Материалы педагогического совета "Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися"
методическая разработка на тему

Цель: разработать эффективный алгоритм работы педагогического коллектива школы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися.

Задачи:

  1. Выявить возможные причины низкой неуспеваемости обучающихся;
  2. Выработать комплекс мер, направленных на повышение успеваемости и подготовку выпускников к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом» ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ И НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ

Слайд 2

Цель: разработать эффективный алгоритм работы педагогического коллектива школы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. Задачи: Выявить возможные причины низкой неуспеваемости учащихся; Выработать комплекс мер, направленных на повышение успеваемости и подготовку выпускников к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Слайд 3

Основная идея Педагогического Совета: « Человек только тогда прилагает усилия, когда его побуждают к этому его желания. Когда они дремлют и ничто их не возбуждает, его превосходные качества и способности никогда не будут раскрыты.» Б. Мандевиль

Слайд 5

Особенности слабоуспевающих и неуспевающих школьников. Причины проявления отставания и неуспеваемости. Профилактика неуспеваемости. Педагогические технологии , помогающие учителю в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учениками, а также для профилактики неуспеваемости.

Слайд 6

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Особенности: низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития; отсутствие познавательного интереса; не сформированы элементарные организационные навыки; учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения; нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника; дети, в основном, из асоциальных семей; отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся; частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.

Слайд 7

1. Низкий уровень умственного развития Причины: педагогическая запущенность; частые заболевания; пропуски занятий; органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга. Проявляется в неумении: устанавливать причинно-следственные связи; учитывать все признаки предмета или явления; видеть общее и. д.

Слайд 8

2. Несформированность учебных навыков Ребенок не умеет учиться: работать с текстом; выделять главное, существенное; не может организовать свое время и распределить усилия и т. д. 3. Дефицит внимания с гиперактивностью Характеризуется: отвлекаемостью; подвижностью; неусидчивостью и т. д.

Слайд 9

4. Отсутствие познавательного интереса Обусловлено: с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности; ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение. 5. Несформированность произвольной сферы: проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

Слайд 10

6. Конфликтные отношения со сверстниками; учителями; отказ от усилий в учебной деятельности. 7. Низкий познавательный интерес не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.) Нуждается: в поддержке; в демонстрации того, что он состоятелен в других видах деятельности; полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

Слайд 11

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления Необходимо: наглядность в решении и изложении учебного материала; реализация принципа доступности учебного материала. 9. Низкая работоспособность Проявляется: в утомляемости; в истощаемости; в медленном темпе работы.

Слайд 13

ВНУТРЕННИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧЕНИКУ ВНЕШНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧЕНИКУ Недостатки биологического развития Недостатки психического развития личности Недостатки воспитанности личности Недостатки образования личности Недостатки опыта влияний школы Недостатки влияний внешкольной среды дефекты органов чувств слабое развитие эмоциональной сферы личности недостатки в развитии моральных качеств личности пробелы в знаниях и специальных умениях недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр. недостатки влияний семьи соматическая ослабленность слабое развитие воли недостатки в отношении личности к учителям, коллективу, семье… пробелы в навыках учебного труда недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива учащихся и др.) недостатки влияний сверстников особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей недостатки в трудовой воспитанности недостатки влияний культурно-производственного окружения психологические отклонения

Слайд 14

Необходимо выяснить причину отставания. Определить действительный уровень знаний. “ Возвратить” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

Слайд 15

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо: своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в ЗУН учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов ; установить правильность и разумность способов учебной работы , применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы; систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам; организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе так, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Слайд 16

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами: Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

Слайд 17

Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Слайд 18

ЭТАПЫ УРОКА АКЦЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ 1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки , допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании изучения темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.

Слайд 19

ЭТАПЫ УРОКА АКЦЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ 2.При изложении нового материала Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечит разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

Слайд 20

ЭТАПЫ УРОКА АКЦЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ 3.В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определённой системе , достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок , допущенных при ответах в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять её в должном темпе и осуществлять контроль.

Слайд 21

ЭТАПЫ УРОКА АКЦЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ 4.При организации самостоятельной работы вне класса Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками . Чётко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися. Согласовывать объём домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку , особенно слабоуспевающих учеников

Слайд 22

Дифференцированный подход в обучении Дидактические материалы: специальные обучающие таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля; карточки – заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточки с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточки, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточки-инструкции, в которых даются указания к выполнению заданий.

