Савиденова Гульжан Галимовна

сайт учителя начальных классов

Когда мы едины, вместе мы непобедимы!

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: учавствовать в конкурсах и олимпиадах, разрабатывать матодики, работать с детьми

Увлечения: Выращиваю комнатные растения, собираю журналы "Начальная школа"

Регион: Астраханская область

Населенный пункт: С. Промысловка, Лиманский район

Место работы: МБОУ "Промысловская ООШ"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/savidenova-gulzhan-galimovna
Все будет хорошо!
Свиденова Г.Г.

Добро пожаловать на мини-сайт Савиденовой Г.Г.

О себе

Среднее специальное образование. Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области русского языка и литературы.

Выпускник АСПК г. Астрахани. Работаю в МБОУ "Промысловская  ООШ"

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книги  современных писателей

Мой взгляд на мир

МИР ВЕРТИТСЯ, БЕЖИТ, МЕНЯЕТСЯ, ЛЮБИТ И НЕНАВИДИТ.

Мои достижения

 

 

                                                 ТЕМА РАБОТЫ:

« СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУСКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ           РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

 

 

 

ПОДГОТОВИЛА

 УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

САВИДЕНОВА ГУЛЬЖАН ГАЛИМИВНА

 

         О необходимости развивать речь ребёнка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. Развивать речь детей – значит работать над его содержанием, учить детей построению предложений, выбору подходящего слова и его формы, работать над грамотным 

оформлением мыслей. Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка.

            Анализ программ четырехлетней начальной школы по русскому языку показал, что одной из центральных проблем в современной начальной школе является языковое образование и речевое развитие младших школьников.

            Обзор учебников русского языка С. В. Иванова для начальных классов показал, что главной идеей современного построения содержания курса является взаимосвязь языкового образования учащихся. В связи с этим автор учебника предлагает больше заданий и упражнений  на развитие речи. Таким образом, словарная работа является важной составной частью деятельности учеников и учителя.

            Цель моей работы определить значимость словарной работы для развития речи.

Объектом является процесс развития речи ребёнка, а предметом – приёмы словарной работы, способствующие развитию речи младшего школьника.

            В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что включение конструктивных заданий  и упражнений со словом в ходе проведения словарной работы на уроках русского языка будет способствовать развитию речи.

            В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью исследования выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать литературу по теме;
  2. Изучить содержание программы и учебников по русскому языку с т. з. наличия материала для проведения словарной работы;
  3. Обобщить практический опыт по теме;
  4. Разработать рекомендации по проведению словарной работы.

  Практическая значимость работы состоит в том, что собранные мною формы проведения словарной работы, направленные на развитие речи, могут быть использованы учителями начальных классов на уроках русского языка.

      Моё исследование состояло из 3 этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

      На констатирующем этапе я определяла уровень развития речи учащихся. Детям была предложена письменная работа, состоящая из 7 заданий, каждое из которых было направлено на определение словарного запаса детей. Например: соотнести пословицы с их исходными значениями; прочитать пословицы и вставить пропущенные слова; заменить развернутое определение одним словом и т. п.

      Предложенные мною задания помогли выявить уровень знаний детьми пословиц, фразеологизмов; позволили узнать, могут ли учащиеся определить значение слов исходя из морфемного состава.

      Результаты оказались следующими: 30 % Учащихся выполнили задания на «отлично», столько же – на отметку «хорошо», и 40 % с большинством заданий не справились.          

      На формирующем этапе решалась задача развития речи младших школьников посредством проведения словарной работы: на каждом уроке русского языка использовались её различные формы – отгадывание загадок, ответами которых являются словарные слова; выяснение лексического значения слова с использованием различных способов объяснения; активная работа с пословицами, фразеологизмами, были использованы  и упражнения из учебника русского языка для 3 класса, авторы которого Л. М. Зеленина и Т. Е. Хохлова.

      Словарная работа проводилась на разных этапах урока: в начале урока с целью проверки домашнего задания, уточнения и конкретизации знаний школьников; в середине урока по ходу объяснения нового материала, введения очередных словарных слов; в конце урока при отработке навыков, при выполнении практической работы.

  • Формы и приёмы проведения словарной работы использовались разные: орфографические, словообразовательные, морфологические, фонетические, лексические и синтаксические упражнения со словарными словами;
  • Задания на замену развернутого определения одним словом;
  • Стихи – опоры и рифмы – подсказки;
  • Упражнения – наблюдения за многозначностью и омонимичностью словарных слов, их прямым и переносным значением, антонимами и синонимами, над фразеологизмами;
  • Упражнения с использованием пословиц и поговорок со словарными словами;
  • Загадки для словарного диктанта.

      Основной задачей контрольного этапа являлась проверка эффективности проведения конструктивных упражнений со словом в ходе проведения словарной работы для развития речи и соотнесение полученных результатов с исходными данными констатирующего этапа.

      Ученикам была предложена подобная письменная работа, которая предлагалась на констатирующем этапе. Результаты были следующими: 30 % учащихся выполнили задания на «отлично», и 70 % - на «хорошо». Полученные данные подтвердили  правильность гипотезы. Сравнивая результаты, можно сделать вывод, что уровень знаний повысился на 40 %.

       Но необходимо отметить, что эта работа не может считаться законченной, а требует продолжения, т. к. развитие речи – это долгий и кропотливый процесс. Успех словарной работы будет зависеть от соблюдения целого ряда условий, главными из которых являются следующие:

  • Четкое планирование слов и выражений , подлежащих изучению;
  • Сочетание словарной и словарно – орфографической работы с изучением основных программных тем;
  • Использование тренировочных упражнений опирающихся на зрительные, двигательные, слухоартикуляционные восприятия;
  • Систематичность и разносторонний характер работы с толковым, этимологическим и орфографическим словарём;
  • Постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов и введением их в активный словарный запас.

Таким образом, важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей, т. е. необходимо постоянное педагогическое руководство.

Моё портфолио

Вступительный абзац к электронному портфолио. Вступительный абзац к электронному портфолио. Вступительный абзац к электронному портфолио. Вступительный абзац к электронному портфолио. Вступительный абзац к электронному портфолио. Вступительный абзац к электронному портфолио. Вступительный абзац к электронному портфолио. Вступительный абзац к электронному портфолио. Вступительный абзац к электронному портфолио.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы