Спецкурс по русскому языку для 11 класса
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме
Спецкурс по русскому языку для 11 класса "Сочинение-рассуждение в вопросах и ответах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp-11-speckurs.docx | 33.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
с углублённым изучением отдельных предметов
141190, Московская область, г. Фрязино, ул. Ленина, д.17
Тел. 564-12-32, 564-12-92, код из Москвы и области (496)
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заседание ШМО Зам. директора по УВР Директор школы № 2
Протокол № ____ Казикова Е.В. Корчагина Н.С. _________________ __________________ _________________
«___»_______20__г. «___»_________20__г. «___»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СПЕЦКУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 11-Б класса
«СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»
БЕЛЯЕВОЙ ИРИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Фрязино
Московской области
2012-2013 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка.
- Содержание учебного предмета.
- Календарно-тематическое планирование.
- Программно-методическое обеспечение.
- Список литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании Письма Министерства образования РФ № 06-1844 от 11.12.2006 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей», курса подготовки к ЕГЭ по русскому языку «Говорим и пишем правильно» С.А. Войтас и Н.Г. Акоповой, «Сам себе редактор» Ю.В. Дубовицкой, «Культура устной и письменной речи» Т.В. Потёмкиной и С.В. Сабуровой.
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что небольшое сочинение-рассуждение (часть С) предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Цели элективного курса:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Задачи элективного курса:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 11 классов.
Особенности методики:
- формы организации деятельности учащихся: индивидуальная с использованием компьютера или файлов с печатным материалом, система малых групп (парная),
- проблемное изложение материала,
- подача материала крупными блоками с использованием опорных конспектов,
- применение компьютерных технологий,
- самостоятельное освоение теоретического материала,
- контроль и самоконтроль.
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Как строится текст?
Текст как единица синтаксиса и связной речи. Текст как результат речевой деятельности. Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность текста, последовательность изложения). Типы речи. Стили речи. Абзац – сложное синтаксическое целое. Текст как смысловое и структурное единство.
- Как связаны предложения в тексте?
Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью. Виды межфразовых связей. Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности).
- Чем связываются предложения между собой?
Средства межфразовых связей. Лексические средства: использование «однотематической» лексики, повтора слов, синонимов (в том числе контекстуальных), антонимов (в том числе контекстуальных). Лексико-грамматические средства межфразовых связей. Местоимения. Наречия. Числительные. Союзы. Частицы. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство межфразовой связи. Синтаксические средства межфразовых связей. Порядок слов. Синтаксический параллелизм. Вводные слова как средство межфразовых связей. Роль вопросительных и восклицательных предложений в организации текста. Роль односоставных предложений в организации текста. Роль сложных предложений в тексте.
- Какова композиция сочинения-рассуждения ЕГЭ по русскому языку?
Зачин сочинения-рассуждения. Тема и проблема текста. Как сформулировать проблему? Что такое комментарий проблемы? Виды комментария. Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции. Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме? Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов. Финал сочинения.
- Как отредактировать сочинение?
Классификация речевых ошибок. Лексические ошибки и их исправление. Грамматические ошибки и их исправление. Логические ошибки и их исправление. Речевые недочеты, приводящие к нарушению связности текста. Неумелое цитирование. Использование словарей, справочников в процессе редактирования (правки) текста.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Содержание
| Кол-во часов | ||
I четверть. Сентябрь. | ||||
1 2 3 4 | Введение. Задачи спецкурса по русскому языку Текст как результат речевой деятельности Основные признаки текста. Типы речи. Сочетание различных типов речи в тексте | 1 1 1 1 | ||
Октябрь. | ||||
5 6 7 8 9 | Стили речи Строение текста. Абзац – сложное синтаксическое целое Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов Заключительная часть (концовка) текста | 1 1 1 1 1 | ||
II четверть. Ноябрь. | ||||
10 11 12 | Средства межфразовых связей Лексические средства связи Синонимы, антонимы | 1 1 1 | ||
Декабрь. | ||||
13 14 15 16 17 | Лексико-грамматические средства межфразовых связей Единство видовременных форм глаголов-сказуемых Синтаксические средства межфразовых связей. Порядок слов Вводные слова как средство связи предложений в тексте Практикум. Комплексный анализ текста | 1 1 1 1 1 | ||
III четверть. Январь. | ||||
18 19 20 | Создание текста. Композиция сочинения-рассуждения Зачин сочинения-рассуждения. Как начать? Тема и проблема текста. Как определить проблему? | 1 1 1 | ||
Февраль. | ||||
21 22 23 24 | Как прокомментировать проблему? Виды комментария Позиция автора. Способы её выражения Собственное мнение по выявленной проблеме Что такое аргумент? Типы аргументирования | 1 1 1 1 | ||
Март. | ||||
25 26 27 | Способы ввода аргументов Финал сочинения. Как закончить? Практикум. Написание сочинения-рассуждения и его анализ | 1 1 1 | ||
IV четверть. Апрель. | ||||
28 29 30 31 | Классификация речевых ошибок Лексические ошибки и их исправление Грамматические ошибки и их исправление Логические ошибки и их исправление | 1 1 1 1 | ||
Май. | ||||
32 33-35 | Цитаты. Способы цитирования Практикум. Написание и редактирование сочинений-рассуждений | 1 3 |
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Дубовицкая Ю.В. Русский язык. Элективные курсы / М.: Материк-Альфа, 2007
- Потемкина Т.В., Сабурова С.В. Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы / М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006
- Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы / под общей ред. С.А. Войтас / М.: Айрис-пресс, 2007
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеева Т.В. Сочинение: теория и практика. Материалы для самоподготовки. Спецкурс в старших классах / СПб.: Паритет, 2003
- Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С) / М.: «Экзамен», 2006.
- Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку / М.: ВАКО, 2005
- Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах / М.: Просвещение, 1997
- Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы / М.: ТЦ Сфера, 2005
- Нефедова И.Ю. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Языковые нормы» / М.: АСТ6 Астрель, 2009
- Пучкова Л.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2005
- Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Русский язык / Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. / М.: АСТ6 Астрель, 2010
- Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! / М.: Эксмо, 2007
- Угроватова Т.Ю. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ / М.: Эксмо, 2008
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену / М.: Интеллект-Центр, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа спецкурса по русскому языку 6 класс
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...
Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...
Игровой спецкурс по русскому языку («Вселенная русского языка»).
Данный спецкурс основан на методических рекомендациях и пособиях преподавателя кафедры методики преподавания русского языка и литературы О.В. Канарской. В частности, на ее книгах «Уроки русского...
Учебно-тематическое планирование спецкурса по русскому языку "Особенности русской орфографии" 6 класс
Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 6 классов.Курс непосредственно связан с программой по р...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы русского языка» для 6 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...
Спецкурс по русскому языку 8 класс
Календарно-тематическое планирование...
Спецкурс по русскому языку 7 класс "Трудные случаи орфографии и пунктуации".
Программа спецкурса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» разработана в связи с· невысоким уровнем грамотности учащихся 7 класса;·...