Слайд 23

Дифференцированный подход в обучении Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся). Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности. Индивидуальные дифференцированные задания. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель). Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Слайд 24

Создать на уроке ситуацию успеха: помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности; слабому – выполнить посильный объем работы.

Слайд 25

Технология, основанная на личностно – ориентированной педагогике (разные школы - Якиманская, Сериков). Обучение в сотрудничестве . Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. В классе создаются несколько команд разного уровня.

Слайд 26

Разнообразные формы и жанры урока: урок-игра урок-спектакль урок-путешествие урок-детектив урок-сказка урок-силовое многоборье урок-концерт урок-картина

Слайд 27

Проектное обучение Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание . Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.

Слайд 28

Технология “полного усвоения” : индивидуализировать занятия так, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала Цель : создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.

Слайд 29

Первая группа – « Руководители» (администрация школы); Вторая группа – « Учителя» (МО учителей естественно-математического цикла); Третья группа – « Родители» (МО учителей гуманитарного цикла) Четвертая группа – « Учащиеся» (МО учителей художественно-эстетического цикла, физической культуры и начальных классов) План работы в группе: 1. В течение 10 минут каждой группе предстоит выработать рекомендации для внесения корректив в работу образовательного учреждения: какие действия следует предпринимать учащимся, их родителям, учителям и администрации школы, чтобы повысить эффективность работы со слабоуспевающими учащимися? 2. Все предложения фиксируются: «Работа с учащимися», «Работа с родителями», «Работа с педагогами», «Организационно-административная работа». 3. Полученные записи комментируются, к ним делают необходимые добавления, осуществляется перестановка некоторых пунктов.

Слайд 31

Учителям-предметникам: На основании результатов контрольно-диагностических работ выявить в каждом классе неуспевающих и слабоуспевающих. Установить причину неуспеваемости (анкетирование). Составить списки слабоуспевающих и неуспевающих по классам. Для каждого ученика составить мониторинговую карту. Подготовить для учащихся и их родителей рекомендации по устранению пробелов и задания для самостоятельной работы на летний период. При планировании урока осуществлять дифференцированный подход в обучении. Подготовить для вышеназванной категории детей средства обучения, направленные на лучшее восприятие знаний (карточки-сигналы, алгоритмы, опорные конспекты и т.д.)

Слайд 32

Классным руководителям: До 20.05 под роспись ознакомить учащихся и их родителей с рекомендациями по устранению пробелов в знаниях. Осуществлять контроль за посещением учащимися индивидуально-групповых занятий. Руководителям МО: На заседаниях МО рассмотреть вопросы: «Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими»; «Применение ИКТ в работе со слабоуспевающими и неуспевающими»; «Дифференцированный подход в обучении предмета» и т.д. 2. Разработать единую форму мониторинговой карты с учётом особенностей предмета. Разработать единые рекомендации учителю-предметнику по работе со слабоуспевающими по каждому предмету. Организовать обобщение положительного опыта учителей в работе со слабоуспевающими.

Слайд 33

Заместителям директора: До 25.05 проконтролировать исполнение членами педагогического коллектива вышеназванных мер. Результаты контроля оформить в виде аналитической справки и (или) приказа по школе, а также представить на заседании Педагогического Совета в мае. Организовать (в рамках учебного плана) проведение ИГЗ со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися в 2014-15 учебном году. При планировании методической и учебно-воспитательной работы на 2014-15 учебный год акцентировать внимание на вопросах качества преподавания учебных предметов, работе со слабоуспевающими и их родителями, качестве работы учителя по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации .



Предварительный просмотр:

Памятка «Работа со слабоуспевающими учениками»

  1. Не ставить «слабого» ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку, дать план или алгоритм ответа.
  2. Не давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно разбить его на части и давать их постепенно, по мере усвоения учеником.
  3. Не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал, а отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома.
  4. Постоянно проверять степень понимания и усвоения нового материала.
  5. Анализировать и систематизировать ошибки, их причины, давать домашние задания по работе над типичными ошибками.
  6. Формировать уверенность в своих силах и знаниях, авансировать успех. Привлекать к формулировке выводов и обобщений, высказанных сильными учениками.
  7. Осторожно оценивать неудачи ученика, т.к. он и сам болезненно относится к ним.
  8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика разнообразием заданий, выбрав для усвоения наиболее существенные и сложные разделы учебного материала.

