Открытый урок русского языка в 5 классе на тему "Художественный стиль речи"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Федосова Галина Александровна

Урок русского языка "Художественный стиль речи" был проведен в форме творческой мастерской. Учащиеся всегда с интересом работают на таких уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kat._uchitel.doc63 КБ
Microsoft Office document icon russkaya_bereza_kniga.doc291 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ КИПЧАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - КОРАБЛИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект открытого урока русского языка

в 5 классе

на тему: «Художественный стиль речи»

Провела: учитель русского языка и

литературы Федосова Г.А.

Кипчаково

2012

На уроке были использованы:

1. Карточки с текстами и заданиями к ним для учащихся (см. Приложение).

2. Зрительный ряд: рисунок кораблинской художницы Божук Натальи Цезаревны «Белая береза».

3. Сборник стихотворений поэтов XIX – XX вв. «Русская береза – символ Родины моей», составленный учащимися школы (см. Приложение).

Цели урока:

  1. дать представление о художественном стиле речи, его особенностях;
  2. продолжить работу над умениями и навыками, связанными с написанием сочинения-описания;
  3. совершенствовать умение анализировать творческие работы и создавать на их примере свои;
  4. учить наблюдать за окружающей средой, описывать ее, используя определенные средства языка;
  5. развивать художественное видение, пространственное и образное мышление, воображение;
  6. воспитывать интерес к различным произведениям искусства, интерес к творчеству отдельных поэтов.

В начале урока ученики рассаживаются группами по 3 человека. Состав групп разнороден, подобран с учетом способности учащихся к освоению нового материала. В группы входят не только сильные ученики, но и слабые.

1. Начало урока. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей.

- Слова: родина, родимый край, родная страна, отечество, отчизна – синонимы, т.е. слова, близкие по значению. Вдумайтесь в их смысл. Что вы представляете, когда произносят эти слова? Что бы вы изобразили в рисунке «Моя Родина»?

- Да, у разных людей с мыслью о родине связываются совершенно разные представления, но их объединяет Любовь к  родному дому, к людям, много веков живущим на этой земле, и Очарование красотой обыкновенной человеческой жизни в единстве с природой. Для поэта Н.Рубцова, и не только для него, символами родины являются храм, дом родной и береза:

О, вид смиренный и родной!

Березы, избы по буграм

И, отраженный глубиной,

Как сон столетний, Божий храм.

Березку,  милую, родную, издавна считают символом России. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре как милое, очаровательное дерево многими русскими поэтами, писателями и художниками. Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий, не рождает столько образов и сравнений, поэтому и мы  обратимся за помощью к этому образу, изучая новый стиль речи -  художественный. Сегодня мы должны с вами выявить отличительные черты данного стиля речи, повторить изученные ранее тропы и создать текст-описание березки.

2. Анализ текстов.

Текст А

Береза - лиственное дерево с белым стволом, тонкими ветвями и пышной кроной. У березы мелкие листья, весной распускаются сережки. Весной у березы листья светло-зеленые, потом они темнеют, а осенью они становятся желтыми или красными. Береза растет в лесу, а также и в поле. Она не боится холода, поэтому произрастает не только в теплых краях, но и в Сибири. На севере растет карликовая береза.

(Из энциклопедии.)

Текст Б

На склон… небольш… пригорка, у самой дорог…, одиноко ст…яла молод…нькая береза. У нее была нежная и светлая атласная кожица. Береза по-детски радос…но взмахивала ветвями, точ…но восторженно приветствуя со…нце. Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое червонное золото листвы. Казалось, что от нее, как от сказочн… светильника, струился тихий свет. Было что-то задорное, даже дерзкое в ее одиночестве среди неприглядн… осенн… поля.

(М.Бубеннов.)

- Подготовьтесь к выразительному чтению первого текста.

- Прочитайте первый текст.

- К какому стилю он относится?

В первом тексте сообщаются точные сведения о березах, которые относятся ко всем березам данного вида, в тексте есть термины, например: лиственное дерево, карликовая берез, - поэтому он относится к научному стилю речи.

- Сравним первый текст со вторым. (Учитель читает второй  текст.)

- Что легче представить: то, что описывает М.Бубеннов, или то, о чем говорится в энциклопедической статье?

Автор второго текста нарисовал картину, которую  мы, читатели, ярко представляем, мысленно «видим».

- Действительно, очень близкая, очень понятная нам картина нарисована М.Бубенновым! Подумаем, для чего автор описал ее?

Автор описал нам березку для того, чтобы выразить свою любовь к символу России, чтобы и мы, читатели, прониклись таким же чувством.

- Почему во втором тексте мы чувствуем настроение автора, а в первом нет? Что важно донести авторам каждого текста до читателя?

