Урок развития речи. Подготовка к ЕГЭ. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Жучкова Светлана Петровна

"Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому соверенно недопустимо в правильно организованном обществе", - писал Л.В.Щерба. Урок русского языка адресован учителям, которые работают в 10-11 классах, которые готовят учащихся к итоговому сочинению, к сдаче ЕГЭ.  Есть учащиеся, которые доверяют материалам из Интернета и предпочитают скачивать готовые сочинения. На примере одного сочинения показано, насколько несовершенны такие сочинения, как много в них разного рода ошибок. На основе анализа распространенных ошибок формируются умения улучшать, совершенствовать созданный текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege._urok_razvitiya_rechi.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи. Подготовка к ЕГЭ.                                                                                               Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

  «Писать безграмотно —

значит посягать на время людей,

 к которым мы адресуемся,

а потому совершенно недопустимо

в правильно организованном обществе»

(Л.В. Щерба)

Ход урока

Цели  урока:

- обобщение и углубление теоретических знаний по русскому языку;                                       - совершенствование речевых умений учащихся;                                                                          - на основе анализа распространенных ошибок  формировать умения улучшать, совершенствовать созданный текст;                                                                                      -  готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с нахождением ошибок различных типов;                                                                                                                             - обучать восприятию и пониманию « чужих» текстов, разных по типу и стилю;

Вступительное слово.

«Жизнь людей не проста, и если мы хотим изучать жизнь, - а язык есть кусочек жизни людей, - то это не может быть просто и схематично»,- писал Л.В.Щерба. А еще российский и советский языковед говорил «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе». Так ли это? Попробуем ответить на этот вопрос в течение урока.

        25 апреля 2014 года  была проведена работа, которую предложил Департамент образования г. Москвы, – городское сочинение в 10 классе. В «Методических рекомендациях по организации и проведению промежуточной аттестации в 10 классах в 2013/14 учебном году в форме сочинений» (п. 8)  сказано, что «во время работы над сочинением обучающиеся имеют возможность использовать тексты художественных произведений, словари на бумажных носителях, а также ресурсы сети Интернет».  

          Есть такие ученики, которые полностью доверяют всем материалам из Интернета и предпочитают искать всю информацию на разных сайтах. Сейчас психологи уже вывели такое понятие, как «зависимость от Интернета». Ребята   не подозревают, какая опасность их ожидает. Ведь сочинения, которые выкладываются в сети, несовершенны, в них много  ошибок.  

       Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить достоверность  информационных материалов,  так как абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете, где не существует служб редакторов и корректоров, никто не проверяет информационные ресурсы на достоверность, корректность, полноту и грамотность. Нельзя использовать Интернет как единственный источник информации. Надо уметь пользоваться разными источниками, подбирать информацию  и проверять ее. Именно об этом сегодня пойдет речь  на уроке.

Задание 1. Учащимся раздаются распечатки сочинения из Интернета (сайт Litra.RU) – ПРИЛОЖЕНИЕ №1  и сочинение ученика – ПРИЛОЖЕНИЕ №2.  Выступить в качестве учителя и проверить  сочинение№1 ученика, поставить оценку.

  После проверки   ученики сдают работы (за качественное выполнение такой работы выставляются оценки), а на экран проецируется текст сочинения №1. (ПРИЛОЖЕНИЕ №3 без последней колонки)

       Вместе с учениками  анализируется сочинение, обязательно указывается тип ошибки (появляется последняя колонка).

Задание 2. Сочинение № 2, сочинение №3  - для самостоятельной  работы (ПРИЛОЖЕНИЕ №4).

Вывод делают учащиеся.

Обращение к эпиграфу урока: «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».

Заключительное слово

       Без точного следования всем нормам письменной речи: логическим, грамматическим, речевым, (в том числе стилистическим), орфографическим, пунктуационным - немыслимо грамотное оформление языковой стороны сочинений. Работа над языком сочинения - это особая, специфическая область в общей системе развития и совершенствования речи.

     Дорогие ребята! Учитесь воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используйте языковые средства в соответствии с целью и условиями общения. Не пользуйтесь бездумно готовыми сочинениями. Верьте в свои силы! И у вас всё получится.

