Урок - практикум русского языка по теме "Правописание наречий" (7 класс)
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Бойкова Наталья Павловна

 

Цель урока: практическое закрепление навыков правописания наречий.

Задачи:

- обучающие: повторение орфограмм, связанных с правописанием наречий; закрепление навыков определения наречий; совершенствование умения выбрать орфограмму Н или НН в наречиях, кратких прилагательных и кратких причастиях; наблюдения за употреблением наречий в художественных текстах;

- развивающие: развитие видов  речевой деятельности, коммуникативных умений,  умений извлекать информацию из текста;

- воспитательные: воспитание внимательного отношения к слову,  культуры устной и письменной речи.  

Урок с использованием ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_pravopisanie_narechiy_7_klass.rar14.24 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока

Практикум по теме «Правописание наречий»

  1. ФИО: Бойкова Наталья Павловна.
  2. Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №3 города Аткарска Саратовской области.
  3. Должность: учитель русского языка и литературы.
  4. Предмет: русский язык.
  5. Класс: 7.
  6. Тема и номер урока в теме: урок – практикум по теме «Правописание наречий» (урок №24).
  7. Базовый учебник: Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. ; науч.  ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2009.
  8. Цель урока: практическое закрепление навыков правописания наречий.

Задачи:

- обучающие: повторение орфограмм, связанных с правописанием наречий; закрепление навыков определения наречий; совершенствование умения выбрать орфограмму Н или НН в наречиях, кратких прилагательных и кратких причастиях; наблюдения за употреблением наречий в художественных текстах.

- развивающие: развитие видов  речевой деятельности, коммуникативных умений,  умений извлекать информацию из текста.  

- воспитательные: воспитание внимательного отношения к слову,  культуры устной и письменной речи.  

  1. Тип урока: практикум.
  2. Формы работы учащихся: предупредительный, объяснительный диктанты, ответы на вопросы учителя, различные виды грамматического разбора, промежуточное компьютерное тестирование.
  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедиа установка, программное обеспечение Inter Write,  ОМС Плеер, ЭОР ФЦИОР, презентация Microsoft Office Power Point по теме урока.
  4. Структура урока:

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

I.

Организация и мотивация учебной деятельности обучающихся.  

Презентация  к уроку №1

  1. Целеполагание урока. Постановка задач. Демонстрация презентации.

Восприятие информации учителя. Оформление рабочей тетради.

1

2. Фронтальная работа с классом на материале  стихотворения Н. Заболоцкого «Детство». Предъявление фрагмента текста.

 Отвечают на вопросы учителя. Выполняют орфографический, лексический, морфологический, словообразовательный разборы.  Извлечение информации из текста.  

5

II.

Этап  практи-

ческого закрепления  учебного материала.

Презентация  к уроку №1

1. Словарно – орфографическая работа (предупреди

тельный диктант).

Предъявление обучающимся учебного материала.

Подводящий диалог.  

Запись словосочетаний под диктовку учителя.

Самостоятельный подбор примеров на конкретное орфографическое правило.

Извлечение информации.

Составление предложений.

Синтаксический разбор.

5

Презентация  к уроку №1

2. Орфографическая задача. Создание проблемной ситуации.

 Решение орфографической задачи на основе составленного алгоритма.  На основе информации, представленной в ЭУМ, осознают проблему и формулируют пути ее решения.

10

Презентация  к уроку №1

3.Распредели-

тельный цифровой   диктант.  Предъявление  учебной информации. Анализ выполнения задания.  

Перемещение объектов для установления их соотношения. Аргументация выполненных действий.

5

4. Объяснительный диктант.

Запись под диктовку. Извлечение информации. Озаглавливание текста.

4

III.

Промежу-

точная диагностика качества усвоения материала.

Наречие

Обобщение по теме. К1. №2

К2. №3

К3.№4

Орфографический тренинг. Использование контролирующих ЭУМ.

