О потребительских предпочтениях и потребительском поведении учащихся интернатских заведений.
статья (8 класс)

Голубчикова Людмила Викторовна

Человек живет в конкретной экономической системе по ее законам и правилам, выполняя в ней различные роли: продавца своей рабочей силы, производителя благ и услуг, покупателя, затрачивающего свой доход на приобретение товаров, потребителя, налогоплательщика. Для школьника наиболее близки и знакомы роли покупателя и потребителя благ и услуг, поэтому я остановлюсь на характере потребительских предпочтений и потребительского поведения школьников.

Почему люди не могут удовлетворить все свои потребности? Главная причина - ограниченность человеческих возможностей. В случае похода - это ограниченная вместимость рюкзака. В жизни же это может быть недостаток времени или денег. Блага, как правило, не бесплатны, и, приобретая их, человек должен учитывать не только их полезность для себя, но и цену. В экономической теории используется понятие бюджетное ограничение: люди обладают ограниченным объемом ресурсов (денежных средств), которые они могут использовать для приобретения благ. В рыночной экономике человек не может приобрести больше, чем потратить, а потратить больше, чем у него есть. Конечно, человек может заработать дополнительную сумму денег, но в каждый момент времени его ресурсы все равно ограниченны. Если он стал зарабатывать больше, то это лишь отодвинуло границу его бюджетного ограничения, но не сняло ограничение совсем.

Чтобы ученики усвоили изложенные вами понятия, можно предложить им следующие задания. Родители уехали в отпуск, надо сделать запас на месяц - приобрести то, чем вы будете пользоваться в течение этого периода. Выписать на доске 10-12 наименований товаров, в состав которых могут входить, например: хлеб, сыр, яблоки, ананасы, порошок для мытья ванны, мешок удобрений, порция мороженого, билет в театр на хороший спектакль, детектив, умная книга, простое платье, дорогое платье, магнитофон. Каждого ученика просят расставить эти товары в следующем порядке: от того, который хочется иметь в первую очередь, затем следующий по привлекательности и т.д.

Разные люди выпишут товары в разном порядке. Вы обсуждаете сделанный выбор. Цель - разъяснить понятие "потребительские предпочтения" (человек предпочитает один товар или набор товаров другому, то есть от обладания этим товаром он получает больше удовольствия) и то, что у разных людей они различны. Иными словами, полезности разных товаров для разных людей различны: для кого-то билет в театр и хорошая книга могут быть полезнее мороженого.

Усложните задание. Рядом с каждым товаром припишите его условную цену (цены подберите сами, главное, чтобы числа не были слишком большими, и более-менее сохранялись реальные пропорции в цене между, к примеру, хлебом и магнитофоном). Обсудите составленные списки. Укажите на ошибки: купили магнитофон, но нечего есть. Подчеркните, что реализация потребностей зависит от доходов: кто-то может позволить себе питаться одними тортами и ананасами, носить только модную одежду и каждый месяц покупать новый магнитофон, а у кого-то на это нет денег.

Можно предложить следующие вопросы для обсуждения: Каким образом могли бы быть удовлетворены насущные потребности сверстника ваших учеников, живи он 1) в деревне и 2) в переломный период, когда товары первой необходимости продаются по карточкам.

Надо, чтобы дети осознали, что:

у деревенского школьника может быть меньше потребностей в покупке еды - хозяйство частично натуральное, и часть насущных потребностей вы удовлетворяете, производя необходимые блага сами; напротив, выше была бы потребность в промтоварах, но других. Например, порошок для мытья ванны не нужен, а вот удобрения могут быть предметом первой необходимости. Таким образом, потребности зависят от среды и условий жизни;

у школьника, живущего в сложной экономической ситуации, нет особого выбора - он отоваривается по талонам и получает то, что ему положено, т.е. отсутствие свободы выбора ограничивает удовлетворение потребностей. Предложите ученикам письменно составить наборы потребностей для трех разных потребителей - например, школьник, бабушка-пенсионерка и папа-бизнесмен. Пусть каждый на своем примере перечислит факторы, влияющие на потребности разных людей.

