Конспект урока русского языка в 6 классе "Употребление безличных глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Тема "Употребление безличных глаголов" является довольно сложной для изучения. Данный материал поможет учителю тщательно подготовиться к уроку, выбрав для детей оптимальные по трудности задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezlichnye_glagoly_6_l.doc | 70 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkiy_6.doc | 46.5 КБ |
zadaniya_russkiy.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Челсменская основная общеобразовательная школа
Галичского муниципального района
Конспект урока
русского языка в 6 классе
на тему:
«Употребление безличных глаголов».
Разработала
учитель русского языка
и литературы
Посыпкина Елена
Юрьевна
2017 год
Цель урока: познакомиться с употреблением в речи безличных глаголов и личных глаголов в значении безличных.
Задачи урока:
- Образовательные: прививать умение употреблять безличные глаголы; проанализировать синтаксические конструкции, в которых личные глаголы употребляются в значении безличных; прививать умения отличать безличные глаголы от личных; совершенствовать умение строить высказывания с безличными глаголами; повторить орфограммы (НЕ с глаголами; -тся и -ться в глаголах).
- Воспитательные: воспитывать интерес к самостоятельному исследованию языковых явлений, понятий, воспитывать культуру речи, чувство прекрасного.
3. Развивающие: развивать логическое и творческое мышление, память, воображение; развивать речь, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы на основе наблюдений, овладевать научным стилем речи.
Оборудование:
- Учебник «Русский язык. Практика. 6 класс» под ред. Г. К. Лидман-Орловой (М., «Дрофа», 2010 г.);
- В. В. Бабайцева, М. И. Сергиенко «Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс» к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы» (М., «Дрофа», 2009 г.);
- Индивидуальные карточки с заданиями.
- Карточки с заданиями для организации работы учащихся в парах: «Разгадай кроссворд», «Подготовь связный рассказ о безличных глаголах по вопросам», «Заполни таблицу».
- Картины (иллюстрации) для написания сочинения-миниатюры.
- Музыкальное сопровождение для творческого задания - Kenny G – Moment.
- Листы самооценки для каждого учащегося.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начинаем урок русского языка. Проверьте, все ли готово к началу занятия.
- Каждому из вас я выдаю листы самооценки, куда вы будете вносить оценки, заработанные вами в ходе урока за выполнение отдельных заданий. В конце урока вы должны выставить себе средний балл.
II. Постановка темы и цели урока
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и «классная работа». Сегодня мы с вами продолжим изучение безличных глаголов. Тема урока звучит так: «Употребление безличных глаголов». Запишите в тетради.
- Попробуйте сформулировать основные цели нашего урока.
(ответы учащихся).
Дополнение учителя к ответам детей: потренироваться в употреблении безличных глаголов; научиться отличать безличные глаголы от личных; совершенствовать умение строить высказывания с безличными глаголами.
III. Проверка домашнего задания. Актуализация полученных на предыдущем уроке знаний.
- Для того чтобы узнать, насколько хорошо вы поняли изученный на предыдущем уроке материал, организуем работу в парах, каждая из которых получает свое задание теоретического или практического характера (учитель выдает каждой паре отпечатанное задание). Через 2 минуты заслушаем ответы каждой пары.
1 пара - Подготовить связный рассказ о безличных глаголах по данным вопросам.
1. Что обозначают безличные глаголы?
2. На какие лексические группы делятся безличные глаголы?
3. Как изменяются безличные глаголы?
4. В каких глагольных формах могут употребляться безличные глаголы?
5. С помощью каких суффиксов могут быть образованы безличные глаголы от личных?
6. Каким членом предложения всегда являются безличные глаголы?
2 пара – Разгадать кроссворд. Вставить в клеточки безличные глаголы согласно данным определениям.
Ответы: знобит, вечереет, везёт, снилось, спится, хочется, темнеет, заныло, кажется.
3 пара – Выполнить упражнение № 117 в «Рабочей тетради»: вписать НЕ (слитно или раздельно), подчеркнуть безличные глаголы. К какой лексической группе относятся эти глаголы? Объясните написание НЕ с глаголами.
