Прямая речь
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Конспект урока русского языка по теме "Прямая речь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryamaya_rech_5a.docx | 21.1 КБ |
pryamaya_rech.ppt | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Прямая речь»
Класс: 5А
Дата проведения: 15.11.2010
По основной дидактической цели тип урока – урок изучения нового материала.
Цели урока:
а) дидактические:
- познакомить ребят с понятием «прямая речь»;
- научить расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;
- ввести схематическое обозначение предложений с прямой речью;
б) развивающие:
- развивать познавательные интересы учащихся;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать наблюдательность учащихся;
в) воспитывающие:
- воспитывать неравнодушное отношение к родному языку и его нормам.
Оборудование:
- Учебник Русский язык. 5 класс / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2010;
- Карточки с заданиями;
- Таблица «Оформление прямой речи на письме»;
- Презентация Power Point.
Ход урока
Этапы урока | Ход урока | Методические комментарии | ||||||||||||||||||
1. Оргмомент | Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка отсутствующих, проверка рабочих мест, организация внимания. | Цель: подготовить детей к предстоящей работе. | ||||||||||||||||||
2. Постановка учебных задач | Сегодня нам предстоит выяснить, как вы усвоили материал предшествующих уроков, затем мы приступим к изучению новой темы «Прямая речь»: научимся расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, записывать схемы таких предложений, а также находить в тексте предложения с прямой речью. После чего закрепим полученные знания, выполняя различные упражнения. | Цель: вызвать интерес учащихся к предстоящему уроку, настроить на плодотворную работу. | ||||||||||||||||||
3. Актуализация опорных знаний | 1. Опрос: - какие предложения по наличию второстепенных членов нам известны? (распространенные и не распространенные) - на какие типы делятся предложения по количеству грамматических основ? (простые и сложные) 2. Задание на повторение. (Запись на доске.) Перестройте простые предложения в сложные: 1) Подул ветер и поднял пыль на дороге. 2) Ветер подхватывает листок и долго его кружит. - Чем связаны однородные члены и простые предложения в составе сложного? (союзом и) | Цель: повторить изученное о предложении; выявить уровень усвоения знаний учащимися. Методы[1]: беседа, видоизменение (репродуцирование). Учащиеся списывают с доски предложения в тетрадь и письменно перестраивают их. | ||||||||||||||||||
4. Изучение нового материала | Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал предыдущих уроков. Поэтому мы можем перейти к работе над новой темой «Прямая речь». 1. Чтение материала учебника на с. 98 (под звездочкой). 1) Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше». 2) Максим Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать. - Сравните предложения. Найдите сходство и различие. - Кому принадлежат выделенные слова? - В каком предложении они переданы точно от имени писателя? (В первом предложении) Запишите его. Это предложение с прямой речью. - На сколько частей можно разделить записанное предложение? - Какая из двух частей является прямой речью? Прочитайте ее. - Как можно назвать другую часть? (слова автора) Запись схемы предложения: А: «П». 2. Формулирования определения прямой речи. - Ребята, как вы думаете, что такое прямая речь? Вывод: 1) Прямая речь – точно переданные слова того, кто их произнес. 2) Предложения с прямой речью состоят из двух частей: прямой речи и слов автора. 3. Работа с карточками (устно). Перестройте высказывания, написанные на карточках, таким образом, чтобы получились предложения с прямой речью. 4. Правила оформления предложений с прямой речью. - Давайте еще раз обратимся к предложению, записанному в тетрадях. Как оформляются предложения с прямой речью? (После слов автора ставится двоеточие, прямая речь записывается в кавычках с большой буквы.) 5. Чтение материала учебника (с.99) Запись таблицы в тетрадь:
6. Физкультминутка.
| Цель: сформулировать определение прямой речи; узнать правила оформление предложений с прямой речью на письме. Методы: наблюдение, видоизменение (репродуцирование), чтение учебника | ||||||||||||||||||
5. Закрепление изученного | 2. Выполнение заданий на карточках. Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью:
| Цель: закрепить полученные знания, выполняя упражнения. | ||||||||||||||||||
6. Подведение итогов урока | - С каким понятием мы познакомились сегодня? (прямая речь) - Что такое прямая речь? - Как прямая речь оформляется на письме? | Цель: обобщить изученное на уроке. Метод: беседа. | ||||||||||||||||||
7. Домашнее задание. | § 48, упражнение 241, с. 101. | Цель: подготовить учащихся к выполнению домашнего задания. Метод: инструктаж. |
[1] Здесь и далее используется классификация методов обучения русскому языку по Федоренко Л.П.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Систематизация и обобщение по теме: "Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи".
Материалы этого урока можно использовать при повторении темы : "Прямая речь"....
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
План-конспект урока "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" в 5 классе с мультимедийным и раздаточным материалом...
Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».
повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое предложения с прямой речью, какие знаки препинания в них ставятся и научимся их строить на примерах литературных произведений....
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью...
Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс
Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Урок русского языка в 8 классе по теме "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" является началом изучения темы "Способы передачи чужой речи" по программе Л. М. Рыбченковой....