Урок развития речи. Подготовка к ЕГЭ. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему
"Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому соверенно недопустимо в правильно организованном обществе", - писал Л.В.Щерба. Урок русского языка адресован учителям, которые работают в 10-11 классах, которые готовят учащихся к итоговому сочинению, к сдаче ЕГЭ. Есть учащиеся, которые доверяют материалам из Интернета и предпочитают скачивать готовые сочинения. На примере одного сочинения показано, насколько несовершенны такие сочинения, как много в них разного рода ошибок. На основе анализа распространенных ошибок формируются умения улучшать, совершенствовать созданный текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ege._urok_razvitiya_rechi.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи. Подготовка к ЕГЭ. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.
«Писать безграмотно —
значит посягать на время людей,
к которым мы адресуемся,
а потому совершенно недопустимо
в правильно организованном обществе»
(Л.В. Щерба)
Ход урока
Цели урока:
- обобщение и углубление теоретических знаний по русскому языку; - совершенствование речевых умений учащихся; - на основе анализа распространенных ошибок формировать умения улучшать, совершенствовать созданный текст; - готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с нахождением ошибок различных типов; - обучать восприятию и пониманию « чужих» текстов, разных по типу и стилю;
Вступительное слово.
«Жизнь людей не проста, и если мы хотим изучать жизнь, - а язык есть кусочек жизни людей, - то это не может быть просто и схематично»,- писал Л.В.Щерба. А еще российский и советский языковед говорил «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе». Так ли это? Попробуем ответить на этот вопрос в течение урока.
25 апреля 2014 года была проведена работа, которую предложил Департамент образования г. Москвы, – городское сочинение в 10 классе. В «Методических рекомендациях по организации и проведению промежуточной аттестации в 10 классах в 2013/14 учебном году в форме сочинений» (п. 8) сказано, что «во время работы над сочинением обучающиеся имеют возможность использовать тексты художественных произведений, словари на бумажных носителях, а также ресурсы сети Интернет».
Есть такие ученики, которые полностью доверяют всем материалам из Интернета и предпочитают искать всю информацию на разных сайтах. Сейчас психологи уже вывели такое понятие, как «зависимость от Интернета». Ребята не подозревают, какая опасность их ожидает. Ведь сочинения, которые выкладываются в сети, несовершенны, в них много ошибок.
Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить достоверность информационных материалов, так как абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете, где не существует служб редакторов и корректоров, никто не проверяет информационные ресурсы на достоверность, корректность, полноту и грамотность. Нельзя использовать Интернет как единственный источник информации. Надо уметь пользоваться разными источниками, подбирать информацию и проверять ее. Именно об этом сегодня пойдет речь на уроке.
Задание 1. Учащимся раздаются распечатки сочинения из Интернета (сайт Litra.RU) – ПРИЛОЖЕНИЕ №1 и сочинение ученика – ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Выступить в качестве учителя и проверить сочинение№1 ученика, поставить оценку.
После проверки ученики сдают работы (за качественное выполнение такой работы выставляются оценки), а на экран проецируется текст сочинения №1. (ПРИЛОЖЕНИЕ №3 без последней колонки)
Вместе с учениками анализируется сочинение, обязательно указывается тип ошибки (появляется последняя колонка).
Задание 2. Сочинение № 2, сочинение №3 - для самостоятельной работы (ПРИЛОЖЕНИЕ №4).
Вывод делают учащиеся.
Обращение к эпиграфу урока: «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».
Заключительное слово
Без точного следования всем нормам письменной речи: логическим, грамматическим, речевым, (в том числе стилистическим), орфографическим, пунктуационным - немыслимо грамотное оформление языковой стороны сочинений. Работа над языком сочинения - это особая, специфическая область в общей системе развития и совершенствования речи.
Дорогие ребята! Учитесь воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используйте языковые средства в соответствии с целью и условиями общения. Не пользуйтесь бездумно готовыми сочинениями. Верьте в свои силы! И у вас всё получится.
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К. Паустовский).
Домашнее задание (по выбору)
1. Напишите 4-5 предложений, намеренно сделав ошибки разного типа. Исправьте их и прокомментируйте.