Индивидуальное задание (слабому ученику) – выписать на доску безличные глаголы из домашнего упражнения № 307 (дышится, веет, не сидится, хочется, тянет), объяснить орфограммы в глаголах и выполнить синтаксический разбор указанного предложения:
(Легко дышится после грозы! Повеств., воскл., простое, распр., односоставное. [ ])
- Итак, прошло 2 минуты. Настало время проверить качество выполненной вами работы (каждая пара выступает по очереди, остальные учащиеся исправляют допущенные ошибки).
- А теперь оцените свое первое задание: если вы ни разу не ошиблись - «5», если допустили 1 – 2 ошибки – «4», если допустили 3 – 5 ошибок – «3».
IV. Освоение нового материала
- Как же отличать безличные глаголы от личных, употребленных в безличном значении?
- Сравним два предложения (учитель записывает на доске, дети – в тетрадях).
1) Приятно пахнет сосна.
2) Приятно пахнет сосной.
- Чем отличается первое предложение от второго? Подчеркните грамматические основы в каждом предложении.
(в первом предложении есть и подлежащее, и сказуемое)
- Вы правы, первое предложение двусоставное, т. к. в нем присутствуют оба главных члена, а второе – односоставное, т. к. в нем есть только один главный член - сказуемое.
- Является ли глагол пахнет безличным? (Нет. В первом предложении при нем есть действующее лицо – сосна)
- Верно. Однако для второго предложения подобрать действующее лицо не удается. Значит, во втором предложении личный глагол употребляется в безличном значении, при котором нет и не может быть подлежащего.
V. Первичное закрепление
- А сейчас мы с вами потренируемся в различении личных и безличных глаголов, а также личных глаголов в безличном значении. Работаем в парах. Я выдаю вам список глаголов и таблицу, которую нужно заполнить. Первая пара выписывает в первый столбик таблицы глаголы, которые могут быть сказуемыми только в двусоставных предложениях (т. е. всегда имеют при себе подлежащее). Вторая пара выписывает во второй столбик глаголы, которые могут быть только безличными, т. е. при них нет и не может быть подлежащего. Третья группа (3 чел.) выписывает в третий столбик глаголы, которые могут быть как личными, так и безличными.
- С одним из выписанных глаголов составьте и запишите в тетради предложение.
1 | 2 | 3 |
Глаголы: не хочется, понесло, смеется, ударило, бежит, светает, играет, засыпало, думается, смотрит, знобит, веет.
- На выполнение данного задания я даю вам 3 – 4 минуты.
(самостоятельная работа учащихся в парах)
- Итак, проверяем. Если задание выполнено правильно, то в каждом столбике таблицы должно быть одинаковое количество глаголов (каждая пара выступает по очереди).
1 графа: смеется, бежит, играет, смотрит.
2 графа: не хочется, светает, думается, знобит.
3 графа: понесло, ударило, засыпало, веет.
Предложения (примерные):
- Звонко бежит речной ручеек.
- Летом на улице очень рано светает.
- На рассвете в долине теплом веет. – Ветер веет свежей прохладой.
(Учащиеся не только зачитывают свои глаголы, но и заполняют другие графы после обсуждения. В итоге у каждого ученика должна быть заполнена таблица целиком).
- Оцените качество выполнения этого задания (учащиеся выставляют оценки в «Листы самооценки»).
- А сейчас выполните упражнение № 112 в «Рабочей тетради»: перестройте предложения с двумя главными членами (т. е. двусоставные) в предложения с одним главным членом (односоставные) – сказуемым, выраженным безличным глаголом. Один ученик (слабый) выполняет это задание у доски, остальные – в тетрадях.
Затем – взаимопроверка (пары меняются тетрадями и проверяют правильность выполнения работы).
(Учащиеся выставляют по итогам проверки себе оценки).
