Формирование ключевых компетенций студентов СПО в условиях билингвизма посредством межпредметной интеграции на уроках русского языка при реализации ФГОС
статья по русскому языку по теме
В докладе содержится методический материал об интеграции русского языка с предметами спеццикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Тыва
«Ак-Довуракский горный техникум»
Формирование ключевых компетенций студентов СПО в условиях билингвизма посредством межпредметной интеграции на уроках русского языка
при реализации ФГОС
Докладчик:
Кыргыс Эмиля Банкет-ооловна -
преподаватель русского языка
и литературы
В Республике Тыва развита двуязычная система образования, но общий уровень владения русским языком выпускниками школ снижается с каждым годом, об этом свидетельствуют результаты ЕГЭ. Обучение русскому языку в условиях билингвизма сопровождается трудностями в «Ак-Довуракском горном техникуме», так как уровень владения русским языком выпускниками городских и сельских школ отличается, но, тем не менее, знание русского языка - это условие успешной социализации выпускника техникума, фактор самореализации в профессиональной среде.
Согласно требованиям ФГОС межпредметные взаимодействия профессиональных и общеобразовательных дисциплин в СПО способствует формированию ключевых компетенций выпускника. Интегрирование разных предметов – это не простое объединения частей в целое, это система, которая ведет к количественным и качественным изменениям.
Становится очевидной необходимость развивать интеграцию русского языка с предметами спеццикла, способствующей повышению качества обучения, так как общение и приобретение знаний реализуется средствами языка. Грамотное владение профессиональной лексикологией для студентами нерусских групп – немаловажный фактор успешного обучения подготовки будущего квалифицированного специалиста.
Важная задача преподавания русского языка сегодня в техникуме — научить ориентироваться в море текстовой информации, которым окружен каждый современный студент. Для этого надо учить их работать с текстами различных видов. Задачей преподавания является не только обучение формальным структурам русского языка, но и использование его в различных коммуникативных ситуациях. Чем более близкими к жизни будут коммуникативные ситуации, создаваемые на занятиях, тем выше будет мотивация студентов к обучению. Поэтому в нашем техникуме часто проходят интегрированные занятия русского языка с другими спецпредметами, казалось бы, весьма далекими от филологии. Взаимодействия педагогов расширяет его информативную ёмкость занятий, способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает творческий потенциал у студентов.
Главным образом работа педагогов направлена на самую главную цель обучения в техникуме - на формирование будущего специалиста.
По характеру общего в содержании между предметами выделяются три вида межпредметного материала:
- понятийно-терминологический;
- коммуникативно-речевой;
- практико-ориентированный.
В новых ФГОС даны часы самостоятельного изучения учебного материала студентами. По русскому языку в качестве самостоятельного изучения предмета можно дать учащимся задания по составлению терминологического словаря по специальности. Сначала студентам показать пример составления словаря, где за единицу отбора взято несколько слов из учебника по специальности. Лучше всего группировать слова по тематике: слова, обозначающие детали машин и оборудования, слова обозначающие виды работ, использование профессиональной лексики в контексте. Студенты по данному образцу, используя различные словари, составляют словари по спецпредмету. Преподаватель словесности проверяет работу студента, корректирует и дополняет составленный материал совместно преподавателем спецдисциплины, и в итоге работы обе преподавателя выставляют совместную оценку, таким образом, одна оценка выставляется и по русскому языку и по соответствующему спецпредмету. Такая работа объединяет и работу двух преподавателей и значительно сэкономит учебное время. Профессиональное обучение специалиста в данном случае становится целостным. Положительные моменты при таком условии обучения:
- соподчинение функций учебных дисциплин при формировании будущего специалиста;
- концентрация учебных материалов, имеющие общие аспекты социальной жизни;
Обучение языку специальности по составленному учебному словарю следует рассматривать как дополнительную работу по изучению материалов программы, в каждом занятии русского языка следует отводить не больше 5-10 минут.
Интегрированный подход на уроках русского языка создает условия для успешной реализации ФГОС не только для формирования профессиональных компетенций и развития профессиональной мобильности будущих специалистов.
Использованная литература:
Бондарева Н.А. Интеграция как инновационное направление в образовании // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 1 – С. 115-116
Гузеев, В. В. Теория и практика интегральной образовательной технологии / В. В. Гузеев. – М. : Нар. образование, 2001. – 223 с. : ил. – (Профессиональная библиотека учителя). – Библиогр.: с. 216—221.
Интернет ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирования метапредметных компетенций у обучающихся в условиях осуществления межпредметного взаимодействия в учебном процессе
Работа посвящена анализу возможностей взаимодействия физики и математики в образовательном процессе....
Формирование ключевых компетенций учащихся методами интерактивного обучения и воспитания на уроках физики и математики.
Обобщение опыта работы учителя физики и математики по формированию ключевых компетенций учащихся методами интерактивного обучения и воспитания на уроках физики и математики....
Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы.
В докладе описана работа с клоуз-тестом на уроках русского языка....
Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики
Для успешной социальной адаптации человека в современном обществе ему нужны не только глубокие научные знания, но и умения творчески применять их на практике, в повсе...
Исследовательская деятельность как важнейший фактор формирования ключевых компетенций студентов
Цель проекта: повышение качества знаний обучающихся, развитие ключевых компетенций на основе организации исследовательской деятельности.Задачи проектаv Формировать профессиональную компетентность путе...
Формирование ключевых компетенции студентов в процессе обучения математики
Главной задачей, вероятнее всего и является необходимость формирования у обучающихся навыков самопознания, самосозидания и самореализации, в целом, рефлексии. И тогда проблема реализации и выраженност...
Статья использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории как средство формирования ключевых компетенций студентов
Тезисы на онлайн - выступления на межрегиональном научно – практическом симпозиуме«Современные тенденции исторического образования в школе: опыт сохранения исторической памяти и преемствен...