- Почему первый текст не нуждается в образности?

- Если бы автор второго текста не использовал образные выражения, он смог бы так точно описать березу?

- Какой троп помог М.Бубеннову передать свои чувства?

Олицетворение.

- Подумаем, почему автор использует прием одушевления при описании березы? Как этот прием помогает нам понять основную мысль текста?

Основную идею стихотворения можно было бы выразить словами из стихотворения П.Балацкого:

Ты до того, березонька, красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы.

- Найдите в тексте другие выразительные средства, помогающие автору создать образ.  

«Одиноко стояла молоденькая береза;  взмахивала ветвями»;  «играя, ветер весело пересчитывал» – олицетворения; «нежная и светлая атласная кожица», «звонкое червонное золото листвы» – метафоры; «по-детски радостно взмахивала, точно восторженно приветствуя солнце»; «как от сказочного светильника» – сравнения и т.д.

- Где, в какой аудитории или ситуации уместнее всего использовать эти тексты?

3. Чтение текста учебника о художественном стиле речи. (Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011.)

Стихи, рассказы, повести, романы, поэмы и т.д. – это произведения художественной литературы. В них используется художественный стиль. Цель художественного стиля – воздействовать на читателя или слушателя. Для этого писатель рисует словами конкретные картины и образы.

4. Творческая мастерская «Осенняя береза».

- Давайте и мы с вами выступим в роли писателей и создадим свое художественное произведение о березке. Обратитесь в воспоминаниях  к прекрасному облику этого дерева осенью. Вспомнили день, когда любовались им? Место, где вы находились? Красоту, которая заворожила вас? Чувство, которое вы испытывали в те минуты и которое не забылось до сих пор? (Урок проходил зимой, детям необходимо было вспомнить впечатления прошлой осени). Поделитесь воспоминанием, запишите столбиком 5-6 слов, которые связаны в вашем сознании с этим словом. Каждый свои слова.

- Работаем в группах. Познакомьте друг друга с записанными словами. Составьте словосочетания, т.е. распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания.

- Возьмите другие карточки, на каждой из них карандашом в уголке напишите по одному из  понравившихся вам словосочетаний. А теперь каждый из вас на одной из карточек должен написать по два-три предложения на данные темы.

- Снова работаем в группах. Представьте, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в школьную стенгазету зарисовку «Красавица-березка». Распределите ваши карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его.

5. Чтение учащимися текстов.

6. Подведение итогов урока.

7. Объяснение домашнего задания.

1. Письменно докажите, используя вводные слова, что стиль текстов о березе различен (см.  карточки для учащихся).

2. Во втором тексте расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

3. Напишите мини-сочинение о березке, в котором не просто назовите дерево, но расскажите, как выглядит именно та береза, про которую вы будете писать: высокая ли она, прямая и стройная или тонкая и кривая, густы ли ее ветви, как ее освещает солнце, какого цвета ветви и т.д. Постарайтесь найти наиболее точные слова для изображения дерева и его признаков, и показать, какое чувство вызывает у вас эта картина. Вспомните стихи известных мастеров слова и поучитесь у них. Обратитесь, например, к сборнику стихов «Береза – символ Родины моей», который составили учащиеся нашей школы.

а) Для учащихся I и II групп тема мини-сочинения - «Березка-снегурочка». Вам необходимо понаблюдать за березкой сейчас, зимой, и собрать новый материал к сочинению, чтобы ответить на выше перечисленные вопросы. Рассмотрите также рисунок кораблинской художницы Божук Натальи Цезаревны, на котором изображена белоснежная березка, может эту березку вы и опишите в своей работе. Учащимся II группы разрешается взять домой карточки со словосочетаниями, составленными на уроке, в качестве образца.

б) Учащиеся III группы получают на дом другое задание: отредактируйте текст о березке, составленный в группах на уроке.

Приложение № 1


______________________________


Художественный стиль

Комплексный анализ текста


Текст А



Береза - лиственное дерево с белым стволом, тонкими ветвями и пышной кроной. У березы мелкие листья, весной распускаются сережки. Весной у березы листья светло-зеленые, потом они темнеют, а осенью они становятся желтыми или красными. Береза растет в лесу, а также и в поле. Она не боится холода, поэтому произрастает не только в теплых краях, но и в Сибири . На севере растет карликовая береза.

(Из энциклопедии.)


Текст Б


На склон… небольш… пригорка, у самой дорог…, одиноко ст…яла молод…нькая береза. У нее была нежная и светлая атласная кожица. Береза по-детски радос…но взмахивала ветвями, точ…но восторженно приветствуя со…нце. Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое червонное золото листвы. Казалось, что от нее, как от сказочн… светильника, струился тихий свет. Было что-то задорное, даже дерзкое в ее одиночестве среди неприглядн… осенн… поля.