2. Работа с деформированным текстом (орфографическая и пунктуационная грамотность).
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Сочинение из Интернета (сайт Litra.RU)
Мои впечатления после прочтения романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»
После прочтения всемирно известного романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не может не остаться никаких впечатлений. Сколько загадок, тайн и неясностей возникает по ходу чтения, а над некоторыми из них до сих пор спорят литературоведы и критики так и не в состоянии придти к единому ответу… Булгакову, на мой взгляд, удалось создать величайший роман в истории всей мировой литературы, где были бы затронуты столь разнообразные, но глубокие и «связанные» между собой темы: сюжетная линия тесно перекликается с Библейской историей, с событиями, описанными в Новом Завете. Но повествование об этих событиях в "Мастере и Маргарите" идет от лица сатаны. Именно поэтому часто можно услышать второе неофициальное название романа — «Евангелие от сатаны». Сколько прочтений романа, столько существует мнений. Как говорится, «зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?»
Роман несет в себе крайне глубокий смысл и, как ни странно, этот смысл заключен лишь в двух героях, говорящих вещи, которые заставляют задуматься: свет в лице Иешуа Га-Ноцри и тьма в облике Воланда. Невероятные философские изречения и рассуждения видит читатель, встречаясь по ходу романа с этими двумя героями. Невозможно не задуматься над их словами:
«Что такое истина?»
«Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан…».
«Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».
Булгакову, по моему мнению, удалось создать шедевральный роман, где только настоящий мастер смог бы так изящно и невероятно соединить прошлое с будущим, тьму со светом, показать вечное переплетение любви и верности, противостояние добра и зла. И ни бог, ни дьявол здесь ни при чем: сами люди виноваты в том, что сеют зло по отношению друг к другу. Надо учиться не завидовать, а прощать. Тогда, может, и мир станет чище. Как мне кажется, основная идея, заложенная Булгаковым, — неотвратимое наказание за деяния. Не случайно, сторонники этой трактовки указывают, что одно из центральных мест в романе занимают деяния свиты Воланда до бала, когда наказаниям подвергаются мздоимцы, распутники и прочие негативные персонажи, и сам суд Воланда, когда каждому воздается по заслугам. И Воланд не есть дьявол, творящий зло, а обличающий его в действиях людей.
Истина, на мой взгляд, присутствует в каждой строчке этого романа. Она проникла в него так же, как и «кровь, ушедшая в землю, и там, где она пролилась, уже давно растут виноградные гроздья». Истина - это то, что создано богом и не осквернено. Чего не коснулась рука человека, вечно делающего все себе во благо. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, что это. А если и узнаем, то не сможем объяснить это другим, ведь она внутри нас.
Каждый герой романа по-своему пережил «встречу» с Воландом или его свитой. Но лично я не считаю представленного с булгаковской интерпретации сатану некой темной личностью… В «Мастере и Маргарите» он предстает в образе несущего истину, как и Иешуа, но в отличие от него, карающий за дурные поступки. И взяточник Босой, финдиректор и директор Варьете Римский и Лиходеев, и конферансье Жорж Бенгальский, и буфетчик Соков… Все они были жестоко наказаны свитой Воланда, тем не менее, на мой взгляд, они задумывались, почему все происходит именно с ними. Уже можно и не говорить о поэте Иване Бездомном, который по ходу романа кардинально изменил свои жизненные позиции… Встреча с Мастером заставила его пересмотреть многое. Но сам результат того, что эти люди наказаны ярко представлен Булгаковым. У всех у них остались неприятные воспоминания о встрече с сатаной и его свитой. Босой, к примеру, больше не любит театры, Жорж Бенгальский утратил свою привычную веселость, а теперь уже сотруднику Института истории и философии, профессору Ивану Николаевичу Поныреву в каждое полнолуние снится один и тот же сон. Наутро он просыпается молчаливым, но совершенно спокойным и здоровым. Его исколотая память затихает, и до следующего полнолуния профессора не потревожит никто. Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Сочинение №1. «Книга, без которой я был бы совсем другим». 