта  «Студия графического дизайна «ТЕТРА-АРТ» как средство формирования профессиональных компетенций школьников»...