(М.Бубеннов.)


1. Докажите, что стиль текстов различен.____________________________________________

_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

2. Расставьте недостающие знаки препинания во втором тексте. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

3. Напишите мини-сочинение «Березка-снегурочка (для учащихся I группы).














Предварительный просмотр:

 


 


 


 


 


 


 


Русская береза – символ Родины моей

Сборник стихотворений рязанских поэтов XX в.

Ты до того, березонька, красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я не мыслим без твоей красы.

П.Балацкий

С.А.Есенин

Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Д.М. Гиряев

Береза

Стоишь безмолвно, словно фея,

В наряде светло-голубом.

Мороз, алмазы порассеяв,

Украсил косы жемчугом.

Люблю тебя в любую пору,

Береза русская моя!

Я рад волшебному узору

В трескучий холод января,

Красе открытой, обнаженной,

Когда теплом повеет март,

И ветер зашумит стозвонный,

Весны посланец, добрый бард.

Стою не внемля, замирая,

Когда роскошный свой наряд

В лучах зари в начале мая

Рождаешь ты.

О, как я рад,

Когда в твоей высокой кроне

Зеленый шум повеет вдруг,

Склонишься ты в земном поклоне

На бархатный цветистый луг…

Когда в душе моей проснется

И музы звук, и жизни цвет,        

И лира светлая вернется

Ко мне на этот божий свет.

Б.И.Жаворонков

* * *

Ах, березки! Бураны в округе

Заморозили вас над рекой.

Не грустите! Зеленые руки

Я легонько пожму вам весной.

Буду к вам приходить каждый день я –

Слушать ваш изумрудный хорал.

Я усну под березовой тенью,

Где б я долю свою ни искал.

И.С.Карлов

Первый снег

Незваным гостем привалил к нам снег,

Побушевал и на деревьях замер.

Закат смотрел на их пушистый мех

Усталыми, осенними глазами.

О, этот взгляд, ни мертвый, ни живой,

Ни жара в нем, ни цепкого мороза!

А под окном, качая головой,

Снежком умылась русая береза.

Кого же мне напомнила она

И стройностью, и красотой неброской?

Ах, вспомнил! В голубые времена

Я называл тебя моей Березкой!

Ты помнишь парка сумеречный свет?

Шел первый снег, выбеливая осень…

А нам всего лишь по семнадцать лет!

Увы, не то! Нам по семнадцать весен!

Умолкло все. Лишь в дальних уголках

Горланили грачи перед ночлегом.

Шел первый снег и таял на щеках,

И пахли поцелуи первым снегом!

Какою бы ты нынче ни была,

В какой бы цвет ни красила нас старость,

Ты с первым снегом в жизнь мою вошла

И первым снегом в памяти осталась!

В. С. Самарин

* * *

Отрадно все: стихи и проза,

И дети, и моя жена,

Когда я вижу, как береза

Весенним днем освещена.

 

На ней проклюнулись листочки,

Которых не было давно.

И я показываю дочке

Их, новоявленных, в окно.

Как не пытаюсь я, но чувства

Никак свои не передам.

Ведь с малых лет и сам учусь я

Читать природу по складам.

И лишь тому я рад сердечно,

Что нет, природы я не царь,

Коль перечитываю вечно

Ее загадочный букварь.

Но в знак любви хотелось мне бы

Признать единственным царем

Сияющее солнце в небе,

Что властвует моим двором.

И выражает взглядом дочка

Тот не поддельный интерес,

Который вызвали листочки

Не без участия небес.

В. Ф. Филатов.

* * *

Березы излучают свет

И душу наполняют светом.

Им пожелай ты добрых лет

Хотя бы за одно за это.

Пусть лето влагой напоит

И солнце их же обогреет.

Пусть никогда глаза твои

При встрече с ними не тускнеют.

В березах русских доброта,

Великодушие России,

Они просты, как ты проста,

И простотой своей красивы.

Д.М. Гиряев

Березка в сентябре

Фонарики в роскошной позолоте

Осыпали печалью твою грудь –

Осенний лист готовится к разлету,

Чтоб, умирая, золотом блеснуть!

Д.М. Гиряев

Березка

Вчера гордилась красотой,

Улыбкой щедро озаряла.

Шуршал убор твой голубой,

И солнце на ветвях играло.

А нынче русую косу

Посеребрил студеный дождик,

Злой ветер разметал красу-

И сбросил в грязь на подорожник.

Открылась стужам и ветрам,

Разделась донага, бедняжка.

Открытой зимним холодам

Стоять тебе в поклонах тяжких.

