Конспект урока "Правописание н-нн в прилагательных, образованных от существительных" 6 класс. По программе М.М. Разумовской
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока
«Правописание н-нн в прилагательных,
образованных от существительных»
6 класс
2015 г.
Учебник:
М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос «Русский язык. 6 класс», М.: Дрофа, 2009 г.
Цели
1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы
«Правописание н и нн в суффиксах прилагательных»,
2. Практические: сформировать умения верного определения условий, регулирующих выбор одной или двух н в суффиксах прилагательных; формировать орфографическую зоркость.
3. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Задачи
Тренироваться в правописании н и нн в суффиксах прилагательных, образованных
от существительных.
Развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля,
Формируемые УУД:
познавательные: осознавать и формулировать познавательные цели, строить речевое высказывание, выбирать эффективные способы решения задач, структурировать знания;
регулятивные: планировать и оценивать результаты работы, вносить необходимые
дополнения и корректировки в план действия;
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.
Ход урока
Оформление записей в тетради (Число. Классная работа)
I этап (мобилизующий)
Задание 1(на экране)
Прочитайте высказывание известного чешского педагога Я.А. Коменского:
«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».
- Какова основная мысль этого высказывания?
- Как связано это высказывание с уроком русского языка?
II этап. Актуализация знаний
Задание 2 (на экране)
Прочитайте ряды слов. Сформулируйте задание сами.
(Вставьте пропущенные орфограммы. Из каждого ряда исключите лишнее слово и
запишите его в 7-ю строку.)
1. Песц..вый, плюш..вый, лимо..ый,
2. Груш..вый, клюкве..ый, парч..вая.
3. Ситц..вая, станцио..ый, алыч..вый.
4. Кожа..ый, холщ..вая, замш..вая.
5. Еж..вый, нефтя..ой, глянц..вый.
6. Свинц..вый, сторож..вая, звери..ый.
7...
III этап. Постановка учебной задачи
Задание 3
Прочитайте слова, которые вы записали в 7-ю строку.
Ответьте на вопросы:
- Подумайте, интересны ли они с точки зрения орфографии? Что в их написании необычно?
- Определите, к какой части речи они относятся, в какой части слова, пропущены
орфограммы?
- Сравните свои записи с правильным вариантом.
(Открывается образец с правильным написанием.)
- Все ли правильно записали слова? Есть ли ошибки? Чего мы не знаем?
- Итак, какова тема нашего урока?
(Формулируют тему урока)
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске.
1. Познакомиться с...
2. Учиться...
IV этап. Открытие новых знаний
Задание 4
- Какие будут гипотезы о правописании н и нн в суффиксах прилагательных?
- Предложите алгоритм решения учебной проблемы. Вспомните, в какой морфеме находится наша орфограмма? От каких частей речи образованы прилагательные?
С помощью каких суффиксов? Есть ли еще какие-нибудь гипотезы?
Задание 5 (на экране)
Проанализируйте приведенные в таблице примеры, самостоятельно сформулируйте правило.
-Н- | -НН- |
1) кожа - кожаный, нефть - нефтяной; 2) зверь - звериный. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный | 1) лимон - лимонный; 2) клюква - клюквенный станция - станционный. Исключение: ветреный |
- Давайте подытожим наши открытия. Расскажите о правописании н и нн в прилагательных, образованных от существительных.
Работа с текстом учебника (стр. 100-103)
Учащиеся, читают правило в учебнике.
- Обратите внимание на слова в рубрике «Возьмите на заметку» (стр. 101)
Сколько н пишется в этих словах? Запишите и разберите эти слова по составу.
Запомните написание этих слов – гостиница, гостиный (двор)
Задание 6
Устно составьте предложение с одним из этих слов:
1-й ряд – сложное;
2-й ряд – простое с однородными членами.
V этап. Первичное закрепление
Задание 7 (каждый получает карточку)
Ученики сами формулируют задание.
(От данных существительных образуйте прилагательные, составьте словосочетания «прил.+сущ.». Обоснуйте выбор н или нн в суффиксах прилагательных).
Мужество (воин) -
серебро (украшения) -
туман (утро) -
песок (берег) -
дерево ( мебель) -
традиция (праздник) -
шерсть (шарф) -
лебедь (песня) -
VI этап. Самостоятельная работа (с самопроверкой по образцу)
Задание 8. Игра «Кто самый грамотный?» (карточка)
Вставьте пропущенные буквы. Работа по вариантам.
I вариант II вариант
гуси..ый мыши..ыи
голуби..ый льви..ый
кожа..ый песча_ый
ржа..ой кожа..ый
травя..ой ледя..ой
полотня..ый земля..ой
букве..ый письме..ый
умстве..ый огне..ый
операцио..ый авиацио..ый
революцио..ый инфекции..ный
стекля..ый оловя..ый
деревя..ый стекля..ый
(После выполнения задания на экране открывается образец.)
- Подведем итоги: у кого нет ошибок?
- Какое слово показалось трудным? Объясните его правописание,
VII этап. Включение новых знаний в систему изученного материала
Задание 9 (творческое).
Познакомьтесь с легендой о хризантеме. Запишите текст, вставляя вместо пропусков подходящие по смыслу прилагательные с н и нн. (карточка)
По легенде родиной этого _________ растения является Китай. Там назвали в честь хризантемы девятый месяц года. Согласно _____ преданию, _______ человек, не побоявшийся сорвать в девятый день девятого месяца ______ цветок хризантемы, обретает бессмертие.
Слова для справок: необыкнове…ого , бесце…ый, мужестве…ый, таинстве…ый, стари…ому
(читают предложения, объясняют выбор –н- или –нн-)
VIII этап. Рефлексия
Ответьте на вопросы:
• Вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы ее?
• Расскажите о правописании н и нн в суффиксах прилагательных?
• От какой части речи образуются рассмотренные прилагательные?
• С какими орфограммами вам еще пришлось работать в течение урока?
• Какие пунктограммы пришлось вспомнить при выполнении заданий?
IX этап. Домашнее задание
Стр. 100-103 правило, упр. 233 (I)
Повышенный уровень + определите, как образованы прилагательные батальонный и дивизионный.
X этап. Оценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП и рабочая программа по русскому языку 5 класс по программе М.М.Разумовской
КТП и рабочая программа с пояснительной запиской по русскому языку 5 класс по программе М.М.Разумовской....
Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. По программе М.М.Разумовской
Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...
рабочая программа по русскому языку в 5б классе по программе М.М. Разумовской (ФГОС)
Данная рабочая программа предназначена для работы в 5 классе по учебнику М.М.Разумовской в условиях реализации ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (по программе М.М. Разумовской)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса рассчитана на 210 часов и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной програм...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (по программе М.М. Разумовской)
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса рассчитана на 140 часов и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной програм...
Урок русского языка в 5 классе по программе М.М.Разумовской "Как изменяются имена существительные,прилагательные,глаголы"
Урок соответствует требованиям ФГОСа 2-го поколения....
Конспект урока "Деепричастие" 6 класс. По программе М.М. Разумовской
Конспект урока и презентация...