В ходе подготовки к докладу я провела анкетирование старшеклассников. Был задан вопрос: покупая товар, осознаете ли вы необходимость и полезность его покупки? Из 23 человек ответили «да» 17, т.е. 74% учащихся задумываются о полезности покупки, у них сформированы навыки разумного потребительского поведения. Для сравнения приведу данные из журнала дефектология: на этот вопрос утвердительно ответили 68% старшеклассников массовой школы и 51% вспомогательной школы, значит учащиеся со сниженным интеллектом реже задумываются о полезности покупки.

Одна из основ культурного потребления - умеренность. Известно, что чем больше единиц какого-то товара мы покупаем, тем меньше полезности приносит каждая последующая единица этого товара (закон убывания полезности товара). Использовать не больше, чем нужно -важный принцип рационального потребления. Учащимся было предложено оценить следующую довольно распространенную торговую ситуацию: когда магазин предлагает какой-то товар бесплатно, если вы купите другой по полной цене, действительно ли первый товар бесплатен для вас? Правильный ответ (нет, не бесплатен) дали 54%, а 46% учащихся неправильно оценили ситуацию, т.к. бесплатно потребитель ничего не получает. Фактически он платит вдвое дороже за один товар и ничего за другой, который предлагается якобы бесплатно. Обычно второй товар бывает или невысокого качества, или просроченный, или не пользующийся спросом.

Необходимо учить школьников:

1. Учитывать при покупке товаров дополнительные денежные и неденежные издержки. 2. Знать способы, которыми можно уменьшить риск покупки.

Покупая товары, мы часто рискуем: товар может оказаться ненадлежащего качества. Вкладывая деньги в банк, мы рискуем, что банк не выплатит нам обещанные дивиденды. Люди различаются по своему отношению к риску и поскольку большинство людей не расположены к риску, то они предпринимают попытки уменьшить неопределенность. Возможных путей несколько: получение дополнительной информации, пользование услугами сразу нескольких продавцов, страхование. Необходимо помнить, что и риск, и меры по его сокращению - дополнительные неявные затраты, которые влияют на потребительский выбор.

Они могут быть как ценовые (скидка), так и неценовые (дополнительная информация, послепродажное обслуживание, уменьшение риска при покупке у продавца с хорошей репутацией). Эти выгоды тоже должны учитываться при покупке товара. Подводя итоги беседы, главное - еще раз повторить, что потребительский выбор - дело индивидуальное, но учитывать, выбирая, надо не только цену товара, но и многие другие факторы, как выражаемые, так и не выражаемые в деньгах.

Торговля в рыночной экономике не может обойтись без рекламы, которая создает товару широкую популярность и облегчает его продажу. Однако реклама не только сообщает потребителям о появлении в продаже новых товаров, но зачастую служит средством навязывания их покупателям. Но не все люди одинаково поддаются убеждению: одних убедить легче, других труднее. Одни рассудительны и склонны контролировать свое поведение, другие проявляют очень живую реакцию. Многие люди способны отгораживаться от рекламной информации, поэтому мне хотелось в ходе анкетирования выяснить, склонны ли старшеклассники критически оценивать рекламу и на этой основе принимать решение, следовать ее совету или нет. На вопрос: какой товар вы купите - разрекламированный по телевидению или неразрекламированный, но который нравится вам? 40% ответили, что не связывают свои потребительские предпочтения с разрекламированными товарами, а 60% признались, что предпочитают покупать расхваленный товар. Как видим, реклама делает свое дело, привлекая внимание большинства подростков к рекламируемой продукции. Многие из них безоговорочно доверительно воспринимают и оценивают торговую рекламу. Это настораживает, т.к. повсюду реклама сигарет, водки и из-за слабости характера, неуверенные школьники не могут противостоять этому натиску, порой бесцеремонному и навязчивому.

