Чем опасно потребительское отношение человека к природе
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Чем опасно потребительское отношение человека к природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Чем опасно потребительское отношение человека к природе | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к сочинению-рассуждению
«Чем опасно потребительское отношение человека к природе»
Цель урока: ознакомить с требованием Д.И.Менделеева от правительства, расширить знания учащихся о взаимоотношениях человека с природой
Задачи: повторить односоставные предложения; развитие связной речи
Оборудование: слайды о жизни и деятельности Д.И.Менделеева, тексты с заданиями
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя. 2011 год – год химии. Русский химик, открывший периодический закон химических элементов, разносторонний ученый, педагог и общественный деятель Дмитрий Иванович Менделеев был инициатором основания русского химического общества в 1868 году. Затем в 1932 году образовано Всесоюзное химическое общество имени Д.И.Менделеева. Менделеев еще при жизни был известен во многих странах. Получил свыше 130 дипломов и почетных званий от русских и зарубежных академий, учебных объединений и учебных заведений. Учреждены менделеевские премии по физике и химии, которые присуждаются Академией наук. Имя Д.И.Менделеева носят Российский химико-технологический университет и Тобольский государственный педагогический институт. Именем Менделеева названы: подводный хребет в Северном Ледовитом океане, действующий вулкан на Курильских островах, кратер на Луне, минерал менделеевит, Благотворительный фонд имени Менделеева.
Родовое имение Боблово – место проведения Менделеевских чтений, конкурсов, олимпиад. В 2009г. две ученицы нашей школы успешно приняли участие на Менделеевских чтениях со своими исследовательскими работами (слайды)
II. Сообщение ученика об интересных моментах биографии Д.И.Менделеева (с показом слайдов).
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске, в семье директора Тобольской гимназии. В семье он был последним, 17 ребенком. В гимназии учился посредственно. В сохранившихся в его архиве четвертных ведомостях много удовлетворительных оценок, причем их больше в младших и средних классах. В старших классах заинтересовался физико-математическими науками, а также историей и географией. Многое привлекло внимание мальчика в истории Российского государства, его интересовало строение Вселенной. Постепенно успехи юного гимназиста росли, и в выпускном аттестате, полученном 14 июля 1849 года, были только две удовлетворительные оценки: по закону божьему (предмет, который он не любил) и по русской словесности (хорошей оценки по этому предмету быть не могло, так как Менделеев плохо знал старославянский язык).
Лето 1850 года прошло в хлопотах. Сначала Д.И. Менделеев подал документы в Медико-хирургическую академию, однако первого испытания – присутствия в анатомическом театре – он не выдержал. От медицинской карьеры пришлось отказаться. Мать подсказала другой путь – стать учителем, и он поступил в Главный педагогический институт, который окончил с золотой медалью. В 1856 году в Петербургском университете защитил магистерскую диссертацию. Читал студентам курс лекций органической химии. В 1861 году опубликовал учебник «Органическая химия», в 1865 году защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой». Д.И.Менделеев – профессор Петербургского университета, член-корреспондент Петербургской АН
Менделеев был не просто выдающимся ученым, а ученым-просветителем и общественным деятелем. Его труды охватывают вопросы по физике, метеорологии, экономике, организации промышленности и сельского хозяйства, а также народного просвещения и академической науки. Как и М.В.Ломоносов, Менделеев считал, что наука должна служить Отечеству.
III. Работа нал текстом: Существует неумолимая зависимость между упадком природы и упадком общества. Бесхозяйственная деятельность людей оказывает ощутимое воздействие на природу.
Дмитрий Иванович Менделеев причислял защитников леса к защитникам Родины и требовал от правительства освобождения их от срочной службы.
Для полноценной жизни человеку необходимо ежесуточно употреблять три с половиной килограмма питания и воды и пятнадцать килограммов воздуха. И если без воды и пищи человек может прожить один месяц, пять дней, то без кислорода он не сможет протянуть и трехсот шестидесяти секунд.
Люди словно запамятовали, что возглавляемая лесом растительность ежегодно поставляет атмосфере четыреста миллиардов тонн кислорода.
А лес при этом исчезает с планеты со скоростью двадцать гектаров в минуту. А один гектар смешанного леса поставляет в год двадцать три тонны кислорода.
Если будет лес – будет кислород, будет вода, земля и кислород вместе – будет жизнь. Поэтому конечный результат лесоводов, как утверждал Менделеев, действительно равен ратному труду первых защитников Родины – пограничников. Именно поэтому государство выдало лесоводам одинаковую с пограничниками форму и фуражки с околышками зеленого цвета.
Когда невозможно спастись поодиночке, народы объединяются, ибо народы соединяет не столько великая радость, сколько великая беда. А экологическая катастрофа не за горами. (По материалам журнала «Экология»)
1. Какая основная мысль текста?
2. Какое утверждение не отражает позицию автора данного текста?
3. К какому стилю относится текст?
4. Какой способ образования слов лесоводов, растительность, пограничников
5. Найти односоставное предложение, определить вид
IV. Что такое лес? Как гласит народная мудрость, лес кормит, одевает, согревает, лечит и, наконец, воспитывает человека. (У каждого ученика тексты с пословицами) Задание: найти односоставные предложения; сложные предложения, определить вид.
Сказано народом
* Дерево дорого не только плодами, но и листьями.
