Урок русского языка в 6 классе Правописание букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-.
план-конспект урока русского языка (6 класс) на тему

Науменко Людмила Ивановна

 Учебный материал урока позволяет  эффективно провести урок в 6 классе с использованием мультимедийной презентация, сочетая при этом различные формы работы учащихся на уроке: самостоятельная работа учащихся, в работа в группе и в парах, самоконтроль и самооценка знаний. На уроке были созданы условия для формирования у учащихся познавательного интереса  к русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого  урока по русскому языку в 6 «Б» классе.

Тема урока: «Правописание букв «ч» и «щ» в суффиксах существительных -чик – щик -.»

Цели урока: познакомить учащихся с правописанием  букв ч-щ в суффиксах существительных  -чик-щик-; со способами действия при выборе таких написаний.

Задачи:

-развивать  умения учащихся анализировать, сравнивать языковые явления, устно и письменно аргументировано  объяснять условия выбора букв  ч-щ  в суффиксах существительных - чик-щик-.

-создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.

-развивать  орфографическую зоркость, умение работать в парах и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

Методы: словесные

-Добрый день. Я рада  видеть вас всех здоровыми и красивыми на нашем уроке. И надеюсь, что наше сегодняшнее сотрудничество будет плодотворным и приятным для всех.

Итак , начинаем нашу работу.

2.

Опрос учащихся по изученному материалу.

Лингвистическая разминка.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

показать (продемонстрировать) умение правильно определять принадлежность имен существительных к определенной группе в зависимости от значения; вызвать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Цель, которую учитель хочет достичь: проверить умения учащихся анализировать значения существительных; выявить затруднения в деятельности учащихся;

Методы организации работы: интерактивная игра «Мешки со словами», устный фронтальный опрос учащихся.

Методы стимулирования: похвала.

Методы оценивания: результаты выдает компьютер.

 Ребята, напомните ,пожалуйста, изучением какой части речи мы занимаемся?

(Имя существительное)

*Что оно обозначает? ( Предмет)

* Какие предметы может обозначать имя существительное?(Явления природы, предметы быта, признак как предмет, действие как предмет…)

Я предлагаю вам провести лингвистическую разминку в виде игры, которая называется «Мешки со словами». Ваша задача быстро и правильно разнести слова по нужным мешкам.

Нам встретилось в мешке  имя существительное…………….

* Каким способом оно образовано?

(суффиксальным , с помощью суффикса –чик-)

*Что называется суффиксом?(Слайд  )

3

А)

Б)

Изучение нового  учебного материала

Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения об имени существительном, для открытия новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений об имени существительном, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Методы и приемы: создание ситуации затруднения, беседа, сопровождающаяся проблемными вопросами..

Постановка учебной задачи

Цель: обсудить затруднение и сформулировать  цель урока.

- Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов . Этой морфеме в нашем языке доверена трудная и интересная работа. Они обогащают наш язык новыми словами. Каждый суффикс имеет свои определенные значения.

*Можно ли по суффиксу определить часть речи, в которой он используется?

    Посмотрим на иллюстрацию( слайд    ).

*Суффиксы каких частей речи вы видите здесь?

Слайд       . Фотогалерея.

Давайте погрузимся в мир фотографий. *Кого вы видите на иллюстрациях?(Люди разных профессий).Назовите их.

Вот какие слова у нас получились.

*Как они образованы? ( с помощью суффиксов)

Запишем слово ИЗВОЗ..ИК.

  1. В чем сложность при написании слова?  Какую орфографическую проблему вы обнаружили? В какой части слова она находится?
  2. ПОПРОБУЙТЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ НАШЕГО УРОКА.
  3. Запишем ее в тетрадь.(Cлайд     )

Правописание букв «ч-щ» в суффиксах существительных –чик-щик-.

В)

4.

Открытие новых знаний.

Цель: создание проблемной языковой ситуации, которая вызовет интерес учащихся к решению лингвистической задачи , связанной с правописанием суффиксов –чик-щик.

Методы: учебный диалог, анализ языковых средств. .

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Цели: эмоциональная разгрузка учащихся.

 В решении этой проблемы мы должны дойти до истины, чтобы не делать ошибок. Ведь наша основная задача – научиться грамотно писать.

  Продолжаем нашу работу.

Назовите людей тех профессий, которые вы видите на экране:

Вот какие слова у нас получились.(Слайд    )

*Что обозначают суффиксы в этих словах?

(Людей какой-либо профессии или по роду занятий.)

Значение суффиксов мы определили. А проблему еще не решили.

Еще раз внимательно посмотрите на все слова. Проанализируйте их.

 * Как вы думаете, от чего зависит правописание букв «ч-щ»?

Давайте проверим, правы ли вы и обратимся к материалам учебника. (стр.102)  Работа с учебником.(Слайд     )

А теперь вернемся к нашему первому слову  ИЗВОЗ..ИК.

*Какой же суффикс надо писать в слове? Докажите.

- Мы решили  учебную задачу? Составили план разбора имени существительного? Мы молодцы!

Слайд    .Мы очень интенсивно работаем на уроке. Давайте немного взбодримся.

(Физкультминутку проводит физорг класса).

4

Закрепление учебного материала

Цель: отработать способ действия при выборе написания букв «ч-щ» в суффиксах существительных –чик-щик-.