В анкете мы коснулись и этого вопроса: если ваши друзья решат, что пить, курить, воровать, употреблять наркотики можно, как вы поступите? Нужно было выбрать один из ответов:

1.будете возражать своим друзьям -этот ответ выбрали 17 чел.

2. будете молчать и держаться от них подальше - 4 чел.

3.будете делать как ваши друзья - 1 чел.

Если сравнить эти данные с детьми других школ (взятые из журнала «Дефектология»), то это выглядит так:   об активной жизненной позиции, что будут возражать своим друзьям заявили 74% учащихся нашей школы, 56% учащихся массовой школы и 18% учащихся вспомогательной школы. Данные свидетельствуют, что у учащихся вспомогательной школы слабое освоение практических навыков грамотного потребительского поведения.

Вывод из доклада такой: необходимо вырабатывать у детей правильную жизненную установку, умение противостоять дурному влиянию окружающих и недобросовестной рекламе, чтобы впоследствии они не обрекали себя и своих близких на тяжелые страдания. Формировать у школьников необходимые представления об экономической действительности, о разумном поведении потребителя. Учить осторожному и вдумчивому отношению к рекламируемому товару, повышать потребительскую культуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О потребительских предпочтениях и потребительском поведении учащихся интернатских заведений.

Человек живет в конкретной экономической системе по ее законам и правилам, выполняя в ней различные роли: продавца своей рабочей силы, производителя благ и услуг, покупателя, затрачивающего свой доход на приобретение товаров, потребителя, налогоплательщика. Для школьника наиболее близки и знакомы роли покупателя и потребителя благ и услуг, поэтому я остановлюсь на характере потребительских предпочтений и потребительского поведения школьников.

Почему люди не могут удовлетворить все свои потребности? Главная причина - ограниченность человеческих возможностей. В случае похода - это ограниченная вместимость рюкзака. В жизни же это может быть недостаток времени или денег. Блага, как правило, не бесплатны, и, приобретая их, человек должен учитывать не только их полезность для себя, но и цену. В экономической теории используется понятие бюджетное ограничение: люди обладают ограниченным объемом ресурсов (денежных средств), которые они могут использовать для приобретения благ. В рыночной экономике человек не может приобрести больше, чем потратить, а потратить больше, чем у него есть. Конечно, человек может заработать дополнительную сумму денег, но в каждый момент времени его ресурсы все равно ограниченны. Если он стал зарабатывать больше, то это лишь отодвинуло границу его бюджетного ограничения, но не сняло ограничение совсем.

Чтобы ученики усвоили изложенные вами понятия, можно предложить им следующие задания. Родители уехали в отпуск, надо сделать запас на месяц - приобрести то, чем вы будете пользоваться в течение этого периода. Выписать на доске 10-12 наименований товаров, в состав которых могут входить, например: хлеб, сыр, яблоки, ананасы, порошок для мытья ванны, мешок удобрений, порция мороженого, билет в театр на хороший спектакль, детектив, умная книга, простое платье, дорогое платье, магнитофон. Каждого ученика просят расставить эти товары в следующем порядке: от того, который хочется иметь в первую очередь, затем следующий по привлекательности и т.д.

Разные люди выпишут товары в разном порядке. Вы обсуждаете сделанный выбор. Цель - разъяснить понятие "потребительские предпочтения" (человек предпочитает один товар или набор товаров другому, то есть от обладания этим товаром он получает больше удовольствия) и то, что у разных людей они различны. Иными словами, полезности разных товаров для разных людей различны: для кого-то билет в театр и хорошая книга могут быть полезнее мороженого.

Усложните задание. Рядом с каждым товаром припишите его условную цену (цены подберите сами, главное, чтобы числа не были слишком большими, и более-менее сохранялись реальные пропорции в цене между, к примеру, хлебом и магнитофоном). Обсудите составленные списки. Укажите на ошибки: купили магнитофон, но нечего есть. Подчеркните, что реализация потребностей зависит от доходов: кто-то может позволить себе питаться одними тортами и ананасами, носить только модную одежду и каждый месяц покупать новый магнитофон, а у кого-то на это нет денег.

