ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ
методическая разработка по биологии по теме
Данное мероприятие развивает у учащихся экологическое мышление, интересы и способности к активному исследованию проблем экологической направленности, поощряет самостоятельность, инициативу и творческий подход к решению вопросов, связанных с охраной природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_v_opasnosti.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 162»
ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ
( внеклассное мероприятие для учащихся 8 – 11 классов )
Подготовила:
Беркетова С.С,
учитель биологии ФГКОУ СОШ № 162,
г. Хабаровск
Данное мероприятие развивает у учащихся экологическое мышление, интересы и способности к активному исследованию проблем экологической направленности, поощряет самостоятельность, инициативу и творческий подход к решению вопросов, связанных с охраной природы
Пресс - конференция «Планета в опасности»
Цель: развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять к различной ситуации
Задачи:
-интегрировать разрозненные экологические представления и понятия;
- обобщить, расширить и углубить знания по теме;
- познакомить учащихся с основными организациями и профессиями людей, специально занимающихся этой проблемой.
Оборудование: компьютер, высказывания об охране природы, плакаты, газеты
Учитель на фоне звона колокола. Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни торжеств и людских бед, когда не под силу было выкрикнуть боль.
По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас
Чтец: Моя планета – человечий дом, Слайд 1.
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – Океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
Ведущий. Уважаемые товарищи, мы собрались здесь, чтобы расширить свои знания, связанные с такой важной проблемой современности, как охрана ок-ружающей среды. Планета людей в опасности! Это не исторический крик, не взрыв эмоций, не попытка драматизировать ситуацию. За этими словами – горькая истина. Мы привыкли считать, что природа всесильна. Забывая при этом. Что она ранима и хрупка. Каждое явление лучше всего характеризует количественные и качественные показатели, поэтому обратимся к цифрам. Человечество берет. А точнее отбирает у природы ежегодно десятки мил-лиардов тонн веществ и минералов на свои нужды. Возвращая ей не менее 20 млрд тонн твердых и газообразных загрязнений атмосферы и столько же ор-ганических отходов. Растительный покров уже не в состоянии переработать угарный газ, выделяемый при сжигании топлива. К тому же леса исчезают с огромной скоростью; зеленая оболочка Земли ежегодно сокращается на 1%. Слайд 2 Ежегодно планета безвозвратно теряет десятки видов животных и растений. Красная книга разбухает от все новых и новых названий, вносимых в нее под звуки траурных маршей ‘экологической катастрофы. Загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряются плодородные почвы, обедняются флора и фауна. Воздух городов и рабочих поселков порой далек от санитарных норм… вот почему говорить сегодня об экологии – это значит говорить не только об изменении природы, но и о спасении жизни. Тревожный набат зовет к разуму. Океан седой гремит набатно. Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Люди стали сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Мы много рассуждаем о нуждах цивилизации, ускорении научно-технич-еского прогресса. Политических и нравственных проблемах. Болезнях века, но при этом забываем, что глобальные проблемы, стоящие перед человече-ством, при всем их социально-экономическом, политическом и научно-техническом содержании. Являются в то же время проблемами экологичес-кими. Способы и средства их решения могут быть лишь международными и общечеловеческими. Ни одно государство. Отдельно взятое, не обладает необходимыми и достаточными ресурсами для их решения. Несущие кислот-ные дожди тучи, пыльные бури, дымы производств, «мертвые» воды рек. Слайд 3 «Судьба природы – наша судьба». Эта фраза с глубоким смыслом, ведь экология – это наука о взаимодействии организмов с окружающей сре-дой. Организм всегда находится под воздействием окружающей среды, при-спосабливается к ней, изменяет свои свойства, и начинает уже сам воздейст-вовать на нее. Изменяя ее. Это цикл повторяется многократно, поэтому жи-вые организмы и окружающая среда взаимосвязаны. Забота об окружающей среде дает процветание, а неразумное использование и разрушение – гибель. Все мы, живущие на этой планете. Должны постичь эту истину ради нынеш-них и будущих поколений.
Ведущий. На нашей конференции присутствуют представители классов с разными задачами.
Слово представителю 5 класса
- Я хотел бы узнать, что такое кислотные дожди? Как они образуются? И какое влияние оказывают на все живое? Слайд 4
Ведущий: на этот вопрос прошу ответить представителя 9 класса.
