Обобщающий урок по русскому языку на тему "Наречие" с использованием здоровьесберегающей технологии по ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок ппредставлен в форме технологической карты с применением здоровьесберегающей технологии на основе компетентного подхода, направленного на достижение метапредметных и предметных целей обучения согласно требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_tekhnologiya_na_urokakh_russkogo_yazyka.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
Задача учителя о здоровье детей- задача первостепенной важности, в том числе и на уроках русского языка, ведь здоровье- это не просто отсутствие болезней, а состояние физического и психического благополучия человека.
Цель описываемой технологии обеспечение возможности сохранения здоровья школьника за период обучения. Задача данной технологии – обеспечение таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение прежде всего психического здоровья учащихся и достигается через :
1) учет особенностей класса, использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;
2) создание условий для самовыражения учащихся;
3) инициацию разнообразных видов деятельности. Данное обучение приводит к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации учебной деятельности, приросту учебных достижений.
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.
Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках литературы разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Учителю необходимо помнить, что рациональная организация урока- самая важная составляющая здоровьесберегающей работы. Основными гигиеническими критериями рациональной организации урока нужно считать психологический климат, создание ситуации успеха, смену видов деятельности учащихся, чередование методов и приемов обучения, эмоциональные разрядки, рациональное использование современных информационных технологий.
Структурными элементами таких уроков выступают:
-приветствие
- опрос самочувствия
- релаксация
- оздоровительные упражнения
- рефлексия.
Обобщающий урок по теме «Наречие» с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий
Технологическая карта урока
Тема | Обобщающий урок «Наречие» (7 класс) |
Педагогические цели | Способствовать организации деятельности учащихся по обобщению теоретических знаний по теме «Наречие» в условиях комфортной образовательной среды. Содействовать развитию умений правильного написания наречий, употребления их в речи, отличия наречия от других частей речи. Способствовать формированию культуры речи, созданию комфортного психологического климата для обеспечения возможности сохранения здоровья учащихся. |
Тип | Комплексное применение знаний и способов деятельности |
Планируемые образовательные результаты | |
Предметные: Базовый уровень – находят наречия в предложении; орфографически правильно их пишут; правильно употребляют в речи; Продуктивный уровень – умеют составлять предложения с наречиями; выполняют тестовые задания; Личностные: проявляет положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу. | |
Метапредметные: | Познавательные - общеучебные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; строят речевые высказывания; логические; совершенствует мыслительные операции; Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; Коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать в диадах; работать в одной команде; |
Основное содержание темы, понятия и термины: | Наречие, его морфологические признаки, отличие наречий от других частей речи, член предложения, которым является наречие. |
Образовательные ресурсы: |
|
Оборудование: | Компьютер, проектор |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 Организация начала урока, целевая установка | Форма – фронтальная; метод - беседа | Поясняет, что урок пройдет в рамках мастер-класса, где необходимо показать, какие элементы здоровьесберегающих технологий применяем. - С каким настроением вы начинаете урок? Перед вами три изображения облачка разных цветов. Поднимите белое, если настроение нейтральное; зеленое – если вы настроены на каникулы, а не на работу; оранжевое – если вы готовы работать. Вопросы, направленные на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме. Вопросы: -Над какой темой работали? -Что нового узнали? -Зачем изучать наречие? -Где можем встретиться с этой частью речи? -Прочитайте тему сегодняшнего урока. Обозначьте самостоятельно учебную задачу урока . | Определяют эмоциональную и психологическую готовность к уроку. Внимательно слушают, отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ приобретенных ЗУН по изучаемой теме, делают выводы. Исходя из темы, определяют учебные задачи урока. | Осуществляют навыки самоорганизации. Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы, осуществляют рефлексорно-оценочные умения, формулируют, принимают учебные задачи. | |
2 Обобщение и систематизация знаний | Форма – фронтальная; метод – ситуация - неожиданность. | Раздается стук в дверь.заходит ученик, испольнающий роль Наречия. - Люди добрые! Сам-то я не местный. Помогите! Узнали вы меня? Вот жизнь; всегда приходится отвечать на вопросы. А знаете, на какие? Назовите. Ребята, почему вы перестали употреблять меня в речи? А ведь со мной речь яркая, выразительная! Ребята, верните меня в свою речь! | |||
