русский язык 5 кл.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
конспект урока по русскому языку к учебику под ред. В.Л.Львова и др. в 5 классе по теме: Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_b_klasse.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Куличкина Наталья Николаевна, МБОУ «ТСОШ №1» п. Тюльган, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 5 классе по программе В.Л.Львова и Львовой. Тема урока: Виды предложений по наличию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые).
Тема урока: §27. Виды предложений по наличию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые).
Цель урока: сформулировать понятия о видах предложения по наличию второстепенных членов предложения (распространённых и нераспространённых предложениях).
Задачи урока:
● закреплять представление о функциях восклицательных по эмоциональной окраске предложений в художественной речи;
● повторить и закрепить сведения о распространённых и нераспространённых предложениях;
● выяснить роль распространённых и нераспространённых предложений в речи;
● выяснить в чём различие распространённых и нераспространённых предложениях.
Оборудование: учебник, третья часть учебника – приложение.
Термины: распространённые, нераспространённые предложения.
Ход урока:
Этапы урока | Содержание учебного материала | Методы, приёмы работы | Формы организации уч.деят - ти | Деятельность | ФУУД | |
учителя | ученика | |||||
1.Оргмомент 1 минута | Релаксация. Здравствуйте. Присаживайтесь. Рада встречи с вами. Давайте сделаем 2 глубоких вдоха и выдоха, восстановим дыхание. Молодцы! А теперь потрём ладони, активизируем все точки нашего организма и начнём урок. | Снятие напряжения | Вступает в диалог | Приветствует уч-ся, проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создаёт ситуацию успеха. Проводит релаксацию. Организую работу уч-ся 8 вида. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Выполняют релаксацию. | Умение настроиться на урок. |
2. Проверка домашнего задания. Мотивация 30 секунд Работа в классе 7 минут | Ребята ,а какое задние было задано на дом? (правильно, упр. 401 и 406). А теперь нам зачитают свои сообщения (вызываю подготовленных учеников(они брали индивидуальныесообщения) с прошлого урока). Хорошо! А теперь ответьте мне на вопрос «Так в чём же роль восклицательных предложений» (используя текст упр.401)? | Активизация проверки домашнего задания, проверка полученных ЗУНов на прошлом уроке. | Индивидуальная с включением и остальных учеников | Уч-ся ,готовившие сообщения по упр.401, делают вывод, что с помощью восклицательных предложений автор передаёт чувства персонажей: гнев, обиду, сожаление ,разочарование и т.д.. Подвожу их к мысли о том, что в итоге использование восклицательных предложений помогает не только вызвать у читателя ответное чувство при чтении произведения или отдельного эпизода, но и понять его главную мысль. | Выражают своё отношение к персонажам и ситуации, в которой они оказываются. | Умение определить свои возможности, вера в собственные силы. Умение продуцировать идеи. Умение отвечать на поставленные вопросы. |
Проверка домашнего задания. 5 минут | Теперь проверим следующее д\з – упр.406. Прочитайте стихотворения А.Н.Майкова «Весна» (2 учащихся зачитывают стихотворение выразительно). Из каких предложений состоит стихотворение? Чем это обусловлено? Какая картина рисуется вам после прочтения \прослушивания этого стихотворения? | Приём ассоциации. Обсуждение темы. | Индивидуальная с вовлечением остальных уч-ся. | На этом этапе готовлю уч-ся к описанию карины С.А.Виноградова «Весна» (см. приложение). После прослушивания выразительного прочтения стихотворения о весне (по желанию) предоставим слово уч-ся, готовившим индивидуальное сообщение. Важно, чтобы в своих наблюдениях ребята отметили, что в своём стих-ии Майков использует только воскл-ые предлож., чтобы выразить эмоциональный подъём… | Ребята активно участвуют в обсуждении стихотворений ,отвечают на поставленные вопросы. | Умение слушать. Умение формулировать свои мысли и не бояться их высказывать. Умение активно участвовать в беседе. |
Проверка д\з 3 минуты | Работаем теперь по картине С.А.Виноградова «Весна». Что общего с прочитанным стихотворением и картиной? А теперь используя слова и словосочетания из упр.406 составим предложения. | Приём ассоциации. | Коллективная | При сопоставлении стихотворения с картиной обратим особое внимание уч-ся на 4 строфу стихотворения «Весна». Организуя работу с данными в упр.406 (2) словосочетаниями, предложим ребятам включить их в состав предложении. Авторов самых ярких и эмоциональных высказываний попросим продиктовать их одноклассникам. | Работаю при сопоставлении стихотворения и картины. Отвечают на вопросы. Участвуют в творческом задании. | Умение отвечать на поставленные вопросы. Умения анализировать. Умение высказывать свои мысли. Умение выделять главное. Умение слушать и составлять текст. Умение взаимодействовать в коллективе. |
Физминутка 1 минута | Вы наверное устали? Ничего, сейчас мы с вами чуть-чуть отвлечёмся перед следующим видом работы. Вытяните ручки вперёд, закройте глаза и попытайтесь кончиком пальца правой руки достать до левого уха, держа при этом спину прямо. | Смена видов деятельности | Коллективная. | Учитель говорит, что делать. | Уч-ся выполняют требования. | Умение быстро менять вид деятельности. |
