рабочая программа 5 класса по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
рабочая программа 5 класса по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.doc | 661.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_i_soderzhanie_kursa.doc | 272 КБ |
Предварительный просмотр:
3. Календарно-тематический план
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ I. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
А.С. Рылова, Л.В. Шишкина
5 класс
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы С.И. Львовой для 5-11 классов, которая входит в учебно-методический комплект по русскому языку для общеобразовательных школ. Данный УМК полностью соответствует требованиям государственного стандарта общего образования, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников. На учебно-методический комплекс, состоящий из учебника, рабочих тетрадей и справочных материалов, имеются положительные заключения Российской академии наук и Российской академии образования.
Спецификой данного УМК является направленность на всестороннее развитие личности ребенка средствами предмета. Поэтому программа реализует деятельностно-системный подход к поэтапному освоению базовых лингвистических знаний и развитию речемыслительных умений и навыков. Формирование системного представления о языке, его строении и функционировании осуществляется за счет системно-блоковой подачи языкового материала, внедрения языковых моделей и широкого использования словарей. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. Развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников выступают методическими доминантами обучения.
В основе обучения лежит ориентация на интенсивное речемыслительное развитие личности школьника, нацеленность на успешное овладение всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь, умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Программа ориентирована на формирование информационной культуры обучающихся, развитие навыков правильного, уместного и выразительного использования языковых средств в речи, сознательное и системное обучение культуре речи.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Авторы УМК также придерживаются дифференцированной системы обучения: с этой целью ими разработаны вопросы и задания разноуровневого характера.
Таким образом, отличительной особенностью данного УМК является ориентация на совершенствование функциональной грамотности, навыков свободного владения всеми видами речевой деятельности. Кроме того, содержание учебного материала отражает идеологию стандарта нового поколения, а именно: развитие коммуникативных, интеллектуальных, информационных умений и навыков, способствующих формированию сознательного отношения школьников к языку как духовной, нравственной и культурной ценности.
Курс русского языка в 5 классе направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Обучение по программе С.И. Львовой не нарушает преемственности, так как имеет завершенную линию и, что очень важно, соответствует целям и задачам учебного процесса в условиях обновленного содержания языкового образования и изменившихся форм Г(И)А за курс основной и средней школы.
Рабочая программа рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю). Обучение ведется по учебнику: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 ч.: учебник для общеобразоват. учреждений / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина.
Язык по своей специфике и социальной значимости – это явление уникальное. Он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, способом приобщения к богатствам русской культуры. Русский язык – государственный язык РФ, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка в основной школе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речи.
Содержание обучения русскому языку в 5 классе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Таким образом, учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть формирует у учащихся знания о родном языке и общепредметные, частноязыковые и коммуникативно-речевые умения. Исходя из обозначенных задач школьного филологического образования, в результате изучения русского языка в 5 классе ученик должен знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- определения основных языковых единиц, речеведческих понятий, орфографические и пунктуационные правила;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки официально-делового стиля речи и особенности основных жанров данного стиля речи;
- признаки текста и таких его функционально-смысловых типов, как описание и повествование;
- основные грамматические нормы русского литературного языка;
- нормы речевого этикета;
уметь
- опознавать языковые единицы (части речи), различать их, анализировать, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки;
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст;
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект), подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа;
- собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли;
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- создавать тексты различных стилей и жанров (расписка, заявление);
- описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению;
- грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу, выступать по заданной теме;
- владеть различными видами монолога (описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
2. Содержание изучаемого курса
2.1. Учебно-тематический план
Название раздела, темы | Всего часов |
Раздел 1. Лингвистика – наука о языке | 2 часа |
Раздел 2. Введение в лингвистику. Вводный курс | 106 часов |
Тема 1. Фонетика | 4 часа |
Тема 2. Орфоэпия | 5 часов |
Тема 3. Графика | 7 часов |
Тема 4. Морфемика | 7 часов |
Тема 5. Лексикология | 6 часов |
Тема 6. Орфография | 17 часов |
Тема 7. Морфология | 4 часа |
Тема 8. Культура речи | 5 часов |
Тема 9. Синтаксис и пунктуация | 38 часов |
Тема 10. Текстоведение | 13 часов |
Раздел 3. Основные разделы лингвистики. Систематический курс | 86 часов |
Тема 1. Словообразование | 12 часов |
Тема 2. Лексика и фразеология | 15 часов |
Тема 3. Морфология, в том числе: Имя существительное Имя прилагательное Глагол | 59 часов 16 часов 15 часов 28 часов |
Повторение изученного | 10 часов |
Всего | 204 часа |
2.2. Содержание курса
Раздел 1. Лингвистика – наука о языке (2 часа)
Рассмотрение обложки, титульного листа, форзацев; знакомство с условными обозначениями, вынесенными на обороте титула, и поискпримеров таких обозначений на страницах книги. Особенности предъявления теоретических сведений (текст, таблица, схема), большое количество рисунков, фотографий, репродукций картин.
Основные задачи изучения родного языка в школе. Язык как средство общения в устной и письменной форме. Богатство и выразительность русского языка. Основные разделы лингвистики, изучающиеся на уроках русского языка в 5 классе. Основные единицы языка и речи.
Знать:
- содержание и структуру учебника, способы предъявления теоретического материала и основных типов упражнений;
- значение основных терминов лингвистики, круг изучаемых лингвистикой вопросов;
- основные разделы лингвистики.
Уметь:
- ориентироваться в учебном материале;
- владеть различными видами речевой деятельности: слушания, говорения, письма и чтения.
Применять полученные знания в практике устной и письменной речи.
Раздел 2. Введение в лингвистику. Вводный курс (106 часов)
Основные цели изучения вводного курса – повторить, обобщить, расширить и углубить изученные в начальной школе сведения; отработать и усовершенствовать соответствующие умения и навыки и таким образом подготовить учащихся к изучению систематического курса русского языка.
Тема 1. Фонетика (4 часа)
Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки. Речь устная и письменная. Разделы лингвистики, изучающие устную речь. Основные требования к устной речи. Звук – основная единица фонетики.
Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи. Обобщение сведений о звуках русского языка и их классификации: гласные (ударные/ безударные), согласные (твердые/мягкие, глухие/звонкие). Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости.