VI. Самопроверка. Творческое задание.
- Настало время проверить себя и понять, умеете ли вы составлять связный текст, используя и личные, и безличные глаголы. Я подготовила несколько вариантов для выполнения творческого задания – написать сочинение-миниатюру по выбранной картине (5 – 7 распространенных предложений). Подчеркните в своем тексте безличные глаголы.
- Если есть необходимость, вы можете воспользоваться набором безличных глаголов, который напечатан на отдельном листе.
(каждая пара выбирает картину, не видя, что на ней изображено, и по необходимости - список глаголов для сочинения).
Итак, темы для сочинения-миниатюры таковы:
- «Вечер у реки»
- «В зимнем парке»
- «В осеннем лесу»
- «В летнем лесу»
- Работаем самостоятельно, советуясь только с соседом по парте. А для создания хорошего настроения будет звучать легкая музыка - Kenny G – Moment. Когда музыка закончится, мы проверим ваши творческие работы (примерно 5 минут).
Список глаголов (на выбор в соответствии с темой) для написания сочинения-миниатюры:
Вечереет, пахнет, морозит, холодает, замело, покрыло, посветлело, побелело, смеркается, темнеет, засыпало, дышится, хочется, думается, не сидится, тянет.
- А теперь заслушаем каждую пару.
- Выскажите свое мнение об услышанном. Удалось ли раскрыть тему сочинения? Употреблены ли безличные глаголы?
- Оцените сами выполненное вами задание и внесите результаты в «Листы самооценки».
VII. Подведение итогов урока
- Наш урок подходит к концу. Попробуйте ответить на главный вопрос: как же отличать безличные глаголы от личных и от личных глаголов, употребленных в безличном значении? Какова роль безличных глаголов в речи?
- Скажите, что у вас хорошо получилось? Над чем еще нужно поработать? Как вы оценили свою работу на уроке? Назовите средний балл. (ответы учащихся)
- Оценки за урок…
VIII. Домашнее задание
(Домашнее задание отпечатано для каждого ученика, взято упражнение из электронного сборника дидактических и раздаточных материалов, изд-во «Учитель»)
- Итак, посмотрите, какую работу вы должны выполнить дома (идет комментарий):
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, подчеркните все глаголы. Определите, какие глаголы являются личными, безличными, личными в безличном значении. Укажите. Выполните указанные разборы.
Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. (А. П. Чехов.) Толстый хотел было возразить2 что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительности, что тайного советника2 стошнило. (А. П. Чехов.) Посветлело3 в небе. Утро скоро. С ямщиком беседуют ш…феры. (М. Светлов.) Эскадронный пол…жил2 рядом винтовку и долго вертел в руках новенький половник. Свежий хворост был медвяно пахуч и липок, в нос ширяло зап…хом цветущего краснотала, землей попахивало. (М. Шолохов.) С механиком ему (не) везло: то попадет…ся лодырь, то ничего (не) понимает в моторе.
- Что непонятно в домашней работе?
- Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Посыпкина Елена Юрьевна
Класс: 6-й. Дата: 17 ноября Предмет: русский язык.
Тема урока: «Употребление безличных глаголов».
Место урока в системе уроков по изучаемой теме: второй урок по изучению безличных глаголов (34-й урок в разделе «Глагол»).
Цель урока: познакомиться с употреблением в речи безличных глаголов и личных глаголов в значении безличных.
Задачи урока:
- Образовательные: потренироваться в употреблении безличных глаголов; проанализировать синтаксические конструкции, в которых личные глаголы употребляются в значении безличных; прививать умения отличать безличные глаголы от личных; совершенствовать умение строить высказывание с безличными глаголами.
- Воспитательные: воспитывать интерес к самостоятельному исследованию языковых явлений, понятий, воспитывать культуру речи.
3. Развивающие: развивать логическое и творческое мышление, память, воображение; развивать речь, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы на основе наблюдений, овладевать научным стилем речи.
