Урок по русскому языку в 5 классе Тема: «Образование имён существительных при помощи суффиксов»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок по русскому языку в 5 классе
Тема: «Образование имён существительных при помощи суффиксов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5kl.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 5 классе
Тема: «Образование имён существительных при помощи суффиксов»
2008 – 2009 уч. год
ТЕМА: «Образование имён существительных при помощи суффиксов»
Цель: 1) Познакомить учащихся с суффиксным способом образования
слов.
2) Закреплять знания, умения и навыки на конкретном
дидактическом материале.
3) Воспитывать орфографическую и пунктуационную зоркость.
Ход урока
- Организация класса.
- 1) Словарно-орфографическая работа. (2 ученика у доски выполняют тестовые задания.)
2) Теоретический опрос (проводится в то время, когда выполняется словарная работа)
- Что такое имя существительное?
- Какие морфологические признаки имён существительных вы знаете?
- Назовите синтаксическую роль существительных.
- Назовите разносклоняемые существительные. Почему так называются?
- Приведите примеры имён существительных среднего, мужского, женского и общего родов. Почему называются существительные общего рода?
- По скольким падежам могут изменяться имена существительные?
- В каких падежных формах имён существительных пишется окончание – и ,
- е ?
- Расскажите о правописании букв –о, -е после шипящих в окончании имён существительных?
* Учащиеся всего класса проверяют на доске выполнение словарной работы, а учащиеся у доски объясняют.
Тесты 1. В каком ряду на месте пропуска пишется –е?
П.п. П.п. 2 скл
1) в здании, о металле
П.п. 3 скл Р.п., 1 скл.
2) в ночи, для птички
Т.п. 2 скл. П.п. 1 скл.
3) с гербарием, на сцене
Р.п. 1 скл Д.п. 3 скл.
4) у речки, к жизни
2. В каком ряду на месте пропуска пишется оба раза безударная
проверяемая гласная в корне?
черед непров.
1) поросль , обаяние
черед черед.
2) каса́ние, предложение
непров. черед.
3) территория, заря́
пров
- удивление, преподаватель
Объявление темы и целей
III. Объяснение новой темы:
*Обращение к таблице на доске
Снежок ← нег; бантик ← бант (сущ.)
Вывод: имена существительные образуются при помощи суффиксов. Так появляются новые слова, однокоренные (слова с общим корнем, с общим лексическим значением)
IV. Закрепление.
1) выполнение упражнения № 918 в учебнике: Вызываются 3 ученика – по 2 слова для словообразовательного разбора.)
2) выполняется задание «наоборот»: от существительных при помощи суффиксов -ок, -ик, -к. образовать новые существительные.
Список слов: (учитель зачитывает слова, а учащиеся записывают в тетради и комментируют)
Трава – травка, друг – дружок, рассказ – рассказик, солома – соломка,
кастрюля – кастрюлька, билет – билетик, ключ – ключик, жук – жучок,
час – часик, город – городок, картина – картинка, дорога – дорожка,
луг – лужок.
- Какие изменения произошли в корнях некоторых слов?
(чередование: г//ж)
- Какой вывод из данного упражнения можно сделать?
- Что мы получили при помощи суффиксов –ок, -ик, -к?
(новые слова) – однокоренные.
* Таким образом, можно получить существительные, образовав их при помощи суффиксов. (То есть, образование имён существительных осуществляется при помощи суффиксов) – один из способов образования существительных.
3) Выполнить задание по распечатанному тексту.
Утром катя спустилась в сад и видит: на земле какие-то ямки. Девочка подумала: «Что за зверь тут ходил?» Взяла Катя котлетку³, положила на крыльцо.4 День прошёл, ночь прошла. Проснулась девочка утром – скорей на крыльцо – смотреть, съел ли зверёк котлетку. Смотрит – котлетка цела.
На следующий день положила Катя на крыльцо морковку. Утром глядит: зверёк приходил и всю морковку съел!
Что это за зверь?
- Выразительное чтение текста.
- О чём говорится в тексте? (Это тема текста.)
- Какова основная мысль текста?
- Стиль речи назовите. Тип текста. (художественный стиль, повествование)
- Найдите в тексте имена существительные, образованные при помощи суффиксов.
* ямка ← яма (суф.)
девочка ← дева (суф.)
зверёк ← зверь (суф)
котлетка ← котлета (суф)
морковка – морковь (суф)
* 1) Найдите орфографию «Пре-, при-»
2) Найдите орфографию «Чередование в корнях»
Приходил, положила
3) «Безударные проверяемые гласные в коне
взяла – взя́ть.
4) «Личные глагольные окончания»
Видит
5) Предложение с прямой речью.
- Синтаксический разбор предложения.
Гл. соб.с доп. Сущ. В.п. гл. Сущ. В.п
Взяла | Катя | котлету, | положила | на | крыльцо. |
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнённое однородными сказуемыми)
= , =
- Морфологический разбор:
1) Котлетку – существительное, так как обозначает предмет, (что?)
2) Морф. призн.: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., В.П., ед.ч.
3) Синт. роль: дополн.
4) Работа с репродукциями картин Алексея Гавриловича Венецианова и В.Н. Бакшеева – «На пашне. Весна.» и «Голубая весна».
- Что изображено на репродукции Венецианова? (1820 г.)
- Какие имена существительные вы употребили?
(Крестьянка, пашня, ребёнок, весна, лошади)
- Как изображены герои?
(Женщина без напряжения, легко работает. Она в праздничной одежде. Ребёнок играет.)
- Как показана весна?
(Тёплый солнечный день, ветерок раздувает сарафан крестьянки, ясность и свежесть воздуха.)
Это картина жанровая, и в то же время здесь изображена природа.
Картина В.Н. Бакшеева «Голубая весна».
- Как образованы слова:
дыхание (дышать), ветерок (ветер), свежесть (свежий), лошадка (лошадь)
Это суффиксальный способ образования слов.
- Составьте небольшой текст по картине (3 предложения)
V. Подведение итога урока.
- С чем вы познакомились на уроке?
- Как называется способ образования слов при помощи суффиксов?
VI. Выставление оценок.
VII. Д/з: упр. 919 - § 47 в теории (УМК под ред. В.В. Бабайцевой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В начале было Слово…» (Образование имён существительных с помощью суффиксов)
Урок русского языка в 5 классе....
Открытый урок по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Цели: 1.Учить правильно писать безударные падежные окончания имён существительных способом подстановки проверочных слов. 2.Воспитывать патриотизм, любовь к родине....
Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".
Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....
Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"
Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...
Конспект урока по русскому языку 7 класс Тема: "Склонение имен существительных в единственном числе. Закрепление изученного"
Конспект урока русского языка рассчитан на обучающихся коррекционной школы....