интегрированный урок русский язык и информатика
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Современную эпоху, в которую мы вступили в новом тысячелетии, называют “информационной эпохой”, так как самым важным продуктом становится информация. Перед школьным образованием стоит проблема – подготовить школьников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получать образование с использованием информационных технологий обучения. Задачей учителя является сформировать у ученика информационную компетентность – одно из основных приоритетов в современном образовании. Одним из способов решения этой задачи является проведение интегрированных уроков с применением информационных технологий.
Интеграционные процессы в образовании – явление комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиций. Интеграция на разных ступенях имеет свои особенности. Интегрированные уроки в школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. На таких уроках дети работают легко и с интересом, усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Современная теория обучения пока не располагает достаточными средствами, для того чтобы с необходимой точностью и надежностью учесть и оценить уровень творческих способностей школьника. Однако психологами уже установлено, что наиболее достоверными признаками, характеризующими этот уровень, является степень развития всех видов памяти, внимания, воображения, мышления и речи, а также способность ученика к анализу и синтезу, обобщению и конкретизации, абстрагированию и переносу. На развитие этих важных качеств умственной деятельности ориентирована интеграционная система, а применение информационных технологий позволяет сделать урок ярким, насыщенным, запоминающимся.
Интегрированный урок русского языка и информатики по теме «Использование алгоритма в правописании приставок. Обобщение» построен по принципу, используемому в синергетике. горизонтального тематизма. Использована смешанная структура, т. е. различные формы организации содержания: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально дифференцированная. В качестве механизмов синергетики выступает рефлексия. При этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. Происходит включение в процесс познания всех анализаторов (визуальных, аудиальных и т.д.), что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности. На представляемом уроке использованы элементы деятельностного метода обучения, в результате которого учащиеся активно участвуют в процессе обучения, самостоятельно анализируют и оценивают свои знания и умения, находят способы устранения ошибки, успешно пользуются алгоритмами, осуществляя рефлексию.
Основными образовательными результатами урока является закрепление понятий: алгоритма, исполнителя, способов записи алгоритма, видов алгоритмов; умений: находить и исполнять необходимый алгоритм, подбирать систему действий при написании той или иной приставки, осуществлять самоконтроль.
Каждый учащийся в ходе урока получает одну итоговую оценку за все виды работы, но ученик видит свой рост на оценочном листе: за выполнение компьютерного теста, за устные ответы (оценивает учитель) и за собственную деятельность (самооценка каждого ученика).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uroka.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Современную эпоху, в которую мы вступили в новом тысячелетии, называют “информационной эпохой”, так как самым важным продуктом становится информация. Перед школьным образованием стоит проблема – подготовить школьников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получать образование с использованием информационных технологий обучения. Задачей учителя является сформировать у ученика информационную компетентность – одно из основных приоритетов в современном образовании. Одним из способов решения этой задачи является проведение интегрированных уроков с применением информационных технологий.
Интеграционные процессы в образовании – явление комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиций. Интеграция на разных ступенях имеет свои особенности. Интегрированные уроки в школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. На таких уроках дети работают легко и с интересом, усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Современная теория обучения пока не располагает достаточными средствами, для того чтобы с необходимой точностью и надежностью учесть и оценить уровень творческих способностей школьника. Однако психологами уже установлено, что наиболее достоверными признаками, характеризующими этот уровень, является степень развития всех видов памяти, внимания, воображения, мышления и речи, а также способность ученика к анализу и синтезу, обобщению и конкретизации, абстрагированию и переносу. На развитие этих важных качеств умственной деятельности ориентирована интеграционная система, а применение информационных технологий позволяет сделать урок ярким, насыщенным, запоминающимся.
Интегрированный урок русского языка и информатики по теме «Использование алгоритма в правописании приставок. Обобщение» построен по принципу, используемому в синергетике. горизонтального тематизма. Использована смешанная структура, т. е. различные формы организации содержания: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально дифференцированная. В качестве механизмов синергетики выступает рефлексия. При этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. Происходит включение в процесс познания всех анализаторов (визуальных, аудиальных и т.д.), что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности. На представляемом уроке использованы элементы деятельностного метода обучения, в результате которого учащиеся активно участвуют в процессе обучения, самостоятельно анализируют и оценивают свои знания и умения, находят способы устранения ошибки, успешно пользуются алгоритмами, осуществляя рефлексию.
Основными образовательными результатами урока является закрепление понятий: алгоритма, исполнителя, способов записи алгоритма, видов алгоритмов; умений: находить и исполнять необходимый алгоритм, подбирать систему действий при написании той или иной приставки, осуществлять самоконтроль.
