урок "Подготовка к сочинению "описание изделия народного промысла"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Описание изделия народного промысла.
Подготовка к сочинению.
Слайд №1 (На фоне картины Б. Кустодиева «Ярмарка»)
Описание предмета.
Подготовка к сочинению.
Цель:
сформировать понятие о трёх частях описания предмета;
дать учащимся представление об отдельных художественных промыслах России;
обратить внимание учащихся на неповторимость и своеобразие лучших образцов народного творчества.
Задача:
выработать навык художественного описания предмета;
собрать необходимый материал для сочинения – описания;
показать эстетическую привлекательность и художественное совершенство изделий народных умельцев.
Оборудование: мультимедиа-презентация, книжная выставка, выставка изделий мастеров художественных промыслов.
Слайд №2 (На фоне образцов изделий художественных промыслов)
Ход урока
Слово учителя:
Россия всегда славилась чудесными талантами, творениями рук народных умельцев, работами своих мастеров-«золотые руки», изделиями национальных художественных промыслов. Чтобы украсить свой дом, принести в него тепло и радость, на Руси с древности мастерят поделки и игрушки из глины, дерева, ткани, кости, бересты. Талантливые мастера и сегодня бережно хранят секреты древнего искусства и дарят нам тепло своих рук и радость встречи с настоящей красотой. Многие русские игрушки стали своего рода «визитной карточкой» России, символом её красоты. Попробуйте догадаться, о какой из них идёт речь в такой загадке:
Русских много есть игрушек:
И коней, и погремушек,
Разноцветные флажки,
Расписные сундучки.
Есть ещё одна игрушка:
Все похожи друг на дружку,
Все они живут друг в дружке –
Это русские … … … (матрёшки)!
Слайд №3 - №4 (На фоне русских матрёшек)
Но не только своими красавицами-матрёшками славится наша родина. У нас в стране немало знаменитых на весь мир художественных промыслов. И сегодня на уроке мы познакомимся поближе с некоторыми из них, чтобы выбрать для описания самый красивый подарок народного мастера!
Записывается в тетрадь тема урока.
Слайд №5 (План сбора материала к сочинению)
Представьте себе, что находитесь на шумной и богатой ярмарке, где каждый товар хочет понравиться покупателю, найти своего нового хозяина. Вот и мы сейчас послушаем наших гостей, мастеров и подмастерьев, которые приехали к нам из разных уголков России и привезли с собой рукотворную Красоту! Слушайте и запоминайте: самые внимательные и наблюдательные не уйдут с нашего урока без подарка! (После каждого выхода учащихся нужно заполнить определённую строчку в таблице).
Слайд №6
ТАБЛИЦА «Особенности народных промыслов» (дана в Приложении №1)
Слайд №7 (На фоне картины Б. Кустодиева «Ярмарка»)
1-ая ученица:
Мы игрушки расписные, хохотушки вятские;
Щеголихи слободские, кумушки посадские.
Наши ручки крендельком, щечки, будто яблочки,
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
2-ая ученица:
Дымковские барышни всех на свете краше,
А гусары-баловни - кавалеры наши!
Как игрушки знатные, складные да ладные,
Мы повсюду славимся, мы и вам понравимся!
Слайд №8 - №9 (На фоне дымковских игрушек)
1-ая ученица:
Средь поля, средь леса, в снегу и сугробах
Приткнулась деревня домишек убогих.
В них печки топили, хранясь от зимы,
Трещали в печурках поленья сосны.
В избушке убогой, морозом объятой,
Забаву из глины лепили ребятам.
Дымы над домами всю зиму стояли -
И Дымково все ту деревню прозвали.
2-ая ученица:
Давно это было, но всем и сейчас
Игрушки из Дымково радуют глаз.
Не птица - а сказка, и сказочный конь
От щедрости красок горит, как огонь.
Пусть веет, свистит под окошками ветер -
Узор на игрушках, как солнышко, светел.
