Спецкурс по русскому языку для 10 класса
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме
Спецкурс по русскому языку для 10 класса "Обобщение. Орфография. Синтаксис и пунктуация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp-10-speckurs.docx | 32.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
с углублённым изучением отдельных предметов
141190, Московская область, г. Фрязино, ул. Ленина, д.17
Тел. 564-12-32, 564-12-92, код из Москвы и области (496)
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заседание ШМО Зам. директора по УВР Директор школы № 2
Протокол № ____ Казикова Е.В. Корчагина Н.С. _________________ __________________ _________________
«___»_______20__г. «___»_________20__г. «___»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СПЕЦКУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 10-А, 10-Б классов
«ОБОБЩЕНИЕ. ОРФОГРАФИЯ.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»
БЕЛЯЕВОЙ ИРИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Фрязино
Московской области
2012-2013 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка.
- Содержание учебного предмета.
- Календарно-тематическое планирование.
- Программно-методическое обеспечение.
- Список литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании Письма Министерства образования РФ № 06-1844 от 11.12.2006 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей», курса подготовки к ЕГЭ по русскому языку «Говорим и пишем правильно» С.А. Войтас и Н.Г. Акоповой.
Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка. Данный курс направлен на совершенствование указанных умений. Важнейшим направлением в формировании умений и навыков грамотного письма становится систематизация и обобщение знаний в области орфографии, синтаксических единиц, пунктуационных норм.
Основная цель курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи, в обеспечении планомерной подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- развитие и совершенствование умений
- владеть основными нормами русского литературного языка,
- уметь ориентироваться в многообразных явлениях письма,
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- формирование навыков
- многоаспектного языкового анализа речевого высказывания,
- самостоятельной учебной деятельности,
- речевого самосовершенствования;
- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения.
Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 10 классов.
Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическое повторение орфографии, синтаксиса и пунктуации и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Данные разделы отрабатываются на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка. Программа спецкурса предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий А, В.
Особенности методики:
- формы организации деятельности учащихся: индивидуальная с использованием компьютера или файлов с печатным материалом, система малых групп (парная),
- проблемное изложение материала,
- подача материала крупными блоками с использованием опорных конспектов,
- применение компьютерных технологий,
- самостоятельное освоение теоретического материала,
- контроль и самоконтроль.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Безударный гласный в корне слова. Орфограммы корня.
Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов. Чередование гласных в корнях слов. Омонимия корней.
- Правописание приставок.
Три группы приставок. Русские и иноязычные приставки. Правописание неизменяемых приставок. З-С на конце приставок. Значения и правописание приставок пре- – при-.
- Правописание суффиксов.
Суффиксы имён существительных и прилагательных. Правописание глагольных суффиксов. Суффиксы причастий и деепричастий.
- Написание Н-НН в словах разных частей речи.
Одна и две Н в существительных, прилагательных и наречиях на -о – -е. Правописание Н-НН в глаголах и причастиях. Различия в написании Н-НН в наречиях, кратких причастиях и прилагательных.
- Правописание НЕ-НИ со словами.
Слитное и раздельное написание НЕ со словами различных частей речи. Написание НЕ и НИ с местоимениями и наречиями. Правописание частиц НЕ и НИ в простых и сложных предложениях, устойчивых выражениях.
- Омонимия различных частей речи.
Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Омонимия частей речи. Переход одной части речи в другую. Опознавание производных предлогов, союзов, частиц, их отличия от самостоятельных частей речи.
- Словосочетание. Способы подчинительной связи в словосочетании.
Распознавание и моделирование словосочетаний разных видов. Особенности связи слов в словосочетаниях, построенных по способу согласования, управления, примыкания.
- Структура предложения. Односоставные предложения.
Выделение грамматической основы. Виды сказуемого. Опознавание односоставных предложений разных видов.
- Простое осложнённое предложение.
Обособленные члены предложения. Опознавание разных видов обособленных членов предложения. Пунктуационные особенности предложений с однородными членами предложения. Типичные ошибки в построении предложений с обособленными членами; освоение приёмов редактирования. Грамматические и пунктуационные особенности предложений с вводными словами, обращениями.
- Сложноподчинённые предложения.