И.С.Карлов

Береза

На цыпочки встав, заслонила окно

Береза багряными косами.

Как видно, она разгадала давно

Недобрые замыслы осени!

Ах, как же она бережет мой покой,

Сентябрьским огнем не обласканный!

Ну, что мне сказать ей, хорошей такой,

По- женски ревнивой и ласковой?

Светла беспредельная нежность ее,

А преданность дружбе – завидная.

Она – мой запев,

Вдохновенье мое

И песня моя лебединая!

Я старых друзей покидать не люблю,

И нрав мой навряд ли изменится.

Что можно делить – я с друзьями делю,

Но сердце на части не делится!

Его и не надо на части делить:

И радость, и грусть в нем вмещаются.

Пусть болью друзей оно чаще болит

И к радостям их приобщается.

А если тоска просочится в жилье

Слезинками дождика серого –

Я знаю, что выручит сердце мое

Береза – российское дерево!

В.С.Самарин

***

Гляжу я на осеннюю природу,

На тихую березу у реки,

Которая бросает листья в воду,

Как человек на счастье медяки.

Мне хочется на миг принять участье…

Бросаю в воду несколько монет.

Зачем бросаю? Как она, на счастье,

Хотя, наверно, счастья в мире нет.

В. А. Семин

* * *

Стоят, обнимаясь руками - ветвями,

Березонька - дочка, березонька - мама.

Я помню, как мама была молодою,

Но годы прошли – она стала седою.

Лицо все в морщинах, спиною согнулась…

Но стройная рядом красуется юность!

Еще тонконога, еще слабовата,

Еще, как подросток, она угловата.

От легкого ветра тростинкой согнется,

На мамины плечи она обопрется.

Нам старость – опора, а юность – подмога,

И прочь улетает из сердца тревога.

Стоят, обнимаясь ветвями - руками:

Березонька - дочка, березонька - мама.  


Д.М. Гиряев

В березовой роще на родине

Пораскинулись пышные косы,

Распустились до самых колен.

О березы, родные березы!

Сердце пылкое взяли вы в плен!

Не пройти мимо вас, синеоких

Раскрасавиц, российских мадонн,

Белоликих, родных и далеких!

На душе моей радость и … стон!

Творчество молодых

Кузнецов Иван  родился в  1987 г. в поселке Ибердский. В 1995г. поступил в первый класс Ибердской начальной школы. В этом же году появились его первые стихи. В 1998 г. Ваня перешел в 5 класс нашей школы, которую окончил в 2005 г. Сейчас Иван  учится в Скопинском медицинском училище.

Стихи Вани впервые были опубликованы в газете «Кораблинские вести» в 1998 году, на чем знакомство жителей Кораблинского района с творчеством юного поэта не закончилось. Он неоднократно печатался в районной газете, его стихи звучали и на  школьных праздниках.

В январе 2002 года Кузнецов Иван стал победителем районного литературного конкурса «Отчий край – с Колесником».

Береза

Весной поранили березу,

Она пожаловалась мне,

Текли на землю сок и слезы,

Текли на землю по коре.

Давайте не губить природу!

России нашей – долго жить,

А белой красавице - березе,

Российским символом служить.

Обрати внимание: они учатся рядом!

Творчество твоих ровесников

Сухих Алексей

5 класс

2005

Вот я и в царстве деревьев. Русская красавица кудрявая береза шелестит молоденькими липкими листочками. Она уже старая, толстые ее корни вылезли наружу. Рядом растет рябина. Цветки ее еще не раскрылись. А вот и ели, раскидистые, высокие, на их верхушках висят старые шишки. Щетинистые лапы елей похожи на колючих ежиков. Уже вылезла свежая травка, так и хочется на нее прилечь, чтобы полюбоваться ярко-голубым небом, сочной зеленью и вволю надышаться ароматом весеннего леса.

Пивоварова Диана

5 класс

2005

Стоит в лесу стройная березка-девица. А под ней домик братцев-муравьев. Хорошо жить муравьям по соседству с березкой. Печет солнце – береза их домик спасает от его жгучих лучей, идет дождь – закрывает и от дождя. Березка тоже рада, что красавцы муравьи рядом живут. Весной она завивает кудри, надевает сережки, не забывает она и подушиться ароматными духами. «Как наша березка красна!» - радуются братцы-муравьи.

15

14

1

13

2

12

3

11

4

10

5

6

9

8

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Презентация к уроку русского языка 10 класс."Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8."

Презентация  по теме:" "Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8." 10 класс. Презентация состоит из 12 слайдов, включающих как теоретический материал по теме урока, так...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Сценарий урока русского языка по теме "Официально-деловой стиль речи"

Сценарий урока русского языка  по теме "Официально-деловой стиль речи"...