Час народной мудрости (кружковое занятие)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Карькаева Людмила Николаевна

   Одним из плановых занятий кружка «Лингвист» было занятие о пословицах, их происхождении, роли в речи. Эти меткие и краткие изречения являются украшением речи, мы должны их знать и уметь расшифровать.  Пословица связана с интересом минуты, с рядом предшествующих мыслей в разговоре, пословица на практике имеет глубокое значение как ответ на житейский вопрос, как изречение подтверждения, свидетельства, убеждения. Смысл в пословице прежде всего, красота и складность -  на втором месте. Последние играют главную роль в поговорке, являющейся, таким образом, видом пословицы, в котором форма приобретает перевес над содержанием. Пословица относится всякий раз к какому-нибудь конкретному факту, применяется к житейской практике, поговорка применяется к слову, — она не столько подтверждает мысль, сколько красит, сдабривает речь, вносит в нее оживление и игривость.

На занятии учащиеся знакомятся с историей возникновения пословиц, работают с предложенной презентацией «Пословицы шутят», узнают и запоминают много новых метких изречений, обогащая свою речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_narodnoy_mudrosti.rar177.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                Час народной мудрости.

                               (занятие кружка русского языка ) 7 класс

                                                            Автор: учитель русского языка и литературы

                                                            МОУ СОШ № 12 г.Балашова

                                                            Карькаева Людмила Николаевна

Цель:

  1.  Познакомить  семиклассников с историей одного из  жанров фольклора – пословицами.
  2. Формировать устойчивый интерес к предмету через пополнение словарного запаса учащихся.
  3. Обучить умению анализировать пословицы.

    Учитель: Сегодня мы поговорим о самом малом жанре устного народного творчества – пословицах. Они охватывают самые разнообразные стороны жизни (даже сказки более ограничены тематически, чем пословицы, не говоря уже о песнях, былинах, загадках). Пословицы тесно связаны с живой разговорной речью, о них говорят: «Без пословицы речь не молвится». Они очень устойчивы и почти не подвержены изменениям,  интересны и кратки. В них «сжат опыт бесчисленных поколений», - так сказал об этом жанре Максим Горький. Пословицы представляют собой обобщённый вывод из жизненных наблюдений. В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги. Приведите примеры пословиц, которые вы знаете и попробуйте объяснить смысл каждой.( Например: Семь раз отмерь, один раз отрежь;  Людей не осуждай, а за собой примечай; Время разум даёт; Тяжело тому жить, кто от работы бежит) . Учащиеся устно  называют и пробуют объяснить  смысл названных изречений, делают выводы. Попробуйте сосчитать, сколько пословиц мы употребим и услышим сегодня.

      А теперь поговорим об истории пословиц и  о том, как они появились. (Заранее подготовленные ученики  делают сообщения).

  1. Изначально целью пословиц была передача опыта молодым поколениям. Интересно то, что люди, создававшие пословицы, не знали грамоты, поэтому хранить и передавать свой жизненный опыт иначе как через пословицы, просто не умели. Бессмертие пословиц – в верности жизненным наблюдениям, важности их мудрых мыслей. Они выражают народную оценку жизни, поэтому народ ценит и бережёт их. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших, поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что всё ими сказанное – истина. Например: «Что посеешь, то и пожнёшь», « Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», « Один с сошкой, семеро с ложкой».
  2. Появившись на заре цивилизации, многие пословицы дожили и до наших дней, наполняясь новым содержанием. Например, мы говорим: « На те, Боже, что нам не гоже». Эта пословица звучала раньше несколько иначе: «На те, убоже (нищий), что нам не гоже». Смысл стал другим. Или мы сейчас говорим: «Он подложил свинью». Происхождение этой пословицы имеет отношение к военной тактике древних славян: дружина клином наподобие кабаньей, свиной головы врезалась в строй противника, рассекая его на две части. Теперь слово «свинья» в пословице воспринимается совершенно иначе. Таким образом, у многих пословиц есть собственная история.
  3. Поражает вездесущность пословиц. Они касаются всех всех предметов, вторгаются во все области человеческого бытия, надежд, помыслов, оценок, обычаев, нравов, характера человека.    В. Даль, большой знаток русского фольклора, выделял для пословиц 179 рубрик! Многие из нас говорят стандартно, невыразительно, а порой и безграмотно. «Хромое слово – хромая речь», - так гласит русская пословица. А ведь есть живая и прекрасная, могучая и гибкая речь, есть пословицы!
  4. Вот как охарактеризовал народ достоинства этого замечательного жанра: образность, краткость, склад и лад, правдивость, мудрость, прямота, смелость. Запоминаются пословицы легко, они являются поэтическими миниатюрами. Используются в них художественные приёмы и средства: противопоставления ( Мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка всегда в избе); синонимия (И криво, и косо, и на сторону побежал); гипербола ( Заблудился в трёх соснах); тавтология ( От добра добра не ищут); метонимия ( Один с сошкой, семеро с ложкой) и другие.

   Учитель: Пословицы и поговорки обогащают и украшают наш язык. Максим Горький говорил: « Необходимо знать наш богатейший фольклор, особенно же наши изумительные, чёткие, меткие  пословицы и поговорки».  Приобщаться к пословицам важно с малых лет, это как «живая вода», ибо народное искусство  и вправду похоже на чудотворную сказочную воду. Оно приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, учит ценить в жизни честность и справедливость. Используйте в своей речи пословицы, украшайте её, будьте любознательны и изучайте пословицы! Не зря говорят: « Старая пословица не зря молвится».

    А сейчас вашему вниманию предлагается  работа с презентацией. Мы будем выполнять предложенные на слайдах  задания и выясним, кто лучше всех знает пословицы, кто умеет отгадывать «зашифрованные» пословицы, кто обладает хорошей смекалкой ( Работа с презентацией).

  Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кладезь народной мудрости"

Данное внеклассное мероприятиепреследует следующие цели: приобщение детей к народному творчеству, прививитие любви к народным традициям, развитие эстетического и нравственного восприятия мира....

Звездный час "Кладезь народной мудрости"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов...

Презентация "Кладезь народной мудрости"

Презентация к внеклассному мероприятию по истории Звездный час "Кладезь народной мудрости"...

Презентация - Одежда говорит о человекеПервое что мы оцениваем в человеке это внешность, первое что мы оцениваем во внешности это одежда. Народная мудрость говорит: Встречают по одёжке, провожают по уму. Иными словами, оценка по одежде не всегда може

Видеоряд к уроку изобразительного искусства в 5 классе.  Первое  что мы оцениваем в человеке это внешность,  первое  что мы оцениваем во внешности  это одежда. Наро...

План кружковой работы "Народную мудрость - в лукошки - ладошки" (знакомство с малыми фольклорными формами)

Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование кружковой работы "Народную мудрость - в лукошки-ладошки". Планирование расчитано на воспитанников младшего возраста и включает в себя сле...

Сценарий внеклассного занятия «Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости» (4 класс)

Занятие проводилось с учащимися, посещавшими кружок "Фольклорное наследие Англии" Они были разбиты на 4 группы, каждая из которых получила предварительно свое задание.Сценарий занятия был опубликован ...

Викторина "Народное творчество и народная мудрость"

Приобщение детей к народному творчеству, освоение народных ценностей...