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К. Паустовский).

Домашнее задание (по выбору)

 1. Напишите 4-5 предложений, намеренно сделав ошибки разного типа. Исправьте их и прокомментируйте.

2. Работа с деформированным текстом (орфографическая и пунктуационная грамотность).

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.        Сочинение из Интернета (сайт Litra.RU)                    

Мои впечатления после прочтения романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»

    После прочтения всемирно известного романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не может не остаться никаких впечатлений. Сколько загадок, тайн и неясностей возникает по ходу чтения, а над некоторыми из них до сих пор спорят литературоведы и критики так и не в состоянии придти к единому ответу… Булгакову, на мой взгляд, удалось создать величайший роман в истории всей мировой литературы, где были бы затронуты столь разнообразные, но глубокие и «связанные» между собой темы: сюжетная линия тесно перекликается с Библейской историей, с событиями, описанными в Новом Завете. Но повествование об этих событиях в "Мастере и Маргарите" идет от лица сатаны. Именно поэтому часто можно услышать второе неофициальное название романа — «Евангелие от сатаны». Сколько прочтений романа, столько существует мнений. Как говорится, «зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?»
    Роман несет в себе крайне глубокий смысл и, как ни странно, этот смысл заключен лишь в двух героях, говорящих вещи, которые заставляют задуматься: свет в лице Иешуа Га-Ноцри и тьма в облике Воланда. Невероятные философские изречения и рассуждения видит читатель, встречаясь по ходу романа с этими двумя героями. Невозможно не задуматься над их словами:
    «Что такое истина?»
    «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан…».
    «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».
    Булгакову, по моему мнению, удалось создать шедевр
альный роман, где только настоящий мастер смог бы так изящно и невероятно соединить прошлое с будущим, тьму со светом, показать вечное переплетение любви и верности, противостояние добра и зла. И ни бог, ни дьявол здесь ни при чем: сами люди виноваты в том, что сеют зло по отношению друг к другу. Надо учиться не завидовать, а прощать. Тогда, может, и мир станет чище. Как мне кажется, основная идея, заложенная Булгаковым, — неотвратимое наказание за деяния. Не случайно, сторонники этой трактовки указывают, что одно из центральных мест в романе занимают деяния свиты Воланда до бала, когда наказаниям подвергаются мздоимцы, распутники и прочие негативные персонажи, и сам суд Воланда, когда каждому воздается по заслугам. И Воланд не есть дьявол, творящий зло, а обличающий его в действиях людей.
    Истина, на мой взгляд, присутствует в каждой строчке этого романа. Она проникла в него так же, как и «кровь, ушедшая в землю, и там, где она пролилась, уже давно растут виноградные гроздья». Истина - это то, что создано богом и не осквернено. Чего не коснулась рука человека, вечно делающего все себе во благо. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, что это. А если и узнаем, то не сможем объяснить это другим, ведь она внутри нас.
    Каждый герой романа по-своему пережил «встречу» с Воландом или его свитой. Но лично я не считаю представленного с булгаковской интерпретации сатану некой темной личностью… В «Мастере и Маргарите» он предстает в образе несущего истину, как и Иешуа, но в отличие от него, карающий за дурные поступки. И взяточник Босой, финдиректор и директор Варьете Римский и Лиходеев, и конферансье Жорж Бенгальский, и буфетчик Соков… Все они были жестоко наказаны свитой Воланда, тем не менее, на мой взгляд, они задумывались, почему все происходит именно с ними. Уже можно и не говорить о поэте Иване Бездомном, который по ходу романа кардинально изменил свои жизненные позиции… Встреча с Мастером заставила его пересмотреть многое. Но сам результат того, что эти люди наказаны ярко представлен Булгаковым. У всех у них остались неприятные воспоминания о встрече с сатаной и его свитой. Босой, к примеру, больше не любит театры, Жорж Бенгальский утратил свою привычную веселость, а теперь уже сотруднику Института истории и философии, профессору Ивану Николаевичу Поныреву в каждое полнолуние снится один и тот же сон. Наутро он просыпается молчаливым, но совершенно спокойным и здоровым. Его исколотая память затихает, и до следующего полнолуния профессора не потревожит никто. Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 

Сочинение №1.