Учащиеся выполняют учебное задание, соответствующее уровню подготовки.  Знакомятся с заданиями и задают вопросы по их условиям.

12

IV.

Рефлексия урока.

№1

Предъявление вопросов для самооценки. Объяснение домашнего задания.

Самооценка личных достижений.

3

Ход урока.

  1. Мотивация и организация учебной деятельности обучающихся.  
  1. Организация урока.  Проверка готовности к уроку. Оформление рабочих тетрадей.
  2. Поэтическая минутка.  Создание эмоционального фона. Выявление тематической составляющей  урока. Работа со стихотворением Н. Заболоцкого «Детство».

А девочка глядит. И в этом чистом взоре

Отображ ён  весь мир до самого конца,

Он, этот дивный мир, поистине  впервые

Очаровал её, как чудо из чудес.

И  в глубь души, как спутники живые,

Вошли и этот дом, и этот сад, и лес.

        Презентация  к уроку проецируется на интерактивную доску. Обучающиеся выполняют орфографические задания на интерактивной доске.

- Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание наречий.

- Выразительное чтение стихотворения.

- О какой особенности детства как поры в жизни человека говорит поэт?

- Как понимаете строку: «И в этом чистом взоре…» .

-  Подберите синоним к слову  взор.

- Выпишите словосочетание с наречием времени. Устно выполните  морфологический разбор (впервые).

- Выполните словообразовательный разбор наречия образа действия (поистине         истина).

- Подберите однокоренное наречие (истинно         истинный         истина).

 - Составьте с этим наречием предложение, которое  выражало бы   поэтическую мысль, заключенную в подтексте стихотворения Н. Заболоцкого.

(В детстве человек истинно счастлив).

- В каких ещё частях речи имеются пропуски?

Вывод:  Сегодня  мы  продолжим размышление,  начатое на уроке литературы: «Почем нам  дороги воспоминания о детстве?»

II. Этап практического закрепления учебного материала.

  1.  Словарно- орфографическая работа  (предупредительный диктант).

Обучающийся выполняет работу на классной доске до первой ошибки, класс приводит свои примеры  на то  орфографическое правило, которое вызвало затруднение  ученика, работающего у доски).

Неплохо бы запомнить надолго, как ребёнком свежо видишь мир; удивлённо смотришь вокруг; куда-нибудь бежишь вприпрыжку по сплошь залитой солнцем дорожке; никогда не грустишь; нежданно-негаданно находишь друзей; беззаботно, по-детски смеёшься; по-настоящему веришь в чудеса; что-то всё время напеваешь точь-в-точь как известный певец.

- Докажите, что записанные слова являются наречиями.

-  Укажите тематическую основу словарного диктанта.

- Почему детство – это особая пора в жизни человека?

-  Как вы считаете, что особенно важно сделать именно в детском возрасте?

- Составьте предложение.

- Выполните синтаксический разбор предложения.

Для ребёнка, растущего непрерывно, мир бесконечно раскрывается вглубь и вширь.

2.  Орфографическая задача.

1. Николенька сосредоточе(н;нн)о смотрел по сторонам.

2. В повести сосредотосе(н;нн)о множество подробностей детства героя.

3. Лицо мальчика сосредоточе(н;нн)о.

а) Какова последовательность решения этой задачи?  Составление алгоритма.

 Как отличить краткое причастие от краткого прилагательного?  Составление алгоритма.

3.  Распределительный цифровой диктант (на материале предложений  из романа  С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука».  Рекомендация внеклассного чтения.)

1. Я начал возбуждённо рассказывать сказки.

2. В юности все силы души направлены на будущее.

3. Мать кого-то ждала и была рассеянна.

4. Лицо было взволнованно.

5. Детские голоса объединены в один хор.

6. Сестрица испуганно смотрела вокруг.

7. Окна были открыты, занавески опущены.

8. Я стал путано рассказывать о случившемся.

9. Мои ответы дедушке были неуверенны.

