Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи
план-конспект урока по русскому языку по теме

Урок обобщения знаний о признаках имени  существительного как части речи в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:      Обобщение знаний о признаках имени  

                существительного как части речи.

Цели:

1. Обобщающая –    совершенствование знаний об изменении имен          

                                  существительных по числам, умения различать

                                   имена существительные по родам;

2. Развивающая –     развитие речи детей, памяти, внимания и  

                                   мышления, орфографической зоркости;

3. Воспитательная – воспитание товарищества, взаимопомощи,

                                   любви к русскому языку.

                            Ход урока:

I. Организационный момент.

        На перемене вы играли,

                  На перемене отдыхали,

                  А сейчас у нас урок.

                  Закрыли ротик на замок,

                  Тихо сели. Мы начинаем.

А начать я хочу со сказки:

В некотором царстве, которое называется Русский язык, есть город Речь. В этом городе в большом районе живет важный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие.

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например: собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмем слова: утюг, пенал,

Котенок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

- Прочитайте слова на карточке №1.

Собака, стол, часы, жираф, кино,

утюг, пенал, котёнок, конфеты.

- Что объединяет эти слова?

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по району Существительных. Встречаясь с именами существительными, мы повторим всё, что знаем о признаках этой части речи.

III. Чистописание.

- Путь у нас недалёк, и мы отправляемся прямо сейчас. Во время нашего путешествия обо всём, что мы увидим и услышим, будем записывать в дневник наблюдений. В дневнике нужно писать красиво и аккуратно. Давайте потренируемся.

                                       21 февраля.

Мм   Мм

Мороз невелик, а стоять не велит.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

IV.Словарная работа.

- Нам придётся сделать остановку у колодца.

Беда – провалились в колодец слова.

Их достать – нелёгкое задание!

Надо знать тех слов правописание!

з _мляника

дев_чка

б_рёза

д_журный

в_рона

за_ц

к_ртофель

учит-ль

-  Запишите эти слова в дневник наблюдений. Безударную гласную подчеркните (проверка).

V.Повторение знаний об имени существительном
- Слова какой части речи мы записали?

- итак, мы дошли до района Существительных. Чтобы пересечь его границу, нужно ответить на вопросы:

1. Что такое имя существительное?

2. Что обозначают имена существительные?

- Молодцы, ребята! Ворота открыты. Давайте немного отдохнём.

        Физминутка.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише,

Деревце всё выше, выше.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

- Посмотрите, ребята, от центра города идут три улицы, прочитайте их названия (улица Мужского рода, Женского рода, Среднего рода)

- Как различить существительные мужского, женского и среднего рода? (по личным местоимениям он, она, оно)

- Прочитайте предложение на карточке №2

Ничего не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

- Из какой сказки этот отрывок? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

- Выпишите из предложения все имена существительные и определите род (рыбка-ж.р.,   хвост- м.р.,    вода- ж.р.,     море- с.р.)

- Ребята, давайте отправим эти существительные по домам на родные улицы.

- А теперь отправимся в парк подышать свежим воздухом. В районе Существительных два парка: Парк Множественного числа и парк Единственного числа. Как различить имена существительные этих парков?

- Перед вами на карточке №3 отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке».

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок!

- Как вы понимаете смысл этих слов?

- Из каких парков «собрались в эти строки имена существительные и могут ли они «прогуляться» в другом парке?

Ед.ч.

Мн.ч.

Сказка

Сказки

Ложь

-

Намёк

Намёки

Молодец

Молодцы

Урок

Уроки

Вывод: не все имена существительные изменяются пи числам.

- Перед нами ещё две улицы, которые называются Собственная и Нарицательная. Как вы думаете, почему они так называются?

(Здесь живут собственные имена существительные и нарицательные имена существительные)

- Какие имена существительные  называются собственными, нарицательными?

- Перед вами на карточке №4 три предложения

Марина грибы мариновала.

Мария малину перебирала.

Бабушка Варя варенье варила.

- Выпишите имена существительные в два столбика:

Собственные                                                   Нарицательные

Марина                                                            грибы

Мария                                                              малина

Варя                                                                  бабушка

                                                                          Варенье

-Побываем ещё на двух улицах: Одушевлённой и Неодушевлённой.

- Почему эти улицы так называются?

-Какие имена существительные относятся к одушевлённым и неодушевлённым?

- Запишите слова в два столбика.

               Кто?                                                      Что?

Зима, лыжня, мальчик, лес, лыжник, заяц, дерево.

( Кто? – мальчик, лыжник, заяц;  Что?- зима, лыжня, лес, дерево, горка)

- Ребята, составьте текст, используя данные существительные.

(Например: Зима. Мальчик Ваня на лыжах отправился в лес. А вот и горка. Лыжник мчится вниз. Около лыжни идут заячьи следы.)

- О чём наш текст? ( О лыжной прогулке)

- А как вы думаете, зачем мальчик отправился на лыжную прогулку? (заниматься спортом, любоваться зимней природой)

- А зачем люди занимаются спортом? (укрепляют здоровье)

- А кто из вас, ребята, занимается спортом, делает зарядку?

-Молодцы!

VI. Итог урока

- Ну вот, на такой здоровой, оптимистической ноте мы с вами  заканчиваем наше путешествие по району Существительных. Мы многое повторили, а теперь давайте подведём итоги:

1. Что такое имя существительное?

2. Что вы знаете об имени существительном?

3. А что нового мы узнали об имени существительном?

карточка №1.

Собака, стол, часы, жираф, кино,

утюг, пенал, котёнок, конфеты.

карточка №2

Ничего не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

карточка №3

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок!

карточка №4

Марина грибы мариновала.

Мария малину перебирала.

Бабушка Варя варенье варила.

Сказка

Сказки

Ложь

Намёк

Молодец

Урок

Намёки

Молодцы

Уроки

Рыбка

Хвост

Вода

Море

З_мляника

Дев_чка

Б_рёза

Д_журный

В_рона

З_яц

К_ртофель

Учит_ль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи"

Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи" ...

Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...

урок по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных"

дана разработка урока по  русскому языку в 5 классе  по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных". Урок представлен в форме путешествия, в котором учащиеся за...

Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи"

Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи" Задачи:Обучающая: актуализация теоретических знаний по теме «Имя сущ...

"Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя существительное как часть речи"

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку в 6 классе...

Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....

Обобщение знаний о падежах имен существительных

Тип урока: урок закрепления новых знаний и выработка умений Цель:формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных учащимися 3 класса в предметной...