Этап урока | Время, мин. | Цель | Методы и приемы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Организацион ный | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | --- | --- | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Готовность класса к уроку |
Постановка темы и цели урока | 2 | Подведение детей к постановке задач урока. | Наблюдение, беседа | Ф | Озвучивает тему урока. Подводит детей к самостоятельному формулированию целей урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдает листы самооценки. | Записывают тему урока в тетрадь. Подписывают листы самооценки. | Понимание учащимися поставленных целей урока. |
Проверка домашнего задания, актуализация полученных знаний | 8 | Выявление степени понимания учащимися изученной темы | Рассказ по плану, разгадывание кроссворда, работа с текстом | П И | Формулирует задание. Предлагает индивидуальные задания и задания для работы в парах. Обеспечивает мотивацию выполнения. | Выполняют задания по карточкам попарно и индивидуально. По очереди отвечают и комментируют. Объясняют орфограммы. Один делает разбор предложения. | Понимание учащимися теоретических основ изучаемой темы. |
Освоение нового материала | 4 | Развитие умения различать безличные глаголы от личных, употребленных в безличном значении. | Наблюдение, работа с предложениями (сравнение) | Ф | Указывает объект наблюдения. Побуждает к высказыванию своего мнения | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения, объясняют свой выбор | Сформулирована проблема, которую должны решить в ходе урока |
Первичное закрепление нового материала | 5 5 | Освоение способа различения глаголов | Самостоятель ная работа (сравнение, классифика ция), взаимопрове рка | П И | Проводит инструктаж учащихся. Организует выступление групп, обмен мнениями | Читают глаголы, сравнивают, выбирают и объясняют свой выбор | Осмысление учащимися изучаемого материала |
Самопроверка (творческое задание) | 9 | Осознание каждым учащимся степени овладения изученным материалом | Сочинение –миниатюра, самооценка | П | Организует творческую работу. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. | Выполняют творческое задание. Осуществляют самооценку. Высказывают свое мнение. | Понимание учащимися цели задания. Качественная оценка работы класса и отдельных учеников |
Подведение итогов урока | 3 | Соотнесение поставленных задач урока с достигнутым результатом, фиксация нового знания постановка дальнейших целей | Рефлексия, контроль | Ф | Задает вопросы о целях урока. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Оценка результативной и процессуальной сторон работы класса и отдельных учащихся. |
Домашнее задание | 3 | Закрепление изученного на уроке материала | Наблюдение, беседа | Ф | Мотивирует учащихся к выполнению домашнего задания, дает комментарий к его выполнению. | Записывают домашнее задание в дневниках. Слушают комментарии учителя. | Понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Предварительный просмотр:
1 пара - Подготовить связный рассказ о безличных глаголах по данным вопросам.
1. Что обозначают безличные глаголы?
2. На какие лексические группы делятся безличные глаголы?
3. Как изменяются безличные глаголы?
4. В каких глагольных формах могут употребляться безличные глаголы?
5. С помощью каких суффиксов могут быть образованы безличные глаголы от личных?
6. Каким членом предложения всегда являются безличные глаголы?
2 пара – Разгадать кроссворд. Вставить в клеточки безличные глаголы согласно данным определениям.
1. Ощущается болезненный озноб. 2. День клонится к вечеру. 3. Удается в делах. 4. Виделось во сне о чем-либо. 5. Хочется спать. 6. Есть желание. 7. Антоним глагола светает. 8. Появилась ноющая, тупая боль. 9. Создается впечатление, представляется. |
|
3 пара – Выполнить упражнение № 117 в «Рабочей тетради»:
вписать НЕ (слитно или раздельно), подчеркнуть безличные глаголы.
Подготовить ответ на вопрос: к какой лексической группе относятся эти глаголы? Объясните написание НЕ с глаголами.
Индивидуальное задание – выписать на доску безличные глаголы из домашнего упражнения № 307, объяснить орфограммы в глаголах (устно) и выполнить полный синтаксический разбор указанного предложения.
Задание: вписать в таблицу данные ниже глаголы. С одним из них составить и записать предложение.