 Ученик выполняет работу на интерактивной  доске, коллективная проверка.

4.  Объяснительный диктант.

Особенно ценно доброе воспоминание, вынесенное ещё из родительского дома. Русская пословица гласит: «Береги честь смолоду!» Ведь привычки, воспитанные в детстве, остаются навсегда. Поэтому храните всё хорошее, что приобрели в детские годы, не растрачивайте бессмысленно. 

- Запишите  диктант,  предварительно пропустив  строку для заголовка.

- Озаглавьте текст (Варианты: Берегите детство.  Детские привычки.)

III. Промежуточная диагностика качества усвоения материала.

Орфографический тренинг по теме «Правописание наречий»  с использованием контролирующих ЭУМ, размещенных в ФЦИОР (электронный тренажер).

IV. Рефлексия урока.

1.  Самооценка обучающихся:

-  Я повторил…

- Мне нужно обратить внимание на …

- Я пока не получил ответа на вопрос  …

- Мы размышляли о …

- Считаю, что моя оценка сегодня…

2.    Домашнее задание.

Самостоятельный выбор обучающихся:

А)  глава 7 повести Л.Н.Толстого «Детство», сцена «Охоты», выписать 6-8 предложений,  подчеркнуть в них  наречия, объяснить правописание.  

Б) Провести мини – исследование:  какую роль наречия играют в  повести Л.Н.Толстого «Детство»?  Оформить результаты исследования в виде презентации.

Приложение к плану – конспекту урока

Практикум по теме «Правописание наречий»

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления

информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР

1.

Презентация «Урок – практикум «Правописание наречий»

Электронный информационный продукт. Текстовые электронные данные.

Презентация.

Авторский ресурс.

2.

Наречие. Обобщение по теме. К1.

Электронные средства обучения,

электронные программы

(тренажер).

Модуль контроля.

Тест

http://www.fcior.edu.ru/card/14200/narechie-obobshenie-po-teme-k1.html

3.

Наречие. Обобщение по теме. К2.

Электронные средства обучения,

электронные программы

(тренажер).

Модуль контроля.

Тест

http://www.fcior.edu.ru/card/14202/narechie-obobshenie-po-teme-k2.html

4.

Наречие. Обобщение по теме. К3.

Электронные средства обучения,

электронные программы

(тренажер).

Модуль контроля.

Тест

http://www.fcior.edu.ru/card/1765/narechie-obobshenie-po-teme-k3.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме " Наречие".

КАКИЕ СЛОВА ЯВЛЯЮТСЯ НАРЕЧИЯМИ.  Цель:повторить, углубить  и обобщить знания по теме «Наречие»Задачи:Образовательные:·        закрепить умения у...

урок -практикум русского языка в 8 классе "обобщение изученного по теме "Обстоятельство"

  На уроке закрепляется и обобщается материал по теме "Обстоятельство". В ходе урока разнообразные задания сменяют друг друга, помогая учащимся вырабатывать навыки использования обстоятель...

Урок-практикум русского языка в 5 классе "Правописание И-Ы после Ц"

"Правописание И-Ы после Ц" урок-практикум в 5 классе (УМК С.И. Львовой)...

Урок-повторение русского языка по теме "Наречие"

Данный урок позволяет привлечь всех учащихся к получению высокой оценки через предварительную подготовку. Примерные задания даются заранее. Урок проходит в виде соревнования по группам. В конце урока ...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Наречие. Обобщение изученного. 7класс"

Тип урока: комбинированный (интегрированное изучение русского языка и литературы) Цель урока: обобщение изученного о наречии, повторение орфографических правил, развитие речи учащихся, освоение л...

Обобщающий урок по русскому языку на тему "Наречие" с использованием здоровьесберегающей технологии по ФГОС

Урок ппредставлен в форме технологической карты с применением здоровьесберегающей технологии на основе компетентного подхода, направленного на достижение метапредметных и предметных целей обучения сог...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" 7 класс

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" 7 класс...