Прямая речь
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Степанова Анастасия Владимировна

Конспект урока русского языка по теме "Прямая речь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryamaya_rech_5a.docx21.1 КБ
Office presentation icon pryamaya_rech.ppt1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Прямая речь»

Класс: 5А

Дата проведения: 15.11.2010

По основной дидактической цели тип урока – урок изучения нового материала.

Цели урока:

а) дидактические:

- познакомить ребят с понятием «прямая речь»;

- научить расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;

- ввести схематическое обозначение предложений с прямой речью;

б) развивающие:

- развивать познавательные интересы учащихся;

- развивать орфографическую зоркость;

- развивать наблюдательность учащихся;

в) воспитывающие:

- воспитывать неравнодушное отношение к родному языку и его нормам.

Оборудование: 

  1. Учебник Русский язык. 5 класс / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2010;
  2. Карточки с заданиями;
  3. Таблица «Оформление прямой речи на письме»;
  4. Презентация Power Point.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Методические комментарии

1. Оргмомент

Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка отсутствующих, проверка рабочих мест, организация внимания.

Цель: подготовить детей к предстоящей работе.

2. Постановка учебных задач

Сегодня нам предстоит выяснить, как вы усвоили материал предшествующих уроков, затем мы приступим к изучению новой темы «Прямая речь»: научимся расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, записывать схемы таких предложений, а также находить в тексте предложения с прямой речью. После чего закрепим полученные знания, выполняя различные упражнения.

Цель: вызвать интерес учащихся к предстоящему уроку, настроить на плодотворную работу.

3. Актуализация опорных знаний

1. Опрос:

- какие предложения по наличию второстепенных членов нам известны? (распространенные и не распространенные)

- на какие типы делятся предложения по количеству грамматических основ? (простые и сложные)

2. Задание на повторение. (Запись на доске.)

Перестройте простые предложения в сложные:

1) Подул ветер и поднял пыль на дороге.

2) Ветер подхватывает листок и долго его кружит.

- Чем связаны однородные члены и простые предложения в составе сложного? (союзом и)

Цель: повторить изученное о предложении; выявить уровень усвоения знаний учащимися.

Методы[1]: беседа, видоизменение (репродуцирование).

Учащиеся списывают с доски предложения в тетрадь и письменно перестраивают их.

4. Изучение нового материала

Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал предыдущих уроков. Поэтому мы можем перейти к работе над новой темой «Прямая речь».

1. Чтение материала учебника на с. 98 (под звездочкой).

1) Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».

2) Максим Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.

- Сравните предложения. Найдите сходство и различие.

- Кому принадлежат выделенные слова?

- В каком предложении они переданы точно от имени писателя? (В первом предложении) Запишите его. Это предложение с прямой речью.

- На сколько частей можно разделить записанное предложение?

- Какая из двух частей является прямой речью? Прочитайте ее.

- Как можно назвать другую часть? (слова автора)

Запись схемы предложения: А: «П».

2. Формулирования определения прямой речи.

- Ребята, как вы думаете, что такое прямая речь?

Вывод:

1) Прямая речь – точно переданные слова того, кто их произнес.

2) Предложения с прямой речью состоят из двух частей: прямой речи и слов автора.

3. Работа с карточками (устно).

Перестройте высказывания, написанные на карточках, таким образом, чтобы получились предложения с прямой речью.

4. Правила оформления предложений с прямой речью.

- Давайте еще раз обратимся к  предложению, записанному в тетрадях. Как оформляются предложения с прямой речью? (После слов автора ставится двоеточие, прямая речь записывается в кавычках с большой буквы.)

5. Чтение материала учебника (с.99)

Запись таблицы в тетрадь:

П.р. после слов автора

П.р. перед словами автора

А: «П».

«П», - а.

«П!» - а.

«П?» - а.

6. Физкультминутка.

 

Цель: сформулировать определение прямой речи; узнать правила оформление предложений с прямой речью на письме.

Методы: наблюдение, видоизменение (репродуцирование), чтение учебника

5. Закрепление изученного

2. Выполнение заданий на карточках.

Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью:

И чайник шепнул утюгу

ccccc

Но блюдце сказало

Я дальше идти не могу.

Гляди, кто это там позади?

И заплакали блюдца

И видят: за ними из тёмного бора

Не лучше ль вернуться?

Идёт-ковыляет Федора.

И зарыдало корыто

Увы, я разбито, разбито!

Цель: закрепить полученные знания, выполняя упражнения.

6. Подведение итогов урока

- С каким понятием мы познакомились сегодня? (прямая речь)

- Что такое прямая речь?

- Как прямая речь оформляется на письме?

Цель: обобщить изученное на уроке.

Метод: беседа.

7. Домашнее задание.

§ 48, упражнение 241, с. 101.

Цель: подготовить учащихся к выполнению домашнего задания.

Метод: инструктаж.


[1] Здесь и далее используется классификация методов обучения русскому языку по Федоренко Л.П.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Систематизация и обобщение по теме: "Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи".

Материалы этого урока можно использовать при повторении темы : "Прямая речь"....

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

План-конспект урока "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" в 5 классе с мультимедийным и раздаточным материалом...

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое предложения с прямой речью, какие знаки препинания в них ставятся и научимся их строить на примерах литературных произведений....

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью...

Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс

Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Урок русского языка в 8 классе по теме "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" является началом изучения темы "Способы передачи чужой речи" по программе Л. М. Рыбченковой....