1. После прочтения всемирно известного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» не может не остаться никаких впечатлений. 2. Сколько загадок, тайн и неясностей возникает по ходу чтения, а над некоторыми из них до сих пор спорят литературоведы и критики, так и не в состоянии придти к единому ответу. 3. Булгакову удалось создать величайший роман в истории всей мировой литературы, где были бы затронуты столь разнообразные, но глубокие и связанные между собой темы: сюжетная линия тесно перекликается с Библейской историей, с событиями, описанными в Новом Завете. 4. Повествование об этих событиях в «Мастере и Маргарите» идет от лица сатаны. 5. Сколько прочтений романа, столько существует мнений. 6. Роман несет в себе крайне глубокий смысл и, как ни странно, этот смысл заключен лишь в двух героях, говорящих вещи, которые заставляют задуматься: свет в лице Иешуа и тьма в облике Воланда. 7. Невероятные философские изречения и рассуждения видит читатель, встречаясь по ходу романа с этими двумя героями. 8. Булгакову, по моему мнению, удалось создать шедевральный роман, где только настоящий мастер смог бы так изящно соединить пролог с будущим, тьму со светом, показать вечное противостояние добра и зла. 9. И ни бог, ни дьявол здесь ни при чем – сами люди виноваты в том, что сеют зло по отношению друг к другу. 10. Основная идея, заложенная Булгаковым – неотвратимое наказание за деяния. 11. Не случайно одно из центральных мест в романе занимают деяния свиты Воланда до бала, когда наказаниям подвергаются распутники и прочие негативные персонажи, и сам суд Воланда, когда каждому воздается по заслугам. 12. И Воланд не есть дьявол, творящий зло, а обличающий его в действиях людей. 13. Истина присутствует в каждой строчке этого романа, каждый герой романа по-своему пережил встречу с Воландом или его свитой. 14. В романе «Мастер и Маргарита» я нахожу сарказм и иронию, которыми наполнен сам, любовь, о которой мечтает каждый. 15. Я расту сам и растет моя библиотека. 16. Каждая прочитанная мною книга занимает положенное место в моих мыслях и душе. 17. Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим. | Ошиб-ки | Проверка работы
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Фрагменты сочинений Сочинение №1. «Книга, без которой я был бы совсем другим». 1. После прочтения всемирно известного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» не может не остаться никаких впечатлений. 2. Сколько загадок, тайн и неясностей возникает по ходу чтения, а над некоторыми из них до сих пор спорят литературоведы и критики, так и не в состоянии придти к единому ответу. 3. Булгакову удалось создать величайший роман в истории всей мировой литературы, где были бы затронуты столь разнообразные, но глубокие и связаные между собой темы: сюжетная линия тесно перекликается с Библейской историей, с событиями, описанными в Новом Завете. 4. Повествование об этих событиях в «Мастере и Маргарите» идет от лица сатаны. 5. Сколько прочтений романа, столько существует мнений. 6. Роман несет в себе крайне глубокий смысл и, как ни странно, этот смысл заключен лишь в двух героях, говорящих вещи, которые заставляют задуматься: свет в лице Иешуа и тьма в облике Воланда. 7. Невероятные философские изречения и рассуждения видит читатель, встречаясь по ходу романа с этими двумя героями. 8. Булгакову, по моему мнению, удалось создать шедевральный роман, где только настоящий мастер смог бы так изящно соединить пролог с будущим, тьму со светом, показать вечное противостояние добра и зла. 9. И ни бог, ни дьявол здесь ни при чем – сами люди виноваты в том, что сеют зло по отношению друг к другу. 10. Основная идея, заложенная Булгаковым – неотвратимое наказание за деяния. 11. Не случайно одно из центральных мест в романе занимают деяния свиты Воланда до бала, когда наказаниям подвергаются распутники и прочие негативные персонажи, и сам суд Воланда, когда каждому воздается по заслугам. 12. И Воланд не есть дьявол, творящий зло, а обличающий его в действиях людей. 13. Истина присутствует в каждой строчке этого романа, каждый герой романа по-своему пережил встречу с Воландом или его свитой. 14. В романе «Мастер и Маргарита» я нахожу сарказм и иронию, которыми наполнен сам, любовь, о которой мечтает каждый. 15. Я расту сам и растет моя библиотека. 