1 глаголы, которые могут быть сказуемыми только в двусоставных предложениях | 2 глаголы, которые могут быть только безличными, т. е. при них нет и не может быть подлежащего | 3 глаголы, которые могут быть как личными, так и безличными. |
Глаголы: не хочется, понесло, смеется, ударило, бежит, светает, играет, засыпало, думается, смотрит, знобит, веет.
Задание: вписать в таблицу данные ниже глаголы. С одним из них составить и записать предложение.
1 глаголы, которые могут быть сказуемыми только в двусоставных предложениях | 2 глаголы, которые могут быть только безличными, т. е. при них нет и не может быть подлежащего | 3 глаголы, которые могут быть как личными, так и безличными. |
Глаголы: не хочется, понесло, смеется, ударило, бежит, светает, играет, засыпало, думается, смотрит, знобит, веет.
Задание: вписать в таблицу данные ниже глаголы. С одним из них составить и записать предложение.
1 глаголы, которые могут быть сказуемыми только в двусоставных предложениях | 2 глаголы, которые могут быть только безличными, т. е. при них нет и не может быть подлежащего | 3 глаголы, которые могут быть как личными, так и безличными. |
Глаголы: не хочется, понесло, смеется, ударило, бежит, светает, играет, засыпало, думается, смотрит, знобит, веет.
Список глаголов (на выбор в соответствии с темой)
для написания сочинения-миниатюры:
Вечереет, пахнет, морозит, холодает, замело, покрыло, посветлело, побелело, смеркается, темнеет, засыпало, дышится, хочется, думается, не сидится, тянет.
Список глаголов (на выбор в соответствии с темой)
для написания сочинения-миниатюры:
Вечереет, пахнет, морозит, холодает, замело, покрыло, посветлело, побелело, смеркается, темнеет, засыпало, дышится, хочется, думается, не сидится, тянет.
Список глаголов (на выбор в соответствии с темой)
для написания сочинения-миниатюры:
Вечереет, пахнет, морозит, холодает, замело, покрыло, посветлело, побелело, смеркается, темнеет, засыпало, дышится, хочется, думается, не сидится, тянет.
Список глаголов (на выбор в соответствии с темой)
для написания сочинения-миниатюры:
Вечереет, пахнет, морозит, холодает, замело, покрыло, посветлело, побелело, смеркается, темнеет, засыпало, дышится, хочется, думается, не сидится, тянет.
Список глаголов (на выбор в соответствии с темой)
для написания сочинения-миниатюры:
Вечереет, пахнет, морозит, холодает, замело, покрыло, посветлело, побелело, смеркается, темнеет, засыпало, дышится, хочется, думается, не сидится, тянет.
Список глаголов (на выбор в соответствии с темой)
для написания сочинения-миниатюры:
Вечереет, пахнет, морозит, холодает, замело, покрыло, посветлело, побелело, смеркается, темнеет, засыпало, дышится, хочется, думается, не сидится, тянет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка по теме "Виды глагола"
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА В 5 «А» КЛАССЕПО ТЕМЕ «ВИДЫ ГЛАГОЛА»Учитель русского языка Л.Н.Нагаева 2011/2012 уч.год ТЕМА УРОКА: Виды глагола.ЦЕЛИ: 1) Ознакомить с новой гр...
Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (6 класс)
Материал содержит конспект урока и презентацию....
Урок русского языка по теме "Безличные глаголы"
Урок изучения нового материала...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Глагол
Форма проведения урока: дидактическая игра.Цели: подготовка к орфографическому диктанту, усвоение норм правописания.Задачи:Обучающие: закрепить полученные орфографические и морфологические знания о гл...
Конспект урока русского языка по теме "Вид глагола". 5кл.
Представлен подробный конспект урока русского языка по теме: "Вид глагола", 5кл. по образовательной программе "Школа 2100"....
Конспект урока русского языка по теме "Безличные предложения" с презентацией
Конспект урока по теме "Безличное предложение", изучение нового материала....
Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (5 класс, ОС "Школа 2100).
Урок русского языка с использованием развивающих технологий....