Элективный курс "Коварные знаки препинания"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Суслова Марина Валентиновна

 

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Серёгиной Л. М., учителя средней школы № 102 г. Волгограда. Программа опубликована в специальном сборнике «Элективные курсы» - приложение к журналу волгоградских учителей «Учебный год» № 12 за 2005 год, выпуск № 1.

Элективный курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов. Он является общим ориентационным курсом для всех, так как поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому грамотному человеку. Также данный курс отвечает интересам учащихся 9-х классов, так как является хорошим подспорьем для подготовки к сдаче ГИА по русскому языку.

Занятия предлагается вести параллельно урокам русского языка, возможно, даже опережая основную программу.

Проблемы трудных случаев пунктуации, комбинаций знаков в сложных синтаксических конструкциях, вариативности выбора того или иного знака всегда возникают при изучении синтаксиса и являются постоянно актуальными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_suslova.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 45 города Белгорода»        Рабочая программа (элективный курс)        Суслова М. В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 45 г. Белгорода»

рАССМОТРЕНО

Руководитель  МО учителей русского языка и литературы

________________ Петреченко И. С.

Протокол № 1 от

«____»________________2012 г.

Согласовано

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «СОШ № 45  г. Белгорода»

_________________ Шамрай В. М.


«____»_________________2012 г.

Утверждаю

 Директор МБОУ «СОШ № 45 г. Белгорода»        __________________Бугаёва Л. И.


Приказ № 295  от « 1 »  09  2012 г.

Рабочая программа элективного курса

 «Коварные знаки препинания»

Название учебного предмета – русский язык

Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный предмет,  - Суслова Марина Валентиновна,

учитель высшей квалификационной категории

Класс (параллель), в котором изучается учебный курс – 9 … класс

Год составления программы – 2012 г.

        

                                                                                                                                                                            Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                           педагогического совета школы

                                                                                                                                           протокол № 1

                                                                                                                                от «30» августа 2012 года

2. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Серёгиной Л. М., учителя средней школы № 102 г. Волгограда. Программа опубликована в специальном сборнике «Элективные курсы» - приложение к журналу волгоградских учителей «Учебный год» № 12 за 2005 год, выпуск № 1.

Элективный курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов. Он является общим ориентационным курсом для всех, так как поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому грамотному человеку. Также данный курс отвечает интересам учащихся 9-х классов, так как является хорошим подспорьем для подготовки к сдаче ГИА по русскому языку.

Занятия предлагается вести параллельно урокам русского языка, возможно, даже опережая основную программу.

Проблемы трудных случаев пунктуации, комбинаций знаков в сложных синтаксических конструкциях, вариативности выбора того или иного знака всегда возникают при изучении синтаксиса и являются постоянно актуальными.

Учебная цель курса – осмысление учащимися основных принципов и тенденций употребления знаков препинания, которые обычно в школьных программах и учебниках проходят вскользь, навыки прочно не закрепляются. В ходе занятий учащиеся знакомятся с азами исследовательской деятельности, что также является приёмом стимуляции дальнейшего обучения в старших классах полной средней школы.

Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят в основном из художественных произведений современных авторов, что дополнительно способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к современной литературе.

Предлагаемый курс ставит задачи:

- совершенствование речевых умений школьников, гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся окружающим миром;

-развитие лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся;

 -овладение навыками коллективной деятельности и активного участия в ней.

Курс рассчитан на 17,5 часов. Занятия могут быть организованы по одному часу в неделю в течение второго полугодия.

Методика включает активную исследовательскую деятельность учащихся, занимательные элементы, проектные задания.  

3. Требования к уровню подготовки учащихся

В ходе изучения данного курса учащиеся должны уметь:

  1. различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  2. определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  1. конспектировать звучащую речь, печатный текст;
  2. составлять план, таблицы, развернутой схемы;
  3. публично выступать.

В ходе изучения данного курса учащиеся должны знать:

  1. системное устройство языка, взаимосвязь его единиц;
  2. языковые нормы, их функции;
  3. взаимосвязь фактов языка и истории.

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

  1. тренировочные упражнения,
  2. практикум,
  3. работа со словарями,
  4. знакомство с многоаспектностью существования слова,
  5. викторины, творческие работы,
  6. исследовательская и проектная деятельность.

4. Учебно-методические средства обучения

Реквизиты программы:

Авторская программа Серёгиной Л. М., учителя средней школы № 102 г. Волгограда. Программа опубликована в специальном сборнике «Элективные курсы» - приложение к журналу волгоградских учителей «Учебный год» № 12 за 2005 год, выпуск № 1.

Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);

  1. мультимедийные продукты (презентации, тесты, плакаты, таблицы и прочее);
  2. наборы дидактических материалов, как в печатном, так и в электронном виде;
  3.  плакаты со справочными материалами;
  4. библиотека с электронной и печатной картотекой;
  5. каталоги всех материалов и пособий в электронном и печатном виде.

5. Содержание программы

1. Понятие нормы в русском языке. Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации. Общие и ситуативные нормы.

2. Назначение пунктуации – «держать текст» (К. Г. Паустовский). Обозначение границ предложений. Знаки разделения и знаки выделения. Основные знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие – и их нормативное употребление.

3. Функционально-целевое использование пунктуации. Стандартизация синтаксических структур в официально-деловых и художественных текстах.

4. Разговорные конструкции и пунктуация. Комбинаторика знаков препинания в текстах разговорного и художественного стилей.

5. Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи. Интонационный принцип пунктуации. Выражение в знаках препинания эмоциональности речи. Совмещение структурного, смыслового и интонационного принципов.

6. Специфика рекламных знаков препинания. Концентрация в знаках препинания информационных качеств текста.

7. Исторические изменения в русской пунктуации. Отражение в пунктуации индивидуальности носителя речи, особенности его коммуникативной компетенции. Знание контекста в использовании знаков препинания. Пристрастие авторов к тем или иным знакам препинания. Богатство стилистических возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденция свободного использования знаков препинания в современной литературе.

8. Сложность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации и их сочетании друг с другом – показатель общей культуры речи пользователя языка.

6. Календарно-тематический план

№ п/п

Темы занятий

Количество

часов

Виды деятельности

Форма контроля

Дата проведения

1.

Пунктуационные нормы современного русского языка

2

Вводная лекция с элементами беседы

9 «Б» - 08.09, 15.09

9 «В», «Г» -

2.

Основные правила применения знаков препинания в тексте

1

Самостоятельный анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации

Проверка работ, определение уровня знаний учащихся

9 «Б» - 22.09

9 «В», «Г» -

3.

Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового, научного, художественного стилей.

3

Исследовательская работа в группах с текстами, подготовка буклета по выбранной теме - защита проекта, обсуждение

Защита проектов

9 «Б» - 29.09,06.10, 13.10

9 «В», «Г» -

 

4.

Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис

2

Учебный театр: разыгрывание речевых ситуаций – анализ интонаций и знаков препинания

Оценка соответствия интонации и знаков препинания

9 «Б» - 20.10,27.10

 9 «В», «Г» -

5.

Знаки препинания в рекламе

2

Ролевая игра: Заказчик – авторский коллектив – потребитель – специалист (эксперт)

Оценка экспертов

9 «Б» - 10.11, 17.11

9 «В», «Г» -

6.

Нерегламентированная пуктуация:

- историческая;

- концептуально обусловленная;

- собственно авторская

3

Защита проекта – группа из 2-3 человек. Аналитическая работа с текстами классиков и современных авторов

Коллективная оценка результатов проекта

9 «Б» - 24.11, 01.12. 08.12

9 «В», «Г» -

7.

Комбинированные знаки препинания

1

Вступительная лекция, практическое занятие

9 «Б» - 15.12

 9 «В», «Г» -

8.

Итоговая контрольная работа

2

Стилистический, синтаксический и пунктуационный анализ текста повышенной трудности

Проверка контрольных работ

9 «Б» - 22.12, 29.12

9 «В», «Г» -

9.

Итоговое занятие

1,5

Анализ контрольной работы, подведение итогов курса, рекомендации учащимся

9 «Б» - 29.12

 9 «В», «Г» -

Итого: 17, 5 занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки препинания. Второе знакомство.(Функции знаков препинания).5 класс.

При изучении темы "Пунктуация" пятиклассники знакомятся с функциями знаков препинания. Это первый шаг в подготовке к написанию сочинения ГИА. Надеюсь, что материал поможет в изучении данной темы....

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"

Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...

Элективный курс "Коварные знаки препинания" Презентация

Курс нацелен на совершенствование знаний синтаксиса и пунктуации за основную школу...

Постановка знаков препинания.Знаки препинания при обособленных членах предложения

В презентации представлен материал по подготовке учащихся 11-х классов к успешному выполнению ряда заданий ЕГЭ по русскому языку.Деятельность учащихся под руководством педагога направлена на повторени...