Можно предложить следующие вопросы для обсуждения: Каким образом могли бы быть удовлетворены насущные потребности сверстника ваших учеников, живи он 1) в деревне и 2) в переломный период, когда товары первой необходимости продаются по карточкам.

Надо, чтобы дети осознали, что:

у деревенского школьника может быть меньше потребностей в покупке еды - хозяйство частично натуральное, и часть насущных потребностей вы удовлетворяете, производя необходимые блага сами; напротив, выше была бы потребность в промтоварах, но других. Например, порошок для мытья ванны не нужен, а вот удобрения могут быть предметом первой необходимости. Таким образом, потребности зависят от среды и условий жизни;

у школьника, живущего в сложной экономической ситуации, нет особого выбора - он отоваривается по талонам и получает то, что ему положено, т.е. отсутствие свободы выбора ограничивает удовлетворение потребностей. Предложите ученикам письменно составить наборы потребностей для трех разных потребителей - например, школьник, бабушка-пенсионерка и папа-бизнесмен. Пусть каждый на своем примере перечислит факторы, влияющие на потребности разных людей.

В ходе подготовки к докладу я провела анкетирование старшеклассников. Был задан вопрос: покупая товар, осознаете ли вы необходимость и полезность его покупки? Из 23 человек ответили «да» 17, т.е. 74% учащихся задумываются о полезности покупки, у них сформированы навыки разумного потребительского поведения. Для сравнения приведу данные из журнала дефектология: на этот вопрос утвердительно ответили 68% старшеклассников массовой школы и 51% вспомогательной школы, значит учащиеся со сниженным интеллектом реже задумываются о полезности покупки.

Одна из основ культурного потребления - умеренность. Известно, что чем больше единиц какого-то товара мы покупаем, тем меньше полезности приносит каждая последующая единица этого товара (закон убывания полезности товара). Использовать не больше, чем нужно -важный принцип рационального потребления. Учащимся было предложено оценить следующую довольно распространенную торговую ситуацию: когда магазин предлагает какой-то товар бесплатно, если вы купите другой по полной цене, действительно ли первый товар бесплатен для вас? Правильный ответ (нет, не бесплатен) дали 54%, а 46% учащихся неправильно оценили ситуацию, т.к. бесплатно потребитель ничего не получает. Фактически он платит вдвое дороже за один товар и ничего за другой, который предлагается якобы бесплатно. Обычно второй товар бывает или невысокого качества, или просроченный, или не пользующийся спросом.

Необходимо учить школьников:

1. Учитывать при покупке товаров дополнительные денежные и неденежные издержки. 2. Знать способы, которыми можно уменьшить риск покупки.

Покупая товары, мы часто рискуем: товар может оказаться ненадлежащего качества. Вкладывая деньги в банк, мы рискуем, что банк не выплатит нам обещанные дивиденды. Люди различаются по своему отношению к риску и поскольку большинство людей не расположены к риску, то они предпринимают попытки уменьшить неопределенность. Возможных путей несколько: получение дополнительной информации, пользование услугами сразу нескольких продавцов, страхование. Необходимо помнить, что и риск, и меры по его сокращению - дополнительные неявные затраты, которые влияют на потребительский выбор.

Они могут быть как ценовые (скидка), так и неценовые (дополнительная информация, послепродажное обслуживание, уменьшение риска при покупке у продавца с хорошей репутацией). Эти выгоды тоже должны учитываться при покупке товара. Подводя итоги беседы, главное - еще раз повторить, что потребительский выбор - дело индивидуальное, но учитывать, выбирая, надо не только цену товара, но и многие другие факторы, как выражаемые, так и не выражаемые в деньгах.

