Спецкурс по русскому языку для 10 класса
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме

Беляева Ирина Витальевна

Спецкурс по русскому языку для 10 класса "Обобщение. Орфография. Синтаксис и пунктуация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp-10-speckurs.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

с углублённым изучением отдельных предметов

141190, Московская область, г. Фрязино, ул. Ленина, д.17

Тел. 564-12-32, 564-12-92, код из Москвы и области (496)

 СОГЛАСОВАНО                       СОГЛАСОВАНО                          УТВЕРЖДАЮ

  Заседание ШМО                  Зам. директора по УВР                Директор школы № 2        

    Протокол № ____                        Казикова Е.В.                             Корчагина Н.С. _________________                 __________________                    _________________

«___»_______20__г.               «___»_________20__г.                  «___»_______20__г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

СПЕЦКУРСА   ПО  РУССКОМУ   ЯЗЫКУ

для 10-А, 10-Б классов

«ОБОБЩЕНИЕ. ОРФОГРАФИЯ.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»

БЕЛЯЕВОЙ ИРИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Фрязино

Московской области

2012-2013 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Календарно-тематическое планирование.
  4. Программно-методическое обеспечение.
  5. Список литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа составлена на основании Письма Министерства образования РФ № 06-1844 от 11.12.2006 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей», курса подготовки к ЕГЭ по русскому языку «Говорим и пишем правильно» С.А. Войтас и Н.Г. Акоповой.

Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка. Данный курс направлен на совершенствование указанных умений. Важнейшим направлением  в формировании умений и навыков грамотного письма становится систематизация и обобщение знаний в области орфографии, синтаксических единиц, пунктуационных норм.

             Основная цель курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи, в обеспечении  планомерной  подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку.

             Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  1. развитие и совершенствование  умений

- владеть основными нормами русского литературного языка,

- уметь ориентироваться в многообразных явлениях письма,  

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  1. формирование навыков

- многоаспектного языкового анализа речевого высказывания,

- самостоятельной учебной деятельности,

- речевого самосовершенствования;

  1. воспитание  сознательного  отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения.

Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 10 классов.

Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическое повторение  орфографии, синтаксиса и пунктуации  и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Данные разделы отрабатываются на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка. Программа спецкурса предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий А, В.

Особенности методики:  

  1. формы организации деятельности учащихся: индивидуальная с использованием компьютера или файлов с печатным материалом, система малых групп (парная),
  2. проблемное изложение материала,
  3. подача материала крупными блоками с использованием опорных конспектов,
  4. применение компьютерных технологий,
  5. самостоятельное освоение теоретического материала,
  6. контроль и самоконтроль.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Безударный гласный в корне слова. Орфограммы корня.

Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов. Чередование гласных в корнях слов. Омонимия корней.

  1. Правописание приставок.

Три группы приставок. Русские и иноязычные приставки. Правописание неизменяемых приставок. З-С на конце приставок. Значения и правописание приставок пре- – при-.

  1. Правописание суффиксов.

Суффиксы имён существительных и прилагательных. Правописание глагольных суффиксов. Суффиксы причастий и деепричастий.

  1. Написание Н-НН в словах разных частей речи.

Одна и две Н в существительных, прилагательных и наречиях на -о – -е. Правописание Н-НН в глаголах и причастиях. Различия в написании Н-НН в наречиях, кратких причастиях и прилагательных.

  1. Правописание НЕ-НИ со словами.

Слитное и раздельное написание НЕ со словами различных частей речи. Написание НЕ и НИ с местоимениями и наречиями. Правописание частиц НЕ и НИ в простых и сложных предложениях, устойчивых выражениях.

  1. Омонимия различных частей речи.

Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Омонимия частей речи. Переход одной части речи в другую. Опознавание производных предлогов, союзов, частиц, их отличия от самостоятельных частей речи.

  1. Словосочетание. Способы подчинительной связи в словосочетании.

Распознавание и моделирование словосочетаний разных видов.  Особенности связи слов в словосочетаниях, построенных по способу согласования, управления, примыкания.

  1. Структура предложения. Односоставные предложения.

Выделение грамматической основы. Виды сказуемого. Опознавание односоставных предложений разных видов.

  1.  Простое осложнённое предложение.

Обособленные члены предложения. Опознавание разных видов обособленных членов предложения. Пунктуационные особенности предложений с однородными членами предложения. Типичные ошибки в построении предложений с обособленными членами; освоение приёмов редактирования. Грамматические и пунктуационные особенности предложений с вводными словами, обращениями.