* Не от добра дерево лист роняет
* Жди строгой зимы, если лист с дерева не чисто падет
* Пора пахать, когда лес одевается
* Лес – богатство страны, лесное хозяйство – показатель ее культуры
* Лес родит реки
* Возле леса жить – голодному не быть
* В глухом лесу примечай дорогу по мху на пнях да по затёсам
* Не руби дерево, которое тень даёт
*Грибов ищут – по лесу рыщут
*Сломить деревце – секунда, а вырастить – года
* Срубил дерево – посади два
*Пустошили, пустошили леса – одни пустоши и остались
* Искру туши до пожара, беду отводи до удара
* Не всё стриги, что растёт
* Не беречь поросли – не видать дерева
*На молодняк лесной не поднимай руку: будет служить тебе и внуку.
* Снял кору – сгубил дерево.
* Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади.
*Посадил дерево, посади второе
*Кто не сажал дерева, тому не лежать в. тени.
*Деревья скоро садят, да не скоро с них плоды едят.
*Срубить дерево – пять минут, вырастить его – сто лет.
* И лес шумит дружней, когда деревьев много.
* Не беречь поросли – не видать дерева.
V. Русский баснописец Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)
Чтение басни «Не руби дерево, которое тень даёт»
Увидя, что топор крестьянин нес,
«Голубчик», - деревцо сказало молодое:
«Пожалуй, выруби вокруг меня лес;
Я не могу расти в покое:
Ни солнца мне не виден свет,
Ни для корней моих простору нет,
Ни ветеркам вокруг меня свободы;
Такие надо мной он сплесть изволил своды!
Когда б не от него расти помеха мне,
Я в год бы сделалось красою сей стране,
И тенью бы моей покрылась вся долина;
А ныне тонко я, почти как хворостин»
Взялся мужик за топор,
И Деревцу, как другу,
Он оказал услугу:
Вокруг Деревца большой очистился простор:
Но торжество его недолго было!
То солнцем Дерево печет,
То градом, то дождем сечет.
И ветром наконец то Деревцо сломило
«Безумное! ему сказала тут змея:
«Не от тебя ль беда твоя?
Когда б, укрытое в лесу, ты возрастало:
Тебе б вредить ни зной, ни ветры не могли;
Тебя бы старые деревья берегли;
А если б некогда деревьев тех не стало
И время бы отошло,
Тогда, в свою чреду, ты столько б возросло
Усилилось и укрепилось
И бурю, может быть, ты б выдержать могло!»
Задание: какой смысл басни? Как вы думаете, только одно ли молодое Деревцо пострадало? Что стало с человеком?
VI. Из ответов учащихся: …Гибель леса – это преступление. …Пострадало не одно дерево, а целый мир … Права змея …Мы, молодые, должны жить по советам предков, слушаться их. … Когда уничтожают природу, уничтожают прежде всего красоту мира, детства, самих себя. Тот, кто равнодушен к родной природе, не может любить родину. …Родина – это место, где человек родился, вырос, где жили его предки и где будут жить его дети, внуки. Человеку нужна природа, значит, нужна родина. Охранять красоту природы – наша обязанность
VII. Учитель. 21 сентября – день работников лесного хозяйства. Лесной департамент России был создан указом императора Павла I 26 мая 1798 года. Д.И.Менделеев первым обратил внимание на работу лесников. Лесники – смотрители зеленой границы. С детства мы знаем, что огонь в лесу – катастрофа для лесной экосистемы, особенно для лесных обитателей. За последние годы на территории республики зарегистрировано и потушено много пожаров силами лесхозов агенства лесного хозяйства и Якутской базы авиационной охраны лесов.
Лесники нашего села. Кого из лесников села знаете? Какую работу они выполняют? Особенно в какое время года требует много работы? Как помогаете их работе?
VIII. Лес дает нам все … . А мы? Вспомним, поэму Н.А.Некрасова «Саша». Он одним из первых в литературе критиковал варварское отношение к природе. Подумаем, чем опасно потребительское отношение человека к природе? Написать сочинение-рассуждение «Чем опасно потребительское отношение человека к природе?».
IX. Письмо сочинения на 2-м уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опасный потребительский кредит
Презентация работы "Опасный потребительский кредит" на научно-практической конференции "Интеллектуал"....
Урок по теме "Опасные ситуации в природе. Способы ориентирования"
Урок построен по технологии АМО и модерации. Данный материал является конкурсной работой учителя. Представлен в 2012 году на конкурс "Безопасность человека 2012", проводимый редакцией журнала ОБЖ. Инт...
ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ
Данное мероприятие развивает у учащихся экологическое мышление, интересы и способности к активному исследованию проблем экологической направленности, поощряет самостоятельность, инициативу и творчески...
Экологическое воспитательное мероприятие: "Природа в опасности"
Экологическое воспитательное мероприятие: "Природа в опасности", проведенное в МБОУ СОШ №21 г.Шахты на закрытии недели МО классных руководителей....
Конспект урока по окружающему миру "Природа в опасности!"
Урок помогает детям осознать и понять проблемы экологичекой катастрофы, дает представление об организациях зинимающихся охраной природы. Вызывает у детей желание участвовать в процессе сохранени...
ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ по дисциплине Экологические основы природопользования. Специальность 100801 « Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» 38.02.05. Товароведение и экспертиза каческачества потребительских товаров.
ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ...
О потребительских предпочтениях и потребительском поведении учащихся интернатских заведений.
Человек живет в конкретной экономической системе по ее законам и правилам, выполняя в ней различные роли: продавца своей рабочей силы, производителя благ и услуг, покупателя, затрачивающего свой доход...