«Книга, без которой я был бы совсем другим».

1. После прочтения всемирно известного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» не может не остаться никаких впечатлений. 2. Сколько загадок, тайн и неясностей возникает по ходу чтения, а над некоторыми из них до сих пор спорят литературоведы и критики, так и не в состоянии придти к единому ответу. 3. Булгакову удалось создать величайший роман в истории всей мировой литературы, где были бы затронуты столь разнообразные, но глубокие и связанные между собой темы: сюжетная линия тесно перекликается с Библейской историей, с событиями, описанными в Новом Завете. 4. Повествование об этих событиях в «Мастере и Маргарите» идет от лица сатаны. 5. Сколько прочтений романа, столько существует мнений.

6. Роман несет в себе крайне глубокий смысл и, как ни странно, этот смысл заключен лишь в двух героях, говорящих вещи, которые заставляют задуматься: свет в лице Иешуа и тьма в облике Воланда. 7. Невероятные философские изречения и рассуждения видит читатель, встречаясь по ходу романа с этими двумя героями.

8. Булгакову, по моему мнению, удалось создать шедевральный роман, где только настоящий мастер смог бы так изящно соединить пролог с будущим, тьму со светом, показать вечное противостояние добра и зла. 9. И ни бог, ни дьявол здесь ни при чем – сами люди виноваты в том, что сеют зло по отношению друг к другу. 10. Основная идея, заложенная Булгаковым – неотвратимое наказание за деяния.     11. Не случайно одно из центральных мест в романе занимают деяния свиты Воланда до бала, когда наказаниям подвергаются распутники и прочие негативные персонажи, и сам суд Воланда, когда каждому воздается по заслугам. 12. И Воланд не есть дьявол, творящий зло, а обличающий его в действиях людей.

13. Истина присутствует в каждой строчке этого романа, каждый герой романа по-своему пережил встречу с Воландом или его свитой.

14. В романе «Мастер и Маргарита» я нахожу сарказм и иронию, которыми наполнен сам, любовь, о которой мечтает каждый. 15. Я расту сам и растет моя библиотека. 16. Каждая прочитанная мною книга занимает положенное место в моих мыслях и душе. 17. Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

Ошиб-ки

 Проверка работы

 

 

 

 

 

 

 

 

   

ПРИЛОЖЕНИЕ №3   

Фрагменты сочинений

Сочинение №1.

«Книга, без которой я был бы совсем другим».

1. После прочтения всемирно известного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» не может не остаться никаких впечатлений. 2. Сколько загадок, тайн и неясностей возникает по ходу чтения, а над некоторыми из них до сих пор спорят литературоведы и критики, так и не в состоянии придти к единому ответу. 3. Булгакову удалось создать величайший роман в истории всей мировой литературы, где были бы затронуты столь разнообразные, но глубокие и связаные между собой темы: сюжетная линия тесно перекликается с Библейской историей, с событиями, описанными в Новом Завете. 4. Повествование об этих событиях в «Мастере и Маргарите» идет от лица сатаны. 5. Сколько прочтений романа, столько существует мнений.

6. Роман несет в себе крайне глубокий смысл и, как ни странно, этот смысл заключен лишь в двух героях, говорящих вещи, которые заставляют задуматься: свет в лице Иешуа и тьма в облике Воланда. 7. Невероятные философские изречения и рассуждения видит читатель, встречаясь по ходу романа с этими двумя героями.

8. Булгакову, по моему мнению, удалось создать шедевральный роман, где только настоящий мастер смог бы так изящно соединить пролог с будущим, тьму со светом, показать вечное противостояние добра и зла. 9. И ни бог, ни дьявол здесь ни при чем – сами люди виноваты в том, что сеют зло по отношению друг к другу. 10. Основная идея, заложенная Булгаковым – неотвратимое наказание за деяния.     11. Не случайно одно из центральных мест в романе занимают деяния свиты Воланда до бала, когда наказаниям подвергаются распутники и прочие негативные персонажи, и сам суд Воланда, когда каждому воздается по заслугам. 12. И Воланд не есть дьявол, творящий зло, а обличающий его в действиях людей.