Фонетический разбор. Смыслоразличительная роль звука в слове. Звукопись как выразительное средство устной речи. Фонетический анализ слова.
Слог. Ударение. Определение количества слогов в слове. Постановка ударения. Особенности словесного ударения в русском языке. Словесное и логическое ударение.
Знать:
- богатые и выразительные возможности русского языка;
- понятие фонетической транскрипции;
- группы согласных звуков по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- смыслоразличительную роль звука;
- специфику слога как единицы фонетики;
- особенности и роль ударения в русском языке.
Уметь:
- владеть просмотровым чтением и разными способами переработки информации;
- отражать на письме звуковой облик слова;
- проводить фонетический разбор слова и звуковой анализ слова с целью объяснения его произношения и написания;
- анализировать примеры звукописи в художественном тексте;
- вести наблюдение за использованием словесного ударения для ритмической организации поэтической речи.
Применять:
- при написании слов знания по фонетике и орфографии;
- элементы транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- логическое ударение при выразительном чтении текстов;
- читать тексты с адекватной содержанию интонацией, с уместным использованием пауз, в соответствующем темпе и тоне речи.
Тема 2. Орфоэпия (5 часов)
Орфоэпия как раздел лингвистики. Особенности произношения безударных гласных. Изменение звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции.
Особенности произношения согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных звуков. Произношение мягкого или твердого согласного в иноязычных словах.
Особенности произношения сочетаний согласных звуков. Правильное произношение некоторых групп согласных.
Орфоэпический словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Допустимые варианты произношения и ударения.
Знать:
- основные правила произношения ударных и безударных гласных, согласных и сочетаний согласных в современном литературном языке;
- основные правила произношения согласных в современном русском литературном языке;
- основные правила произношения некоторых согласных сочетаний.
Уметь:
- осознавать необходимость соблюдения в речи орфоэпических норм, следить за правильностью произношения;
- осуществлять сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов, требующих орфоэпического комментария;
- работать с орфоэпическим словарем.
Применять:
- основные правила произношения ударных и безударных гласных, согласных и сочетаний согласных в современном русском литературном языке;
- осуществлять орфоэпический разбор слова, оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Тема 3. Графика (7 часов)
Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Письмо и каллиграфия. Графика как раздел лингвистики, устанавливающий соотношение между буквами алфавита и звуками. Алфавит и его использование. Звуки и буквы.
Элементарные сведения из истории происхождения письменности и русского алфавита. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я.
Осмысление различий между звуками и буквами. Роль букв Ъ и Ь в обозначении звукового состава словоформы. Сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Знать:
- разделы лингвистики, изучающие письменную речь;
- русский алфавит;
- о роли звуков, обозначаемых с помощью букв е, ё, ю, я.
Уметь:
- осознавать важность для человека возникновения письменности;
- выполнять анализ звукового и буквенного состава слова при проведении фонетического, орфоэпического и орфографического разбора;
Применять:
- алфавит в практической деятельности (например, при работе со справочной литературой).
Тема 4. Морфемика (6 часов + 1 час РР)
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. Отличия морфемы от звука и буквы. Словарь значения морфем: его предназначение, строение, содержание словарной статьи.
Виды морфем. Морфемные модели слов. Корень, приставка, суффикс и окончание – морфемы, передающие информацию о слове. Морфемная модель как схема морфемного построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении, строении и грамматических признаках. Выразительные возможности морфем.
Чередование гласных и согласных в морфемах как исключение из правила о единообразном написании. Типы чередований гласных и согласных.
Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство. Поморфемное письмо как способ осуществления орфографического анализа.
Общее представление об этимологии, связь этимологии с орфографией. Этимологический словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Варианты морфем. Исторические изменения в структуре слова.
Сочинение-миниатюра: «Как я работаю над ошибками в диктанте». Работа над ошибками по итогам контрольного диктанта.
Знать:
- специфику морфемы как мельчайшей значимой части слова;
- что чередование не приводит к изменению значения морфемы, а лишь меняет ее звуковой и графический облик;
- что одним из основных условий выбора правильного написания является умение определить, в какой морфеме находится орфограмма.
Уметь:
- воспринимать слово как единство лексического и грамматического значения;
- работать с учебным словариком значения морфем;
- проводить наблюдение над использованием слов с суффиксами оценки в художественной речи и произведениях устного народного творчества, над стилистическими функциями словообразовательных морфем, определять на основе этой модели лексические и грамматические особенности слова;
- делить слова на морфемы, осуществлять морфемный разбор;
- работать с учебным этимологическим словарем с целью определения зависимости написания слова от его происхождения.
Применять:
- учитывать на письме особенности правописания морфем с чередующимися гласными и согласными;
- проводить сопоставительный анализ слов, имеющих корни-омонимы;
- использовать поморфемное письмо в процессе написания слов;
- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Тема 5. Лексикология (5 часов + 1 час РР)
Повторение и расширение изученных в курсе начальной школы сведений о лексике русского языка и систематизация этих сведений. Лексикология как раздел лингвистики. Слово – единица языка и речи. Лексическое значение слова. Основные способы объяснения лексического значения: краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, ближайшего однокоренного слова, наглядное изображение предмета и др.
Основные виды лексических словарей. Словари: толковый, синонимов и антонимов. Их назначение, структура, содержание словарных статей и использование помет. Слова нейтральные и стилистически окрашенные.
Тематические группы слов. Распределение слов в группы. Различие понятий «однокоренные слова», «синонимы» и «слова одной тематической группы».
Слова, обозначающие родовые и видовые понятия. Значение терминов «родовые» и «видовые» понятия. Родовые и видовые понятия в научных определениях, включенных в школьные учебники по разным предметам.
Подготовка к написанию сочинения по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка». Осуществление смыслового анализа текста-описания природы В.Солоухина. Рассмотрение картины, ответы на вопросы.
Знать:
- важность изучения лексикологии, так как без знания лексического значения слова невозможно употребить его в речи, передать собеседнику свои мысли и чувства;
- основные виды лексических словарей.
