Урок по теме "Опасные ситуации в природе. Способы ориентирования"
план-конспект урока обж (6 класс) по теме
Урок построен по технологии АМО и модерации. Данный материал является конкурсной работой учителя. Представлен в 2012 году на конкурс "Безопасность человека 2012", проводимый редакцией журнала ОБЖ. Интересен преподавателям, широко практикующим в работе современные интерактивные образовательные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии интерактивного обучения на уроках ОБЖ.
Технология АМО и модерации
«Опасные ситуации в природных условиях» 6 класс
(Количество часов по данной теме – 5 часов)
Урок 1-й
«Способы ориентирования на местности»
Махова Ирина Юрьевна, преподаватель-организатор ОБЖ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №2» города Коврова Владимирской области.
Тезисы к работе
Знакомство с технологией модерации в моей практике только начинается. Однако первый опыт позволяет мне уверенно говорить о высокой эффективности применения модерации в образовательном процессе. При использовании данной технологии я отмечаю стабильное достижение ключевых эффектов успешного обучения.
Рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения, связанный с их новой ролью и новыми функциями в образовательном процессе, осознанность и согласованность целей обучения с индивидуальными потребностями учащихся, приобретение ими не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств, уважительное отношение всех участников процесса друг к другу – это те важные эффекты модерации, которые обеспечивают достижение целей современного образования.
Проведение обучения на основе технологии модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.
Эти эффекты применения технологии модерации полностью отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения и удовлетворение всех участников образовательного процесса.
Традиционная педагогика, ориентирующаяся в основном на деятельность обучающего и отводящая ученику роль пассивного преемника передаваемого ему социального опыта, не может обеспечить достижение современных целей образования. Сегодня недостаточно наполнить головы учеников массой информации и затем проверить ее усвоение. Мир стремительно меняется, еще быстрее устаревают знания. Лидирующие позиции занимают те люди, организации и страны, которые владеют самой современной информацией, умеют ее получать и эффективно применять. Новое время определяет новые цели образования. Эти цели сегодня формируют те, для кого работает школа – дети, родители, государство, общество. Достижение соответствия результатов образования потребностям этих целевых групп определяет качество школьного образования и образования, в целом.
Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся).
Урок на основе технологии модерации основан на следующих принципах:
- структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
- систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
- комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
Ход урока
Подробная программа и содержание урока на основе технологии модерации | |||
Предмет, по которому проводится урок | Основы безопасности жизнедеятельности Продолжительность урока – 45 минут. | ||
Класс | 6-а класс | ||
Этап | Время, продолжи тельность этапа | Активный метод обучения (прием, способ, техника) | Подробное описание АМО (приема, способа, техники) |
Инициация | 5 минут | «Мои возможности» | Цель:
Количество участников: весь класс – 24 человека. Технология проведения: Учитель предложил дома детям составить сигнальные карточки по теме «Мои возможности в условиях вынужденной автономии». Карточка трехцветная: на зеленом фоне автор записывает собственные черты характера, которые, по его мнению, способствуют выживанию в природных условиях; на красном фоне – «слабые» стороны своей личности; а желтый сектор содержит пожелание «Каким должен быть партнер, с которым легко преодолеть трудности». В результате презентации своих возможностей и симпатий внутри коллектива учащиеся формируют 4 рабочие группы по 6 человек. Каждой группой будет руководить выбранный учителем «эксперт» (из высоко мотивированных детей). *Роль «экспертов» определяется заранее. Каждый из них осуществлял отбор информации к уроку по заданной учителем теме с использованием разных ресурсов и готов скоординировать работу своей «творческой лаборатории» на всех этапах урока. |
Вхождение или погружение в тему | 5 минут | «Спасательный круг» | Цель: Самостоятельно выделить спектр основных опасных ситуаций, с которыми может столкнуться человек в условиях автономии и определить объем необходимых знаний для их преодоления. Количество участников: 4 рабочие группы по 6 человек. Каждая команда работает за своим столом. Технология проведения: Каждая группа получает рисунок спасательного круга на ватмане. Учащиеся (а их шесть в каждой группе) прикладывают к кругу свою ладонь, обводят ее на рисунке и записывают по очереди по одной опасности, с которой они могут столкнуться в природе. Затем рядом с каждой ладонью на соответствующем секторе круга рабочая группа подписывает, какими знаниями должен обладать человек, чтобы избежать данную опасность, или справиться с ней. |
