Творческая мастерская (построение текста) Основные функции современного русского языка
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Томникова Марина Вячеславовна

В начале учебного года каждый учитель-словесник продумывает первый урок: от интересного начала зависит многое. И как часто это бывает, первые уроки превращаются в сообщения учителя, выполнение предложенных упражнений. Данная мастерская предлагает деятельностный подход, способствующий формированию прочной мотивации к изучению русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka-masterskoy_po_russkomu_yazyku.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ (ПОСТРОЕНИЕ ТЕКСТА)

«ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА»

Томникова Марина Вячеславовна

Новосельская СОШ Суздальский район

Сегодня урок рассматривается

не как деятельность учителя,

а как деятельность ученика.

С.С.Татарченкова

Мастерская расчитана на учащихся старших классов. Время — 2 урока.

Стратегическая цель урока: обеспечить формирование представления учащихся о функциях современного русского языка через  деятельностный подход технологии мастерских

Цели образовательные и воспитательные:

  • вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
  • воспитание интереса к русскому языку;
  • развитие интереса к культурному наследию России;
  • формирование умения давать оценку полученным результатам.

Задачи учебно – педагогические:

  • развитие творческой активности;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование навыков исследовательской деятельности.

Оборудование: на доске записаны правила мастерской (можно использовать интерактивную доску, проектор):

  • работают все;
  • неправильных ответов нет;
  • каждое мнение значимо;
  • умей выслушать другого

Раздаточный материал:   высказывания о русском языке, тексты «Русский язык как международный язык», «Русский язык — язык межнационального общения», «Государственный язык РФ», «Роль языка в жизни общества», статьи Федерального Закона, -  должен быть у каждого проектанта, работающего в той или иной группе.

Для учеников приготовить чистые листы бумаги форматом А4, цветные карандаши; организовать пространство класса для групповой работы.

 

 

Ход мастерской

  1. Учитель: Ребята, каждый раз в начале учебного года мы с вами проводим вводный урок о русском языке. Почему именно этим разделом мы приступаем к изучению курса?  Прочитайте эти строки и запишите, как вы понимаете высказывание М.В.Ломоносова.

... Повелитель многих языков, язык российский не только обширностью мест, где он господствует, но купно собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе...

М.Ломоносов

1.Индивидуальная работа. Учащиеся в течение 1-2 минут записывают свои ассоциации, мысли, отдельные слова, фразы.

2.Социализация. Каждый участник мастерской должен озвучить свои записи. Это непременное условие мастерской.

  • Что хотел сказать этими словами М.В.Ломоносов?
  • Какие функции русского языка в современном мире вы можете назвать?
  • Попробуйте сформулировать тему нашей мастерской.
  • Определите цель занятия.

II.Сообщение цели урока. Запись темы на доске: "Основные функции современного русского языка".

Учитель: Принцип работы мастерской вам знаком, сейчас нам предстоит разделиться  на 5 групп по 3 человека. (Можно сделать номерки с 1 — 3  пять комплектов, учащиеся вытягивают номерок, таким образом формируются 5 групп: в первой группе — только первые номера, во второй — вторые и т.д.) Каждая группа получит пакет с материалом и работает с текстом.( Приложения  1, 2, 3, 4, 5. Тексты даются без заголовков).В процессе работы с текстом вы  должны постараться выделить и выбрать нужную информацию и озаглавить текст.

III. Групповая работа.

  • В идеале материал, наработанный 1 группой должен представлять следующее:

ЯЗЫК - СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

Язык является средством общения между людьми, передача собственного опыта другим и обогащение опытом других.Язык способствует выявлению и удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, объединяет их в общество для достижения благополучия и духовных ценностей. Он неутомимо преодолевает века, соединяет поколения, собирает и хранит духовную сущность народа,формирует национальное сознание и культуру нации.Язык относится к уникальным явлениям жизни человека и общества.  Язык обслуживает человека и общество, но этим не исчерпывается его роль. Язык является и формой бытия .