Каждый учащийся в ходе урока получает одну итоговую оценку за все виды работы, но ученик видит свой рост на оценочном листе: за выполнение компьютерного теста, за устные ответы (оценивает учитель) и за собственную деятельность (самооценка каждого ученика).
Интегрированный урок русского языка и информатики в 5 классе.
Тема: « Правописании приставок. Обобщение»
Цели:
по русскому языку
- совершенствовать знания учащихся о правописании приставок;
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по правописанию приставок;
- воспитывать стремление к рефлексии и к самоконтролю;
- развивать творческую активность.
По информатике
-развивать творческие и познавательные способности учащихся через знакомство с современными компьютерными технологиями;
-формировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- воспитывать устойчивый интерес к изучаемым предметам, положительное отношение к знаниям.
Методы:
- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;
- по степени активности учащихся: конструктивные, творческие;
- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование ЭВМ;
- стимулирования и мотивации: познавательные, социальные: адаптация в социально – информационной среде, эмоциональные;
- мыслительной деятельности: аналитические, индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
- контроля и самоконтроля: устный, письменный, программированный контроль;
- по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Средства обучения: данный урок проводится в компьютерном класс, оснащённом мультимедийной техникой. На компьютерах, связанных между собой через локальную сеть, установлена обучающая программа-тренажёр по русскому языку «Фраза».
Урок сопровождается авторской презентацией, именуемой в дальнейшем «приложение 1».
Ход урока
Учитель русского языка.
I. Вступительное слово
- Сегодня у нас не совсем обычный урок: мы соединим, казалось бы, несоединимые предметы: русский язык и информатику.
Структура урока | Ход урока | Примечания | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Чистописание | Урок русского языка как всегда начнём с чистописания, для того, чтобы размять руку и настроиться на работу. - В рабочих тетрадях записываем число, классная работа. До, при, на, по, гор, гар, чик, ек, л, о, и. -Вы догадались что мы записали?(морфемы) -Что такое морфема? ( Это часть слова) -Как называется наука, которая изучает морфемы? (морфемика) -С какой наукой нельзя путать морфемику? (с морфологией) -Что изучает морфология? (части речи) | На экране через мультимедийный проектор демонстрируется презентация. (приложение 1) Слайд №1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Рефлексия | -Если бы мы отправились в путешествие по океану русского языка, то, проплывая острова морфологии, орфографии, лексики, синтаксиса и пунктуации, мы приплыли бы на остров Морфемики. -На этом острове 4 города. -В каких же городах живут морфемы, которые мы записали в чистописании? | Слайд Слайд Слайд Слайд
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Сообщение темы урока | -Сегодня мы будем гостями города приставок. Т.е. повторим и обобщим всё, что знаем о приставках, алгоритмах. - Записываем тему урока «Алгоритм в правописании приставок. Обобщение» На уроке вы будете работать в рабочих тетрадях, оценивать себя в оценочных листах. ПЛЮС - ЗНАЮ ПРАВИЛ МИНУС - ДОПУСКАЮ ОШИБКИ
| Слайд
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Теоретическое повторение | А как вы думаете, много ли жителей в этом городе? -Попробуем их вспомнить. За одну минуту записать все приставки, пришедшие на память. Проверка: Сосчитайте, кто, сколько вспомнил приставок, запишите число. -Кто вспомнил все 40,30,20, 10? -Вернёмся в город приставок. - Как вы думаете, почему в нём три дома? (Потому что приставки можно разделить на три группы) - Единообразного написания, - приставки при- , пре- -Приставки, оканчивающиеся на з-, с- | ЗАСЕЧЬ время Слайд Слайд | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Повторение приставок единообразного написания | -Подчиняются ли какому-либо правилу приставки единообразного написания? - Потренируемся в их написании и узнавании. Сонный, собирался, - Из группы слов выписать только слова с приставками единообразного написания и выделить их. Проверка. - А чем являются похожие буквосочетания в остальных словах? (частью корня) Какой частью речи являются выписанные нами слова? (глаголами) - Проверка. - А у каких частей речи совсем не бывает приставок? (у местоимения и служебных частей речи). | Слайд В рабочих тетрадях Слайд № На экране высвечивается проверка.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Промежуточный итог.
| - Давайте подведём итог этой части урока. - Оцените свои теоретические знания и практические умения.
| В рабочем листе (приложение 2) в графах «знаю правило», «умею его применять» учащиеся оценивают себя. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Повторение приставок на з, с.