Уметь:
- точно употреблять слова в речи в зависимости от их лексического значения;
- объяснять лексическое значение слова разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- работать с толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова, со словарями синонимов и антонимов для обогащения речи, выбора наиболее точного слова для выражения мысли;
- осуществлять наблюдение над родовыми и видовыми понятиями в тексте, использовать родовые и видовые понятия для толкования значения слова.
Применять:
- определять значения слова с опорой на морфемное строение;
- уместно использовать слова-синонимы в речи с учетом их стилистической принадлежности;
- использовать слова одной тематической группы при конструировании предложений с обобщающими словами при однородных членах, а также предложений, в которых сказуемое выражено именем существительным;
- анализировать средства выразительности в тексте, отвечать на вопросы, систематизировать наблюдения над картиной, совершенствовать письменную речь.
Тема 6. Орфография (17 часов)
Орфография как раздел лингвистики. Орфография как система правил правописания. Правописание морфем. Разделы русской орфографии и обобщающее правило каждого из них: единообразное правописание морфем, слитные, дефисные и раздельные написания, употребление прописных и строчных букв, перенос слова.
Орфограмма. Повторение и обобщение сведений о правописании гласных и согласных и отработка умения определять написание, используя сведения о значении и происхождении слов. Правописание и, у, а после шипящих. Правописание сочетаний чн, чк, нч, нщ, рщ.
Правописание корней. Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных и согласных звуков. Понятие об омофонах и особенностях их значения, произношения и написания.
Правописание безударных гласных и согласных в корнях слов. Обнаружение орфограмм в корнях слов, группировка слов по видам орфограмм. Подбор однокоренного слова на основе словообразовательного толкования слова.
Правописание окончаний. Виды орфограмм в окончании. Правописание безударных окончаний -е, -и в существительных. Грамматический анализ слова как основа выбора верного написания окончания существительных и глаголов.
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание окончаний существительных. Овладение правильным способом действия при выборе написания безударных окончаний существительных (склонение → падеж → выбор окончания), личных окончаний глаголов (начальная форма → спряжение → личная форма глагола → выбор окончания).
Правописание слов с Ь и Ъ. Ь для обозначения мягкости согласной. Повторение и обобщение изученных в начальной школе сведений об использовании ь и ъ. Правописание ь и ъ в разных случаях. Употребление ь для обозначения мягкости согласных.
Написание Ь после шипящих. Правила написания Ь после шипящих. Написание буквенных сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу; чн, чк, нщ, рщ, нч.
Правописание -тся и -ться в глаголах. Правила правописания -тся и -ться в глаголах. Разделительные Ъ и Ь. Правила постановки разделительных Ъ и Ь. Слитные дефисные и раздельные написания. Раздельное написание предлога. Не с глаголами.
Знать:
- роль грамотного письма в процессе письменного общения, возможности орфографии для точной передачи смысла речи;
- разделы русской орфографии;
- основной закон русской орфографии (требование единообразного написания морфем);
- что однокоренные слова могут относиться к разным типам склонения, поэтому для правильного определения гласной в падежном окончании нужно прежде всего поставить существительное в начальную форму;
- термины «спряжение», «тип спряжения», «личные окончания глагола» и понимать, что правила распространяются только на глаголы с безударными личными окончаниями;
- основные случаи употребления ь и ъ на письме.
Уметь:
- понимать орфограмму как написание, требующее осмысленного выбора;
- осуществлять смысловой и этимологический анализ с целью выбора правильного написания;
- видеть орфограммы в корнях слов;
- осуществлять сопоставительный семантико-орфографический анализ слов-омофонов;
- видеть орфограмму в окончании и правильно его писать;
- самостоятельно формулировать правило, анализировать и систематизировать информацию учебника;
- устно объяснять правописание анализируемых слов в виде рассуждения, письменно объяснять написание с помощью графических символов.
Применять:
- в практике правописания основной закон русской орфографии;
- подбирать правильный способ действия при выборе орфограммы;
- использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов.
Тема 7. Морфология (4 часа)
Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи. Распознавание самостоятельных и служебных частей речи.
Типичные суффиксы и окончания разных частей речи: имен существительных (-ость, -от(а), -изн(а), - тель и др.), прилагательных (-чив-, -ив-, -лив-, -чат-, оват- и др.) и глаголов.
Выделение основы слова и окончания. Слова изменяемые (образуют формы) и неизменяемые (не образуют формы). Наречие как часть речи. Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое окончание и его значение в некоторых формах имен существительных и глаголов прошедшего времени.
Знать:
- на основе каких признаков все слова делятся на части речи: вопрос, грамматическое значение, грамматические (морфологические и синтаксические) признаки, типичные суффиксы и окончания;
- правило единообразного написания наиболее употребительных суффиксов;
- правила правописания неизменяемых слов;
- механизм формообразования в русском языке;
- грамматическое значение нулевого окончания в изменяемых самостоятельных частях речи.
Уметь:
- распознавать части речи с учетом их грамматических категорий и морфемных моделей;
- соотносить окончание с той грамматической формой слова, которую образует эта морфема.
Применять:
- проводить последовательный грамматический анализ самостоятельных и служебных слов с целью их квалификации и правильного использования в речи;
- правила единообразного написания наиболее употребительных суффиксов и правописания неизменяемых слов.
Тема 8. Культура речи (4 часа + 1 РР)
Культура речи как раздел лингвистики, устанавливающий правила (нормы) пользования языком в речевом общении. Связь культуры поведения человека и культуры речевого высказывания.
Употребление в речи этикетных слов. Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Понятие о речевой ситуации. Речевая ситуация как совокупность условий, необходимых и достаточных для общения. Условия речевой ситуации.
Соблюдение норм современного русского литературного языка. Норма как правильное употребление в речи языковых единиц. Нормы, связанные с различными областями языка: орфоэпические, грамматические, лексические. Нормы построения текста. Место орфографических и пунктуационных норм в системе культуры речи. Словари грамматических трудностей русского языка.
Сочинение-миниатюра: «Разговор по телефону». Использование этикетных слов в контексте конкретной ситуации общения.
Знать:
- основные требования к речи: правильность, точность, чистота, выразительность, уместность;
- что необходимым условием соблюдения лексических норм является знание точного лексического значения слова;
- факторы речевой ситуации;
- языковые нормы как правила использования в речи языковых средств.