Обычная глина и форма простая,
А ты посмотри: красота-то какая!
3-я ученица:
Вылепят из глины игрушку мастерицы, обожгут для крепости в печке, побелят мелом, на молоке замешанном, и наступает самая главная пора – роспись игрушки. Узор проще некуда: кружочки, полосочки, клеточки, пятна, точки. Зато краски яркие-яркие. И поэтому пестро, весело выходит. Затем мастерица наносит тонкие, легче пуха, листочки золота, и игрушка засветилась, заиграла, стала ненаглядной.
Слайд №10 (Проверка записей, сделанных в таблице учащимися).
Слайд №11 - 12 (На фоне жостовских подносов).
1-ый ученик:
Под Москвой деревня Жостово стоит -
Промысел народный очень знаменит.
На подносах жарко зацвели сады,
Солнечного лета вечные следы…
В яркие букеты собраны цветы,
Сказочно красивой, буйной красоты:
2-ой ученик:
Розы, георгины, скромный василек,
Беленькой ромашки полевой цветок,
Маки и тюльпаны, астры завитки,
Красотой волшебной радуют цветы.
Жостовская роспись, как костер, горит,
Промысел народный нами не забыт.
3-ий ученик:
В начале 19 века в Мытищенском районе Подмосковья стала развиваться декоративная роспись подносов. Подносы изготавливали в селах и деревнях Жостово, Трушуком, Новосильцеве. Сначала из листа железа «выкраивают» подносы разной формы. Бывают они круглые, овальные, прямоугольные, с фигурными краями. Букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты - главные украшения подносов. Роспись выполняется на разном фоне, но чаще всего пишут на чёрном. Для завершения композиции по краю делают золотой орнамент.
Слайд №13 (Проверка записей, сделанных в таблице учащимися).
Слайд №14 - №15 (На фоне гжельского фарфора).
1-ый ученик:
А деревня наша Гжель
Не за тридевять земель.
Под Москвою мы живем,
Глину месим и поем.
И игрушки, и посуду
Прославлять я вам здесь буду.
Очень мил мне синий цвет,
Потому что краше нет.
2-ой ученик:
Небо гжельское такое
Лучезарно-голубое.
В речке синяя водица -
Так и хочется напиться.
Ну а только лето будет -
Голубица там и тут.
Вот поэтому нас люди
Гжелью синею зовут.
3-ий ученик:
Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать и любоваться ею. Гжельские мастера – большие фантазёры. Такую посуду делают – глаза разбегаются! Все голубое да синее: и цветы, и люди, и птицы, и трава. Сколько художников - столько и разных форм. И всегда фарфоровые изделия яркие и красивые!
Слайд №16 (Проверка записей, сделанных в таблице учащимися).
Слайд №17 – 18 (На фоне хохломской росписи)
1-ая ученица:
Хохломские краски, алых ягод россыпь -
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи, перелески, золотые всплески
Солнечно-медовой праздничной листвы.
2-ая ученица:
У красы точёной сарафан парчовый,
По волнам узора яхонты горят.
Что за чародеи хохлому одели
В этот несказанно радостный наряд?
3-я ученица:
Роспись хохломская, точно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий:
Всех чудес чудесней наша Хохлома!
Слайд №19 (Секрет Хохломы)
Учитель:
* Почему же хохломская роспись чудесней всех чудес? В чём секрет Хохломы?
Справка:
Секрет хохломских мастеров в том, что в своей росписи они не используют золотых красок. Но, покрыв готовое деревянное изделие лаком, они ставят его в печь. И лак при обжиге становится золотым.
Слайд №20 (Золотая Хохлома)
Работа с учебником.
1. Прочитать текст упр. 164 из пособия «Русская речь» и рассказать,
по каким признакам можно узнать работу хохломского мастера?
Подробный пересказ учеником отрывка из статьи С. Шуртакова «Золотая Хохлома».
Слайд №21 (Проверка записей, сделанных в таблице учащимися).
