Занимательно о русском языке и литературе
план-конспект занятия (русский язык, 7 класс) по теме

Тимошенко Елена Анатольевна

Место мероприятия в системе образования: познавательное

Цель: 

пробудить интерес к изучению русского языка и литературы через полученные знания

Задачи:

- проверить уровень знаний по русскому языку и литературе;

- прививать любовь и интерес к русскому языку и литературе;

- развивать творческие способности;

- развивать умения работать в группе;

- воспитывать чувство коллективизма, дружеские взаимоотношения.


Тип мероприятия: занимательное

Форма мероприятия: интеллектуальная игра

Методы мероприятия: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации внеклассного мероприятия: индивидуальная, групповая, коллективная.

Возрастная категория: 7-9 классы

Вид мероприятия: интеллектуальная игра

Литература:

  1. Русский язык. 4 класс. Занимательные материалы. /Сост. Е.В. Менькова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
  2. Занимательные материалы по русскому языку. 5 класс. / Сост. И.Г. Гергель. – Волгоград: ИТД «Корифей, 2006
  3. Занимательные материалы по русскому языку. 6 класс. / Сост. Н.Ф. Штейнле. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006
  4. Русский      язык. 7 класс. Уроки: путешествия, игры, КВН, сюрпризы. /Авт.-сост. О.В.Сухова. – Волгоград: Учитель, 2009
  5. Русский язык и литература. 5-7 классы. Сценарии творческих уроков. /Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ №МарТ»; Ростов н/Д: Изд.центр «МарТ», 2005
  6. Агапова И.А., Давыдова М.А. Литературные игры для детей. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006
  7. Соболева А.Е., Кондратьева Н.Н. Русский язык с улыбкой. – М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007
  8. Предметные недели в школе: русский язык и литература. /Сост. Л.И. Косивцова. – Волгоград: Учитель, 2003                                                                                                                                                9.  Ундзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский язык с увлечением! Сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1996                                                 
  1. Дни наук в начальной школе: сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам. /Авт.-сост. Г.И. Василенко и др. – Волгоград: Учитель, 2007

Средства наглядности:

- раздаточный материал: карточки с предложениями, со словами

- зрительная наглядность «Презентация к мероприятию»

Оборудование: карточки с заданиями,  компьютер, проектор.

Технология:

- вопросы репродуктивного характера;

- групповая;

- игровая;

- компьютерные средства обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.zan_po_yaz.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект открытого внеклассного мероприятия  по русскому языку и  литературе в 7-9-ых  классах

учителей  Корневой В.Н.  и Тимошенко Е.А.

ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб

                                     

Конспект открытого внеклассного мероприятия

по русскому языку и литературе

в 7 - 9-ых классах

учителей Корневой Валентины Николаевны и Тимошенко Елены Анатольевны

ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района СПб

                                                                                                 

Дата урока: 18.04.2012 года

Тема мероприятия: Занимательно о русском языке и литературе

Место мероприятия в системе образования: познавательное

Цель:  

пробудить интерес к изучению русского языка и литературы через полученные знания

Задачи:

- проверить уровень знаний по русскому языку и литературе;

- прививать любовь и интерес к русскому языку и литературе;

- развивать творческие способности;

- развивать умения работать в группе;

- воспитывать чувство коллективизма, дружеские взаимоотношения.


Тип мероприятия: занимательное

Форма мероприятия: интеллектуальная игра

Методы мероприятия: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации внеклассного мероприятия: индивидуальная, групповая, коллективная.

Возрастная категория: 7-9 классы

Вид мероприятия: интеллектуальная игра

Литература:

  1. Русский язык. 4 класс. Занимательные материалы. /Сост. Е.В. Менькова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
  2. Занимательные материалы по русскому языку. 5 класс. / Сост. И.Г. Гергель. – Волгоград: ИТД «Корифей, 2006
  3. Занимательные материалы по русскому языку. 6 класс. / Сост. Н.Ф. Штейнле. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006
  4. Русский         язык. 7 класс. Уроки: путешествия, игры, КВН, сюрпризы. /Авт.-сост. О.В.Сухова. – Волгоград: Учитель, 2009
  5. Русский язык и литература. 5-7 классы. Сценарии творческих уроков. /Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ №МарТ»; Ростов н/Д: Изд.центр «МарТ», 2005
  6. Агапова И.А., Давыдова М.А. Литературные игры для детей. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006
  7. Соболева А.Е., Кондратьева Н.Н. Русский язык с улыбкой. – М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007
  8. Предметные недели в школе: русский язык и литература. /Сост. Л.И. Косивцова. – Волгоград: Учитель, 2003

        9.  Ундзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский язык с увлечением! Сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1996                                                 

Конспект открытого внеклассного мероприятия  по русскому языку и  литературе в 7-9-ых  классах

учителей  Корневой В.Н.  и Тимошенко Е.А.

ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб

  1. Дни наук в начальной школе: сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам. /Авт.-сост. Г.И. Василенко и др. – Волгоград: Учитель, 2007

Средства наглядности:

- раздаточный материал: карточки с предложениями, со словами

- зрительная наглядность «Презентация к мероприятию»

Оборудование: карточки с заданиями,  компьютер, проектор.

Технология:

- вопросы репродуктивного характера;

- групповая;

- игровая;

- компьютерные средства обучения.

Ход мероприятия:


I. Орг. момент

Учитель:    

Здравствуйте, друзья!

Сегодня в школе у нас
Интересный день.
Сегодня мы будем играть,

Решать языковые задачи

И литературу вспоминать.
Чтоб наш праздник удался,
И вам по душе пришелся всем,
Нужно знания иметь прочные
И быть веселыми и находчивыми!

- Вы все согласны быть веселыми и находчивыми? Постараетесь показать нам свои знания и умения?

- Сегодня у нас встречаются две команды.  

- Представление команд: Название. Капитан.  Эмблема.

- Есть болельщики, которые будут помогать своим командам, отвечать на вопросы, вызвавшие затруднение. Ваши ответы будут добавлять баллы вашей команде.

- Есть и жюри. Представление жюри.

Вам, уважаемые члены жюри, и слава, и почёт!
Но наши ребята  любят точный счёт!

П. Условия игры:

- Добро пожаловать в страну Русского языка и литературы. Главный эпиграф нашего мероприятия:

                                                                                            Учите русский язык –
                                                                                      Годы к ряду,
                                                                                      С душой, усердием, с умом!
                                                                                      Вас ждет великая награда,
                                                                                      И та награда –

                                                                                       В нем самом.          

                                                                                                                (Сабир Абдулла)

Конспект открытого внеклассного мероприятия  по русскому языку и  литературе в 7-9-ых  классах

учителей  Корневой В.Н.  и Тимошенко Е.А.

ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб

- Посмотрим, кто из вас быстрее и правильнее выполнит задания, ответит на занимательные вопросы. Команды наши представились, пожелаем им удачи!

- Теперь проведем небольшую разминку. Не кричим, не выкрикиваем. Отвечает один представитель команды. Отвечаем по очереди, друг за другом.

1) Разминка:

  • Что мы слышим в начале урока?
  • Что находится в начале книги?
  • Назови другое слово, убрав одну букву: роса,  банка, точки.
  • Назови другое слово, убрав одну букву: бусы, сурок, рыбак.
  • Объясните ошибку в сравнении:

Ваза хрустальная, а стаканчик легкий.

  • Объясните ошибку в сравнении:

Морковь оранжевая, а огурец растет на земле.

2) Один за всех и все за одного (каждый отвечает по очереди).

Веселые вопросы:

 Какой кистью нельзя рисовать?

 Какой конь без ног?

 В названии какой птицы сорок букв?

 Какой иглой не сошьешь рубашку?

 Какой ручкой нельзя писать?

 Какое ушко не слышит?

 Какой овощ самый музыкальный?

 Какой корень не  находится в земле?

3) Сто слов из одного: ПРОРИСОВКА

Пока участники команд записывают слова, проводится

Игра с болельщиками:

А) Прочитать слова по часовой стрелки и против, получившиеся из КОЛЕСО.

- Проверяем слова команд

4) Две минутки для шутки:

По2л

Элек3к

ли100к

40а

Па3от

100янка

Р1а   (1=один)

Ви3на

100рона

с100л

о5

Ш1а    (1=кол)

с3ж

5) Кто быстрей!  Прочитайте  предложения

1. Прежде чем вся  7я  сядет  за 100л, пре2рительно  вы3  со 100ла.

2.У  про100го   100рожа – непро100рный  дом:

   Ча100  в  нём   100ножка бродит  под   100лом.

6) Исключи повторение мысли

  • В деревне жили старые старики.
  • К весне зелень зазеленела.
  • У кота голубоглазые глаза.
  • Толя спросил вопрос у учителя.
  • На лугу белели белые ромашки.
  • В комнате засветился свет.
  • Липа пахнет запахом меда.

