Правила построения словосочетаний и предложений в русском языке
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
правила построения словосочетаний и предложений в русском языке разнообразны и сложны. Часто сложность создает именно управление как вид синтаксической связи, что обусловлено отчасти наличием в рксском языке как предложного, так и беспредложного управления. Вам предложен определенный минимум слов с трудным управлением. Знание его необходимо для успешного выполнения некоторых заданий ЕГЭ. Более подробно этот материал изложен в справочнике Д.Э. Розенталя "Управление в русском языке: Словарь-справочник"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_postroeniya_slovosochetaniy_i_predlozheniy_v_russkom_yazykeyudocx.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила построения словосочетаний и предложений в русском языке весьма сложны и разнообразны. И часто сложность создает именно управление как вид синтаксической связи, что обусловлено отчасти наличием как предложного, так и беспредложного управления.
Минимум слов с «трудным» управлением, необходимых для успешного выполнения некоторых заданий и для предупреждения достаточно частотных ошибок при написании сочинения, предложен ниже.
Глагольное и именное управление в русском языке
абонемент на что абстрагироваться от чего акцентировать что на чем альтернатива чему анонс о чём апеллировать к кому – чему аргументировать что чем беспокоиться о ком – чём и за кого –что биться над чем и с чем благодарить кого за что благодарность кому – чему благодаря кому – чему верить во что и чему винить в чём и за что вникнуть во что возложить на кого – что и к чему вопреки чему воспротивиться чему восхищаться кем – чем выучиться на кого гадать о чём гарантия чего, чему, от чего и в чём говорить что, о чём голосить по кому и по ком гордиться кем – чем и за кого гордость за кого – что и кем – чем горевать о ком – чём, по кому – чему и по ком – чем готовить кого – что, к чему и для чего готовиться к чему и на что грешить чем и против чего грустить о ком – чём, по кому – чему и по ком – чём любоваться кем –чем и на кого –что молить о чём и кого молиться кому – чему и на кого –что надеть что и на кого –что натаскать что и чего начать чем и с чего невежественный в чём неверие во что неспособный к чему и на что нетерпимый к кому – чему обидеть кого – чем обидеться на кого – что обогатить кого –что чем одержимый чем одеть кого –что во что или чем оказать что оплата чего и за что оплатить что осведомить кого о чём осведомленный в чём и о чём ослушаться кого – чего отзыв о чем и на что охотиться за кем и на кого оценка кого –чего и кому – чему очароваться кем – чем очевидный для кого памятник кому – чему и кого – чего пародия на что перпендикулярный чему и к чему печалить кого печалиться о ком – чём платить чем за что подпись: с подписью и за подписью подражать кому – чему в чём помощь: с помощью и при помощи соболезновать кому –чему и в чём согласно чему средство от чего и против чего страх чего, к чему и перед чем талант к чему и на что тосковать о ком – чём, по кому –чему и по ком – чём тревожиться за кого –что и о ком –чем уверенность в чем угодить кому- чему угроза кому –чему и для кого – чего ударить во что и по чему удачливый в чем удостоить чего и чем указание на что и о чём указать что и на что укорять в чём уплатить что и за что уполномоченный кого- чего и по чему | доверие к кому – чему и кому – чему доверять что и в чём договор о чём и на что дожидаться кого –чего долг кому и перед кем достойный кого – чего дрожать за кого - что и над кем -чем жертвовать что и чем заведующий чем заверить что и в чём занять что и чего заплатить за что и что заслуживать чего заслужить что заслушаться чего и чем засмотреться на кого -что защита от кого – чего и против кого –чего защитить кого –что от кого –чего заявить что и о чём заявление о чем и на что избегать чего- кого иммунитет к чему и против чего интегрировать что исследование чего и о чём итог чего и чему командовать кем – чем и над кем – чем командующий чем компенсировать что и чем конкурс на что консультировать кого консультироваться с кем и у кого лекарство от чего и против чего постоянство чего и в чём превалировать над кем – чем превосходить кого – что чем, в чем и по чему превосходство над кем – чем и в чём предостеречь от чего и против чего предугадать что преемник кого и кому презрение чего и к чему презреть что преимущество перед кем – чем и в чём пренебречь кем – чем претендовать на что преуспевать в чём притязать на что противник чего и чему равносильный для кого, чему раздумывать над чем и о чём разубедить кого в чём рассказать что, о чем, про что реакция чего на что рекомендовать для чего, на что, к чему, кого рецензия на что ровесник кого – чего и кому – чему роптать на что и за что руководитель чего и чем руководить кем – чем сведущий в чём свидетель чего и чему скучать о ком – чём, по кому – чему и по ком – чём следовать кому –чему и за кем – чем смотр чего и чему смотреть что и на кого – что уполномочить на что и к чему упор на что и на чём управление чем и чего управляющий чем устойчивость к чему и против чего устойчивый в чём, к чему и против чего участник чего характеристика кого и на кого характерный для кого – чего ходатайствовать о ком – чём и за кого – что хозяин чего и чему цель: с целью и в целях экспериментировать с кем – чем и над кем – чем эпилог чего и к чему ясность чего и в чем |
Запомнить! В следующих словосочетаниях ошибки допускаются наиболее часто: играть роль, иметь значение, надеть (что-либо на себя), одеть (кого- либо), оплатить проезд, уплатить за проезд, говорить о фильме, скучать по сестре, уделять внимание работе, обращать внимание на работу, исходить из предположения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Назывные предложения. Урок русского языка в 8 классе.
Цель урока:Дать понятие назывного предложения, формирование умений: 1) находить назывные предложения; 2) определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерк...
Урок на тему "Сложное предложение" по русскому языку в 5 классе.
Урок в 5 классу на тему "Сложное предложение" представляет собой урок-исследование, на котором ученики самостоятельно усваивают новый материал и проверяют свои знания....
Главные члены предложения. Урок русского языка в 8 классе.
Тема урока: Главные члены предложения. (Обобщающий урок)Цели урока: 1) закрепить и углубить знания учащихся о главных членах...
КлеймноваЛ.Ю. Односоставные предложения Урок русского языка в 8 классе
Урок в 8 классе по теме «Односоставные предложения», цель которого дать понятие односоставных предложений, познакомить с определённо-личными предложениями, интересен тем,...
Творческая мастерская (построение текста) Основные функции современного русского языка
В начале учебного года каждый учитель-словесник продумывает первый урок: от интересного начала зависит многое. И как часто это бывает, первые уроки превращаются в сообщения учителя, выполнение предлож...
Контрольно-измерительные материалы по теме "Словосочетание" по общеобразовательной дисциплине Русский язык по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих (1 курс)
Контрольно-измерительные материалы по теме "Словосочетание" по общеобразовательной дисциплине Русский язык по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих (...
Построение индивидуальных маршрутов на уроках русского языка
Построение индивидуального образовательного маршрута - требование времени. Он позволяет учесть индивидуально-психологические особенности ученика, особенности мотивации к обучению. Распределение ученик...