Интегрированный урок русского языка и литературы "Перифраз"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Урок на тему "Перифраз" в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_na_temu_perifraz.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Козлов В.В., МОБУ «Гимназия №3»

Интегрированный урок русского языка и литературы

«Странное явление языка»

Тип урока:         урок изучения нового

Форма:            игра-соревнование

Цель: формирование знания лексического приёма «перифраз» и умения находить перифразы в текстах. 

Задачи учащихся:

1.Найти в системе Интернет название новому явлению, примеры.

2.Дать определение перифразу как образному лексическому явлению.

3.Исследовать тексты на наличие перифразов.

4.Составить перифразы к данным словам.

5.Повторить термины: «лексика», «лексические приёмы художественной изобразительности», «фразеологизм», стили языка: художественный, официально-деловой, научный, публицистический, разговорный.

Оборудование к уроку:

1.компьютеры с выходом в Интернет

2.проектор и экран

3.подписанные карточки для жребия

4.листы для работы учащихся, ручки

5.доска, мел

6.жетоны для оценивания команд

ХОД   урока

1.Оргмомент.Объявление условий. Деление на группы. Названия для групп.

2.Повторение терминологии, необходимой для понимания нового материала: : «лексика», «лексические приёмы художественной изобразительности: сравнение, метафора, гипербола, эпитет, олицетворение», «фразеологизм»; стили языка (художественный, официально-деловой, научный, публицистический, разговорный).

2.Введение в проблему посредством нахождения примеров художественной изобразительности в тексте и приведения к незнакомому явлению.

3.Целеполагание.

4.Теоретическая работа с новым материалом.

А) Поиск в Интернете названия данному примеру (данным примерам).

Б) Обобщение информации в единое определение. Запись определения.

5.практическая работа с новым материалом.

А) Приведение других перифразических примеров. Запись примеров.

Б) Поиск перифразических примеров в данных учителем текстовых отрывках разного стиля.

В) Поиск перифразических выражений слову «я» в будущем письме.

Г) Поиск перифразических выражений слову «учитель».

Д) Заполнение семантической части кроссворда перифразами.

6.Повторение.

7.Оценка работы учащихся.

8. Рефлексия нового знания. Необходимо ли знание явления «перифраз»? Почему урок так назывался – «Странное явление языка»?

9.Рефлексия.

10.Окончание урока.

______________________________________________________________________

Материалы для учащихся

Текст  

Жили-были да горя не видали джунгли. Да вдруг беда пришла. Воевать меж собой стали звери и птицы. Триста лет не  ели, не пили, а только дрались. И только царь зверей с царём птиц смогли конец войне найти, когда сами помирились.

Диктант

Младший сын Крона низверг всё-таки своего родителя в царство Аида. Зевс стал на горе богов коронованным правителем. Жители Олимпа боялись молниеносного громовержца.


Индивидуальный лист для работы учащегося

Перифраз - это _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диктант

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перифразы:

__________________________________                        ____________________________________

__________________________________                        ____________________________________

__________________________________                        ____________________________________

Кроссворд «наоборот»: кроссворд уже решён, нужно заполнить семантическую часть его

1

п

е

т

е

р

б

у

р

г

 

 2

е

с

е

н

и

н

 

 

 

 

3

р

ы

б

а

к

 

 

 

 

 

4

и

к

с

 

 

 

 

 

 

 

5

ф

е

м

и

д

а

 

 

 

 

6

р

ы

ц

а

р

ь

 

 

 

 

7

а

в

с

т

р

а

л

и

я

 

8

з

о

л

о

в

к 

а 

 

 

 

Возможные подсказки:

1.Северная столица. Город белых ночей

2.Певец рязанских раздолий.

3.Охотник на рыб. Шведский белорус – победитель «Евровидения»

4.Знак неизвестности

5.Богиня правосудия

6.Средневековый воин и защитник дам

7.Зелёный континент. Родина кенгуру.

8.Мужнина сестра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык + английский язык в 6 классе по теме "Числительное"

Интегрированный урок русский язык + английский язык в 6 классе по теме "Числительное".   Числительные в русских и английских пословицах....

Интегрированный урок русского языка и МХК «Русский офицер и художник - Павел Андреевич Федотов»

Данный интегрированный урок  – совместный проект учителей русского языка, МХК и истории, разработанный прежде всего для учащихся кадетских классов. Кроме реализации учебных задач (развитие ...

Интегрированный урок (русский язык, английский язык) по теме: «Роль причастий в русской и английской речи»

Урок разработан в соответствии с учебными программами по русскому языку (автор-составитель С.И. Львова, В.В. Львов М., Мнемозина, 2010) и английскому языку для учащихся 6 класса. Урок имеет цель...

Интегрированный урок ( русский язык – английский язык) 4 класс. Тема: Глагол.

данный урок был проведён в 4 классе с целью сопоставления изменения глагола в английском и русском языках.   Цели:1. Воспитывать уважение и интерес  к русскому языку и языкам...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...