Изучение нового материала. Предложения распространённые и нераспространённые. 7 минут | Хорошо, молодцы. Вы все успешно справились с домашним заданием. Вот видите как иногда важно знать и замечать из каких предложений состоит наша речь. А что ещё важно замечать при построении правильных и красивых предложений? (Правильно – наличие в предложении второстепенных членов предложения). Подумайте и вспомните (с начальных классов) как называются такие предложения? (Правильно – распространённые предложения.). А теперь давайте вместе с вами определимся о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Дети сами называют тему урока). | Настроить уч-ся на изучение новой темы. Проблемный метод. Формулировка проблемы ,цели и задач урока. | Коллективная. | Направляю уч-ся, создаю условия для формулировки проблемы, темы урока. | Уч-ся сами приходят к названию темы, формулировки проблемы, цели и задач. | Умение ориентироваться в полученных знаниях. Умение выделять главное. Умение анализировать ситуацию. |
Закрепление новой темы. 7минут | А теперь давайте с вами прочитаем теоретический материал на стр. 151 учебника. Так что же нового по сравнению с тем, что вы уже знали о предложениях добавилось в 5 классе? | Формулировка задач в форме вопросов. Выстраивание логической цепочки. Беседа. | Коллективная. Групповая. Индивидуальная. | В ходе этого этапа помогаю им прийти самостоятельно к логическим выводам. Корректирую их ответы. | Уч-ся охотно участвуют в обсуждении вопросов, высказывают свои мнения, отвечают на вопросы. | Умение выделять главное. Умение продуцировать свои идеи. |
Афиширование деятельности уч-ся 30 секунд | Выставляю оценки за проделанное задание. | |||||
Выполнение упр. по новой теме. 7 минту | Отлично вы справились со всеми моими вопросами, Молодцы! А теперь давайте проверим хорошо ли вы поняли эту тему, а для этого выполним упр. 409. Выполняем работу по вариантам. | Работа с учебником. | Групповая. | Следим за выполнением задания. Работаю с индивидуальными учащимися 8 вида – проверяю выполнение их задания, данного ранее. | Уч-ся выполняют всё по заданию учебника. | Умение действовать по заданию. Умение понимать поставленное задание. |
Закрепление изученного. 5 минут | Выполняем упр. 410. Запишите предложения, распространяя их второстепенными членами. Сравните оба варианта каждого предложения, сделайте вывод. Кто составит наиболее интересные в художественном отношении предложения? | Активизация восприятия материала. | Самостоятельная работа по заданию упр. Беседа. | Выполняя упр.410, уч-ся устанавливают ,в каких предложениях глагол пела использован в переносном значении, и называют вид тропа (метафора, олицетворение). Рекомендую уч-ам в процессе усложнения структуры предложений уделить особое внимание отбору языковых средств, чтобы сделать высказывание ярким и выразительным. | Выполняют все задания. Активно участвуют в выполнении задания. | Умение правильно подбирать материал. Умение анализировать и выделять главное в полученной информации. |
Рефлексия. Подведение итогов. 2 минуты | Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось? Что вызвало затруднения? Что вас удивило? Рефлексия «Благодарю…». Предлагается каждому уч-ся выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество\работу и пояснить в чём именно это проявилось. Благодарственное слово педагога является завершающим. | Анализ полученной информации, анализ работы. Приём «Только плюсы в сотрудничестве | Групповая, коллективная. | Предлагаю уч-ся высказаться. | Уч-ся отвечают на поставленные вопросы. | Умение представить свою позицию\мнение. Осознание качества и уровня усвоения материала. |
д\з 1 минута | Срок выполнения – до следующего урока русского языка. Упр.411 (сочинение - миниатюра) | Приём творческого индивидуального выполнения. | Индивидуальная. | Объясняю требования к выполнению д\з. | Записывают д\з в дневники. | Умение слушать. |
Заключение. 2 минуты | Сегодня на уроке мы чуть-чуть подробнее познакомились с предложением. Увидели на сколько может быть разнообразно предложение по наличию второстепенных членов предложения. Поняли в чём разница между распространёнными и нераспространёнными предложениями. Повторили знания о предложениях по эмоциональной окраске. Надеюсь, что теперь вы будете чаще использовать именно правильные предложения и богатые по содержанию, чтобы высказать свою мысль, тем самым, сделав её понятной. Спасибо за работу. Урок закончен. Можете быть свободными и идти на перемену. | Заключительное слово. | Уч-ся слушают | Умение слушать. |
Литература:
- Программа по русскому языку 5 кл. Под ред. С.И.Львовой и В.В.Львова в 3-х частях
- Русский язык 5 кл.: поурочные планы по русскому языку 5 кл. Автор И.П.Васильевых. – М. :Мнемозина, 2010г.- 365с.
- Русский язык 5 кл.: справочный материал, приложение к учебнику под ред. С.И.Львовой и В.В.Львова в 3-х частях
- Рабочая тетрадь по русскому языку 5 кл. в 2-х частях. Автор: И.А.Бажанова и С.И.Львова – М.: Мнемозина, 2011г. – 75с.
Примечание для учителя:
Известно, что секрет успеха в обучении не только русскому языку, но и любому другому предмету заключается в умении учителя сделать его изучение, во – первых, интересным, во – вторых, соответствующим возможностям ребёнка, в – третьих, очевидно целесообразным. Таким образом, успехи учащихся напрямую зависят от усилий учителя.
Чтобы сочинения стали для учеников не скучной работой, а свободным творчеством, мы должны не только создавать на уроке творческую атмосферу, но и вооружить пятиклассников основными приёмами работы над сочинением. Пятиклассники у удовольствием будут воспринимать творческие домашние задания, если будут знать, как дома приступить к этой работе. Поэтому очень важно правильно организовать подготовку к сочинению на уроке.
Кроме того, для учеников важна уверенность в том, что учитель всегда поможет, поощрит, поддержит их творческие начинания. Ведь целесообразность изучения предмета для детей этого возраста тесно связана с интересом учителя к их работе, с его одобрением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...