13. Истина присутствует в каждой строчке этого романа, каждый герой романа по-своему пережил встречу с Воландом или его свитой.

14. В романе «Мастер и Маргарита» я нахожу сарказм и иронию, которыми наполнен сам, любовь, о которой мечтает каждый. 15. Я расту сам и растет моя библиотека. 16. Каждая прочитанная мною книга занимает положенное место в моих мыслях и душе. 17. Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

v

Р

Г            

Г      |                    Р

I Л     Р

Ф                Л

Р                 Р

Г   Г

Л

Л

Р

Л

v

Р

            ? (Ф)

Л

Р

Л

v

Р

Л

Ошибки

Тему в кавычки не надо брать.

Речевой штамп снижает выразительность речи

Ошибка в построении сложноподчиненного предложения.                     Ошибка в построении предложений с однородными членами (спорят и не могут прийти).              Орфографическая  ошибка.                               Речевой штамп

(I )Орфографическая  ошибка.                               (Л) сюжетная линия (чего?) (Р) нарушение норм словоупотребления

Нарушение достоверности высказывания (фактов).  Нарушение последовательности высказывания: отсутствует логическая связь между предложениями (4-5)    

Неточность словоупотребления - нарушение норм словоупотребления.  Ошибки в построении предложений: сложноподчиненного   и бессоюзного.                Нарушение последовательности высказывания: отсутствует логическая связь между предложениями (6-7, 7-8)    

Стилистический недочет

Нарушение последовательности высказывания: отсутствует логическая связь между предложениями (9-10). Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.               Неоправданное повторение слов.

Нарушение последовательности высказывания: отсутствует логическая связь между предложениями (11-12)

Неоправданное повторение слов.                    

Нарушение последовательности высказывания: отсутствует логическая связь между частями  (13-14).

 

Запятая в сложносочиненном предложении.

Неоправданное повторение слов

Нет логического завершения. (См.тему)

        

ПРИЛОЖЕНИЕ №4  (учащимся предлагаются фрагменты сочинений без колонки «Ошибки».

Фрагменты сочинений

Ошибки

Сочинение №2. 

Книга, без которой я был бы совсем другим.

1.Пушкин является представителем пробудившегося общественного самосознания. 2.Также в «Онегине» мы видим воспроизведенную картину русского общества в целом, в частности и Онегина. 3.С этой точки зрения «Евгений Онегин» исторический роман хотя в числе героев нет исторических лиц…

Одна из причин, по которой эта книга стала моей любимой это с какой душой написано данное произведение.

Сочинение №3. 

Место человека в мире

Некоторые люди забывают, что каждый из нас лишь один из всего мира. Поэтому не стоит вести себя так, будто ты – король мира и вершититель судеб.

Р

Л        Ф

Л

v  v

v

Г

Г                          

Р                        

Г

Речевые штампы снижают выразительность речи.   Искажение названия   произведения.

 Нарушение последовательности высказывания: отсутствует логическая связь между предложениями (1-2, 2-3)         v – тире между подлежащим и сказуемым;                                v – СПП                              

v – СПП                                   Ошибка в построении сложных предложений.

Синтаксическая ошибка -  нарушение согласования между членами предложения. Неоправданное употребление местоимений

Неоправданное повторение слов.                               Ошибка, связанная с нарушением словообразовательной структуры

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Шишкина Рожь

урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине в 5 классе. В помощь учителю- презентация с музыкой....

Урок развития речи Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

Материал содержит презентацию к уроку, конспект урока, образец сочинения по картине....

Урок развития речи. Подготовка к ЕГЭ. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

"Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому соверенно недопустимо в правильно организованном обществе", - писал Л.В.Щерба. Урок русского языка адресован учи...

Урок развития речи. Подготовка к ЕГЭ. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

"Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому соверенно недопустимо в правильно организованном обществе", - писал Л.В.Щерба. Урок русского языка адресован учи...

Конспект урока развития речи :Подготовка к творческой работе о деревянном зодчестве в Кижах(для учащихся 6 классов)

В разработке использован материал о деревянном зодчестве в Кижах.Целью занятия является подготовка к написанию творческой работы.А также:-развитие творческих способностей при работе с дополнительным м...

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...