  1. Сложноподчинённые предложения.

Распознавание разных видов придаточных в сложноподчинённых предложениях. Различение союзов и союзных слов в сложноподчинённых предложениях. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с несколькими придаточными. Правильная постановка знаков препинания при сочетании союзов.

  1. Бессоюзные сложные предложения.

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзных сложных предложений. Правильная и аргументированная постановка знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

  1. Сложное предложение с разными видами связи.

Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи. Синтаксический и пунктуационный разбор  сложных предложений с разными видами бессоюзной и союзной связи.

  1. Синтаксические нормы.

Правильное построение предложений разных синтаксических конструкций. Согласование сказуемого с подлежащим. Исправление ошибок, вызванных нарушением синтаксических норм.

  1. Зачёт.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Содержание

Задания ЕГЭ

Кол-во часов

I четверть. Сентябрь.

1

2

3

4-5

Безударный гласный в корне слова. Чередования гласных в корнях слов

Правописание приставок

Правописание суффиксов

Н-НН в словах разных частей речи

А-14

А-15

А-16, А-17

А-13

1

1

1

2

Октябрь.

6-7

8-9

Написание НЕ-НИ со словами

Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Омонимия частей речи

А-18

А-19

2

 2

II четверть. Ноябрь.

10

11-12

Орфографический практикум (тест)

Словосочетание. Способы подчинительной связи в словосочетании

В-3

1

2

Декабрь.

13-14

15

16

17

Грамматическая основа предложения. Односоставные и двусоставные предложения

Синтаксический анализ предложения. Знаки препинания в простом и сложносочиненном предложении

Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособление определений и приложений

Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособление обстоятельств и оборотов с союзом КАК

А-9, В-4

А-10, А-20, А-23

А-21, В-5

А-21, В-5

2

1

1

1

III четверть. Январь.

18

19-20

Построение предложения с деепричастием

Знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями

А-4

А-22

1

2

Февраль.

21-22

23-24

Знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения)

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Виды придаточных предложений

А-23, В-5

А-25, В-6

2

2

Март.

25-26

27

Предложения с несколькими придаточными. Запятые на стыке союзов

Замена придаточного предложения причастным оборотом

 

А-26

А-6

2

1

IV четверть. Апрель.

28-29

30

31

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Пунктуационный практикум (тест)

А-24

 

А-26, В-6

 

2

1

1  

Май.

32-33

34-35

Синтаксические нормы. Типичные ошибки в построении предложений

Зачёт по теме «Синтаксис и пунктуация»

А-5

2

2

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Дубовицкая Ю.В. Русский язык. Элективные курсы / М.: Материк-Альфа, 2007
  2. Потемкина Т.В., Сабурова С.В. Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы / М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006
  3. Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы / под общей ред. С.А. Войтас / М.: Айрис-пресс, 2007

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: Орфография и пунктуация. 10-11 классы / М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
  2. Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку / М.: ВАКО, 2005
  3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 10 класс / Сост. Егорова Н.В. / М.: ВАКО, 2012
  4. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы / М.: ТЦ Сфера, 2005
  5. Нефедова И.Ю. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Языковые нормы» / М.: АСТ6 Астрель, 2009
  6. Пучкова Л.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2005
  7. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005
  8. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Русский язык / Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. / М.: АСТ6 Астрель, 2010
  9. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: в 2 ч. / М.: Айрис-пресс, 2005
  10. Угроватова Т.Ю. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ / М.: Эксмо, 2008
  11. Штильман С.Л. Уроки русского языка в старших классах. Тема: орфография / М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса по русскому языку 6 класс

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...

Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...

Игровой спецкурс по русскому языку («Вселенная русского языка»).

Данный спецкурс основан на методических рекомендациях и пособиях преподавателя кафедры методики преподавания русского языка и литературы О.В. Канарской. В частности, на ее книгах «Уроки русского...

Учебно-тематическое планирование спецкурса по русскому языку "Особенности русской орфографии" 6 класс

Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан   на 34 часа  и предназначен   для учащихся 6 классов.Курс непосредственно связан с программой по р...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа  спецкурса «Трудные вопросы русского языка»  для 6 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...

Спецкурс по русскому языку 8 класс

Календарно-тематическое планирование...

Спецкурс по русскому языку 7 класс "Трудные случаи орфографии и пунктуации".

Программа спецкурса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» разработана в связи с·         невысоким уровнем грамотности учащихся 7 класса;·...