Конспект урока "Правописание н-нн в прилагательных, образованных от существительных" 6 класс. По программе М.М. Разумовской
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pravopisanie_n-nn_v_prilagatelnyh_6_klass.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Правописание н-нн в прилагательных,

образованных от существительных»

6 класс

2015 г.

Учебник: 

М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос «Русский язык. 6 класс», М.: Дрофа, 2009 г.

Цели

1.  Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы

«Правописание н и нн в суффиксах прилагательных»,

2. Практические: сформировать умения верного определения условий, регулирующих выбор одной или двух н в суффиксах прилагательных;   формировать   орфографическую зоркость.

3. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению  выделять  главное,  систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Задачи

Тренироваться в правописании н и нн в суффиксах прилагательных, образованных

от существительных.

Развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля,

Формируемые УУД:

познавательные: осознавать и формулировать познавательные цели, строить речевое высказывание, выбирать эффективные способы решения задач, структурировать знания;

регулятивные: планировать и оценивать результаты работы, вносить необходимые

дополнения и корректировки в план действия;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.

Ход урока

Оформление записей в тетради (Число. Классная работа)

I этап (мобилизующий)

Задание 1(на экране)

Прочитайте высказывание известного чешского педагога Я.А. Коменского:

«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

- Какова основная мысль этого высказывания?

- Как связано это высказывание с уроком русского языка?

II этап. Актуализация знаний

Задание 2 (на экране)

Прочитайте ряды слов. Сформулируйте задание сами.

(Вставьте пропущенные орфограммы. Из каждого ряда исключите лишнее слово и

запишите его в 7-ю строку.)

1. Песц..вый, плюш..вый, лимо..ый,

2.  Груш..вый, клюкве..ый, парч..вая.

3. Ситц..вая, станцио..ый, алыч..вый.

4. Кожа..ый, холщ..вая, замш..вая.

5. Еж..вый, нефтя..ой, глянц..вый.

6. Свинц..вый, сторож..вая, звери..ый.

7...

III этап. Постановка учебной задачи

Задание 3

Прочитайте слова, которые вы записали в 7-ю строку.  

Ответьте на вопросы:

- Подумайте, интересны ли они с точки зрения орфографии? Что в их написании необычно?

- Определите, к какой части речи они относятся, в какой части слова, пропущены

орфограммы?

- Сравните свои записи с правильным вариантом.

(Открывается образец с правильным написанием.)

- Все ли правильно записали слова? Есть ли ошибки? Чего мы не знаем?

- Итак, какова тема нашего урока?

(Формулируют тему урока)

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске.

1.  Познакомиться с...

2. Учиться...

IV этап. Открытие новых знаний

Задание 4

- Какие будут гипотезы о правописании н и нн в суффиксах прилагательных?

- Предложите алгоритм решения учебной проблемы. Вспомните, в какой морфеме находится наша орфограмма? От каких частей речи образованы прилагательные?

С помощью каких суффиксов? Есть ли еще какие-нибудь гипотезы?

Задание 5 (на экране)

Проанализируйте приведенные в таблице примеры, самостоятельно сформулируйте правило.

-Н-

-НН-

1)  кожа - кожаный,

     нефть - нефтяной;

2)  зверь - звериный.

Исключения: стеклянный,

                       оловянный,

                       деревянный

1) лимон - лимонный;

2) клюква - клюквенный

    станция - станционный.

Исключение: ветреный

-  Давайте подытожим наши открытия. Расскажите о правописании н и нн в прилагательных, образованных от существительных.

Работа с текстом учебника (стр. 100-103)

Учащиеся, читают правило в учебнике.

- Обратите внимание на слова  в рубрике «Возьмите на заметку» (стр. 101)

Сколько н пишется в этих словах? Запишите и разберите эти слова по составу.

Запомните написание этих слов – гостиница, гостиный (двор)

Задание 6

Устно составьте предложение с одним из этих слов:

1-й ряд – сложное;

2-й ряд – простое с однородными членами.

V этап. Первичное закрепление

Задание 7 (каждый получает карточку)

Ученики сами формулируют задание.

(От данных существительных образуйте прилагательные, составьте словосочетания «прил.+сущ.». Обоснуйте выбор н или нн в суффиксах прилагательных).

Мужество (воин) -

серебро (украшения) -

туман (утро) -

песок (берег) -

дерево ( мебель) -

традиция (праздник) -

шерсть (шарф) -

лебедь (песня) -

VI этап. Самостоятельная работа (с самопроверкой по образцу)

Задание 8. Игра «Кто самый грамотный?» (карточка)

Вставьте пропущенные буквы. Работа по вариантам.

        I вариант                                     II вариант

гуси..ый                                            мыши..ыи                                      

голуби..ый                                        льви..ый

кожа..ый                                            песча_ый

ржа..ой                                              кожа..ый

травя..ой                                           ледя..ой

полотня..ый                                      земля..ой

букве..ый                                          письме..ый

умстве..ый                                        огне..ый

операцио..ый                                    авиацио..ый

революцио..ый                                 инфекции..ный

стекля..ый                                         оловя..ый

деревя..ый                                         стекля..ый

 (После выполнения задания на экране открывается образец.)

- Подведем итоги: у кого нет ошибок?

- Какое слово показалось трудным? Объясните его правописание,

VII этап. Включение новых знаний в систему изученного материала

Задание 9 (творческое).

Познакомьтесь с легендой о хризантеме. Запишите текст, вставляя вместо пропусков подходящие по смыслу прилагательные с н и нн. (карточка)

По  легенде родиной этого  _________  растения является Китай. Там назвали в честь хризантемы    девятый    месяц    года.    Согласно _____  преданию,  _______  человек, не побоявшийся сорвать в девятый день девятого месяца ______  цветок хризантемы, обретает бессмертие.

Слова для справок: необыкнове…ого , бесце…ый, мужестве…ый, таинстве…ый, стари…ому

(читают предложения, объясняют выбор –н- или –нн-)

VIII  этап. Рефлексия

Ответьте на вопросы:

•  Вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы ее?

•  Расскажите о правописании н и нн в суффиксах прилагательных?

•  От какой части речи образуются рассмотренные прилагательные?

•  С какими орфограммами вам еще пришлось работать в течение урока?

•  Какие пунктограммы пришлось вспомнить при выполнении заданий?

IX этап.  Домашнее задание

Стр. 100-103 правило, упр. 233 (I)

Повышенный уровень + определите, как образованы прилагательные батальонный и дивизионный.

X этап. Оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП и рабочая программа по русскому языку 5 класс по программе М.М.Разумовской

КТП  и рабочая программа с пояснительной запиской по русскому языку 5 класс по программе М.М.Разумовской....

Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. По программе М.М.Разумовской

Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым  для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...

рабочая программа по русскому языку в 5б классе по программе М.М. Разумовской (ФГОС)

Данная рабочая программа предназначена для работы в 5 классе по учебнику М.М.Разумовской в условиях реализации ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (по программе М.М. Разумовской)

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса рассчитана на 210 часов и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной програм...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (по программе М.М. Разумовской)

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса рассчитана на 140  часов и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной програм...