"Не с именем существительным"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_s_imenem_sushchestvitelnym.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе «Не с именем существительным». (По программе С.И.Львовой).

  1. Приветствие число, кл.работа. Но прежде чем мы запишем тему урока, решите орфографическую задачу: (Слайд №1)

Ученье- свет, а (не) ученье- тьма.

Воспользуйтесь словарем значения морфем, проведите аналогию со словом недруг. (Значение приставки НЕ- противоположность).

  1. Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок? (Слайд №2)

Сообщение темы урока.

(Слайд №3) Цель- выяснить условия написания не с им. сущ.

В ходе урока мы с вами вспомним об условии написания не с известной вам частью речи, познакомимся с теоретическими сведениями, касающимися условий слитного и раздельного написания не с сущ., выполним ряд заданий на закрепление правила и, таким образом, составим представление о написании не с сущ.

3. При изучении какой части речи вы встречались с НЕ? Правильно, изучая глагол, вы знакомились с частицей НЕ. Послушайте сказку о глаголе и частице Не. Вспомните условия написания НЕ с глаголом.

Сказка о глаголе и частице НЕ.

Глагол всегда стремился подружиться с частицей НЕ, но она была своенравна и упряма и постоянно спорила и ни с чем не соглашалась. Глагол говорил: «Дружим!», а она ему: «Не дружим!». Он восклицал: «Знаю, верю!». Но слышал в ответ: «Не знаю и не верю!».

Частица не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него отдельно. Однажды она сжалилась над ним и сказала: «Если ты мне докажешь, что не можешь без меня обходиться по-настоящему, тогда я буду с тобой дружить». Вздохнул глагол и отправился в путешествие по толковым словарям и книгам. Когда же он возвратился к своей подружке, она, как обычно, воскликнула: «Негодую! Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: глагол впервые остался рядом  с ней и никуда не отскочил. Так глагол доказал свою преданность, а своенравной частице иногда приходится быть неотъемлемой частью глагола.

О каких условиях написания частицы НЕ можно говорить, исходя из прослушанной сказки?

Не может быть приставкой и может быть частицей. В чем разница? Приставка пишется слитно, а частица отдельно. (Слайд №4)

Приведите примеры глаголов, которые без НЕ не употребляются. (Слайд №5)

Образуйте от указанных глаголов имена существительные.

Ненавидеть- ненависть

Негодовать- негодование

Не забудь- незабудка.

Обратите внимание на то, какой морфемой будет не в образованных словах? Это часть корня! Сделайте вывод об одном из первых условий написания НЕ с сущ. (Слайд №6)

Найдите в толковом словаре примеры слов, не употребляющихся без НЕ. (невежа, невежда). Составьте с данными словами предложения, осложненные обращением. В чем особенность их морфологических признаков (общий род).

4.(Слайд №7)Выпишите существительные, которые без не не употребляются. (Что значит "слово не употребляется без не"? Без не оно теряет своё самостоятельное лексическое значение. Например, возьмём слово "невольник". Если отнять не, то получится "вольник", такого слова в русском литературном языке нет, поэтому мы говорим, что слово "невольник" без не не употребляется).

(Не)годование, (не)видимка, (не)внимательность, (не)грамотность, (не)доверие, (не)забудка, (не)годяй.

(У последнего слова неожиданная история; то, что оно связано со словом "годиться" и отрицанием не догадаться можно; неожиданным является его старое значение: "рекрут, оказавшийся непригодным к воинской службе").

5. Поморфемное письмо: нелеп-ость, не-уваж-ени-е, не-мощь. (Слайд №8)

 Чем по морфемному составу   слово нелепость отличается от остальных слов? Попробуем выяснить, каково второе условие слитного написания не с именем сущ.

( Слайд № 9)Для этого к данным словам подберите синонимы. (Напомните определение синонимов).

Невнимание

Невежливость

Неволя

Неловкость

Неосторожность

Проверьте себя. Обратите внимание на то, какой морфемой будет не в данных словах? Это приставка!

 Таким образом, мы уже можем сделать вывод о слитном написании Не с сущ. Назовите условия слитного написания НЕ с сущ.(Слайд № 10)

6. Обратимся к материалам учебника. Знакомство с теоретическим материалом о раздельном написании НЕ. У нас есть теоретический материал параграфа 57 учебника на странице 80. Обратите внимание, что правило представлено не текстом, как чаще всего это бывает, а таблицей. Почему? Таблица представляет теорию наглядно и ярко.

Слово "противопоставление" - сложное, оно означает процесс или результат процесса, при котором чему-то одному противопоставляется что-то другое. Например, "не приятель, а враг". Внешний признак противопоставления - наличие союза а. Противопоставление возможно, когда один собеседник предлагает что-то, другой - отрицает и указывает на другое, например: (Слайд №11)

- Ты грибы несёшь?

-  Не грибы домой несу - одни дождинки на носу.

7. Класс выполняет задание упр. 779. 1 вариант 1,5 предложение.

 2 вариант-3, 4. В это время работа 2 ученика с мультимедийным учебником. Упражнение 1.

Проверка.

 (Слайд №  12)

8.Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?

  1. (Не)котёл варит, а …(стряпуха).
  2. (Не)силой борются, а ….(умением).

9. Работа 1 ученика с мультимедийным учебником. Упражнение 2.

Классу творческое задание: раскройте смысл пословицы:

 Пища ут_ляет голод,  знания исц_ляют (не)вежество.

Проверка. Вывод. Таблица-обобщение.

(Если есть время, то пишем проверочную работу. Тест.)

VIII Домашнее задание:

выучить правило параграфа 57, при ответе привести свои примеры;

выполнить упражнение 782: спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, орфограммы обозначьте.

Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе.Учебник Э.М. Береговская "Синяя птица"

В данной работе содержатся задания на отработку грамматического материала по теме "Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе"....

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...