_____________________________________________________________________________________

Памятка «Работа со слабоуспевающими учениками»

  1. Не ставить «слабого» ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку, дать план или алгоритм ответа.
  2. Не давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно разбить его на части и давать их постепенно, по мере усвоения учеником.
  3. Не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал, а отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома.
  4. Постоянно проверять степень понимания и усвоения нового материала.
  5. Анализировать и систематизировать ошибки, их причины, давать домашние задания по работе над типичными ошибками.
  6. Формировать уверенность в своих силах и знаниях, авансировать успех. Привлекать к формулировке выводов и обобщений, высказанных сильными учениками.
  7. Осторожно оценивать неудачи ученика, т.к. он и сам болезненно относится к ним.

Следует в минимальной степени отвлекать ученика разнообразием заданий, выбрав для усвоения наиболее существенные и сложные разделы учебного материала.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 65

_________________________________________________________________________

(Наименование образовательного учреждения)

Отчет о работе учителя-предметника с неуспевающим обучающимся

Предмет _________________________________________________

Ф. И. О. учителя ______________________________________________

Класс ____________________________________________________

Ф. И. О. неуспевающего обучающегося _______________________

Неуспеваемость / неаттестация

Четверть

Текущие отметки

Пропущено занятий (количество)

По болезни

Необоснованно

I

II

III

IV

Причины неуспеваемости

Четверть

Связаны с учебным предметом

Связаны с прилежанием

Связаны с взаимоотношениями

Связаны со здоровьем

Иные причины

I

II

III

IV

Мероприятия по устранению неуспеваемости

Мероприятия

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Беседы курирующего зам. директора с родителями по просьбе учителя (даты)

Посещение дополнительных занятий (где, когда)

Беседы учителя с родителями (даты)

Беседы курирующего заместителя директора с обучающимся по просьбе учителя (даты)

Беседы классного руководителя по просьбе учителя (даты)

Вызов на малый педагогический совет (даты)

Подпись учителя-предметника:

I четверть____________________________________ Дата: ____________________

II четверть____________________________________ Дата: ___________________

III четверть___________________________________ Дата: ___________________

IV четверть___________________________________ Дата: ___________________



Предварительный просмотр:

Карта наблюдений за работой слабоуспевающего обучающегося

Ф. И. обучающегося: ________________________________________

Класс: __________________________________

Период наблюдений: _____________________

Показатели

Дата

Подготовка к уроку

Учебник

Тетрадь

Дневник

Выполнение домашнего задания

Полностью

Частично

Не выполнено

Работа на уроке 

Активен

Пассивен

Не участвует

Поведение на уроке

Хорошее

Удовлетворительное

Неудовлетворительное

Запись домашнего задания

Полностью

Частично

Не записано

Оценка за урок

Устный ответ

Практическая работа

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________.

Рекомендации: _____________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________.

"___" ________________ 20__ г.

                                                                                                                        (Дата)

Учитель: _____________ /___________________/

                                                                                                                (Подпись)                                (Ф.И.О.)



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 65

_________________________________________________________________________

(Наименование образовательного учреждения)

Индивидуальная карта учащегося

(заполняет учитель-предметник)

Ф. И. учащегося: _________________

Класс: ________

Учитель-предметник: ___________

Учебный год: ________________

Предметы

Оценки I четверти

Оценки II четверти

Оценки III четверти

Оценки IV четверти

Оценка за учебный год

Текущие

Итог

Текущие

Итог

Текущие

Итог

Текущие

Итог

Пропуски (кол-во уроков по предмету)

Уважительная причина

Неуважительная причина

Уважительная причина

Неуважительная причина

Уважительная причина

Неуважительная причина

Уважительная причина

Неуважительная причина

Уважительная причина

Неуважительная причина

Причины неуспеваемости_______________________________________________

Мероприятия по предупреждению неуспеваемости учащегося на ________

Мероприятие

Сроки



Предварительный просмотр:

Анкета для обучающегося "Причины учебной неуспеваемости"

Инструкция

Отметьте тот учебный предмет (или предметы), который(ые) соответствует каждому из утверждений.