  • Материал, наработанный второй группой:

РУССКИЙ ЯЗЫК — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Это значит, что наше государство обязано разговаривать с нами, своими гражданами, на русском языке.  Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в деятельности органов власти различных уровней, при подготовке выборов и референдумов, в судопроизводстве, при опубликовании нормативных правовых актов, при написании наименований географических объектов при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, в деятельности общероссийских организаций, телерадиовещания, а также в иных определенных федеральными законами сферах, в том числе и в рекламе! Тот, кто хочет стать государственным деятелем или государственным служащим в Российской Федерации, обязан знать русский язык.

  • Материал, наработанный третьей группой:

РУССКИЙ ЯЗЫК — ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Русский язык обладает качествами, необходимыми для удовлетворения языковых потребностей не только русских, но и людей иной этнической принадлежности, живущих как в России, так и за ее пределами. Это один из наиболее развитых мировых языков. Его богатый словарный фонд обеспечивают возможность отражения всего многообразия окружающего мира.На русском языке написана получившая мировое признание художественная, научная и техническая литература, а также выполнены переводы ценнейших произведений мировой культуры и научных работ.Определенную роль в превращении русского языка в средство межнационального общения сыграли и этноязыковые факторы. С начала становления российской государственности русские были самой многочисленной нацией, и ее язык распространялся в той или иной степени на территории всей страны. Согласно данным первой Всероссийской переписи населения 1897 года, из 128,9 млн жителей Российской империи на русском языке говорили две трети, или около 86 млн чел. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, в СССР из 285,7 млн человек около 145 млн — русские, русским же языком владели 232,4 млн чел.
В Российской Федерации, по данным переписи 1989 года, около 120 млн человек из 147 млн — русские, более 50% нерусского населения страны свободно владеет русским языком.Русский язык как государственный язык страны выполняет многочисленные и разнообразные функции в обществе, что определяет социальную необходимость его изучения всем населением России.Материалы переписи 1989 года свидетельствуют, что 63,8 млн человек нерусского населения бывших союзных республик СССР (кроме РСФСР) владеют русским языком как родным или как вторым языком.

  • Материал, наработанный четвертой группой:

РУССКИЙ ЯЗЫК — МИРОВОЙ ЯЗЫК

Русский язык, без сомнения, является одним из самых богатых и наиболее распространенных языков в мире и вполне заслуживает места среди так называемых мировых языков.Международные и межгосударственные сферы его применения весьма разнообразны.Так, он давно уже выступает в качестве «языка науки» — средства общения ученых разных стран, а также кодирования и хранения общечеловеческих знаний (большая часть объема всей мировой информации публикуется на английском и русском языках).Русский язык широко распространен в мировых системах коммуникации (радиопередачах, авиа- и космической связи и т. д.). Выступает в качестве языка-посредника в распространении знаний и выравнивании их уровня в разных странах; языка дипломатии, международной торговли, туризма.Важна и роль русского языка как мирового в просветительстве, на нем обучается молодежь во всем мире, и в частности в развивающихся странах. Русский язык по абсолютному числу владеющих им занимает пятое место в мире Большое значение имеет мировая значимость художественной литературы, созданной на данном языке, и всей культуры, базирующейся на нем.Русский язык отличается высокой информативностью, то есть способностью хранить в своей системе максимальный опыт общения и словесного творчества, опробованных средств и возможностей выражения и передачи мысли.

  • Материал, наработанный пятой группой:

Учащиеся работают с ФЗ  «О государственном языке Российской Федерации», выбирают необходимые статьи.

  Учитель: Каждая группа наработала определенный материал и теперь имеет возможность поделиться информацией со всеми участниками мастерской. Для этого мы с вами вновь поделимся на группы, в данном случае их будет три. Используем прием «Зигзаг».

Групповая работа. В каждой, вновь образованной группе, собрались учащиеся с номерами  от 1до5, таким образом каждый является носителем информации, разработанной предыдущей групповой работой.