Слайд №22 (Золотая Хохлома)
2. Прочитать текст упр. 163 из пособия «Русская речь» и подготовить ответ на вопрос:
почему хохлому называют «золотой»?
3. Записать последнее предложение, заменив в нём слово «хохлома» названием любого другого художественного промысла России. Объяснить, почему такая замена возможна:
…Кто сказал, что в Хохломе нет золота? Неправда! Хохлома – золотая и потому, что делается золотыми руками народных мастеров, и потому, что несёт в наш быт, в нашу жизнь золотое, не меркнущее в веках русское национальное искусство.
Слайд №23 (На фоне мордовских деревянных игрушек)
Учитель:
Ребята! Можем ли мы с вами сказать такие гордые слова о народных художественных промыслах нашей родной Мордовии?
1-ый ученик:
Мордовская резьба
Недалеко от Саранска, в Кочкуровском районе, есть село Подлесная Тавла. Именно здесь в 1976 году Мастин Николай Иванович создал кружок резьбы по дереву, который постепенно вырос в детскую художественную школу. Основатель школы - неоднократный участник Всероссийской выставки, активно работает над возрождением мордовской национальной игрушки. Так что мы можем гордиться тем, что и на мордовской земле есть народные умельцы, которые радуют нас своим мастерством. И нет ничего на свете дороже этого мастерства, потому что оно дарит людям тепло и радость, истинное наслаждение.
2-ой ученик:
Ребята из села Подлесная Тавла создают резные деревянные скульптурки на темы мордовских сказок и легенд, жанровые сценки из современного быта, игрушки с «движением». В этих резных композициях проявляются традиции народной резьбы по дереву. В работах молодых резчиков много фантазии, живой выдумки, юмора.
Слайд №24 (Мордовские деревянные игрушки)
Учитель:
* В чём, по-вашему, состоит особенность национальной мордовской игрушки? Что отличает её от всех увиденных сегодня произведений народных умельцев?
Справка:
Мордовская народная резьба, как правило, не раскрашивалась.
Учитель:
Давайте сообща дополним материал в нашей таблице сведениями о мордовской народной игрушке.
Слайд №25 (Проверка записей, сделанных в таблице учащимися).
Слайд №26
Работа над планом «Как описать предмет?»
План описания предмета
I часть – общая характеристика предмета (его назначение)
II часть – признаки предмета (форма, размер, расцветка, фон, орнамент)
III часть – общая оценка предмета (впечатление от него)
Учитель:
* Без каких частей описание предмета будет возможным, хотя и неполным?
* Какая часть описания самая важная? Почему?
* Можно ли без ущерба для смысла поменять местами 1 и 3 части описания?
Слайд №27 - №30 (На фоне изделий народных промыслов)
Описание предмета.
Составить по плану (устно) описание одного предмета, выбрав его из предложенных в презентации.
Ученики готовят свои описания предметов (по выбору): жостовский поднос, дымковскую игрушку, гжельский фарфор, хохломскую посуду.
Слайд №31 - 35 (На фоне соответствующей цифры и текста)
Закрепление пройденного на уроке. Викторина «Узнай промысел».
По описанию признаков народного промысла написать в таблицу его порядковый номер. Обратить внимание: не все описания соответствуют указанным в таблице промыслам!
1) И игрушки, и посуду
Прославлять мы вам здесь будем.
Очень любим синий цвет,
Потому что краше нет.
2) Пусть веет, свистит под окошками ветер -
Узор на игрушках, как солнышко, светел.
Обычная глина и форма простая,
А ты посмотри: красота-то какая!
3) На подносах жарко зацвели сады,
Солнечного лета вечные следы…
В яркие букеты собраны цветы,
Сказочно красивой, буйной красоты.
4) Мастер выточил меня из куска березы.
До чего румяна я - щеки, словно розы!
5) Радостные краски, алых ягод россыпь -
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи, перелески, золотые всплески
Солнечно-медовой праздничной листвы.
