Советы при работе над частью С (ЕГЭ)
статья по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ
ПРИ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ
1. ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ.
*** Внимательное прочтение поможет вам понять основную мысль текста и позицию автора.
2. НАБРОСАЙТЕ АРГУМЕНТЫ « за » и « против » позиции автора.
*** Постарайтесь понять точку зрения автора.
*** Спросите себя, почему автор говорит это читателю? Так будет найдена первая мысль.
*** Как автор обосновывает свою позицию? Вы получите вторую мысль работы.
*** Иногда вы затрудняетесь в определении собственной точки зрения. Тогда напишите два
абзаца с противоположным мнением.
*** Не важно, в каком порядке вы запишете мысли, которые возникают в процессе прочтения
текста.
*** Не теряйте времени, не пишите полные предложения. Это ваши пометки, которые напоминают,
о чем следует писать
*** Если в ходе работы появляются новые мысли, не забудьте внести их в черновик. Не бойтесь
добавлять новое!
*** Выберите главную мысль. Подчеркните ее.
*** Не спешите писать, пока не проработаете все мысли.
3. ПОДКРЕПИТЕ ваши пометки примерами. Фактами, сравнениями, цитатами, для того чтобы ваша позиция стала убедительней.
*** Всегда доказывайте ваши мысли. Подкрепите прежде всего главную мысль.
*** Примеры и цитирование помогают быть убедительным, повышают оценку, но они должны быть
уместными.
*** Чрезмерное цитирование не приветствуется.
4. РАСПРЕДЕЛИТЕ подобранные аргументы или контраргументы: о чем скажете в первую очередь, о чем во вторую и т.д. это будет вашим учебным планом.
*** Ваши пометки - план работы.
*** Планирование – сложное занятие, но если вы спешите писать, не имея плана, то сочинение
может получиться запутанным.
*** Планирование плавно подведет вас к выводу.
*** Вы можете изменять план в процессе написания.
5. РЕШИТЕ, какой ВИД ТЕКСТА вы изберете ( Эссе или традиционное сочинение – рассуждение)
6. ПРОДУМАЙТЕ ВСТУПЛЕНИЕ, оно может быть нестандартным, постепенно или сразу подводящим к теме ваших рассуждений.
7. Еще раз перечитайте те мысли, которые прозвучат в вашей работе, и ПОДУМАЙТЕ О КОНЦОВКЕ.
*** Вы можете еще раз повторить главную мысль.
*** Суммировать все сказанное
*** Закончить яркой цитатой. Оно поможет продемонстрировать \вашу начитанность и кругозор.
*** Согласиться или поспорить с точкой зрения автора.
*** Использовать открытый финал – закончить сочинении риторическим вопросом.
8. ПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ, не забывая об образности и красоте собственной речи.
9. СЛЕДИТЕ за точностью и правильностью речи, избегайте речевых повторов.
*** Соединяйте мысли вашей работы в единое целое. Не прыгайте с одной мысли на другую.
*** Используйте следующие слова:
-к тому же
- в то же время
- тем не менее
- хотя, даже
- несмотря на то, что
- вместо того
*** Используйте слова, представляющие разные точки зрения:
- с одной стороны, с другой стороны
- в этом случае, в другом случае
- это может означать
- трудно не согласиться
*** Чтобы ваша позиция выглядела убедительней, пишите ( когда это возможно) « мы »:
- мы все об этом слышали
- наше будущее зависит
- мы не можем оставаться равнодушными
- проблемы, с которыми мы сталкиваемся
- это влияет на всех нас
*** Если вы поддерживаете точку зрения автора, обращайтесь к речевым структурам:
- Трудно не согласиться с автором, в том, что…
- Автор прав, утверждая, что…
- Справедливо утверждение автора о том, что…
- Мне ( нам) близка мысль автора о том, что…
***Если вы оспариваете точку зрения автора текста, выберите следующие структуры:
- Позиция автора, на мой взгляд, противоречива…
- Главную мысль автора можно опровергнуть, если вспомнить, что…
*** Используйте вопросы для обозначения мысли, например:
- Неужели это применимо для нашего общества?