Уметь:
- исправлять и предупреждать нарушения норм культуры речи в устном и письменном общении;
- овладеть орфографическими, пунктуационными, орфографическими, лексическими и грамматическими нормами при изучении соответствующих разделов и тем школьного курса.
Применять:
- использовать в речи слова приветствия, просьбы, благодарности с учетом речевой ситуации, условий общения;
- использовать в речи этикетные слова с учетом речевой ситуации, условий общения;
- оценивать собственную речь и речь окружающих с точки зрения соответствия нормам современного литературного языка и правилам речевого этикета.
Тема 9. Синтаксис и пунктуация (34 часа + 4 РР)
Синтаксис как раздел лингвистики. Понятие синтаксиса. Основные единицы синтаксиса (предложение и словосочетание), их признаки.
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по значению: именные и глагольные. Типичные модели словосочетаний. Типы смысловых отношений между главным и зависимым словами (от анализа структуры – к анализу семантики). Построение высказывания в процессе устного разбора.
Сочинение по картине И.И. Фирсова «Юный живописец». Жанры произведений живописи, известные школьникам. Бытовой жанр в живописи. Сюжет картины. Описание помещения. Словарная работа.
Предложение как основная единица синтаксиса. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тон речи. Вопросительная, восклицательная, повествовательная интонация; интонация перечисления, предупреждения, противопоставления. Обозначение характера интонации на письме с помощью знаков препинания.
Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ. Закрепление сведений о смысловой и грамматической связи слов в предложении, а также о связи предложений в составе текста. Соотношение понятий «главные члены предложения» и «грамматическая основа предложения». Выделение грамматических основ в простых и сложных предложениях, анализ и конструирование предложений по заданным типам грамматических основ. Постановка тире между подлежащим и сказуемым (простые случаи).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство). Повторение и углубление сведений о второстепенных членах предложения и способах их выражения. Понятие и обозначение определения. Смысловые вопросы. Словарь эпитетов: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Понятие и обозначение дополнения. Соотношение смысловых и падежных вопросов. Понятие и обозначение обстоятельства. Соотношение смысловых и падежных вопросов. План синтаксического разбора предложения.
Сжатое изложение-миниатюра. Определение главной мысли текста и основного настроения. Главная и второстепенная информация, явная и скрытая. Способы передачи авторского отношения. Композиция, типология текста и языковые средства. Приемы сжатия текста.
Предложение, его виды по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Осмысление термина «цель высказывания», соотнесение грамматического понятия с действительностью.
Виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Осмысление термина «эмоциональная окраска». Соотношение понятий «интонация» и «эмоциональная окраска».
Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные). Принципы классификации.
Предложения простые и сложные. Типы предложений по характеру грамматической основы, их признаки. Структурные и интонационные различия простых и сложных предложений.
Простое осложненное предложение. Синтаксические конструкции, которые осложняют простое предложение. Определение значений, которые могут быть выражены синтаксическими конструкциями, осложняющими структуру и семантику предложения.
Правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Правильное произношение предложений с однородными членами.
Обобщающее слово при однородных членах предложения. Различие конструкций с тире между главными членами и с тире перед обобщающим словом. Постановка знаков препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом.
Обращение, речевая роль, морфологические способы выражения, грамматическая особенность. Правила постановки знаков препинания в предложениях с обращениями. Правильное произношение предложений с обращениями.
Вводные слова, речевая роль, смысловые группы, грамматическая особенность. Правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами. Правильное произношение предложений с вводными словами.
Сравнительный оборот, его роль в речи и выразительных возможности. Особенности строения, произношения и пунктуационного оформления предложений со сравнительными оборотами.
Предложения с прямой речью. Прямая речь, морфологические признаки. Слова автора в предложениях с прямой речью. Правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Правильное произношение предложений с прямой речью.
Понятие о пунктуации. Роль знаков препинания в письменном общении. Связь пунктуации и синтаксиса. Основные группы пунктуационных правил. Повторение сведений по синтаксису. Синтаксический и пунктуационный анализ предложений.
Правила постановки знаков препинания в конце предложения (простые случаи). Правила постановки знаков препинания внутри простого предложения (простые случаи). Постановка запятой перед союзом и в простом предложении.
Правила постановки знаков препинания между частями сложного предложения (простые случаи). Постановка запятой перед союзом и в сложном предложении.
Обучающее изложение. Подготовка к написанию контрольного диктанта.
Знать:
- что изучает синтаксис как раздел лингвистики;
- основные признаки словосочетания, их функции в речи;
- признаки предложения и понятие «интонационная законченность»;
- понятие грамматической основы и основные типы грамматических основ;
- правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в предложении;
- роль второстепенных членов в предложении;
- типы предложений по характеру грамматической основы, их признаки;
- о смысловой роли слов или словосочетаний, которые осложняют простое предложение, понимать, что эти слова или словосочетания могут быть главными или второстепенными членами предложения (однородные члены) или членом предложения не являться;
- случаи постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
- роль пунктуационных знаков в письменной речи, какие признаки необходимо учитывать при делении текста на предложения;
- случаи постановки знаков препинания внутри простого предложения и правила постановки знаков препинания между частями сложного предложения (простые случаи).
Уметь:
- осуществлять элементарный интонационный анализ предложения;
- выделять грамматические основы в простых и сложных предложениях;
- анализировать конструкции с прямым дополнением, находить в двусоставных предложениях грамматическую основу, имеющую разное морфологическое выражение, конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- составлять план действий при выделении второстепенных членов и проводить разбор простого предложения по членам;
- работать с учебным словарем эпитетов при составлении словосочетаний и распространении предложений определениями;
- различать виды предложений на основе смыслового и грамматико-интонационного анализа;
- распознавать и конструировать словосочетания и простые предложения разных видов, выделять грамматические основы и определять второстепенные члены в простых предложениях;
- анализировать осложненные простые предложения, составлять схемы предложений, осложненных однородными членами, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения данного типа правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций;
- правильно расставлять знаки препинания в конце предложений, между частями сложного предложения, при однородных членах, обращениях, вводных словах, в предложениях с прямой речью.