Проверка правильности заполнения таблицы. (Ключ: №2, №3, №1, № - , №5.)
Слайд №36
* Индивидуальное задание (для сильных учащихся).
Опираясь на материал таблицы, рассказать об особенностях народных художественных промыслов России.
Слайд №37 (Перечень Интернет-ресурсов)
Учитель:
Где, кроме представленной в классе ярмарки-выставки, вы можете наглядно познакомиться с произведениями народных мастеров и узнать о других художественных промыслах?
Ученики демонстрируют образцы страниц из материалов, найденных в сети Интернет: www.
о вологодских кружевах, палехской лаковой миниатюре, городецкой росписи по дереву, богородской игрушке.
Слайд №38 - 41 (На фоне анимированных орнаментов)
Индивидуальные задания. Конкурс знатоков «Назови промысел».
Выбрать из представленных на выставке предметов одну работу и назвать её происхождение, обосновав свой выбор (для сильных учащихся).
Найти среди выставленных изделий то, название промысла которого указывает учитель (для слабых учащихся).
Вручение призов и сувениров победителям и активным участникам конкурса.
Слайд №42
Подведение итогов урока.
* В каких краях и областях России нам удалось побывать благодаря уроку знакомства с работами чудо-мастеров?
Включить в таблицу названия тех мест, где находится народный художественный промысел. Таблица сдаётся учителю на проверку.
* Удалось ли вам выбрать сегодня самый красивый предмет? Почему?
* Без какой части описания предмета сочинение не может быть написано?
Слайд №43
Задание на дом:
Сформулировать тему описания, связанную с личным выбором предмета. Написать сочинение, перефразируя в качестве начала или концовки к нему слова С. Шуртакова о «золотой Хохломе» (упражнение № 163, стр.98).
* Дополнительное задание:
Сочинить по данному началу и концовке стихотворение о творчестве мордовских резчиков:
Подлесною Тавлой селенье зовут,
Мордовские резчики славятся тут.
……………………………………..
……………………………………..
……………………………………..
……………………………………..
Медведь и зайчонок, старик с бородой
Тепло и улыбку приносят с собой.
Русский национальный костюм.
Подготовка к сочинению-описанию костюма.
Цель урока: обучение описанию костюма;
знакомство учащихся с особенностями женского народного костюма, его историческими и культурными традициями;
воспитание у учащихся интереса к прошлому своей страны и любви к отечественному прикладному искусству.
Задача: подготовиться к сочинению-описанию русского народного костюма.
Оборудование урока: мультимедиа-презентация по теме урока; словари, справочники; книги по декоративно-прикладному искусству.
Слайды №1 - 2
Ход урока
Слово учителя. О том, какова роль костюма в жизни человека, можно судить по народной поговорке «По одёжке встречают». Всем нам хорошо знакомо и такое выражение как «русская красавица». Но задумывались ли вы над тем, почему мы так говорим? Что стало причиной появления этих устойчивых выражений? Какую роль, по-вашему, играет одежда в такой оценке? Наша задача – выяснить, в чём секрет красоты русского народного костюма.
Слайд № 3
Беседа.
- Что можно было узнать о человеке по одежде во времена Московской Руси? (социальный статус, общественное и материальное положение).
- Какие традиции сложились на Руси при изготовлении женского народного костюма? (праздничный, в т. ч. свадебный, отличался богатством и неповторимостью украшений).
Слайд №4
- Что составляло его основу? (сарафан и рубаха).
- Что служило дополнением к нему?
( передник, душегрея, летник, навершник, шушун, шугай, однорядка и т.д.)
- Что являлось традиционным головным убором? (убрус, ширинка, повойник, позатыльник, кика, кокошник, венец и т. д.)
- Чем могли быть украшены головной убор и праздничный костюм? (канитель, битья, поднизь, накосник, рясна и т. д.)
Слайд № 2
Сообщения учащихся.
- Как отразились верования наших предков в украшениях праздничной одежды?