9 кл. Кислотные дожди. Это явление связано в основном с увеличением ис-пользования минерального топлива. Прежде всего, выясним, что означает понятие «кислотные дожди». Кислотность соединения выражается показате- лем рН. Чистая вода имеет показатель рН 7. Все показатели ниже 7 указыва-ют на возрастание кислотности. Дождь по своей природе уже обладает кис-лотностью (рн 5,6 ), так как он впитывает углекислый газ и др. ангидриды. Содержащиеся в атмосфере. Что приводит к образованию кислот. Чем боль-ше производится вредных выбросов в атмосферу. Тем больше ее кислотность и больше кислот содержится в обыкновенном дожде. Повышенная кислот-ность наносит вред растительности, отравляет воды в реках, озерах, вызывает серьезные последствия для фауны, нарушает биологическое равновесие в экосистемах Считается, что главной причиной является минеральное топли-во, выделяющее 50% серы, имеющейся в атмосфере, и 85% серы, содержа-щейся в атмосфере над континентальной Европой. Самым вредным вещест- вом является сернистый ангидрид, который взаимодействуя с влажным воз-духом, превращается постепенно в сернистую кислоту.
Существуют и другие источники – оксид азота, выделяемый тепловыми электростанциями и выхлопными газами. Это соединение так же способст-вует повышению кислотности дождей, превращаясь в азотную кислоту. Пер-выми предвестниками появления данной проблемы стали кислотные дожди, уничтожившие в середине 70-х годов леса в ФРГ.
Представитель 8 класса: - Я хотел бы узнать о явлении «парникового эффекта», каковы причины этого явления? Слайд 5
Ведущий: На этот вопрос ответит представитель 10 класса.
10 кл. парниковый эффект. Данные говорят сами за себя: за последние 40 лет температура Земли повысилась на 1-2 градуса. Подсчитано, что за 100 лет температура повышается примерно на 8 градусов. Причиной этого является парниковый эффект – явление уже давно известное ( первое исследование относится к 1890 год), которое за последние годы достигло угрожающих масштабов. При наличии равновесия в природе падающие солнечные лучи согревают поверхность Земли, которая продуцирует инфракрасное излуче-ние, рассеивающееся в атмосфере. Но так происходило до тех пор, пока не была нарушена хрупкая взаимосвязь меду поступающим на Землю и выде-ляющимся с поверхности излучениями. В настоящее время большая часть выделяемого излучения задерживается атмосферными газами, и в результате происходит необратимое повышение средней температуры поверхности Зем-ли. Основная причина – высокая концентрация углекислого газа в атмосфере.
В 1957 году углекислый газ составлял 0,31% в атмосфере, а в настоящее время – 0,35%. Уголь, нефть и природный газ дали толчок индустриальной эпохе. Каждый сжигаемая человеком гигантская масса минерального топлива выделяет в атмосферу 5 млрд т углекислого газа, а общее количество образу-ющегося ежегодно углекислого газа достигает 20 млрд тонн. Исчезновение лесов также сделало свое дело. С огромной тревогой говорят ученые всего мира об уменьшении «легких» планеты. Каждую секунду вырубается пло-щадь размером с футбольное поле. Потери для Земли катастрофические. Све-дение леса ведет за собой эрозию почв, планетарные изменения климата и ландшафта. Парниковый эффект будет оказывать пагубное влияние на окру-жающую среду, приводит к проблеме снабжения пресной водой, повышению уровня моря. К чему это ведет мы уже знаем из информации радио и телеви-дения.
5 класс. Каковы причины образования озоновой дыры? Каковы последствия для нашей планеты? Слайд 6
Ведущий: На этот вопрос попросим ответить представителя 11 класса.
11 кл. Да, слой озона, который защищает атмосферу Земли, фильтруя пагуб-ное для всего живого ультрафиолетовое излучение, также находится в опас-ности. Озон содержится в стратосфере, в полосе от25 до 60 км над земной по-верхностью. Разрушителями озона являются хлорфторуглеводороды и другие газы, содержащие хлор, который используется в аэрозолях, холодильниках, кондиционерах, для производства пенополиуретана, очистки деталей в элек-тронике и др. Именно эти вещества, по мнению ученых, являются причиной появления озоновой дыры на высоте 18 км над Южным полюсом и хоть меньшей, но аналогичной дыры в Арктике. Одна молекула хлорфторуглево- дорода вызывает цепную реакцию. В результате которой разрушается около 100 тысяч молекул озона. Кроме того, хлористые и фтористые углеводороды не задерживаются внизу, поднимаются в атмосферу, где могут жить 70 – 100 лет, уничтожая озоновый слой. Последствия даже частичного разрушения озонового слоя могут оказаться катастрофическими: неослабленные озоном ультрафиолетовые лучи со всей своей энергией начнут достигать земной по-верхности, вызывая огромное количество заболеваний рака кожи и нанося се-рьезный ущерб растительности и морской экосистеме. В настоящее время. Действует соглашение, подписанное десятками стран, которое предусматри вает постепенное сокращение производства фреона до полного отказа от не-го.