Цель, которую ставит перед собой учитель: развивать умения  выбирать способ для правильного написания суффиксов; развитие орфографической зоркости учащихся;

воспитание ответственного отношения к слову и культуре речи.

 Задачи:

- развивать способность учащихся работать самостоятельно и в парах; давать объективную оценку своих знаний и знаний товарищей.

Методы: репродуктивные

А теперь закрепим полученные знания.

Слайд  .

1)Объясните выбор букв «ч-щ» в правописании суффиксов.

2)Цифровой диктант. Слайд  

(Переводчик, наборщик, рассказчик, разносчик, фонарщик, бетонщик, перебежчик, грузчик, прокатчик)

Ключ для проверки : 1,2,1,1,2,2,1,1,1.

3) Работа по группам.

1 группа(слабые учащиеся):индивидуальная работа по карточкам.

2 группа (Слайд     . Корректор).

4)Проверка  работы по карточкам.

 * У кого не оказалось ошибок?

МОЛОДЦЫ!

4

Рефлексия

Цель:  осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса

 Слайд    .

*Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?

*Что нового узнали?

*От чего же зависит правописания букв «ч-щ» в суффиксах существительных?

*Какие задания выполнять было легко и интересно?

*Остались ли какие-то неясности?

 * Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?

А все ли значения суффикса –чик- мы выяснили?

Мы об этом обязательно поговорим.

5

6.

Домашнее задание

Цель: закрепить способ действия при выборе правильного написания суффиксов –чик-щик-.

Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умения учащихся аргументировать правильное написание суффиксов, развивать творческие способности учащихся, их связную письменную и устную монологическую речь.

 Слайд    .

Материал параграфа 44(выучить правило.)

1 группа (слабые учащиеся ) – упр.245.

2 группа-А) составить связный рассказ

на тему «Новостройки нашего села», употребив существительные, обозначающие людей по профессии.

Б)придумать и записать   лингвистическую сказку о суффиксах  -чик-щик-.

Всем спасибо за сегодняшнее сотрудничество.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 6 классе

Слайд 2

Правописание суффикса -чик (-щик)

Слайд 3

Посмотрите на рисунки. Какое слово получилось? Запишите слова. Подчеркните первую букву. С у ф ф и к с

Слайд 4

Что такое суффикс? Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов. Запомни

Слайд 6

Посмотрите на слова: объез д чик прока т чик гру з чик разно с чик перебе ж чик обойщик фонарщик танцовщик прицепщик съёмщик Что обозначает в этих словах –чик (щик)? (Обозначает человека по профессии и роду занятий)

Слайд 7

докла д чик пулемё т чик гру з чик забойщик пильщик разно с чик перебе ж чик Когда пишется суффикс -чик

Слайд 8

чик д т з с ж В остальных случаях –щик.

Слайд 9

Прочитаем правило! (учебник, стр. 97) В суффиксе существительных -чик(-щик) после букв д-т, з-с, ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ. Сма з чик (смазать). Каменщик (не на д-т, з-с, ж).

Слайд 10

Распределите слова в два столбика с -чик, -щик, обозначая условия выбора изученной орфограммы (упр. 244). чик щик изво з чик обхо д чик ре з чик аппара т чица гру з чик разве д чик сма з чик перебе ж чик укла д чица прессовщик обрубщик подборщица съёмщик формовщица

Слайд 11

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 п е р е б е ж ч и к б е т о н щ и п о д н о с ч и к к а м е н щ и п р о х о д ч и к у ч ё т ч и к н а б о р щ и с ъ ё м щ и с м а з ч и к б а н щ и Лексический диктант

Слайд 12

Барабанчики яростно колотили в барабаны. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре. В Нижнем буфетчик рассчитал меня. По колеблющимся мосткам сновали грузщики. Рабочие передавали сменчикам станки. Жестянчики работали на глазах всей улицы. Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках. Поиграем в корректора. ч ч ч ч щ щ щ

Слайд 13

Подведём итоги: О чём мы сегодня говорили? Что нового узнали? Когда же пишется суффикс -чик (-щик)? Домашнее задание: выучить правило, упр. 249.

Слайд 14

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Румянцева А.А., МОУ СОШ №4, г. Наволоки, Кинешемский район, Ивановская область


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку руского языка в 6 классе правописание букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-.

Презентация к уроку иллюстрирует возможность построить урок объяснения нового материала с использованием ИКТ....

Урок русского языка 6 класс "Правописание суффиксов -ЧИК- - -ЩИК-"

Конспект урока русского языка по теме " Суффиксы -чик- - щик-",6 класс...

урок русского языка по теме "Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных"

Данный план - конспект урока поможет учителю русского языка  в формировании навыков правописания наречий  у учащихся 6 классов....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание букв о - а в корнях - кос - / - кас -"

Материал представляет собой документ, состоящий из паспорта урока и технологической карты урока, по требованиям, предъявляемым к конкурсным работам....

Урок русского языка 5 класс "Правописание суффиксов -ЧИК, - ЩИК "

Открытый урок русского языка в 5 классе ФГОС по теме  "Правописание суффиксов ЧИК, - ЩИК" по УМК  Т.А.Ладыженской...

Презентация к уроку русского языка, 5 класс (тема: "Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных")

Материалы к уроку, представленные в данной презентации, подобраны на одну тему - "Весна"....