(Текст сообщения прилагается)
- Какую роль играл узор в украшении крестьянского костюма?
(Текст сообщения прилагается)
Слайд № 5
Словарная работа.
Составить словосочетания прил. + сущ. (письменно)
… душегрея
… летник
… навершник
… епанечка
… шушун
Слайд № 6
Назвать детали одежды и головные уборы, изображённые на рисунках (устно).
Слайд № 7
Найти «третье лишнее» из данных на слайде предложений. Записать два примера в тетрадь, обосновав свой выбор.
Отредактировать третье из указанных предложений, устранив фактическую ошибку. Записать исправленный вариант.
(Примеры для редактирования: 1. У колодца стояла молодица в холщовом сарафане. 2. В хороводе лучше всех пела девушка с ярким шушуном на голове. 3. Поселянка в нарядном летнике подошла к высокому частоколу.)
Слайд № 7
С помощью слайда «самоконтроль» проверить правильность выполнения.
Слайд № 8
Составить словосочетания сущ. + сущ. (письменно)
… кичка …
… поднизь …
… рясы …
… убрус …
… накосник …
Слайд № 9
Игра-соревнование «Угадай и назови детали зимнего женского костюма» проводится между командами девочек и мальчиков с заданием: передать капитану своей команды одну из заготовленных дома карточек с объяснением значения и названием соответствующего предмета одежды. Оценивается качество и скорость выполнения. (Фрагменты репродукций картин представлены на слайде)
Слайд № 10
Закончить предложение:1. Основу национального костюма русской женщины составляли … и … . Слова для вставки: однорядка, позатыльник, шубка, сарафан, рубаха, шугай.
Слайд № 11
Закончить предложение: 2. … и… были нарядными и любимыми женскими головными уборами. Слова для вставки: передник, битья, ширинка, венец, кокошник, повойник.
Слайд №12
Закончить предложение: 3. Для украшения одежды на Руси часто использовались … и … .Слова для вставки:
душегрея венец рясы
навершник кика поднизь
шушун убрус канитель
летник ширинка накосник
епанечка кокошник битья
шугай повойник позатыльник
Слайд № 13
Закрепление материала.
Включить в текст художественного произведения описание костюма:
«День был воскресный. Подле ворот почти каждого дома сидели беседы женщин и девушек, пели песни и играли. Молодые мужчины, в праздничных кафтанах, ходили по улицам и кланялись красным девицам. На лавочке у ворот богатого дома сидела красавица в серебряном кокошнике…
Слайд № 14
Сравнить описание с текстом оригинала:
«…в серебряном кокошнике, с которого множество алых лент падало на спину, а жемчужные подвески спускались почти на полвершка на лоб.» (Н.Полевой. «Повесть о суздальском князе Симеоне»)
Слайд № 15
Работа над планом описания костюма.
Ответить на вопросы:
- Кто и когда мог надеть нарядную национальную одежду?
- Что являлось основой костюма?
- Какие детали служат важным дополнением к нему?
- Как и чем костюм украшен?
- В чём привлекательность и красота русской женской одежды?
- Какой основной мыслью можно связать части описания костюма?
Слайд № 16
Устно описать костюм крестьянки на портрете (по выбору учащихся):
На слайде представлены репродукции полотен И.Аргунова «Портрет неизвестной в русском костюме» и Д.Левицкого «Портрет дочери».
Слайд № 17
Итог урока.
Где можно сейчас встретить женщин в национальной одежде? Чем отличается современный русский костюм от народного праздничного?
Задание на дом: написать сочинение «Русская красавица», используя материалы урока и индивидуальных заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь""
Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь" . Программа "Народные промыслы. Народный календарь» имеет художественно-эстетическую и культурологическую направле...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
подготовка к сочинению "описание изделия народного промысла"
презентация к уроку...
«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс
Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...
«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс
Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...
Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс
Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление учащихся с народными промыслами и промыслами родного края.Задачи урока...
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов на примере хохломы
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов на примере хохломы...