Торговля в рыночной экономике не может обойтись без рекламы, которая создает товару широкую популярность и облегчает его продажу. Однако реклама не только сообщает потребителям о появлении в продаже новых товаров, но зачастую служит средством навязывания их покупателям. Но не все люди одинаково поддаются убеждению: одних убедить легче, других труднее. Одни рассудительны и склонны контролировать свое поведение, другие проявляют очень живую реакцию. Многие люди способны отгораживаться от рекламной информации, поэтому мне хотелось в ходе анкетирования выяснить, склонны ли старшеклассники критически оценивать рекламу и на этой основе принимать решение, следовать ее совету или нет. На вопрос: какой товар вы купите - разрекламированный по телевидению или неразрекламированный, но который нравится вам? 40% ответили, что не связывают свои потребительские предпочтения с разрекламированными товарами, а 60% признались, что предпочитают покупать расхваленный товар. Как видим, реклама делает свое дело, привлекая внимание большинства подростков к рекламируемой продукции. Многие из них безоговорочно доверительно воспринимают и оценивают торговую рекламу. Это настораживает, т.к. повсюду реклама сигарет, водки и из-за слабости характера, неуверенные школьники не могут противостоять этому натиску, порой бесцеремонному и навязчивому.

В анкете мы коснулись и этого вопроса: если ваши друзья решат, что пить, курить, воровать, употреблять наркотики можно, как вы поступите? Нужно было выбрать один из ответов:

1.будете возражать своим друзьям -этот ответ выбрали 17 чел.

2. будете молчать и держаться от них подальше - 4 чел.

3.будете делать как ваши друзья - 1 чел.

Если сравнить эти данные с детьми других школ (взятые из журнала «Дефектология»), то это выглядит так:   об активной жизненной позиции, что будут возражать своим друзьям заявили 74% учащихся нашей школы, 56% учащихся массовой школы и 18% учащихся вспомогательной школы. Данные свидетельствуют, что у учащихся вспомогательной школы слабое освоение практических навыков грамотного потребительского поведения.

Вывод из доклада такой: необходимо вырабатывать у детей правильную жизненную установку, умение противостоять дурному влиянию окружающих и недобросовестной рекламе, чтобы впоследствии они не обрекали себя и своих близких на тяжелые страдания. Формировать у школьников необходимые представления об экономической действительности, о разумном поведении потребителя. Учить осторожному и вдумчивому отношению к рекламируемому товару, повышать потребительскую культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

профилактика негативных проявлений в поведении учащихся

Иногда по поведению или внешним признакам можно догадаться о тех или иных отрицательных склонностях в поведении детей. Здесь приведены рекомендации по профилактики таких проявлений...

Правила поведения учащихся в школе

Создание благоприятной обстановки в школе, безопасному пребыванию учащихся в школе и т.п....

Исследование потребительских предпочтений мужчин в одежде

В статье приведены результаты маркетинговых исследований предпочтений мужской части населения города Омска в одежде....

Республиканская историко-географическая краеведческая конференция учащихся учебных заведений "Крым - наш общий дом"

Крымские музеи славятся своими экспонатами, знакомясь с которыми мы и узнаем очень многое об исторической судьбе Крыма и народов его населявших. И неважно, что это за музей – республиканского значения...

Классный час по правовому воспитанию на тему «Необычное путешествие по школе» (игровой практикум о правилах поведения в учебном заведении).

                  Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Необычное путешествие по школе» (игровой практикум о правилах п...

Причины плохого поведения учащихся. Стратегии и техники в работе педагога с данной категорией учащихся.

Обучающийся может отвлекать внимание учителя и класса разными способами, например: • стучать карандашом, вертеться и разговаривать; • входить в класс, когда урок начался; • вызывающе выглядеть; • ...

Изучение потребительских предпочтений

Опрос займет у вас не более 10 минут. Просим Вам пройти тест, отвечая на вопросы более честно Данный опрос создан для изучения потребительских предпочтений. Обещаем, что все ответы будут рассмотрены....