Утверждение

Учебные предметы

Русский язык

Литература

История

География

Английский язык

Биология

Математика

Этот предмет вызывает у меня затруднения

Считаю предмет неинтересным

Неинтересно материал преподается учителем

Не понимаю материал учебника

Нерегулярно выполняю домашнее задание

Не работаю сам с учебником

Не умею решать задачи

Имею проблемы в знаниях за прошлые годы

Много пропущено уроков

Не могу сосредоточиться на уроке

Не хватает времени на подготовку к уроку

Спасибо!



Предварительный просмотр:

Анкета для обучающегося "Причины пробелов в знаниях"

Инструкция

Ребята, ответьте на вопросы (можно указать несколько вариантов ответов).

1. На каких уроках затруднений не испытываю? (Указать название учебного предмета / предметов)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Испытываю затруднения на уроках в связи с тем, что:

а) плохо усвоен предыдущий материал;

б) не умею выделять главное в изучаемом материале и основные признаки новых понятий;

в) применять изученный теоретический материал для решения задач, выполнения упражнений;

г) работать самостоятельно, так как быстро забываю ранее изученный материал;

д) другие затруднения (указать)______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Систематически ли выполняю домашнее задание?

а) да;

б) нет (указать причину):

– затрудняюсь, потому что не понял в классе;

– большой объем;

– ленюсь;

– знаю, что не спросят;

– не люблю предмет;

– другие причины (указать)_________________________________________________________

_________________________________________________________________________________.

4. Предметы естественно-математического цикла начинаю учить:

а) с теории;

б) практики;

5. При подготовке домашнего задания начинаю в первую очередь (указать учебный предмет / предметы)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________, так как:

а) эти предметы наиболее интересны;

б) интересует содержание предмета;

в) легко усваиваю материал;

г) радует возможность проявить свою активность;

д) увлекает коллективный поиск истины, совместная работа с товарищами;

е) радует общение с учителем;

ж) эти предметы наиболее важные;

з) эти предметы наиболее трудные;

и) другая причина (указать).

Спасибо!



Предварительный просмотр:

5. Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимся и его родителями

5.1. Учитель в начале года проводит диагностику с целью выявления уровня обученности учащегося.

5.2. Учитель использует на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

5.3. Регулярно и систематически опрашивает обучающихся, выставляет оценки своевременно, не допуская их скопления в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество учащихся, опрошенных на уроке, должно быть не менее 30%).

5.4. Комментирует оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем).

5.5. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль ЗУН.

5.6. Учитель-предметник обязан определить сроки, в течение которых слабоуспевающий учащийся должен освоить тему; в случае затруднения дать консультацию.

5.7. Если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (трех и более), учитель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или родителей ученика о низкой успеваемости.

5.8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае необходимо использовать другие методы воздействия.

5.9. Если пп. 5.1–5.8 выполнены, но  положительный результат отсутствует, учитель докладывает администрации ОУ о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в следующей форме:

Ф. И. ученика

Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины)

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Сроки сдачи материалов

Информация классному руководителю (дата)

Информация родителям (дата)

Результат работы

6. Программа деятельности классного руководителя

6.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы; использовать анкетирование учащихся и родителей, собеседование. К возможным причинам неуспеваемости можно отнести: пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине), недостаточную домашнюю подготовку, низкие учебные способности, нежелание учиться, недостаточную работу на уроке, высокий уровень сложности материала и т. д.

6.2. Если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить их причины (уважительные, неуважительные).

Уважительными причинами считаются:

•        болезнь, подтвержденная справкой от врача;

•        мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждений-организаторов;

•        освобождение от урока в случае плохого самочувствия (справка выдается медработником) с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя;

•        семейные обстоятельства (по заявлению на имя директора ОУ).

Неуважительными причинами считаются пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося.

Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случай единичный), беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через совет профилактики (если пропуски систематические).

6.3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к заместителю директора по воспитательной работе в случае уклонения родителей от своих обязанностей.

6.4. В случае жалобы ученика на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем-предметником или обратиться к директору ОУ, заместителю директора по учебно-воспитательной работе (далее – УВР), чтобы проверить соответствие объема домашнего задания нормам.

