Программа дополнительного образования по русскому языку для детей с ОВР «Лингвистическое краеведение»
элективный курс по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lingvisticheskoe_kraevedenie.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения
Луговская средняя общеобразовательная школа
Программа дополнительного образования
по русскому языку для детей с ОВР
«Лингвистическое краеведение»
Автор-составитель:
Кайсарова А.В.,
учитель русского языка и литературы
2015-2016 учебный год
Информационная карта программы
Тип программы: социально-адаптированная для детей с ОВЗ
Образовательная область: языкознание, краеведение
Направленность деятельности: духовно-нравственная
Способ освоения содержания образования: исследовательский, творческий.
Уровень освоения содержания образования: социально - интегрированное
Возрастной уровень реализации программы: для детей среднего звена,
в зависимости от уровня детей с ОВЗ
Форма реализации программы: индивидуальная
Продолжительность реализации программы: от 1 года до 2
(в зависимости от нагрузки)
Пояснительная записка.
Право на образование детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) закреплено действующим законодательством РФ и нормами международного права. Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка.
Луговская школа – общеобразовательное учреждение, в котором немалую роль в учебном и воспитательном процессе играет система дополнительного образования детей. Разработаны программы кружков: вокального, хореографического, театрального.
В силу своей специфики (сельская школа с небольшим контингентом обучающихся) детей с ОВЗ обучается единицы. Но те условия, которые созданы для детей педагогами, родителя не позволяют таким детям чувствовать себя «не такими как все». Они учатся в силу своих возможностей, занимаются спортом, и имеют определенные результаты в своем виде. Некоторые ребята обучаются по индивидуальной программе в кружке «Лингвистическое краеведение», и в ходе освоения учебных предметов данной образовательной области учащиеся с ограниченными возможностями здоровья повышают уровень общего и речевого развития, вырабатывают элементарные навыки грамотного письма, учатся правильно и последовательно излагать свои мысли в письменной и устной форме, а также происходит преодоление речевого негативизма, стереотипности, бедности оборотов речи, что позволяет приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров.
Данная программа составлена с учетом категории детей имеющих определенные функциональные ограничения, неспособные к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития. В основном для практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности. Для детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до воспитанников, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования
Актуальность:
Программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования и адаптированная с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Овладение русским языком и литературой является одним из ведущих направлений коррекционно-развивающего процесса. В ходе изучения учебных предметов данной образовательной области учащиеся с ограниченными возможностями здоровья повышают уровень общего и речевого развития, вырабатывают элементарные навыки грамотного письма, учатся правильно и последовательно излагать свои мысли в письменной и устной форме, а также происходит преодоление речевого негативизма, стереотипности, бедности оборотов речи, что позволяет приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения.
Лингвистическое краеведение – это особый вид исследовательской работы учащихся, которая может состоять в изучении языковых традиций, характерных языковых особенностей родного края. Необходимо отметить, что обращение к топонимике как важнейшему источнику изучения истории и культуры народа важно не только для обычных учащихся, но и для ребят с ОВЗ, так как предполагает пробуждение в детях интереса к исследовательской деятельности, формирование определённой базы знаний, умений, навыков общения с окружающим миром, знакомство с миром профессий. Ребята приобретают навыки, необходимые в работе экскурсовода, краеведа, архивиста, менеджера-музейщика и др.
Цель программы:
1. способствовать развитию у ребенка с ОВЗ устойчивого познавательного интереса и возможности его социальной адаптации в обществе.
Задачи:
- Способствовать социальной интеграции, позволяющей ребенку
включаться во все социальные процессы, благодаря которым он усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные нормы и культурные ценности.
2. Развитие в ребенке желание развивать в себе творческие, экспериментальные, учебные и познавательные навыки.
3. Способствовать желанию изучения родного края не только в кабинете, но
и по возможности, в различных поездках, экскурсиях, встречах с интересными людьми, а также участия в мероприятиях школьного музея.
Техническое оснащение программы:
1.Компьтер
2. Экран
3. Проектор
4. Учебные диски с презентациями
5. Учебные фильмы по краеведению
Ведущие методы организации деятельности учащихся: наблюдение, опрос, беседа в процессе сбора материала; групповая работа по анализу и систематизации лингвистического материала; решение лингвистических задач, творческая индивидуальная работа в рамках выбранной темы исследовательской работы, реферата (портфолио); отчет о результатах научной работы (мини-доклад, презентация).
Содержание программы кружка включает теоретические, практические занятия и занятия исследовательского типа.
Теоретические занятия посвящены изучению лингвистических фактов, классификации топонимов, их основных признаков. В ходе лекционного изложения материала происходит восприятие теоретических знаний и их осмысление.
Практические занятия служат закреплению теоретических сведений: на них учащиеся практикуются в определении топонимических особенностей и учатся работать со словарями, справочниками, энциклопедиями, печатными изданиями.
На занятиях исследовательского типа (интервью, сбор информации, работа с источниками, анкетирование) происходит обучение ведению тематической беседы (опроса), поисковая работа и сбор фактического материала для научных проектов.
Данный спецкурс имеет практическую направленность, так как учащиеся:
совершенствуют знания о лингвистических фактах языка,
1) овладевают навыками сбора информации;
2) углубляют знания об основных понятиях лингвистики и учатся сопоставлять факты топонимических названий;
3) учатся извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей и справочников.
