Элективный курс "Коварные знаки препинания"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Серёгиной Л. М., учителя средней школы № 102 г. Волгограда. Программа опубликована в специальном сборнике «Элективные курсы» - приложение к журналу волгоградских учителей «Учебный год» № 12 за 2005 год, выпуск № 1.
Элективный курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов. Он является общим ориентационным курсом для всех, так как поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому грамотному человеку. Также данный курс отвечает интересам учащихся 9-х классов, так как является хорошим подспорьем для подготовки к сдаче ГИА по русскому языку.
Занятия предлагается вести параллельно урокам русского языка, возможно, даже опережая основную программу.
Проблемы трудных случаев пунктуации, комбинаций знаков в сложных синтаксических конструкциях, вариативности выбора того или иного знака всегда возникают при изучении синтаксиса и являются постоянно актуальными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_suslova.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 45 города Белгорода» Рабочая программа (элективный курс) Суслова М. В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45 г. Белгорода»
рАССМОТРЕНО Руководитель МО учителей русского языка и литературы ________________ Петреченко И. С. Протокол № 1 от «____»________________2012 г. | Согласовано Заместитель директора школы по УВР МБОУ «СОШ № 45 г. Белгорода» _________________ Шамрай В. М. «____»_________________2012 г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 45 г. Белгорода» __________________Бугаёва Л. И. Приказ № 295 от « 1 » 09 2012 г. |
Рабочая программа элективного курса
«Коварные знаки препинания»
Название учебного предмета – русский язык
Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный предмет, - Суслова Марина Валентиновна,
учитель высшей квалификационной категории
Класс (параллель), в котором изучается учебный курс – 9 … класс
Год составления программы – 2012 г.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1
от «30» августа 2012 года
2. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Серёгиной Л. М., учителя средней школы № 102 г. Волгограда. Программа опубликована в специальном сборнике «Элективные курсы» - приложение к журналу волгоградских учителей «Учебный год» № 12 за 2005 год, выпуск № 1.
Элективный курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов. Он является общим ориентационным курсом для всех, так как поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому грамотному человеку. Также данный курс отвечает интересам учащихся 9-х классов, так как является хорошим подспорьем для подготовки к сдаче ГИА по русскому языку.
Занятия предлагается вести параллельно урокам русского языка, возможно, даже опережая основную программу.
Проблемы трудных случаев пунктуации, комбинаций знаков в сложных синтаксических конструкциях, вариативности выбора того или иного знака всегда возникают при изучении синтаксиса и являются постоянно актуальными.
Учебная цель курса – осмысление учащимися основных принципов и тенденций употребления знаков препинания, которые обычно в школьных программах и учебниках проходят вскользь, навыки прочно не закрепляются. В ходе занятий учащиеся знакомятся с азами исследовательской деятельности, что также является приёмом стимуляции дальнейшего обучения в старших классах полной средней школы.
Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят в основном из художественных произведений современных авторов, что дополнительно способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к современной литературе.
Предлагаемый курс ставит задачи:
- совершенствование речевых умений школьников, гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся окружающим миром;
-развитие лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся;
-овладение навыками коллективной деятельности и активного участия в ней.
Курс рассчитан на 17,5 часов. Занятия могут быть организованы по одному часу в неделю в течение второго полугодия.
Методика включает активную исследовательскую деятельность учащихся, занимательные элементы, проектные задания.
3. Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе изучения данного курса учащиеся должны уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- конспектировать звучащую речь, печатный текст;
- составлять план, таблицы, развернутой схемы;
- публично выступать.
В ходе изучения данного курса учащиеся должны знать:
- системное устройство языка, взаимосвязь его единиц;
- языковые нормы, их функции;
- взаимосвязь фактов языка и истории.
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
- тренировочные упражнения,
- практикум,
- работа со словарями,
- знакомство с многоаспектностью существования слова,
- викторины, творческие работы,
- исследовательская и проектная деятельность.
4. Учебно-методические средства обучения
Реквизиты программы:
Авторская программа Серёгиной Л. М., учителя средней школы № 102 г. Волгограда. Программа опубликована в специальном сборнике «Элективные курсы» - приложение к журналу волгоградских учителей «Учебный год» № 12 за 2005 год, выпуск № 1.
Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);
- мультимедийные продукты (презентации, тесты, плакаты, таблицы и прочее);
- наборы дидактических материалов, как в печатном, так и в электронном виде;
- плакаты со справочными материалами;
- библиотека с электронной и печатной картотекой;
- каталоги всех материалов и пособий в электронном и печатном виде.
5. Содержание программы
1. Понятие нормы в русском языке. Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации. Общие и ситуативные нормы.
2. Назначение пунктуации – «держать текст» (К. Г. Паустовский). Обозначение границ предложений. Знаки разделения и знаки выделения. Основные знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие – и их нормативное употребление.
3. Функционально-целевое использование пунктуации. Стандартизация синтаксических структур в официально-деловых и художественных текстах.
4. Разговорные конструкции и пунктуация. Комбинаторика знаков препинания в текстах разговорного и художественного стилей.
5. Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи. Интонационный принцип пунктуации. Выражение в знаках препинания эмоциональности речи. Совмещение структурного, смыслового и интонационного принципов.
6. Специфика рекламных знаков препинания. Концентрация в знаках препинания информационных качеств текста.
7. Исторические изменения в русской пунктуации. Отражение в пунктуации индивидуальности носителя речи, особенности его коммуникативной компетенции. Знание контекста в использовании знаков препинания. Пристрастие авторов к тем или иным знакам препинания. Богатство стилистических возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденция свободного использования знаков препинания в современной литературе.
8. Сложность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации и их сочетании друг с другом – показатель общей культуры речи пользователя языка.
6. Календарно-тематический план
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Виды деятельности | Форма контроля | Дата проведения |
1. | Пунктуационные нормы современного русского языка | 2 | Вводная лекция с элементами беседы | 9 «Б» - 08.09, 15.09 9 «В», «Г» - | |
2. | Основные правила применения знаков препинания в тексте | 1 | Самостоятельный анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации | Проверка работ, определение уровня знаний учащихся | 9 «Б» - 22.09 9 «В», «Г» - |
3. | Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового, научного, художественного стилей. | 3 | Исследовательская работа в группах с текстами, подготовка буклета по выбранной теме - защита проекта, обсуждение | Защита проектов | 9 «Б» - 29.09,06.10, 13.10 9 «В», «Г» -
|
4. | Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис | 2 | Учебный театр: разыгрывание речевых ситуаций – анализ интонаций и знаков препинания | Оценка соответствия интонации и знаков препинания | 9 «Б» - 20.10,27.10 9 «В», «Г» - |
5. | Знаки препинания в рекламе | 2 | Ролевая игра: Заказчик – авторский коллектив – потребитель – специалист (эксперт) | Оценка экспертов | 9 «Б» - 10.11, 17.11 9 «В», «Г» - |
6. | Нерегламентированная пуктуация: - историческая; - концептуально обусловленная; - собственно авторская | 3 | Защита проекта – группа из 2-3 человек. Аналитическая работа с текстами классиков и современных авторов | Коллективная оценка результатов проекта | 9 «Б» - 24.11, 01.12. 08.12 9 «В», «Г» - |
7. | Комбинированные знаки препинания | 1 | Вступительная лекция, практическое занятие | 9 «Б» - 15.12 9 «В», «Г» - | |
8. | Итоговая контрольная работа | 2 | Стилистический, синтаксический и пунктуационный анализ текста повышенной трудности | Проверка контрольных работ | 9 «Б» - 22.12, 29.12 9 «В», «Г» - |
9. | Итоговое занятие | 1,5 | Анализ контрольной работы, подведение итогов курса, рекомендации учащимся | 9 «Б» - 29.12 9 «В», «Г» - | |
Итого: 17, 5 занятий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знаки препинания. Второе знакомство.(Функции знаков препинания).5 класс.
При изучении темы "Пунктуация" пятиклассники знакомятся с функциями знаков препинания. Это первый шаг в подготовке к написанию сочинения ГИА. Надеюсь, что материал поможет в изучении данной темы....
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"
Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...
Элективный курс "Коварные знаки препинания" Презентация
Курс нацелен на совершенствование знаний синтаксиса и пунктуации за основную школу...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
Постановка знаков препинания.Знаки препинания при обособленных членах предложения
В презентации представлен материал по подготовке учащихся 11-х классов к успешному выполнению ряда заданий ЕГЭ по русскому языку.Деятельность учащихся под руководством педагога направлена на повторени...
Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Понятие о норме литературного языка
Маршрутный лист дистанционного урока...
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания.
Маршрутный лист. Презентации к уроку....