6.5. В случае если пп.6.1.–6.4. выполнены, но положительный результат отсутствует, классный руководитель ставит об этом в известность администрацию ОУ и обращается с ходатайством о проведении Педагогического Совета по вопросу неуспеваемости конкретного учащегося.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

Слайд 2

УЧИТЕЛЬ-ПРЕДМЕТНИК: Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить ( количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся). Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем). Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию. Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”). Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия. При выполнении отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе.

Слайд 3

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование). В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная). Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случае единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через малый педсовет ( если прогулы систематические). В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к заместителю директора по ВР в случае уклонения родителей от своих обязанностей. В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к директору ОУ, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам. В случае отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном учащемся администрации школы с ходатайством о проведении малого педсовета.



Предварительный просмотр:

7. Программа деятельности ученика

7.1. Ученик обязан выполнять домашние задания, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.

7.2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.

7.3. Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины), обязан самостоятельно изучить учебный материал. В случае затруднения он может обратиться к учителю за консультацией.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

8. Программа деятельности родителей

8.1. Родители обязаны являться в школу по требованию педагога или классного руководителя.

8.2. Родители обязаны контролировать выполнение учеником домашнего задания и его посещение ОУ.

8.3. В случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником.

8.4. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, администрации ОУ.

8.5. В случае уклонения родителей от своих обязанностей на ученика и его родителей оформляются материалы в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Слайд 2

РОДИТЕЛИ: Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам . Родители имеют право посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, администрации ОУ В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.



Предварительный просмотр:

9. Программа деятельности социального педагога

9.1. Социальный педагог обязан провести индивидуальную беседу с учащимся с целью выявления возможных причин неуспеваемости.

9.2. При необходимости специалист посещает квартиру ученика, составляет акт обследования.

9.3. Социальный педагог должен держать на особом контроле посещение уроков слабоуспевающими учащимися. В случае систематических пропусков без уважительной причины и по решению педсовета учащийся ставится на внутришкольный учет, о чем в обязательном порядке информируются родители.

10. Программа деятельности школьного психолога

10.1. В случае обращения классного руководителя по вопросу выявления причин низкой успеваемости учащегося психолог ОУ определяет систему методик, позволяющих выявить эти причины, и проводит диагностику.

10.2. По результатам диагностики психолог ОУ составляет аналитическую справку и информирует классного руководителя и администрацию.

10.3. Психолог дает рекомендации классному руководителю и учителям-предметникам по вопросу индивидуального развития конкретного ребенка.

11. Программа деятельности администрации ОУ

11.1. Администрация ОУ организует работу педсовета по вопросу неуспеваемости.

11.2. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими учащимися.

11.3. Составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися.

12. Контроль соблюдения данного Положения

12.1. Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель, учителя-предметники, родители.

12.2. Общий контроль осуществляют социальный педагог и заместитель директора по УВР.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ

Слайд 2

АДМИНИСТРАЦИЯ ОУ: Проводит индивидуальную беседу с учащимся с целью выявления возможных причин неуспеваемости. При необходимости посещает квартиру ученика, составляет акт обследования. Держит на особом контроле посещение уроков слабоуспевающими учащимися. В случае систематических пропусков без уважительной причины и по решению Педагогического Совета учащийся ставится на внутришкольный учет, о чем в обязательном порядке информируются родители. Организует работу Педагогического Совета по вопросу неуспеваемости. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими учащимися. Составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися.



Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ № 200

заседания Педагогического Совета

от 04 апреля 2014 года

Присутствовали: администрация школы, учителя 1-11-х  классов (всего  38   человек).

Повестка заседания:

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися.

Цель: разработать эффективный алгоритм работы педагогического коллектива школы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися.