-Поможем наречию? Тем более, что и корень в этом слове какой? -Что мы знаем о наречии как о части речи? - Внимание! Работа в парах! На выполнение задания отводится одна минута. - Первый вариант рассказывает второму об общем значении наречия и его синтаксической роли. - Второй вариант первому – о морфологических признаках наречие. | Отвечают на вопросы. -Речь. Работает в диадах. Комментируют выполнение учебных задач. | Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств ее достижения. | |||
Форма – коллективная, метод – хоровой ответ. | - Обобщим знания с помощью алгоритма (работа со слайдом презентации). Вопросы: - Наречие - это самостоятельная или служебная часть речи? - С какими частями речи сочетается? - Каким членом предложения чаще всего является? - На какие вопросы отвечает? - Это изменяемая часть речи? | Делают выводы и обобщения. | |||
Форма – индивидуальная; метод – творческая перекличка. | Работа со слайдом презентации «Новый Год». Задание: Вставить в данный текст нужные по смыслу наречия и записать наречия в тетрадь, графически обозначив орфограммы. | Вставляют нужные по смыслу наречия, графически обозначают орфограммы. | Принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют поиск средств их достижения. | Индивидуальная: выполняют творческие задания. | |
Форма – фронтальная; метод – практическое упражнение. | Физкультминутка. Цветотерапия - Наши глаза устали. Давайте сделаем паузу и с помощью приема цветотерапии полечим их! Сегодня мы увидим цвета радуги. Какие же? Кто знает ключ к разгадке? «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? _ и так постараемся расслабить мышцы тела, но при это не роняем позвоночник, а держим спину ровно. И теперь все вместе перенесемся в удивительный мир цветов красок и звуков. (Презентация «Цвоетотерпия» с наречными оценками» вслух; здорово, хорошо, великолпно и т.п.) . - мы порадовали глаза и продолжаем уже на просто знакомиться с наречием , а узнавать его среди других частей речи. | Выполняют упражнения для глаз, следуя инструкции учителя. Смотрят презентацию и вслух дают эмоциональную оценку увиденного с помощью наречий. | Фронтальная: в процессе просмотра презентации называют соответствующие их эмоциональному состоянию наречия. | ||
3 Контроль и самоконтроль. | Форма – групповая работа, метод – практический. | - Внимание: работа в группах. (Презентация №3 «Знакомьтесь, наречие»). Задание командам: 1. Придумать название команды, связанное с наречием; 2. Приготовить для ответов на вопросы теста «а», «б», «в», «г» (т.е. один из вариантов ответа); 3. Подумать над вопросами теста, обсудить их в команде и поднять трафарет с правильным вариантом ответа. | Ставят столы для работы в группах. Выполняют творческие и тестовые задание. Работать в команде. | Групповая, выполняют тестовые задания. | |
Физкультминутка. Один из учеников получил перспективное индивидуальное домашнее задание: «насытить» текст зарядки с наречиями; встаньте ровно, высоко поднимите руки и.п. Формулирует задание: записать по памяти наречия, которые употребил ученик во время зарядки. - С какими наречиями вас ассоциируется слово «здоровье»? Внимание: ассоциативная цепочка (хорошо, прекрасно, классно, здорова, замечательно, великолепно и.д.. | Ученик проводит физкультминутку с использованием наречий, учащиеся повторяют движения. Выписывают по памяти наречия. Называют слова, с которым ассоциируется слово «здоровье». | Индивидуальное, выполняют упражнения физкультминутки. Фронтальная: составляют ассоциативную цепочку к слову «здоровье». | |||
4 Итог урока. Рефлексия деятельности. | Форма – индивидуальная; метод – практическое упражнение. | - В школе часто проводится традиционные недели здоровья. В связи с этим мне хотелось бы познакомить вас с «10 ЗОЛОТЫМИ ПРАВИЛАМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ». Ваша задача: не просто громко выразительно читать правила, но по ходу чтения называть наречия, которые вы видите в правилах, и дополнять своими. – Какую роль, по-вашему, играют в этих рекомендациях наречия? - Мы желаем всем здоровья и дарим «10 ЗОЛОТЫМИ ПРАВИЛАМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ».пусть они помогут всем оставаться здоровыми и жизнерадостными. - Проведем рефлексия урока. В начале урока вы поднимали одно из трех по цвету «облачко», соответствующих вашему настроению. - «Облако» какого цвета вы готовы поднять сейчас? Почему? - Кто из вас готов взять наречия в друзья и отныне использовать его в своей речи, поднимите руки. Домашнее задание: составить акростих по слову наречие. | Называют наречия. Дополняют своими наречиями на «листах обратной связи». Отвечают на вопрос. Оценивают свою деятельность на уроке. | Осознают задание и выполняют действия четко и согласованно, следуя инструкции учителя. Осуществляют рефлексорно -оценочные действия. | Индивидуальная: читают предложения, находят и называют наречия. Проводят самоанализ учебной деятельности. |
Сценарий урока.