IV. Социоконструкция: Этот этап самый проодолжительый по времени. Учащимся предстоит скомпоновать материал и составить текст, в котором будут отражены функции современного русского языка, подобрать подходящее высказывание из числа предложенных (Приложение 6). Прием «Мозаика». Работу можно оформить в виде таблицы, кластера, текстового файла, презентации. Обязательно озаглавить свои материал.

V. Социализация: Участники каждой группы   рассказывают о проделанной работе: с какими проблемами встретились, что послужило мотивом выбора оформления своего проекта.

  1. Афиширование: Каждая группа демонстрирует продукт своей деятельности. Если это таблица, кластер в бумажном варианте, то непременно вывесить на доску; электронный вариант проецируем на экран. Афиширование сопровождается пояснением и комментариями разработчиков.

VII. Рефлексия: Важный этап мастерской, он поможет учителю спланировать дальнейшую работу. Вопросы записаны на доске:

  • Хочется сказать...;
  • Что было главным в мастерской?
  • А если начать занятие сначала, то что бы я сделал по- другому?
  • Мастерская для мастера или подмастерьев?
  • Что нового я узнал?

Ответьте на два любых вопроса!

Литература

  1. С.С.Татарченкова Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие.- Спб.:КАРО, 2005.- 140с.
  2. http://pochemy.net/?n=860
  3. http://pochemy.net/?n=861 
  4. http://pochemy.net/?n=860 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Язык является средством и материалом формирования и становления личности  человека.  Язык - это непрерывный процесс познания мира, освоение его человеком. Язык является средством общения между людьми, передача собственного опыта другим и обогащение опытом других. Язык способствует выявлению и удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, объединяет их в общество для достижения благополучия и духовных ценностей. Язык существует в двух формах: устной и письменной. Передаваясь из уст в уста, закрепляясь в текстах, он неутомимо преодолевает века, соединяет поколения, собирает и хранит духовную сущность народа, национальную картину мира, формирует национальное сознание и культуру нации. Потребность эффективного и эффектного общения стимулирует вещателей к художественному осмыслению языка, к поиску все более точных и выразительных языковых средств. В результате из общенародного языка творится отшлифованный, культурный вариант - отборное литературное вещание, которое и само уже может стать искусством и эстетическим материалом для других видов искусства.

   Речь бессмертна, ибо в ней бессмертие народа, живет в нем и с ним. Но в бессмертии языка есть и частичка бессмертия человека. Через язык каждый человек прикасается к бессмертию своего народа. Язык относится к уникальным явлениям жизни человека и общества.  Язык обслуживает человека и общество, но этим не исчерпывается его роль. Язык является и формой бытия .

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Но это не значит, что другие языки, например, татарский или осетинский, чем-то хуже. Это не значит, что все мы, граждане России, обязательно должны разговаривать друг с другом на русском языке. Это значит, что наше государство обязано разговаривать с нами, своими гражданами, на русском языке. То есть это значит, что в любом месте нашей огромной страны все представители власти – от государственной до местной – например, судьи, милиционеры, спасатели или, скажем, губернаторы, обязаны знать русский язык.

 Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в деятельности органов власти различных уровней, при подготовке выборов и референдумов, в судопроизводстве, при опубликовании нормативных правовых актов, при написании наименований географических объектов при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, в деятельности общероссийских организаций, телерадиовещания, а также в иных определенных федеральными законами сферах, в том числе и в рекламе! Есть ведь и Федеральный Закон «О рекламе» (№ 38-ФЗ от 13.03.2006), который не позволяет ради хлесткой рекламы ломать и коверкать русский язык. И Президент как глава государства следит, чтобы государство это своё обещание выполняло.

 Русский язык – национальное достояние всех народов Российской Федерации. Наше государство гордится каждым из языков, на которых говорят его граждане, стремится сохранить их. Это очень здорово, что все народы, живущие в нашей огромной стране, имеют возможность общаться между собой на русском языке, сохраняя при этом языки своих предков.