Задачи:

  1. Выявить возможные причины низкой неуспеваемости обучающихся;
  2. Выработать комплекс мер, направленных на повышение успеваемости и подготовку выпускников к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Основная идея Педагогического Совета: «Человек только тогда прилагает усилия, когда его побуждают к этому его желания. Когда они дремлют и ничто их не возбуждает, его превосходные качества и способности никогда не будут раскрыты».  Б. Мандевиль

План проведения Педагогического Совета:

  1. Обоснование темы. Цели и задачи Педсовета.
  2. Краткие теоретические сведения, касающиеся осмысления ключевых понятий темы:
  • особенности слабоуспевающих и неуспевающих школьников.
  • причины проявления отставания и неуспеваемости.
  • профилактика неуспеваемости.
  • педагогические технологии, помогающие учителю в работе со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися, а также для профилактики неуспеваемости.
  1. Работа в творческих группах: индивидуальна и групповая рефлексия.
  2. Обобщение результатов творческих групп. Выступление представителей от группы с результатами работы и краткими выводами (с использованием компьютерной презентации).
  3. Выработка и принятие решения Педагогического Совета.
  4. Рефлексия.

        Особенности неуспевающих обучающихся

Слабоуспевающими принято считать обучающихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.

Особенности:

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;
  • отсутствие познавательного интереса;
  • не сформированы элементарные организационные навыки;
  • обучающиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;
  • нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника;
  • дети, в основном, из асоциальных семей;
  • отсутствие адекватной самооценки со стороны обучающихся;
  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.

Признаки

1. Низкий уровень умственного развития

Причины: 

  • педагогическая запущенность;
  • частые заболевания;
  • пропуски занятий;
  • органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется в неумении:

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • учитывать все признаки предмета или явления;
  • видеть общее и. д.

2. Несформированность учебных навыков

Ребенок не умеет учиться: 

  • работать с текстом;
  • выделять главное, существенное;
  • не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью

Характеризуется: 

  • отвлекаемостью;
  • подвижностью;
  • неусидчивостью и т. д.

4. Отсутствие познавательного интереса

Обусловлено:

  • с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
  • ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

5. Несформированность произвольной сферы: проявляется в том, что обучающийся делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6. Конфликтные отношения 

  • со сверстниками;
  • учителями;
  • отказ от усилий в учебной деятельности.

7. Низкий познавательный интерес

  • не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается: 

  • в поддержке;
  • в демонстрации того, что он состоятелен в других видах деятельности;
  • полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо:

  • наглядность в решении и изложении учебного материала;
  • реализация принципа доступности учебного материала.

9. Низкая работоспособность 

Проявляется:

  • в утомляемости;
  • в истощаемости;
  • в медленном темпе работы

Причины

ВНУТРЕННИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБУЧАЮЩЕМУСЯ

ВНЕШНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБУЧАЮЩЕМУСЯ

Недостатки биологического развития

Недостатки психического развития личности

Недостатки воспитанности личности

Недостатки образования личности

Недостатки опыта влияний школы

Недостатки влияний внешкольной  среды

дефекты органов чувств

слабое развитие эмоциональной сферы личности

недостатки в развитии моральных качеств личности

пробелы в знаниях и специальных

умениях

недостатки процесса обучения,  учебных пособий и пр.

недостатки влияний семьи

соматическая ослабленность

слабое развитие воли

недостатки в отношении личности к учителям, коллективу, семье…

пробелы в навыках учебного труда

 недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива учащихся и др.)

недостатки влияний сверстников

особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение

отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей

недостатки в трудовой воспитанности

 недостатки влияний культурно-производственного окружения

психологические отклонения

Чему учить

  1. Необходимо выяснить причину отставания.
  2. Определить действительный уровень знаний.
  3. “Возвратить” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

Выводы

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо:

  • своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в ЗУН учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов;
  • установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы;
  • систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам;
  • организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе так, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Правила

В работе со слабыми обучающимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

  1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
  4. Не следует заставлять таких обучающихся отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность обучающимся позаниматься дома.
  5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких обучающихся уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет обучающемуся в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
  6. Следует осторожнее оценивать неудачи обучающегося, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
  7. Во время подготовки обучающимся ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
  8. Следует в минимальной степени отвлекать обучающегося, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Профилактика

ЭТАПЫ УРОКА

АКЦЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ

1. В процессе контроля за подготовленностью обучающихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у обучающихся наибольшие затруднения.

Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые обучающимися в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.

Контролировать усвоение материала обучающимися, пропустившими предыдущие уроки.

По окончании изучения темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.

2. При изложении нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания обучающимися основных элементов излагаемого материала.

Стимулировать вопросы со стороны обучающихся при затруднениях в усвоении учебного материала.

Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний.

Обеспечит разнообразие методов обучения, позволяющих всем обучюащимся активно усваивать материал.

3.В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определённой системе, достичь большего эффекта.

Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь обучающимся в работе, всемерно развивать их самостоятельность.

Учить умениям планировать работу, выполнять её в должном темпе и осуществлять контроль.

4.При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.

Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.

Чётко инструктировать обучающихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими обучающимися.

Согласовывать объём домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих обучающихся.

Педагогические технологии, формы, приемы и методы

  1. Дифференцированный подход в обучении

Дидактические материалы:

  • специальные обучающие таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля;
  • карточки – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
  • карточки с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
  • карточки, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
  • карточки-инструкции, в которых даются указания к выполнению заданий.
  • Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется обучающемуся).
  • Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  • Индивидуальные дифференцированные задания.
  • Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки обучающихся (вариант определяет учитель).
  • Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
  • Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
  • Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
  • Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
  1. Создать на уроке ситуацию успеха:
  • помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
  • слабому – выполнить посильный объем работы.

3. Технология, основанная на личностно – ориентированной педагогике (разные школы - Якиманская, Сериков).

4. Обучение в сотрудничестве.  Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. В классе создаются несколько команд разного уровня.

  1. Разнообразные формы и жанры урока: 
  • урок-игра
  • урок-спектакль
  • урок-путешествие
  • урок-детектив
  • урок-сказка
  • урок-силовое многоборье
  • урок-концерт
  • урок-картина

6. Проектное обучение 

  • Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности обучающихся.
  • При работе над проектом у обучающихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание.
  • Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.

7.  Технология “полного усвоения”: индивидуализировать занятия так, чтобы каждый обучающийся получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала

Цель: создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

        Технология позволяет обучающемуся при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения.

        Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.

        После теоретического выступления была организована работа в группах:

Первая группа – «Руководители»  (администрация школы);

Вторая группа – «Учителя» (МО учителей естественно-математического цикла);

Третья группа – «Родители» (МО учителей гуманитарного цикла)

Четвертая группа – «Обучающиеся»  (МО учителей художественно-эстетического цикла, физической культуры и начальных классов).

        Продолжительность групповой работы 15 минут.

        План работы в группе:

1. В течение 10 минут каждой группе предстоит выработать рекомендации для внесения корректив в работу образовательного учреждения: какие действия следует предпринимать обучающимся, их родителям, учителям и администрации школы, чтобы повысить эффективность работы со слабоуспевающими обучающимися? 

2. Все предложения фиксируются:   «Работа с обучающимися»,   «Работа с родителями»,   «Работа с педагогами»,  «Организационно-административная работа».   

3. Полученные записи комментируются, к ним делают необходимые добавления, осуществляется перестановка некоторых пунктов. 

  1. Результат работы группы «Руководители» (администрация школы):

АДМИНИСТРАЦИЯ ОУ:

  • Проводит индивидуальную беседу с обучающимся с целью выявления возможных причин неуспеваемости.
  • При необходимости  посещает квартиру обучающегося, составляет акт обследования.
  • Держит на особом контроле посещение уроков слабоуспевающими обучающимися. В случае систематических пропусков без уважительной причины и по решению Педагогического Совета обучающийся ставится на внутришкольный учет, о чем в обязательном порядке информируются родители.
  • Организует работу Педагогического Совета по вопросу неуспеваемости.
  • Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими обучающимися.
  • Составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими обучающимися.
  1. Результат работы группы «Учителя» (МО учителей естественно-математического цикла):

УЧИТЕЛЬ-ПРЕДМЕТНИК:

  • Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
  • Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
  • Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда обучающийся уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).
  • Комментировать оценку обучающегося (необходимо отмечать недостатки, чтобы обучающийся мог их устранять в дальнейшем).
  • Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.
  • Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий обучающийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
  • Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей обучающегося о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”).
  • Учитель не должен снижать оценку обучающемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
  • При выполнении отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости обучающегося и о проделанной работе.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

  • Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости обучающегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу (методы работы: анкетирование обучающихся, родителей, собеседование).
  • В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная).
  • Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случай единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через малый педсовет (если прогулы систематические).
  • В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями обучающегося, обращаясь за помощью к заместителю директора по ВР в случае уклонения родителей от своих обязанностей.
  • В случае указания обучающимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к директору ОУ, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам.
  • В случае отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном обучающемся администрации школы с ходатайством о проведении малого Педсовета.
  1. Результат работы группы «Родители» (МО учителей гуманитарного цикла):