10. СЛЕДИТЕ ЗА ВРЕМЕНЕМ
*** Убедитесь, что у вас есть часы, и периодически сверяйте время.
*** Не обращайте внимания на то, как сдают экзамен другие, работайте в своем режиме.
СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ
1. С чего можно начать сочинение? Предметом обсуждения в сочинении-рассуждении является проблема, заявленная в тексте. Учащийся должен ее выявить. Следовательно, во введении необходимо назвать проблему, сформулировав ее в виде тезиса.
Проблема может быть сформулирована следующим образом:
1) В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве:
*** В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения
людей в обществе.
или
*** Проблема воспитания является актуальной в наше время.
Или
*** Уважительное отношение к людям – проблема, без сомнения, актуальна в наши дни.
2) В форме предложения констатирующего характера, содержащего сообщение об актуальной проблеме:
*** Автор поднимает актуальную проблему, связанную с поведением человека в обществе.
3) С использованием стилистических фигур:
*** Хорошее воспитание. Хорошие манеры. Что стоит за этим понятием?
*** Нужно ли воспитывать в людях терпимость, внимательность, уважение?
*** Человек и общество, долг и обязанность, нравственность и гуманизм – вечные темы
классической литературы…
*** Какая из тем социальной жизни наиболее актуальна в наши дни? Пожалуй, тема
человеческих взаимоотношений.
*** Всегда ли мы положительно относимся друг к другу? Умеем ли мы быть внимательными и
терпимыми? Эти вопросы задают себе многие.
*** Д.С. Лихачев – крупнейший ученый-филолог и выдающийся просветитель наших дней.
Большое место в его творческом пути занимают труды, связанные с гуманистическим
воспитанием подрастающего поколения.
*** Каждый человек хочет, чтобы его ценили, любили, уважали. Но чтобы добиться такого
отношения, нужно самому уметь быть …
*** Большое впечатление произвели на меня высказывания Д.С.Лихачева, посвященное
проблеме бережного отношения ко всему, что нас окружает.
2. Далее следует прокомментировать проблему, поставленную автором текста.
*** Он( автор) рассматривает проблему как…
*** Автор считает, что…
*** Автор отмечает, что…
*** Автор трактует ее следующим образом…
3. Затем следует сформулировать собственное мнение, согласившись или не согласившись с позицией автора. Аргументируя собственную позицию, необходимо привести не менее 2-3 доказательств, опираясь на жизненный или читательский опыт, и выстроить их в логической последовательности. В качестве аргументов могут быть приведены примеры из художественной литературы, жизненного опыта, суждений великих людей и т .д. при этом аргументы должны быть краткими, точными, вескими.
*** Трудно не согласиться с автором… Во – первых,…; во-вторых;
*** Я разделяю точку зрения автора, позиция которого ясна и убедительна, потому что…
*** Представим, что автор не прав…
*** Разве можно не согласиться с автором текста. Конечно, нет. Он прав.
4. Вывод необходимо связать с тезисом, выдвинутым в начале сочинения, основной мыслью, т.е. подвести итог всему сказанному.
*** Таким образом, взаимоотношения людей - это сложный механизм…
*** Можно много говорить о…, но так и не найти единственно правильной точки зрения.
*** В заключении хочется отметить, что понятие … сложное и многогранное, поэтому нельзя
говорить однозначно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Краеведческая работа как форма патриотического воспитания"
Выступление на пед.совете...
Советы по написанию сочинения часть С2 -2013
По темам сборника И. П. Цыбулько...
Советы при сдаче письменной части международного экзамена
Мною разработаны и представлены несколько кратких советов в формате, который благосклонно подходит потребностям студентов основа родного языка которых - Славянский. Фокус находится в обесп...
Практические советы для работы с родителями
Практические советы для работы с родителями...
Материалы педагогического совета "Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися"
Цель: разработать эффективный алгоритм работы педагогического коллектива школы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися.Задачи:Выявить возможные причины низкой неуспеваемости обучающихся;Выраб...
Сообщение на педагогическом совете «Совершенствование работы педагогап в условиях модернизации системы образования. «Учиться самому, чтобы учить других». Первые шаги дистанционного обучения» на тему: «Выполнение практических работ в период дистанционного
Современный этап развития образования подошел вплотную к такому уровню когда дистанционное образование востребовано. У дистанционного образования есть плюсы и минусы....