  Тот, кто хочет стать государственным деятелем или государственным служащим в Российской Федерации, обязан знать русский язык. Государство на всей своей территории всем своим гражданам предоставляет такую возможность.  Ведь русский язык – это не только возможность быть услышанным и понятым в любом, самом дальнем, уголке нашей страны. Это ещё и прекрасные песни, замечательные книги, потрясающие стихи на русском языке. Очень обидно всё это не слышать, не читать и не знать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Языком межнационального общения называется язык, посредством которого преодолевается языковой барьер между представителями разных этносов внутри одного многонационального государства. Процесс выхода любого языка за пределы своего этноса и приобретения им статуса межнационального является сложным и многоплановым и включает в себя взаимодействие целого комплекса лингвистических и социальных факторов.
В процессе становления языка межнационального общения приоритет обычно принадлежит социальным факторам, поскольку функции языка непосредственно зависят и от особенностей развития общества. В то же время одни только социальные факторы, какими бы благоприятными они ни были, не могут сделать тот или иной язык межнациональным, если в нем отсутствуют необходимые собственно языковые качества.
Русский язык обладает качествами, необходимыми для удовлетворения языковых потребностей не только русских, но и людей иной этнической принадлежности, живущих как в России, гак и за ее пределами. Это один из наиболее развитых мировых языков. Его богатый словарный фонд и терминология по всем отраслям науки и техники, краткость, выразительность и ясность лексических и грамматических средств, развитая система функциональных стилей обеспечивают возможность отражения всего многообразия окружающего мира. Русский язык может использоваться во всех сферах общественной жизни, посредством его передается самая разнообразная информация, выражаются тончайшие оттенки мысли. На русском языке написана получившая мировое признание художественная, научная и техническая литература, а также выполнены переводы ценнейших произведений мировой культуры и научных работ. (В 80-х годах XX века на русском языке издавалось около трети художественной и научно-технической литературы от всего количества печатной продукции в мире.) Этот факт, а также максимальная полнота общественных функций и относительная монолитность русского языка (обязательность соблюдения литературных норм для всех его носителей) обеспечили высокую степень коммуникативной и информационной ценности русского языка.
Определенную роль в превращении русского языка в средство межнационального общения сыграли и этноязыковые факторы. С начала становления российской государственности русские были самой многочисленной нацией, и ее язык распространялся в той или иной степени на территории всей страны. Согласно данным первой Всероссийской переписи населения 1897 года, из 128,9 млн жителей Российской империи на русском языке говорили две трети, или около 86 млн чел. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, в СССР из 285,7 млн человек около 145 млн — русские, русским же языком владели 232,4 млн чел.
В Российской Федерации, по данным переписи 1989 года, около 120 млн человек из 147 млн — русские, более 50% нерусского населения страны свободно владеет русским языком. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (1993) и «Законом о языках народов РСФСР» (1991) русский язык является государственным языком РФ на всей ее территории. Конституция предусматривает, что функционирование русского языка как государственного и межнационального не должно препятствовать развитию других языков народов России, поэтому применение русского языка на официальном уровне подлежит правовому регулированию; в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных и религиозных объединений и организаций не устанавливаются юридические нормы использования русского языка. Русский язык как государственный язык страны выполняет многочисленные и разнообразные функции в обществе, что определяет социальную необходимость его изучения всем населением России.
В середине 90-х годов XX века русский язык сохранил позиции средства межнационального общения в странах СНГ в силу ряда объективных обстоятельств, а также ввиду исторически сложившихся традиций его употребления населением этих стран. Материалы переписи 1989 года свидетельствуют, что 63,8 млн человек нерусского населения бывших союзных республик СССР (кроме РСФСР) владеют русским языком как родным или как вторым языком.
                                                 