РОДИТЕЛИ:

  • Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.
  •  Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания обучающимся и его посещение ОУ
  • Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам.
  •  Родители имеют право посещать уроки, по которым обучающийся показывает низкий результат.
  • Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу,  администрации ОУ
  • В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на обучающегося и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
  1. Результат работы группы «Обучающиеся» (МО учителей художественно-эстетического цикла, физической культуры и начальных классов):

ОБУЧАЮЩИЕСЯ:

  • Обучающийся обязан выполнять домашние задания, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.
  • Обучающийся обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.
  • Обучающийся, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины), обязан самостоятельно изучить учебный материал. В случае затруднения он может обратиться к учителю за консультацией.

        Проведя анализ и осмысление путей по повышению эффективности работы участников образовательного процесса (администрации, учителе, родителей и обучающихся) со слабоуспевающими обучающимися, обобщив результаты работы творческих групп, Педагогический Совет РЕШИЛ:

  1. Учителям-предметникам:
  1. На основании результатов контрольно-диагностических работ выявить в каждом классе неуспевающих и слабоуспевающих.
  2. Установить причину неуспеваемости (анкетирование).
  3. Составить списки слабоуспевающих и неуспевающих по классам.
  4. Для каждого ученика составить мониторинговую карту.
  5. Подготовить для учащихся и их родителей рекомендации по устранению пробелов  и задания для самостоятельной работы на летний период.
  6. При планировании урока осуществлять дифференцированный подход в обучении.
  7. Подготовить для вышеназванной категории детей  средства обучения, направленные на лучшее восприятие знаний (карточки-сигналы, алгоритмы, опорные конспекты  и т.д.)
  1. Классным руководителям:
  1. До 20.05.2014  под роспись ознакомить учащихся и их родителей с рекомендациями по устранению пробелов в знаниях.
  2. Осуществлять контроль за посещением учащимися индивидуально-групповых занятий.
  1. Руководителям МО:
  1. На заседаниях МО  рассмотреть вопросы:
  • «Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими»;
  • «Применение ИКТ в работе со слабоуспевающими и неуспевающими»;
  • «Дифференцированный подход в обучении предмета» и т.д.
  1.  Разработать единую форму мониторинговой карты с учётом особенностей предмета.
  2. Разработать единые рекомендации  учителю-предметнику по работе со слабоуспевающими по каждому предмету.
  3. Организовать обобщение положительного опыта учителей в работе со слабоуспевающими.
  1. Заместителям директора:
  1. До 25.05.2014 проконтролировать  исполнение членами педагогического коллектива вышеназванных мер. 
  2.  Результаты контроля  оформить в виде аналитической справки и (или) приказа по школе, а также представить на заседании Педагогического Совета в мае.
  3. Организовать (в рамках учебного плана) проведение ИГЗ  со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися в 2014-15 учебном году.
  4. При планировании методической и учебно-воспитательной работы на 2014-15 учебный год акцентировать внимание на вопросах качества преподавания учебных предметов, работе со слабоуспевающими и их родителями, качестве работы учителя по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации. 

Председатель                                

Секретарь                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и...

Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке

Выступление на педсовете школы о работе со слабыми учащимися....

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке английского языка

В данной работе представлены способы повышения интереса к изучению английского языка у слабоуспевающих учащихся через различные виды деятельности. В этой статье рассмотрены наиболее эффектив...

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке английского языка

В данной работе представлены способы повышения интереса к изучению английского языка у слабоуспевающих учащихся через различные виды деятельности. В этой статье рассмотрены наиболее эффектив...

Методические рекомендации организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроках истории и обществознания.

             В последнее время психологи и педагоги вместе с медикамиотмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения . Давайте п...

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке английского языка

В данной работе представлены способы повышения интереса к изучению английского языка у слабоуспевающих учащихся через различные виды деятельности. В этой статье рассмотрены наиболее эф...

Дифференциация обучения: работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроках биологии

Мотивация деятельности учителя по внедрению и разработке инновационных процессов в обучении....