Применять:
- описывать картину бытового жанра, посвященного отражению событий и сценок из повседневной жизни, давать оценку расположению фигур в пространстве, выражению лица персонажей, обогащать словарный запас;
- использовать интонационные возможности в устной речи;
- опознавать определения и образные определения (эпитеты), отличать их от собственно определений и использовать в речи;
- изученные пунктуационные правила на практике;
- сжато пересказывать текст, анализировать с точки зрения основной и дополнительной, явной и скрытой информации.
Тема 10. Текстоведение (10 часов + 3 РР)
Текстоведение как раздел лингвистики. Понятие о тексте. Признаки текста: единство темы, наличие основной мысли, относительная законченность, определенный порядок следования предложений, их смысловая и грамматическая связь.
Тема и основная мысль текста. Соотношение понятий «тема», «основная мысль», «идея». Заголовок, отражение в нем основной мысли связного речевого высказывания. Строение текста и развитие основной мысли.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Повторение и углубление сведений о типах речи. Определение типов речи на основе постановки вопроса. Употребление языковых средств в разных типах речи.
Описание как тип речи. Строение текста-описания. Научное и художественное описание. Виды описаний: описание предмета, природы, места, животного, внешности и др. Особенности строения каждого вида описания.
Подготовка к сочинению по картине В. Поленова «Московский дворик». Общее настроение картины. Особенности описания местности: общий план, характерные детали. Коллективное составление плана сочинения. Словарная работа.
Строение текста-повествования. Способы развития основной мысли, передачи последовательности действий в тексте-повествовании.
Строение текста-рассуждения. Способы развития основной мысли: цепь умозаключений, вытекающих одно из другого (тезис, аргументы, вывод).
Основные нормы построения текста: соответствие теме текста и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения, правильность выделения абзацев, наличие грамматической связи предложений в тексте.
План текста. Микротема. Абзац, его строение: зачин, средняя часть, концовка. План текста. Простой и сложный план. Тезисный план.
Изложение, близкое к тексту. Внимательное чтение. Частичный смысловой анализ текста и подбор заголовка. Составление тезисного плана. Устный пересказ. Орфографический анализ отдельных слов и пунктуационный анализ простых осложненных и сложных предложений. Типологическая структура текста смешанного типа речи.
Знать:
- что изучает текстоведение и основные признаки текста;
- типы речи, способы определения типа речи;
- строение текстов повествования, описания и рассуждения.
Уметь:
- составлять текст, делить его на абзацы;
- определять типы речи на основе анализа языковых средств;
- работать со словарем эпитетов при создании текстов-описаний;
- наблюдать за использованием глагола и его форм в тексте-повествовании;
- создавать устные и письменные тексты-рассуждения на морально-этические и лингвистические темы;
- составлять устный и письменный рассказ по заданному сюжету.
Применять:
- выделять в тексте тему и идею, делить текст на абзацы, составлять простой и сложный план, тезисный план;
- анализировать и создавать тексты разных типов речи, уместно употребляя соответствующие языковые средства;
- руководствоваться основными требованиями к содержанию текста при составлении устных и письменных высказываний и редактировать готовые тексты;
- читать тексты разных типов, используя разные способы чтения;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок.
Раздел 3. Основные разделы лингвистики. Систематический курс (84 часа)
Тема 1. Словообразование (9 часов + 3 РР)
Словообразование как раздел лингвистики. Взаимосвязь морфемики и словообразования. Словообразующие морфемы (приставка, суффикс). Морфемные модели.
Основные способы словообразования: приставочный, суффиксальный, сложение с соединительной и без соединительной гласной. Правописание соединительных гласных в сложных словах.
Группы неизменяемых на письме приставок (на-, с-, до-, пере- и т.п.) и их правописание. Ошибки в употреблении приставок, вызванные влиянием говоров. Группы изменяемых на письме приставок на з/с и их правописание.
Распознавание употребительных корней с чередованием. Правила правописания слов с корнями -кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-.
Правила правописания слов с ударными о-ё после шипящих в корне.
Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень». Секрет притягательности живописных полотен И.И. Левитана. Основная мысль учебного текста. Описание общего плана и деталей картины, передача собственных впечатлений. Лексическая работа. Запись и орфографический анализ словосочетаний, которые были использованы в ходе устного описания.
Типичные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов. Определение морфемного состава, способа образования слова. Словообразование как один из основных источников обогащения словарного состава языка. Неологизмы и их образование на основе словообразовательных образцов.
Словообразовательный словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка.
Изложение. Эмоциональность текста, субъективность описания как черты художественного стиля. Средства художественной выразительности в тексте (метафоры, сравнения, олицетворения). Структурно-семантический анализ текста. Составление плана.
Знать:
- что словообразующие морфемы образует слово с новым лексическим значением;
- способы словообразования, механизм словообразования и процессы образования новых слов;
- правило правописания приставок на з/с,
- правила правописания корней с чередованиями (наиболее распространенные случаи);
- основные способы образования существительных, прилагательных и глаголов;
- что морфемный разбор является разновидностью смыслового анализа и результатом анализа словообразовательного.
Уметь:
- определять морфологические признаки слов по их морфемным моделям, работая со словарем значения морфем;
- выделять исходную часть слова и словообразующую морфему в процессе словообразовательного анализа слова;
- отличать орфограмму в приставке от орфограммы в корне слова, обосновывать правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова;
- отличать приставки на з/с от приставки с-;
- отличать орфограмму в приставке от орфограммы в корне слова;
- осуществлять морфемный и словообразовательный разбор существительных и прилагательных;
- работать со словообразовательным словарем для определения морфемного состава, способа образования слова, построения словообразовательных пар и цепочек.
Применять:
- правило правописания приставок на з/с в письменной речи;
- правило правописания корней с чередованием в практике письма;
- выбирать правильный способ действия при выборе гласной в корне после шипящих;
- анализировать содержание текста, подбирать заголовок, составлять план для сочинения по картине, писать сочинение по картине;
- проводить смысловой и частичный стилистический анализ художественно-публицистического текста, подробно письменно пересказывать текст.
Тема 2. Лексикология и фразеология (14 часов + 1РР)
Лексика как словарный состав языка, совокупность слов данного языка. Лексикология и фразеология как разделы лингвистики. Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Лексическое значение слова. Толковый словарь, словарная статья.