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Русский язык, без сомнения, является одним из самых богатых и наиболее распространенных языков в мире и вполне заслуживает места среди так называемых мировых языков. Так же, как английский и другие языки, используемые за пределами стран, для которых они являются государственными или официальными, русский язык широко распространен за пределами России. Международные и межгосударственные сферы его применения весьма разнообразны. Так, он давно уже выступает в качестве «языка науки» — средства общения ученых разных стран, а также кодирования и хранения общечеловеческих знаний (большая часть объема всей мировой информации публикуется на английском и русском языках).
Русский язык широко распространен в мировых системах коммуникации (радиопередачах, авиа- и космической связи и т. д.). Английский, русский и другие мировые языки имеют огромное значение в реализации общественных функций, например в качестве lingua franca, то есть, в данном контексте, языка-посредника в распространении знаний и выравнивании их уровня в разных странах; языка дипломатии, международной торговли, туризма.
Безусловно, важна и роль русского языка как мирового в просветительстве, на нем обучается молодежь во всем мире, и в частности в развивающихся странах. Для русского языка как мирового характерен сознательный выбор его для изучения и использования: признание его «иностранным языком», то есть предметом преподавания в школах и вузах стран мира; а также юридическое признание «рабочим языком» в международных организациях, о чем уже говорилось выше.
Русский язык по абсолютному числу владеющих им занимает пятое место в мире после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков. Его изучают в 1700 университетах 90 государств, на курсах, в школах и т. д. В разной степени совершенства его знают до полумиллиарда человек. Для «мирового языка» существенна также глобальность расселения носителей языка, охват им максимального числа стран, а также наиболее влиятельных социальных слоев населения, например научно-технической и творческой интеллигенции, административного аппарата. Большое значение имеет мировая значимость художественной литературы, созданной на данном языке, и всей культуры, базирующейся на нем. Соответственно формируется и «мотивация» в выборе чужого языка для массового изучения. Русский язык обладает всеми этими качествами.
Изучение русского языка, литературы и духовной культуры за рубежом прошло в несколько этапов. В XIV — XVII веках это обусловливалось прежде всего нуждами торговли и дипломатии. Русский язык в ту пору только складывался. Сохранилось несколько грамматик и словарей, составленных немцами, французами, скандинавами и содержавших практические сведения о быте, обычаях и воззрениях русских. Кстати, именно конец XVI — начало XVII века — время зарождения языкознания в России, то есть проявления естественного научного интереса к уже вполне сформировавшемуся языку.
В XVIII столетии интерес к России, уже ставшей европейской державой, усилился. В XIX веке в сферу европейского внимания вошла классическая русская литература — особенно произведения Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. В конце XIX века во всех русских университетах обучались иностранные студенты, специализировавшиеся в области русистики и впоследствии образовавшие школы русистики у себя на родине. В университетах многих стран открывались кафедры славяноведения — во Франции, Великобритании, Италии, Австро-Венгрии и г. д.
В начале XX века русский язык и литература стали предметами преподавания прежде всего в странах с большой русской эмиграцией (Франция, Канада, США). В некоторых государствах, например в Болгарии, русский язык почти два столетия являлся главным иностранным языком. Повсеместно его изучали народы, входившие в состав бывшего СССР. После Второй мировой войны, когда СССР занял место среди ведущих мировых держав, а также в связи с успехами советской космонавтики, изучение русского языка за пределами России приобрело массовый характер и было включено и программы среднего образования многих стран. Существует своеобразная пропорция: язык изучается тем шире, чем больше людей в мире его уже изучили и чем больше им пользуются в тех или иных целях.
До распада СССР русский язык изучали 20—24 млн школьников, студентов и других лиц, главным образом в странах Восточной Европы и других бывших социалистических государствах. Он признавался языком межнационального общения у всех народов нынешнего «ближнего зарубежья», даже «вторым родным языком» нерусских народов, живших в СССР.
В 90-х годах число изучающих русский язык в мире (без учета бывших республик СССР) оценивалось уже в 10—12 млн человек, причем число изучающих русский язык в странах Восточной Европы уменьшилось, а в развитых странах и ряде других стран выросло. Возросли и объемы образовательного туризма, когда иностранцы стали приезжать в Россию специально для изучения русского языка. Причем далеко не всегда это были люди с высокими доходами: их приводило в Россию стремление узнать язык, роль которого в мире, как они справедливо считали, в ближайшем будущем еще больше возрастет. Таким образом, отмена обязательного изучения русского языка в тех странах, которые давали высокую статистику, привела к улучшению качества овладения русским языком теми, кто изучает его по свободному выбору. Кроме того, повышению уровня освоения русского языка способствовало освобождение его преподавания от идеологической окраски и политико-воспитательной функции.
Как и другие языки широкого международного изучения и употребления, русский язык вошел в «клуб мировых языков» в силу действия социальных и лингвистических факторов. Первые связываются со значением народа-носителя языка в истории человечества и его ролью, авторитетом в современном мире. Вторые содействуют или препятствуют действию факторов социальных.
Существенна степень пригодности языка (удобство, экономичность, приспособленность к передаче смысла, выражаемого на других языках, и т. п.) для фиксации, хранения и использования разнообразной информации — торговой, производственной, научной, культурной и т. д. Информационная ценность языка напрямую зависит от количества и качества информации, изложенной на данном языке в оригинальных и переводных публикациях и связана с удобством пользования им для носителей других языков.
Русский язык отличается высокой информативностью, то есть способностью хранить в своей системе максимальный опыт общения и словесного творчества, опробованных средств и возможностей выражения и передачи мысли.
 