| - А теперь постучимся в другой дом. Кто здесь живёт? (приставки, оканчивающиеся на з, с.) -Какие действия нужно выбрать, чтобы написать з или с на конце приставок? (пользоваться определённой схемой действий) - Какой предмет учит использовать определённую последовательность действий? (информатика) Учитель информатики - что такое алгоритм - назовите способы написания алгоритма - что такое блок схема - назовите графические элементы блок- схемы - а сейчас применим алгоритм на практике. - В оценочном листе выставьте оценки. Работа с алгоритмом «Составление алгоритма написания приставок на з, с » Дети используя алгоритм отвечают правило -Потренируемся в написании этих приставок. Диктант. Оставьте строчку для заглавия. С самого рассвета идёт мелкий дождь. В последнее время он льёт беспрерывно. Всё позже восходит солнышко, всё раньше нисходит оно к краю земли. Цветы исчезли. Это злая рука осени сжала и смяла их. Проверка.- Найдите слова с приставками. Объясните их написание. Назовите слова с приставками с приставками на з, с. (Необходимо обратить внимание на слова сжала и смяла. Приставка с- относится к приставкам единообразного написания.) - Найдите простое нераспространённое предложение. Докажите. -Как называется отрывок, который мы записали? (текст) -Озаглавьте его. Укажите стиль и тип речи. - Найдите средства художественной выразительности. Я хочу процитировать вам слова известного детского писателя К.И.Чуковского: «Приставки придают русской речи множество богатейших оттенков. В разнообразии приставок затаилось разнообразие смысла». -Найдите в данном контексте пару слов противоположного значения (антонимы). -Что придаёт слову противоположный смысл? (приставки)
| Слайд . Слайд № В рабочем листе дети ставят (+) либо (–) Слайд . Устная работа
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Промежуточный итог.
| Проверка. Оцените себя. Если не сделали ошибок в правописании при ставок , оканчивающихся на з, с, то поставьте себе (+) | В рабочий оценочный лист дети ставят себе (+) или (–) (приложение2) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Повторение приставок при- пре- | Постучимся в третий дом. Кто там живёт? ( приставки при- и пре.) | Слайд №8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
а)Теоретическое повторение. | От чего зависит их выбор? ( от смысла) - Посмотрим, как вы знаете это правило. Заполните алгоритм . - Расскажите по алгоритму о правописании приставок пре-, и при- . | В рабочем листе дети заполняют таблицу. (приложение 2) Слайд №8 На экране высвечивается проверка, дети оценивают работу друг друга в рабочих листках. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
б) Практические упражнения. | - Правило вы знаете хорошо, а теперь потренируемся. Работа в парах по тренировочному тренажёру «Фраза» (приложение 3). Открываем на всех компьютерах обучающую программу по русскому языку «Фраза». Дети вводят класс…6 тема…3 правописание приставок пре- , при- . вариант…273 ( 1 группа слов) По окончании работы компьютер выдаёт оценку. Её дети переносят в свой оценочный лист. -А всегда ли легко определить значение приставки? -Как быть с такими словами? (их надо запоминать) | По окончании работы компьютер выдаёт оценку. Её дети переносят в свой оценочный лист. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Итоговое задание | Мы повторили все правила правописания приставок, Переходим к итоговому заданию. На всех компьютерах обучающую программу по русскому языку «Фраза». Дети вводят класс…6 тема…правописание приставок. вариант…283 По окончании работы компьютер выдаёт оценку. Её дети переносят в свой оценочный лист. | Обучающая программа-тренажёр по русскому языку «Фраза» прилагается.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Итог урока | Давайте подведём итог нашего урока. На экране высвечивается оценочная шкала, дети подсчитывают свои результаты и выводят оценку. Продолжите фразу: « В городе приставок 3 дома, потому что….» - Что повторили по информатике? - назовите общие черты у разных предметов: информатики и русского языка? | Слайд Слайд
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и информатики в 5 классе
Данная разработка содержит материал для обобщения и закрепления основного программного материала по теме «Построение и редактирование текста»; развития ...
Интегрированный урок русского языка и информатики "Использование алгоритмов при работе с различными видами орфограмм."
Интегрированный урок. 9 класс....
Интегрированный урок русского языка и информатики в 9 классе "Языковые подсистемы и информатика".
Авторы: Белоногова Н.И., Салихова Л.З....
Интегрированный урок русского языка и информатики
Тема урока русского языка: "Лексика ограниченная в употреблении".Тема урока информатики и ИКТ: "Устройство компьютера"....
Сценарий интегрированного урока (русский язык и информатика) 5 класс
Интегрированный урок в 5 классе разработан с новыми условиями требований ФГОС (системно-деятельностный подход, формирование УУД)....
Интегрированный урок (русский язык+математика+информатика) по теме "Язык и логика"
Интегрированный урок (русский язык+математика+информатика) по теме "Язык и логика"....
Интегрированный урок русского языка и информатики "Приключения в сказочном лесу"
Интегрированный урок русского языка и информатики...