Распознавание разных видов придаточных в сложноподчинённых предложениях. Различение союзов и союзных слов в сложноподчинённых предложениях. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с несколькими придаточными. Правильная постановка знаков препинания при сочетании союзов.
- Бессоюзные сложные предложения.
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзных сложных предложений. Правильная и аргументированная постановка знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
- Сложное предложение с разными видами связи.
Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами бессоюзной и союзной связи.
- Синтаксические нормы.
Правильное построение предложений разных синтаксических конструкций. Согласование сказуемого с подлежащим. Исправление ошибок, вызванных нарушением синтаксических норм.
- Зачёт.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Содержание | Задания ЕГЭ | Кол-во часов | |||
I четверть. Сентябрь. | ||||||
1 2 3 4-5 | Безударный гласный в корне слова. Чередования гласных в корнях слов Правописание приставок Правописание суффиксов Н-НН в словах разных частей речи | А-14 А-15 А-16, А-17 А-13 | 1 1 1 2 | |||
Октябрь. | ||||||
6-7 8-9 | Написание НЕ-НИ со словами Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Омонимия частей речи | А-18 А-19 | 2 2 | |||
II четверть. Ноябрь. | ||||||
10 11-12 | Орфографический практикум (тест) Словосочетание. Способы подчинительной связи в словосочетании | В-3 | 1 2 | |||
Декабрь. | ||||||
13-14 15 16 17 | Грамматическая основа предложения. Односоставные и двусоставные предложения Синтаксический анализ предложения. Знаки препинания в простом и сложносочиненном предложении Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособление определений и приложений Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособление обстоятельств и оборотов с союзом КАК | А-9, В-4 А-10, А-20, А-23 А-21, В-5 А-21, В-5 | 2 1 1 1 | |||
III четверть. Январь. | ||||||
18 19-20 | Построение предложения с деепричастием Знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями | А-4 А-22 | 1 2 | |||
Февраль. | ||||||
21-22 23-24 | Знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения) Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Виды придаточных предложений | А-23, В-5 А-25, В-6 | 2 2 | |||
Март. | ||||||
25-26 27 | Предложения с несколькими придаточными. Запятые на стыке союзов Замена придаточного предложения причастным оборотом |
А-26 А-6 | 2 1 | |||
IV четверть. Апрель. | ||||||
28-29 30 31 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи Пунктуационный практикум (тест) | А-24
А-26, В-6
| 2 1 1 | |||
Май. | ||||||
32-33 34-35 | Синтаксические нормы. Типичные ошибки в построении предложений Зачёт по теме «Синтаксис и пунктуация» | А-5 | 2 2 |
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Дубовицкая Ю.В. Русский язык. Элективные курсы / М.: Материк-Альфа, 2007
- Потемкина Т.В., Сабурова С.В. Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы / М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006
- Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы / под общей ред. С.А. Войтас / М.: Айрис-пресс, 2007
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: Орфография и пунктуация. 10-11 классы / М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
- Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку / М.: ВАКО, 2005
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 10 класс / Сост. Егорова Н.В. / М.: ВАКО, 2012
- Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы / М.: ТЦ Сфера, 2005
- Нефедова И.Ю. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Языковые нормы» / М.: АСТ6 Астрель, 2009
- Пучкова Л.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2005
- Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Русский язык / Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. / М.: АСТ6 Астрель, 2010
- Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: в 2 ч. / М.: Айрис-пресс, 2005
- Угроватова Т.Ю. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ / М.: Эксмо, 2008
- Штильман С.Л. Уроки русского языка в старших классах. Тема: орфография / М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа спецкурса по русскому языку 6 класс
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...
Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...
Игровой спецкурс по русскому языку («Вселенная русского языка»).
Данный спецкурс основан на методических рекомендациях и пособиях преподавателя кафедры методики преподавания русского языка и литературы О.В. Канарской. В частности, на ее книгах «Уроки русского...
Учебно-тематическое планирование спецкурса по русскому языку "Особенности русской орфографии" 6 класс
Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 6 классов.Курс непосредственно связан с программой по р...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы русского языка» для 6 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...
Спецкурс по русскому языку 8 класс
Календарно-тематическое планирование...
Спецкурс по русскому языку 7 класс "Трудные случаи орфографии и пунктуации".
Программа спецкурса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» разработана в связи с· невысоким уровнем грамотности учащихся 7 класса;·...