Деление лексики русского языка на группы. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов. Слова однозначные и многозначные, употребленные в прямом или переносном значении. Тропы, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.).
Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Синонимы как семантические группировки слов. Повторение и углубление сведений о синонимах. Виды синонимов. Смысловые и стилистические различия синонимов.
Антонимы как семантические группировки слов. Повторение и углубление сведений об антонимах. Смысловые и стилистические различия антонимов.
Омонимы как семантические группировки слов. Омонимы и многозначные слова. Разные виды омонимов: лексические омонимы, фонетические омонимы (омофоны), графические омонимы (омографы), грамматические омонимы (омоформы).
Подготовка к сочинению по картине А.И. Куинджи «Березовая роща». Описание природы как разновидность текста-описания. Типологические особенности. Самостоятельное составление плана сочинения.
Исконно русская лексика и заимствованные слова. Характеристика лексической системы с точки зрения происхождения слов. Представление о фонетических особенностях иноязычных слов: наличие [ф], начального [а] или [э], сочетаний ке, хе, ге, пю, кю, рю, бю и др. Особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре, ело//ле.
Правописание буквы ы и и после ц. Учет структуры и семантики слова для определения верного написания ци и цы.
Лексическая система русского языка с точки зрения употребления слов разными группами людей. Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Вятские диалектизмы и их особенности.
Устаревшие слова и неологизмы. Некоторые сведения о происхождении устаревших слов, их исторических родственных связях с другими словами. Использование слов в разных стилях речи.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их языковые особенности. Фразеологическое богатство русского языка. Яркая и образная характеристика действия с помощью фразеологизма.
Знать:
- что изучает лексикология, в чем состоит отличие лексического значения слова от грамматического;
- группы лексики русского языка;
- виды синонимов, антонимов и омонимов;
- о некоторых признаках иноязычных слов;
- правильный способ выбора написания сочетаний ци и цы с учетом структуры слова и значения морфем;
- о диалектизмах и профессионализмах как словах ограниченного употребления и о терминологической лексике как наиболее существенном признаке языка науки;
- что одним из основных признаков фразеологизма как устойчивого сочетания слов является то, что это сочетание часто можно заменить одним словом – синонимом.
Уметь:
- определять лексическое значение слова, пользоваться толковыми словарями для определения, уточнения лексического значения слова;
- отличать однозначные слова от многозначных, прямое значение слова от переносного, опознавать и различать тропы, определять их роль в художественном тексте, использовать тропы на уроках развития речи;
- подбирать синонимы к слову, выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации;
- подбирать антонимы к слову самостоятельно и с помощью словаря;
- различать омонимы и значения многозначного слова, осуществлять сравнительный анализ значения, строения, написания разных видов омонимов;
- выяснять необходимые сведения об иноязычных словах по этимологическому и толковому словарям, пользоваться орфоэпическим словарем для определения правильного произношения таких слов, распознавать слова с полногласными и неполногласными сочетаниями, объяснять их написание;
- отличать орфограмму «Правописание ци и цы» от орфограммы «Безударная гласная в корне слова»;
- наблюдать за использованием лексических средств языка в текстах, анализировать ошибки, связанные с неуместным использованием в речи устаревших слов;
- опознавать фразеологизмы и объяснять их значение путем подбора синонимов и с помощью толкования;
- осуществлять лексический разбор слова.
Применять:
- синонимы как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданных повторов;
- антонимы как средство устранения неоправданных повторов;
- составлять план текста-описания, собирать и систематизировать материал к сочинению, осуществлять выбор и организацию языковых средств, писать сочинение по картине в жанре описания природы, соблюдать нормы строения текста, редактировать текст;
- уместно, понятно и умеренно использовать в речи лексику ограниченного употребления;
- адекватно употреблять фразеологизмы в речи;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления в различных ситуациях общения.
Тема 3. Морфология (57 часов)
Имя существительное (16 часов)
Грамматика и ее основные разделы: морфология и синтаксис. Слово как часть речи. Лексическое и грамматическое значения слова. Принципы классификации частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Особенности употребления частей речи и их правописание.
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, постоянные и непостоянные морфологические признаки, синтаксическая роль. Словообразование имен существительных. Некоторые словообразовательные группы существительных.
Суффиксальный способ образования имен существительных. Правило правописания суффиксов -чик-, -щик, суффиксов -ек-, -ик-.
Приставочный способ образования имен существительных. Образование существительных при помощи приставки не-. Правила слитного и раздельного написания не с существительными.
Постоянные морфологические признаки существительного. Имена собственные и нарицательные (обобщение изученного). Некоторые суффиксы, образующие собственные имена, отчества. Сведения из истории русских фамилий.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные (обобщение изученного). Грамматические различия и суффиксы одушевленных и неодушевленных существительных.
Род и склонение имен существительных (повторение изученного). Существительные общего рода. Род несклоняемых существительных. Разносклоняемые существительные.
Непостоянные морфологические признаки имен существительных. Число имен существительных (обобщение изученного). Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Правила правописания безударных окончаний -е и -и в существительных. Различие окончаний -е и –и существительных на -ия, -ие, -ий.
Морфологический разбор имени существительного. Определение синтаксической роли существительного в словосочетании и предложении.
Культура речи. Правильное употребление имен существительных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Трудные падежные формы, формы косвенных падежей на -мя, несклоняемые существительные. Распознавание, построение и уместное использование в речи словосочетаний с существительными.
Знать:
- предмет изучения морфологии;
- что часть речи опознается по разным языковым признакам: по вопросу, по общему грамматическому значению, по грамматическим суффиксам и окончаниям, по специфическим для каждой части речи словообразовательным суффиксам, по морфологическим и синтаксическим признакам;
- постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного;
- правило слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными;
- механизм формообразования в русском языке, особенности формообразования существительных (изменение по падежам и числам).
Уметь:
- распознавать имена существительные на основе грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний, опознавать существительные с отвлеченным значением на основе анализа морфемной структуры (определения значения суффиксов);
- различать имена собственные и нарицательные, употреблять прописную букву при написании собственных имен существительных, правильно записывать адрес на почтовых отправлениях;
- определять одушевленные и неодушевленные существительные по значению и грамматическим средствам его выражения, знать суффиксы, образующие одушевленные / неодушевленные существительные;
- распознавать имена существительные на основе рода и склонения, знать существительные несклоняемые и разносклоняемые, определять род и тип склонения по суффиксу и окончанию существительного 1-го склонения;
- ставить смысловой вопрос к имени существительному в предложении с целью определения его синтаксической роли, осуществлять морфологический разбор существительного.