Планируемые результаты реализации программы дополнительного образования по русскому языку для детей с ОВР «Лингвистическое краеведение»
- первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
– получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
– получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Учебно- тематический план
Темы | Занятия, часы | |||
Теория | Практика | Экскурсии | Всего | |
1.Вводное занятие. Определение целей и задач. Понятия лингвистическое краеведение и топонимики как науки. | 1 | 1 | ||
2.Классификация топонимов. Топонимы: Увельский, Водопойка, Луговая. | 1 | 1 | 2 | |
3.«Предания старины глубокой». Составление рассказа по истории возникновения деревень Водопойка и Луговая. | 2 | 2 | ||
4.Карта Увельского района. Тайна названий. | 1 | 1 | 2 | |
4. «Вот эта улица, вот этот дом». Путешествие по родной деревне. Экскурс в историю. Музейный урок. | 1 | 2 | 3 | |
4«Что в имени твоем, улица?». Составление карты поселка. | 2 | 2 | ||
5. «Вот эта улица, вот этот дом». Творческие проекты. | 1 | 1 | ||
6.Круглый стол. Озерный край. Тайна названия озер на карте Увельского района. Работа с топонимическим словарем. | 1 |
| 1 | |
7. Составление и решение лингвистических кроссвордов. | 1 | 1 | ||
8.Составление библиографии, изучение словарей, научной и научно-популярной периодической литературы по лингвистическому краеведению, подготовка рефератов, проектов. | 1 | 1 | ||
9. Презентация и защита рефератов | 1 | 1 | ||
Всего: | 3 | 12 | 2 | 17 |
Система проверки результативности.
Деятельность обучаемых оценивается по критериям:
1.Восприятие предлагаемого материала.
2.Творческая активность, умение использовать собранные материалы при выполнении самостоятельной работы.
3.Развитие устной и письменной речи, умение грамотно излагать свои мысли.
4.Повышение уровня коммуникативных и организаторских способностей.
Оценка деятельности обучаемого определяется по трём уровням: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: хорошее усвоение материала, прочные навыки практической работы и творческая самостоятельность, регулярное проявление организаторских и коммуникативных способностей.
Средний уровень: недостаточное усвоение либо в знаниях, либо в практической деятельности, проявление коммуникативных, иногда организаторских способностей.
Низкий уровень: плохое усвоение материала, недостаточные знания для выполнения самостоятельной работы, отсутствие активности.
Для отслеживания результатов используются
1.диагностические исследования:
- определение уровня освоения программы (в течение года);
- изучение уровня самооценки, коммуникативных и организаторских способностей (в начале и конце год);
- изучение уровня воспитанности учащихся (в начале и конце года);
- изучение мотивационной деятельности (в начале и конце года).
2.мониторинг:
- участие в конкурсах районных и областных;
-папки с разработками мероприятий и экскурсий;
- защита проектов (степень участия воспитанника в их создании)
Мониторинг.
Уровень знаний обучающихся с ОВЗ
№ | Ф.И.обучающегося | Собственные проекты, выступления | |
1 год обучения | 2 год обучения | ||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. |
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ
№ | Ф.И.обучающегося | Участие в конкурсах, результат. | |
1 год обучения | 2 год обучения | ||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. |
Список используемой литературы.
Литература для руководителя объединения:
- Кондакова М.И. Воспитательная работа в школе. М. Просвещение, 1986г.
- Кирженкова О. Модель деятельности школьного музея, ж-л Воспитание школьников, М.2006г. №6.
- Ланкова Н.М., Работа со школьниками в краеведческом музее. М. Владос, 2001
- Новикова С. Развивающий потенциал учебного исследования, ж-л Воспитание школьников. М. 2007.№2.
- Калганова Т.А. Сочинения разных жанров. М. Просвещение, 1997г.
- Виноградов Н.Б. Страницы истории Южного Урала. Челябинск, 1997г.
- Салмина Н.И. История Южного Урала, Челябинск, 2004г.
- Тренин М.А. Край Увельский - Отчизны частица. Том 1-4.
- Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. М.Лист, 1996г.
Литература для учащихся:
- Левит А.И. Южный Урал. Челябинск, 2005г.
- Алеврас Н.Н. История Урала. Челябинск, 2000г.
- Виноградов Н.Б. Страницы истории Южного Урала. Челябинск,1997г.
- Тренин М.А. Край Увельский-Отчизны частица. Том 1-4.
- Ладыженская Т.А.,Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. М.Просвещение, 1997г.
- Периодическая печать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для детей, обучающихся по адаптированной программе. 5 класс
Рабочая программа для 5 класса для детей с ОВЗ...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для детей с ОВЗ 6 класс
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктационные навыки, воспитывается интерес к родном...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для детей с ОВЗ 5 класс
Рабочая программа составлена для учащихся коррекционной школы 5 класса...
Рабочая программа по ВУД (русский язык) для детей с ОВЗ 7-8 классы.
Рабочая программа по ВУД (русский язык) для детей с ОВЗ 7-8 классы....
Рабочая программа по ВУД (русский язык) для детей с ОВЗ 8-9 классы.
Рабочая программа по ВУД (русский язык) для детей с ОВЗ 8-9 классы....
Рабочая программа дополнительного образования "Иностранный язык для детей дошкольного возраста"( немецкий язык)
Рабочая программа дополнительного образования "Иностранный язык для детей дошкольного возраста"( немецкий язык)...