Из зала: Как можно рассмотреть проблему отходов нашей планеты?
Каковы их последствия? Слайд 7
Ведущий: этот вопрос раскроет нам представитель 9 класса.
9 кл. Проблема отходов признается учеными одной из самых главных и тру-дныхВ широком смысле, отходы – это все, что человек вываливает на пла-нету в результате своей жизнедеятельности. Это выхлопные газы автомоби- лей, промышленные и бытовые нечистоты, льющиеся в реки; дым и газы из труб. Загрязненный воздух не только губит растения, губит рыбу в водоемах, влияет на наше здоровье, - он также разрушает сокровища нашей культуры. Кислотные осадки за последние 24 года на мраморном Парфеноне вызвали более серьезную эрозию, чем за 24 столетия до этого. Отходы – это нефтяные пятна, губительные я для жизни океана. Отходы – это тяжелые металлы, ядо-витые вещества. Насыщающие почву, воздух. Воду и пищу. Отходы – это го-рючее атомных электростанций, надежно захоронять которые пока не научи-лись. Отходы – это неразлагающиеся в земле пластики. Отходы – это химика-ты, утекающие со свалок в грунтовые воды.
Ведущий: Все вместе – вырубка лесов, северных и тропических, опустынивание земли. Распашка новых площадей, загрязнение вод, заражение земли химикатами, покрытие дорогами и постройками оставляет все меньше и меньше места для жизни животных. Ежедневно с лица Земли исчезает один вид. В Европе под угрозой исчезновения 2/3 птиц, 1/3 бабочек, более половины земноводных и рептилий. Похожее положение с растениями. Потеря генетического фонда живой природы – потеря громадная, потеря навсегда.
Послушав все выступления, мы убедились, что биосфера серьезно больна. Ее поразило вмешательство человека. Люди! Давно пора понять, что не Природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух – дышать, кристальная вода – чтобы пить, вся Природа – чтобы жить. Давайте жить в согласии с природой и не нарушать ее законов и порядков, разумно использовать ее дары и богатства.
В лесу и на речной излуке, Ты, человек, любя природу,
В родных полях, где даль светла, Хоть иногда ее жалей.
Ты с добротой не будь в разлуке, В увеселительных походах
Не причини природе зла. Не растопчи ее полей !
Ведь ты и сам ее частица, Не жги ее напропалую
Она всегда щедра к тебе, И не исчерпывай до дна.
Все, что несешь ей, отразится И помни истину простую:
В твоей душе, в твоей судьбе… Нас много, а она одна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Опасные ситуации в природе. Способы ориентирования"
Урок построен по технологии АМО и модерации. Данный материал является конкурсной работой учителя. Представлен в 2012 году на конкурс "Безопасность человека 2012", проводимый редакцией журнала ОБЖ. Инт...
Чем опасно потребительское отношение человека к природе
Чем опасно потребительское отношение человека к природе...
Экологическое воспитательное мероприятие: "Природа в опасности"
Экологическое воспитательное мероприятие: "Природа в опасности", проведенное в МБОУ СОШ №21 г.Шахты на закрытии недели МО классных руководителей....
Конспект урока по окружающему миру "Природа в опасности!"
Урок помогает детям осознать и понять проблемы экологичекой катастрофы, дает представление об организациях зинимающихся охраной природы. Вызывает у детей желание участвовать в процессе сохранени...
Конспект урока по окружающему миру "Природа в опасности!"
Урок помогает детям осознать и понять проблемы экологичекой катастрофы, дает представление об организациях зинимающихся охраной природы. Вызывает у детей желание участвовать в процессе сохранени...
Конспект урока по английскому языку в 6 классе по теме "Природа в опасности"
План-конспект открытого урока в 6 классе по теме «Природа в опасности»...
«Природа зависимости. Опасное погружение»
Данное занятие построено в рамках профилактической работы и направлено на первичную профилактику употребления ПАВ (алкоголя и табакокурения) среди детей и молодежи. Включает в себя просмотр мультфильм...