16. Каждая прочитанная мною книга занимает положенное место в моих мыслях и душе. 17. Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим. | v Р Г Г | Р I Л Р Ф Л Р Р Г Г Л Л Р Л v Р ? (Ф) Л Р Л v Р Л | Ошибки Тему в кавычки не надо брать. Речевой штамп снижает выразительность речи Ошибка в построении сложноподчиненного предложения. Ошибка в построении предложений с однородными членами (спорят и не могут прийти). Орфографическая ошибка. Речевой штамп (I )Орфографическая ошибка. (Л) сюжетная линия (чего?) (Р) нарушение норм словоупотребления Нарушение достоверности высказывания (фактов). Нарушение последовательности высказывания: отсутствует логическая связь между предложениями (4-5) Неточность словоупотребления - нарушение норм словоупотребления. Ошибки в построении предложений: сложноподчиненного и бессоюзного. Нарушение последовательности высказывания: отсутствует логическая связь между предложениями (6-7, 7-8) Стилистический недочет Нарушение последовательности высказывания: отсутствует логическая связь между предложениями (9-10). Обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Неоправданное повторение слов. Нарушение последовательности высказывания: отсутствует логическая связь между предложениями (11-12) Неоправданное повторение слов. Нарушение последовательности высказывания: отсутствует логическая связь между частями (13-14).
Запятая в сложносочиненном предложении. Неоправданное повторение слов Нет логического завершения. (См.тему) |
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 (учащимся предлагаются фрагменты сочинений без колонки «Ошибки».
Фрагменты сочинений | Ошибки | |
Сочинение №2. Книга, без которой я был бы совсем другим. 1.Пушкин является представителем пробудившегося общественного самосознания. 2.Также в «Онегине» мы видим воспроизведенную картину русского общества в целом, в частности и Онегина. 3.С этой точки зрения «Евгений Онегин» исторический роман хотя в числе героев нет исторических лиц… Одна из причин, по которой эта книга стала моей любимой это с какой душой написано данное произведение. Сочинение №3. Место человека в мире Некоторые люди забывают, что каждый из нас лишь один из всего мира. Поэтому не стоит вести себя так, будто ты – король мира и вершититель судеб. | Р Л Ф Л v v v Г Г Р Г | Речевые штампы снижают выразительность речи. Искажение названия произведения. Нарушение последовательности высказывания: отсутствует логическая связь между предложениями (1-2, 2-3) v – тире между подлежащим и сказуемым; v – СПП v – СПП Ошибка в построении сложных предложений. Синтаксическая ошибка - нарушение согласования между членами предложения. Неоправданное употребление местоимений Неоправданное повторение слов. Ошибка, связанная с нарушением словообразовательной структуры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Шишкина Рожь
урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине в 5 классе. В помощь учителю- презентация с музыкой....
Урок развития речи Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».
Материал содержит презентацию к уроку, конспект урока, образец сочинения по картине....
Урок развития речи. Подготовка к ЕГЭ. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.
"Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому соверенно недопустимо в правильно организованном обществе", - писал Л.В.Щерба. Урок русского языка адресован учи...
Урок развития речи. Подготовка к ЕГЭ. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.
"Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому соверенно недопустимо в правильно организованном обществе", - писал Л.В.Щерба. Урок русского языка адресован учи...
Конспект урока развития речи :Подготовка к творческой работе о деревянном зодчестве в Кижах(для учащихся 6 классов)
В разработке использован материал о деревянном зодчестве в Кижах.Целью занятия является подготовка к написанию творческой работы.А также:-развитие творческих способностей при работе с дополнительным м...
Урок по русскому языку: Пишем правильно (работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте по теме «Изученные орфограммы с чередующимися гласными в корне)
На уроке идет формирование умения обнаруживать и исправлять ошибки, уметь объянить выбор орфограмм....
« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»
На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...