Применять:
- верный способ выбора суффиксов -чик-, -щик-, опознавать орфограмму;
- правильный способ определения написания суффиксов -ек-, -ик-, различать суффиксы-омофоны, уместно употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными;
- правильно произносить отчества и несклоняемые существительные, употреблять разносклоняемые существительные в литературном языке;
- использовать правильный способ определения падежного окончания существительных;
- правильно произносить иноязычные имёна существительных, образовывать падежные формы существительных, предупреждать и не допускать нарушения лексических норм употребления существительных, соблюдать грамматические нормы.
Имя прилагательное (13 часов + 2 РР)
Имя прилагательное как часть речи. Общая характеристика прилагательного: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Начальная форма прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Приставочный и суффиксальный способы образования имен прилагательных.
Роль имен прилагательных в речевом высказывании. Прямое и переносное значение прилагательных. Роль прилагательных в научном и художественном описании.
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Аленушка». Сюжет русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сжатый пересказ текста. Словарная работа.
Морфологические признаки имени прилагательного. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Фонетические, орфографические и морфемные особенности прилагательных разных разрядов. Типичные суффиксы прилагательных разных разрядов.
Степени сравнения качественных имен прилагательных: сравнительная и превосходная. Образование сравнительной и превосходной степени.
Краткие и полные прилагательные; особенности их значения, изменения. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.
Склонение полных прилагательных (обобщение изученного). Особенности склонения притяжательных прилагательных. Правила правописания безударных окончаний имен прилагательных.
Синтаксическая роль кратких и полных имен прилагательных в предложении. Особенности использования полного прилагательного в роли сказуемого. Морфологический разбор имени прилагательного.
Культура речи. Правильное употребление прилагательных. Соблюдение правильного ударения в кратких прилагательных и в формах сравнительной степени. Распознавание и правильное употребление именных словосочетаний.
Знать:
- что в отличие от категории рода имени существительного род прилагательных является непостоянным признаком;
- о роли прилагательного в текстах разных стилей;
- разряды имен прилагательных;
- об употреблении относительных и притяжательных прилагательных в значении качественных;
- что формы степеней сравнения имеют только качественные прилагательные, так как прилагательные только этого разряда могут обозначать признак, который проявляется в большей или меньшей степени;
- о краткой форме прилагательного: грамматических особенностях, написании и употреблении в речи;
- правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящую;
- правила правописания безударных окончаний имен прилагательных;
- о типичной синтаксической роли прилагательного.
Уметь:
- распознавать имена прилагательные на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний;
- определять начальную форму имени прилагательного и способ словообразования;
- вести наблюдение за ролью имен прилагательных в речи, работать с учебным словарем эпитетов, подбирать прилагательные-синонимы, наиболее уместные в тексте, распознавать прилагательные, употребленные в прямом или переносном значении;
- определять разряды прилагательных на основе семантико-грамматического анализа, вести наблюдение за фонетическими, орфографическими и морфемными особенностями притяжательных прилагательных;
- определять синтаксическую роль имени прилагательного в предложении, в том числе в предложениях, где слова этой части речи выступают в качестве главного члена, выполнять морфологический разбор прилагательного.
Применять:
- использовать эпитеты для создания выразительности речи;
- создавать текст-описание сюжетной картины, составлять план, сжато пересказывать, осуществлять выбор и организацию языковых средств, соблюдать нормы строения текста;
- правильно образовывать, произносить, писать и употреблять имена прилагательные в сравнительной и превосходной степени;
- правильно употреблять в речи краткие и полные прилагательные;
- выбирать правильный способ действия при выборе безударного окончания прилагательного;
- употреблять имена прилагательные в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами.
Глагол (26 часов + 2РР)
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Роль использования глаголов в художественной речи.
Начальная форма глагола. Инфинитив, его грамматические и словообразовательные особенности. Ошибки в образовании инфинитива, вызванные влиянием говора.
Основные способы словообразования глаголов. Роль приставки в изменении лексического значения слова. Знакомство с некоторыми группами словообразовательных значений глаголов.
Постоянные морфологические признаки глагола. Вид глагола, видовая пара. Роль приставки в образовании глаголов совершенного вида. Использование суффиксов -ива-(-ыва-) и -ова-(-ева-) для образования глаголов несовершенного вида.
Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Принципы разграничения. Особенности возвратных глаголов со значением постоянного признака, со значением распределения действия между несколькими субъектами, со страдательным значением.
Спряжение глаголов. Особенности глаголов I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов, -ться и -ться в глагольных формах (повторение).
Корни с чередованием и-е, их написание. Чередование гласных и согласных в корнях при образовании слов и их форм (-бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -мир-//-мер- и др.). Данные слова как исключения из правила о единообразном написании морфем.
НЕ с глаголами. Правила раздельного и слитного написания не с глаголами (обобщение).
Непостоянные морфологические признаки глагола. Изменение глаголов по наклонениям, принципы деления глаголов по наклонениям. Условное наклонение: значение, образование, изменение по числам и родам. Использование условного наклонения в речи. Повелительное наклонение: значение, образование и изменение. Правописание ь в глаголах повелительного наклонения. Повелительное наклонение в речи, использование интонационных и лексических средств передачи разных оттенков побуждения к действию. Изъявительное наклонение: значение, образование. Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. Употребление глаголов несовершенного вида в форме трех времен (настоящее, будущее сложное, прошедшее). Употребление глаголов совершенного вида в форме двух времен (будущее простое и прошедшее).
Особенности изменения глаголов настоящего времени по числам и лицам. Особенности изменения глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Использование изъявительного наклонения в речи. Употребление формы 2 лица ед. числа с обобщенным значением в художественной речи. Употребление форм настоящего и будущего времени вместо прошедшего в художественном повествовании. Анализ примеров употребления инфинитива в значении разных наклонений, стилистическая характеристика этих конструкций.
