Урок русского языка в 5 классе на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Тип урока - изучение нового материала. Форма - урок-исследование, в результате которого учащиеся сами приходят к выводу о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonetika_5_klass_novyy.odt | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Макурова Л.В., школа-интернат 5 вида
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»
Тип урока — изучение нового материала.
Форма урока — урок-исследование.
Цели урока
Образовательные:
- изучение двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я;
- работа над фонетическим разбором слова.
Развивающие:
- овладение приёмами языкового анализа, сравнения, обобщения;
- развитие образного и логического мышления, речи, речевого слуха.
Воспитательные:
- воспитание ответственности за написание буквы;
- привитие интереса к изучению языка;
- развитие интеллекта, творческих способностей и самостоятельности мышления учащихся.
Ход урока
Эпиграф
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг.
Н. В. Гоголь
- Организационный момент.
- Беседа с классом по вопросам:
- На какие две группы делятся все звуки русской речи?
- Как характеризуются согласные звуки?
- Для чего нужен мягкий знак?
- Зачем нужен твёрдый знак?
- Объявление темы и целей урока.
Слово учителя с элементами беседы.
Почему мы делаем ошибки при письме? ( Потому что существует противоречие между звуком и буквой. Мы пишем не так, как говорим и слышим. Есть большие расхождения. И об этих расхождениях надо знать, чтобы понять, где применять правило. Задача этого урока — разобраться в несовпадениях гласных звуков, выявить двойную фонетическую роль букв Е, Ё, Ю, Я и постараться понять их смысловую роль в слове, а также научиться делать частичный фонетический разбор. Сейчас нам нужно вспомнить те сведения о звуках, которые вы получили в начальной школе. А помогут нам это сделать замечательные слова русского писателя 19 века Н.В. Гоголя
(чтение эпиграфа).
- Повторение основных теоретических сведений по таблице «Гласные звуки».
- Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их.
- Сколько гласных букв? Назовите.
- В чём вы видите несовпадение? (Е, Ё, Ю, Я)
- Историческая справка.
Слово учителя:
Ещё М.В. Ломоносов, создавший первый учебник грамматики русского языка, называл их «потаёнными». В чём же тайна этих «жемчужин»?
Тайна кроется уже в самом их возникновении. Оказывается, последними в русском алфавите появились буквы Й и Ё. Есть сведения, что ввёл их в русскую азбуку Н.М. Карамзин. Именно благодаря ему появились у нас такие слова, как промышленность, общественность, образ. Однажды Н.М. Карамзин встретил плачущую женщину и, увидев, как у неё катятся из глаз капельки горя, воскликнул: «Какие же это слезы! Это слёзы!» Так появилась буква Ё. Но почему-то Карамзин поставил её не в конец алфавита, а на 7-ое место. Как вы думаете, почему? (Образовалась от буквы Е)
- Лабораторная работа
На доске заранее начерчена таблица, а на вспомогательной доске написаны примеры для наблюдения, рядом с которыми постепенно записываются значения букв.
Звуки | Буквы | Буквы | Звуки |
нисти | нести | нёс | нос |
жэч | жечь | жёг | жок |
лубоф | любовь | союз | сайус |
сэма | семя | семья | симйа |
ясно | йасна | ||
объяснять | абйаснат | ||
После согласного обозначает | мягкость и один звук Э, О, У, А | Обозначают два звука: после гласного, после Ъ и Ь | в начале слова |
Работа проводится по алгоритму: смысл — фонетика — орфограмма — вывод.
Е — Ё леденеть — лёд, дешеветь — дешёвый (движение — завершение движения)
У — Ю любовь — дружба, союз (единство, связь)
Я приятный — примирять, семья, друзья ( личность, внутреннее состояние)
- Закрепление
Чтение правила ( см. учебник, с.120)
Определите количество звуков и букв в словах: листья, хлопья, ясный, съешь, сентябрь, октябрь, вёсла, рюкзак.
Работа над словами в рамке на с. 121 учебника (ателье, кашне, модель, свитер, теннис, партер, шоссе):
сначала слова читает учитель и обращает внимание на их правильное произношение;
выясняется лексическое значение слов ателье, кашне, партер;
далее слова читают учащиеся;
составьте и запишите 3 предложения с обращением, используя любые из данных слов и слово пожалуйста.
Проверка.
- Подведение итогов
Чему мы научились на сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся)
А вот вам в подарок рифмовка, которая поможет овладеть грамотностью:
Хочу я правильно писать,
И мне полезно это знать.
В русской речи большое значение
Имеет правильное произношение.
Но буква и звук не всегда совпадают -
Несовпадения проверяют.
9. Домашнее задание: параграф 60, упр. 306
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"
Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....
Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...
Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.
Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....
Буквы О и А на конце наречий Урок русского языка 7 класс
Данный урок был проведен в рамках Недели русского языка. Урок плановый....
Урок русского языка. 7 класс. Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-
Буквы о и а на конце наречийс приставками из-, до-, с-...
Урок русского языка 5 класс "Буквы е - и в корнях с чередованием"
Данный урок - урок открытия новых знаний...