Конспект открытого внеклассного мероприятия  по русскому языку и  литературе в 7-9-ых  классах

учителей  Корневой В.Н.  и Тимошенко Е.А.

ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб

  • Однажды раз мы заблудились в лесу.

7) Своя игра (Конкурс капитанов)

А) Отгадываем ребусы.

Б) Чья радуга ярче?

Нераспространенные предложения сделайте распространенными

  • Наступила весна.
  • Вставало солнце.
  • Плыли облака.
  • Дул ветерок.
  • Мы радовались.

Игра с болельщиками

Необходимо в таблице найти словарные слова (отвечаем по порядку).

В) Подобрать антонимы к выделенным словам:

  • Я - антоним слова «лето»,
    В шубу снежную одета,
    Хоть люблю мороз сама,
    Потому что я –
    ЗИМА.
  •  Я – антоним шума, стука,
    Без меня вам ночью мука,
    Я для отдыха, для сна
    Называюсь  
    ТИШИНА.

Г) Подобрать синонимы к выделенным словам:

*Бежит под зеленой косынкой

И хочет из чащи свернуть

Укромное слово – тропинка,

Но слово просторное –   ПУТЬ.

*В нашем рабочем  гуле

Я слышу, как Завтра встает.

Есть слово высокое – люди,

И есть еще выше –  НАРОД

8) О! Эти части речи! (команды).  

Переставить ударение. Какие части речи получились?

1.              /

  • соли

                     /

  • отруби

                    /

  • пряди

2.          /

  • бури

               /              

  • дроби

           /

  • окуни

9) Наше домашнее задание (о частях речи).

10) Литературные познания.

Отвечаем на вопросы по слайдам:

  • Устное - народное творчество
  • Сказки А.С. Пушкина
  • Сказки Г.Х. Андерсен
  • Басни И.А. Крылова

А)1. Посмотри и назови сказку (мультфильм).

Назови жилище Бабы Яги?

2. Посмотри и назови сказку (мультфильм).

Скажи, кто превратил Василису Премудрую в лягушку?

Б) Отрывок мультфильма «У Лукоморья»: Кому принадлежат строки?

1. Назови сказку («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

Назови автора и сказку(«Сказка о царе Салтане…»).

2. Назови сказку («Сказка о попе и работнике его Балде»)

Конспект открытого внеклассного мероприятия  по русскому языку и  литературе в 7-9-ых  классах

учителей  Корневой В.Н.  и Тимошенко Е.А.

ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб

Назови автора и сказку («Сказка о золотом петушке»).

В) А сейчас мы вспомним произведения Г.Х. Андерсена. Какие произведения он писал?

1. Посмотри и назови сказку («Снежная королева»)

Как звали главных героев сказки?

2. Посмотри и назови сказку («Дюймовочка»).

Как звали маленькую девочку с дюйм ростом?

Г) Ребята, вы узнаете, кто это? (И.А. Крылов). Что писал Крылов?  

1. Назовите автора и произведения (отрывки из мультфильмов).

2. Прослушайте и назовите произведение.

- Ребята, мы просмотрели, прослушали, ответили на вопросы, скажите, произведения каких авторов мы сегодня вспомнили?

Игра с болельщиками.

Ш. Подведение итогов мероприятия:

- Заключительное слово жюри.

- Заключительное слово учителей:

Берегите  наш  язык,  наш прекрасный  русский  язык, этот клад, это достояние,

переданное нам  нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с  этим могущественным орудием:  в руках умелых оно  в состоянии совершать   чудеса...

                                                                                                                          (И.С.Тургенев)

Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней … запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно  быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты – умы и сердца истинных художников.                                                       (А.М. Горький)

- Объявление и награждение участников.

 

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-дидактический занимательный материал для проведения внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе

Развитие интереса к урокам русского языка и литературы через проведение внеклассных мероприятий, предметной недели русского языка и литературы...

Занимательный русский язык и литература.

Занимательные задания по русскому языку и литературе....

«Занимательно о русском языке и литературе»

    Необычные занятия по русскому языку призваны формировать  у учащихся устойчивый интерес к учению с увлечением, скорректировать недостатки владения устной и письменн...

Методическая разработка к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов. " Занимательная фонетика".

Предлагаемая методическая разработка раскрывает алгоритм совместной деятельности учителя-русского языка и учителя-логопеда для последующей самостоятельной работы учащихся....

Использование занимательно-игровых методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Игра как метод обучения используется с древности. Особенно актуально использование игровых элементов в 5-06 классах. В зависимости от классификации игр на уроке используют необходимые элементы....