Безличные глаголы. Значение, семантические группы, грамматические особенности безличных глаголов. Употребление личных глаголов в значении безличных.
Изложение «Любопытные». Видовременные формы глаголов в тексте. Особенности текста-повествования.
Глагол как член предложения. Обобщение сведений о роли в предложении глаголов разных грамматических групп: инфинитив, формы изъявительного наклонения, условного и повелительного наклонений, безличные глаголы.
Культура речи. Употребление глаголов в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Правильное образование и уместное использование в речи глагольных словосочетаний.
Знать:
- суть грамматического понятия действие применительно к глаголу, тематические группы, а также выразительные возможности слов этой части речи;
- об использовании инфинитива в различных конструкциях, о цели использования глаголов разных видов в речи;
- основные способы словообразования глаголов;
- видовые признаки глаголов;
- признаки переходных и непереходных глаголов;
- о структурных, семантических и синтаксических различиях возвратных и невозвратных глаголов;
- определения спряжения глаголов, правила правописания безударных личных окончаний глаголов;
- что чередование гласных е-и происходит в корне глаголов, составляющих видовую пару;
- правила раздельного и слитного написания не с глаголами;
- принципы разграничения глаголов по наклонениям;
- закономерности спряжения глаголов, категорию лица;
- категорию рода глаголов;
- о значении, семантических группах, грамматических особенностях, роли в предложении безличных глаголов.
Уметь:
- распознавать глагол на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний;
- различать однокоренные глаголы, образованные приставочным способом, точно и уместно употреблять их в речи;
- отличать переходные глаголы от переходных;
- отличать возвратные глаголы от невозвратных;
- отличать орфограмму «Чередование гласных в корне слова» от орфограммы «Безударная гласная в корне слова»;
- сопоставлять формы глаголов в прошедшем времени с формами глаголов в условном наклонении по значению и по структурным особенностям;
- соотносить категорию вида и времени глагола;
- «считывать» грамматическую информацию (значение лица и числа), выражаемую грамматическими и словообразовательными морфемами, правильно употреблять в речи разноспрягаемые глаголы;
- определять роль глагольных форм в предложении, выполнять морфологический разбор глагола.
Применять:
- употреблять инфинитив в собственной речи;
- образовывать глаголы с помощью суффиксов -ыва- (-ива-) и -ова- (-ева-) и использовать правильный способ выбора написания этих суффиксов;
- правила правописания безударных личных окончаний глаголов;
- правила раздельного и слитного написания не с глаголами;
- выбирать правильное написание форм повелительного наклонения глагола;
- правильно изменять глаголы прошедшего времени по числам и родам;
- морфологические средства выразительности в собственной устной и письменной речи;
- правильно употреблять безличные глаголы в собственной речи;
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости, подробно излагать повествовательный текст, правильно использовать глаголы при изложении текста-повествования;
- употреблять глаголы в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами, определять и исправлять нарушения языковых норм употребления глагола.
4. Ресурсное обеспечение рабочей программы
4.1. Литература основная и дополнительная
4.1.1. Литература для учащихся
Основная литература
- Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2009.
- Бажанова И.А., Львова С.И. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. В 2 ч. – М.: Мнемозина, 2010.
- Прохватилина Л.В. Проверь себя. 5 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.В. Прохватилина. – М.: Мнемозина, 2009.
Дополнительная литература
- Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Речевой этикет. 5-6 кл.: Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2010.
- Ларионова Л.Г. Русский язык. 5 кл. Подготовка к экзаменам шаг за шагом. Книга для учащихся. – М.: Мнемозина, 2009.
- Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет. – М.: Дрофа, 2006.
- Львова С.И. Русская орфография. Самоучитель: Пособие для учащихся 5-9 классов. – М.: Мнемозина, 2005.
- Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. Книга для учащихся. – М.: Дрофа, 2007.
- Львова С.И. Русский язык. 5 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2007.
- Основы проектной деятельности. Искусство речи: учебное пособие для учащихся / под ред. А.С. Рыловой. – Киров: КИПК и ПРО, 2008.
- Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 5-7 классы / В.И. Капинос, Ю.Н. Гостева и др. – М.: Дрофа, 2007.
- Черепанова Л.В. Языковой портфель. Дневник ученика по русскому языку. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2010.
Школьные словари русского языка
- Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.
- Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1997.
- Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2006.
- Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 2009.
- Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника: Пособие для учащихся 5-11 классов. – М.: Мнемозина, 2009.
- Скорлуповская К.Н., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М.: Просвещение, 2000.
4.1.2. Литература для учителя
Основная литература
- Васильевых И.П. Уроки русского языка. 5 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 5 класс» / под ред. С.И. Львовой. – М.: Мнемозина, 2009.
- Гостева Ю.Н., Львова С.И., Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка: 5-11 классы: Современный урок русского языка. Основные программы и учебники. Программы элективных курсов и др. – М.: Эксмо, 2007.
- Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация. Раздаточные материалы. – М.: Дрофа, 2004.
- Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2004.
- Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
Дополнительная литература
- Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка. Коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2007.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
- Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М.: Флинта, Наука, 1998.
- Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие для студентов. – М.: Флинта, Наука, 1998.
- Ларионова Л.Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. – Ростов н/Д.: Ростиздат, 2005.
- Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2006.
- Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы. – М: Просвещение, 1989.
- Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. – М.: Русское слово, 2001.
- Любичева Е.В. Уроки развития речи в 5 классе. Пособие по русскому языку для учителей-словесников. – СПб: ДНК, 2005.
- Рылова А.С. Формирование коммуникативной компетентности учащихся в курсе «Основы проектной деятельности»: Методическое пособие. – Киров: КИПК и ПРО, 2009.
- Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебно-методическое пособие. – М.: Вербум-М, 2005.
4.2. Медиаресурсы
- Русский язык. 5 класс. Электронное учебное пособие. Авторы: Алгазина Н.Н., Пашкова Г.И. и др.
- «Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
- Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка».
- Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета».
- Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5-6 класс.
- Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5-6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
- Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер.
- Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса
Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...
Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Мой верный друг - русский язык!"
Рабочая пронрамма для 5 класса. Кружок по русскому языку "Мой верный друг - русский язык!"...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы русского языка» для 6 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...
Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"
Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...