2. Обобщение и систематизация знаний, работа со слайдом презентации «Новый год».
Задание: вставить в текст нужные по смыслу наречия и записать наречия в тетрадь.
________Новый год! ___________л…тит время. Еще________мы и (не) думали о праз…нике. А теперь _________г…товимся к новому году. Нужно успеть_______много. Поэтому мы ________б…ремся за дело. Если взят?ся______, то все получит?ся!
Ответ: Скоро новый год! Быстро летит время. Еще недавно мы и не думали о празднике. А теперь дружно готовимся к новому году. Нужно успеть очень много. Поэтому мы охотно беремся за дело. Если взяться дружно, то все получится.
3.Контроль и самоконтроль.
Тест по теме «Наречие».
1. Выбери и подчеркни верное утверждение
А. Наречие – служебная часть речи.
Б. Наречие - изменяемая часть речи.
В. Наречие - неизменяемая часть речи.
2. Выбери и подчеркни утверждение, с которым можно согласиться.
А. Наречие обозначает предмет.
Б. Наречие обозначает признак действия.
В. Наречие обозначает признак предмета по действию.
3. Подчеркни утверждения, с которым можно согласиться.
А. Наречия отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать?
Б. Наречие отвечает на вопросы: Что делая? Что сделав?
В. Наречие отвечает на вопросы: Как? Когда? Где? Зачем?
4. Выбери и подчеркни что характерно для наречия.
А. Наречие не изменяется.
Б. Наречие изменяется по лицам, родам, числам.
В. Наречие изменяется по лицам.
5. Выбери и подчеркни те слова, которые являются наречиемя.
А. Сегодня.
Б. Играющий.
В. Очень красиво.
Г. Прыгая.
Ответы: 1- в, 2-в, 3-в, 4 – а, 5- а,в.
- Итог урока. Рефлексия деятельности. «10 ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ».
- Точно соблюдайте режим дня!
- Правильно питайтесь!
- Больше двигайтесь!
- Спите в хорошо проветриваемой комнате!
- Чаще бывайте на свежем воздухе!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма.
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций.
- Всегда желайте себе и окружающим добра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обобщающего урока по русскому языку в 7 классе на тему "Союз"
На уроке рассмотрены трудные случаи написания союзов и омонимичных частей речи...
Конспект урока информатики в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий
Конспект урока информатики в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий. Методическая разработка содержит конспект урока и мультимедийную презентацию....
Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме: "Причастие".
Данный урок содержит материал по повторению и обобщению основных понятий о причастии. Важными элементами урока является характеристика причастия по плану, что вырабатывает у учащихся...
Обобщающий урок по русскому языку в 8 классе по теме "Простое предложение"
Урок по теме: «Синтаксический разбор простого предложения»Цели: повторить основные способы связи слов в словосочетании и предложении;формировать умение производить синтаксический разбор простого...
Обобщающий урок по русскому языку 5 класс"Неведомая или знакомая страна морфемика"
Обобщающий урок по русскому языку 5 класс"Неведомая или знакомая страна морфемика"...
Обобщающий урок по русскому языку "Мозговой штурм. СПП" 9 класс
Работа в группах сменного состава...
Урок литературы в 7 классе с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии кооперативного обучения по теме "Образ Тараса Бульбы в повести Н.Гоголя"
Цель: раскрыть образ Тараса Бульбы как олицетворение сильного русского характера Задачи:Образовательные:Ø подвести учащихся к пониманию всеобъемлющего знания повести “Тарас Бульба"Воспитате...