Формирование ожиданий учеников | 3 минуты | «SOS» | Цель:
Участники: Все рабочие группы со своими эскизами. Технология проведения: Пространство внутри круга делится на шесть секторов. Теперь эскиз можно представить в виде 6 цепочек: «проблема – необходимое знание – уровень сформированности данного знания или умения». Тот сектор, который у команды «западает» больше всего помечается надписью «SOS». |
Эмоциональная разрядка | 2 минуты | «Внимание всем!» | Цель:
Участники: Весь класс. Технология проведения: Учитель напоминает ребятам, что в походе они могут столкнуться с различными природными явлениями, в том числе и с опасными. Инструкция: Если я называю опасное явление, то вы приседаете. Если природное событие не представляет для нас угрозы, то вы, подняв руки вверх, раскачиваетесь из стороны в сторону, словно деревья. В случае если опасное явление характерно для нашего региона, то вы должны подпрыгивать вверх. |
Интерактивная лекция | 10 минут | «Бегущие по волнам» | Цель:
Технология проведения: Учитель на доске рисует парусник. Группы учащихся представляют свои эскизы спасательных кругов, приклеивая их скотчем вокруг лодки. Вместе с учителем ребята определяют круг обозначенных ими опасностей в условиях автономии (учитель записывает их на волнах). Намечают пути решения возникших SOS-проблем (знания, которыми нужно овладеть записываются на парусах). Например:
Далее учитель представляет видеофрагмент «Школа выживания. Способы ориентирования». Объявляет, что на данном уроке учащиеся должны овладеть различными способами ориентирования на местности. |
Проработка содержания темы | 15 минут | «Коллаж» | Цель:
Технология проведения: Выбранные заранее учащиеся – эксперты (по одному в каждой творческой лаборатории) работают вместе со своей рабочей группой над узкой проблемой. У каждой группы свое направление:
Эксперты знакомят участников групп с различными источниками информации и отобранным материалом. Затем лаборатории выполняют на своих ватманах коллаж в любой технике, раскрывающий алгоритмы ориентирования теми способами, которые обсуждались в группе. Готовые работы размещаются на стене класса. Каждая группа проводит презентацию своей работы. |
Подведение итогов | 3 минуты | «Ящик достижений» | Цель: Дать оценку деятельности своей группы и лично каждого. Участники: Весь класс. Технология проведения: Каждый заполняет двойную карточку оценки. В левой колонке, там, где стоит знак «+» учащиеся отвечают на вопрос «Что понравилось? Что удалось?»; в правой колонке – «Что не понравилось? Чего не достигли?». Карточки опускают в ящик. Учитель анализирует ответы детей. |
Домашнее задание | 2 минуты | Эссе | Цель:
Участники: Весь класс. Технология проведения: Написать эссе на тему: «Урок, который …» |
Анализ урока по технологии АМО и модерации
Ключевые процессы | Вопросы организации | Ответ |
эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса | Каким образом будет обеспечена интеракция участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока? | В процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий осуществляются интеракции «ученик-ученик»; «ученик-малая группа» (при заполнении эскиза «спасательного круга» каждый учащийся создает цепочку «проблема-знание-уровень»). Вся малая группа обозначает SOS –проблемы. На этапе интерактивной лекции в процессе совместной работы осуществляются интеракции «учитель-класс»; «учитель-малая группа»; «малая группа-малая группа» (в ходе АМО «Бегущие по волнам»). При выполнении творческого задания в группах («Коллаж») интеракция осуществляется следующим образом: «ученик-малая группа» (работа эксперта); «ученик-ученик» (при составлении коллажа); «малая группа-класс» (презентация творческого задания малыми группами). При подведении итогов урока и выполнении домашнего задания (эссе) это в основном «учитель-ученик». |
упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса | Как Вы будете учитывать разные каналы восприятия информации учащимися? Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить? | В классе по исследованиям психолога 60% детей-кинестетиков. Поэтому активные двигательные манипуляции, взаимодействие с одноклассниками при работе в творческих группах, деятельность по созданию эскиза «спасательного круга»; разработка коллажа по способам ориентирования, свободные позы и передвижения в собственной «лаборатории» в процессе представления и обсуждения материалов урока помогают им усвоить и понять новую информацию. Другие дети в основном визуалы. На всех этапах урока на них работают составляемые эскизы, рисунки-схемы на доске, коллажи, разработанные в малых группах, использованные учителем видеофрагменты. Позитивный эмоциональный фон урока, договоренность внутри класса и группы о принятии любой точки зрения и уважения мнения каждого исключают грубость и замкнутость в отношениях и общении, способствует повышению мотивации, благоприятно отражается на общей результативности обучения. Дети получают удовольствие от совместной работы, растет скорость решения общих задач. |
обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация) | Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого? | На этапе вхождения в тему и формирования ожиданий учеников каждая малая группа разрабатывала эскиз своего «спасательного круга». Большой рисунок размещался на ватмане. На ладошках, которые дети рисовали на круге, были обозначены опасные ситуации в природе, с которыми может столкнуться человек. Причем эти опасности у многих были изображены в виде проблемных рисунков. На секторах круга учащиеся прописывали те знания, которые помогли бы справиться с опасностями. Центр эскиза был заполнен ожиданиями и опасениями ребят, выраженными в разных графических формах. Далее на доске появился парусник на волнах. Волны – это те опасные моменты, которые определили юные путешественники, а паруса выросли из того набора знаний, который им необходим для того, чтобы миновать «подводные камни». Ну а самыми красочными и наглядными оказались коллажи – результат творческого подхода учеников на этапе проработки темы. Подготовка к такому уроку конечно же большая, но итог работы приносит радость всем участникам образовательного мероприятия. Это того стоит. |
мотивацию всех участников образовательного процесса | Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий Ваш урок? |
Итоги работы, результаты выполнения домашнего задания (эссе) дают основание сделать вывод о том, что технология модерации - это востребованная и современная образовательная интерактивная технология, позволяющая думать и развиваться каждому ребенку. |
мониторинг образовательного процесса | Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики? |
|
рефлексию педагога и обучающихся | Какие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока? |
|
Подробно о технологии АМО и модерации
- http://www.moi-universitet.ru/ Образовательный портал Мой университет.
- Копилочка АМО. Электронный сборник
Проблемы и вопросы, возникшие при составлении программы урока
№ | Проблемы и вопросы, возникшие при составлении программы урока | Комментарии |
1. | Проблема: Этап инициации | Пока трудно уложиться в запланированные временные рамки. Дети увлечены настолько, что закончить этап по команде сложно. |
2. | Проблема: Материалы, заготовки, оборудование к уроку | Учитель несет значительные материальные затраты. Подготовка учебной аудитории тоже требует времени. |
3. | Вопрос: Обязательно ли планировать эмоциональную разрядку? | Дети достаточно много двигаются и эмоционально раскрепощены весь урок? |
Огромное спасибо всей команде факультета за содержательные и интересные курсы. Благодарю Вас за то, что заставили поменять «привычное» на «новое», подарили радость общения и возможность шагнуть в будущее с огромным запасом идей и проектов. Будем совершенствоваться, жизнь меняется к лучшему. Успехов всем в работе и творчестве! С уважением, выпускница базовых электронных курсов «Технология интерактивного обучения» и «Активные методы обучения» Махова И.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 11 классе "Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях"
Интегрированный урок (русский язык, основы православной культуры. информатика)...
предметный урок "СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА И КОМПАС. СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ"
знакомство с видами компасов, их основным устройством, научить пользоваться компасом....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-365608-1386761954.jpg)
Создание ситуации успеха на личностно-ориентированном уроке
Текст статьи, подготовленной для методического журнала "Управление современной школлой. ЗАВУЧ" о применении на практике технологии развивающего обучения, строящейся на принципе вариат...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/13/picture-422284-1428877436.jpg)
Педсовет. "Моделирование ситуации успеха в личностно - ориентированном обучении"
Рождественская ёлка для учителей. Такую форму я выбрала для выступления на педсовете....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/05/picture-462537-1404542103.jpg)
Моделирование ситуации успеха в личностно-ориентированном обучении
Данная презентация является визуальным сопровождением к докладу по теме "Моделирование ситуации успеха в личностно-ориентированном обучении" и отражает все ключевые моменты этого доклада....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/20/picture-1221204-1582206825.jpg)
Методическая разработка урока по химии «Металлы в природе. Общие способы получения металлов» 9 класс (базовый курс, О.С. Габриелян)
В данной разработке приведен подробный конспект урока химии в 9 классе по теме «Металлы в природе. Общие способы получения металлов». Содержание соответствует базовому курсу химии авт...