                                                   
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Федеральный закон от 1 июня 2005г.N 53-ФЗ
"О государственном языке Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры.

Статья 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации

  1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком
  2.  Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-I "О языках народов Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.
  3. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.
  4. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации.
  5. Статья 4. Защита и поддержка государственного языка Российской Федерации
  6. Статья 5. Обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации
  7. Статья 6. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ЦИТАТЫ

 Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. - В. Белинский 

 Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. - В. Белинский 

 Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу; но она вредит не русскому языку и не русской литературе, а только тем, кто одержим ею. - В. Белинский 

 Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде. - Ф. Достоевский 

 Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. - А. Куприн 

 Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. Употребляем их неправильно. К чему говорить "дефекты", когда можно сказать недочеты, или недостатки, или пробелы?.. Не пора ли нам объявить войну употреблению иностранных слов без надобности? - Ленин ("Об очистке русского языка") 

 Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи. - Н. Лесков 

Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. - П. Мериме 

 Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. - К. Паустовский 

 По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. - К. Паустовский 

 Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. - К. Паустовский 

 Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка. - А. Сумароков 

 Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. - И. Тургенев

 Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. И. Тургенев 

 Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! - И. Тургенев 

 Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости. - Ф. Энгельс 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская (построение знаний) « Диалектизмы»

Целью данного урока является  создание условий для вовлечения  учащихся в активный познавательный    процесс   через знакомство учащихся с диалектной лексикой;   ра...

Функции современного русского литературного языка в Казахстане

Разработка урока русского языка для 9 класса....

Урок русского языка "Функции современного русского литературного языка в Казахстане"

Разработка вводного урока для 8 класса по русскому языку...

О функциях вариантных форм глагола в современном русском языке

Данная статья может быть использована на уроках русского языка при  повторении темы  "Глагол" в  старших классах или на факультативных занятиях по русскому языку и литературе. Статья по...

Методическая разработка "С чего начинается Родина?" (Творческая мастерская построения знаний по поэме Н.А.некрасова "Дедушка")

Урок литературы в 6 классе, построен по технологии педагогической мастерской, использован синквейн, как метод проверки усвоения материала. В  работе использована межпредметная связь с историей. Р...

"Счастье бывает разное" (творческая мастерская построения знаний по рассказу В.Токаревой "Самый счастливый день"

Урок внеклассногочтения в 10 классе, рекомендуется проводить после изучения романа Л.НюТолстого "Война и мир"...