Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи
план-конспект урока по русскому языку по теме
Урок обобщения знаний о признаках имени существительного как части речи в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщение знаний о признаках имени
существительного как части речи.
Цели:
1. Обобщающая – совершенствование знаний об изменении имен
существительных по числам, умения различать
имена существительные по родам;
2. Развивающая – развитие речи детей, памяти, внимания и
мышления, орфографической зоркости;
3. Воспитательная – воспитание товарищества, взаимопомощи,
любви к русскому языку.
Ход урока:
I. Организационный момент.
На перемене вы играли,
На перемене отдыхали,
А сейчас у нас урок.
Закрыли ротик на замок,
Тихо сели. Мы начинаем.
А начать я хочу со сказки:
В некотором царстве, которое называется Русский язык, есть город Речь. В этом городе в большом районе живет важный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие.
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например: собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмем слова: утюг, пенал,
Котенок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
- Прочитайте слова на карточке №1.
Собака, стол, часы, жираф, кино, утюг, пенал, котёнок, конфеты. |
- Что объединяет эти слова?
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по району Существительных. Встречаясь с именами существительными, мы повторим всё, что знаем о признаках этой части речи.
III. Чистописание.
- Путь у нас недалёк, и мы отправляемся прямо сейчас. Во время нашего путешествия обо всём, что мы увидим и услышим, будем записывать в дневник наблюдений. В дневнике нужно писать красиво и аккуратно. Давайте потренируемся.
21 февраля.
Мм Мм
Мороз невелик, а стоять не велит.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
IV.Словарная работа.
- Нам придётся сделать остановку у колодца.
Беда – провалились в колодец слова.
Их достать – нелёгкое задание!
Надо знать тех слов правописание!
з _мляника |
дев_чка |
б_рёза |
д_журный |
в_рона |
за_ц |
к_ртофель |
учит-ль |
- Запишите эти слова в дневник наблюдений. Безударную гласную подчеркните (проверка).
V.Повторение знаний об имени существительном
- Слова какой части речи мы записали?
- итак, мы дошли до района Существительных. Чтобы пересечь его границу, нужно ответить на вопросы:
1. Что такое имя существительное?
2. Что обозначают имена существительные?
- Молодцы, ребята! Ворота открыты. Давайте немного отдохнём.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише,
Деревце всё выше, выше.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
- Посмотрите, ребята, от центра города идут три улицы, прочитайте их названия (улица Мужского рода, Женского рода, Среднего рода)
- Как различить существительные мужского, женского и среднего рода? (по личным местоимениям он, она, оно)
- Прочитайте предложение на карточке №2
Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море. |
- Из какой сказки этот отрывок? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
- Выпишите из предложения все имена существительные и определите род (рыбка-ж.р., хвост- м.р., вода- ж.р., море- с.р.)
- Ребята, давайте отправим эти существительные по домам на родные улицы.
- А теперь отправимся в парк подышать свежим воздухом. В районе Существительных два парка: Парк Множественного числа и парк Единственного числа. Как различить имена существительные этих парков?
- Перед вами на карточке №3 отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке».
Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок! |
- Как вы понимаете смысл этих слов?
- Из каких парков «собрались в эти строки имена существительные и могут ли они «прогуляться» в другом парке?
Ед.ч. | Мн.ч. |
Сказка | Сказки |
Ложь | - |
Намёк | Намёки |
Молодец | Молодцы |
Урок | Уроки |
Вывод: не все имена существительные изменяются пи числам.
- Перед нами ещё две улицы, которые называются Собственная и Нарицательная. Как вы думаете, почему они так называются?
(Здесь живут собственные имена существительные и нарицательные имена существительные)
- Какие имена существительные называются собственными, нарицательными?
- Перед вами на карточке №4 три предложения
Марина грибы мариновала. Мария малину перебирала. Бабушка Варя варенье варила. |
- Выпишите имена существительные в два столбика:
Собственные Нарицательные
Марина грибы
Мария малина
Варя бабушка
Варенье
-Побываем ещё на двух улицах: Одушевлённой и Неодушевлённой.
- Почему эти улицы так называются?
-Какие имена существительные относятся к одушевлённым и неодушевлённым?
- Запишите слова в два столбика.
Кто? Что?
Зима, лыжня, мальчик, лес, лыжник, заяц, дерево.
( Кто? – мальчик, лыжник, заяц; Что?- зима, лыжня, лес, дерево, горка)
- Ребята, составьте текст, используя данные существительные.
(Например: Зима. Мальчик Ваня на лыжах отправился в лес. А вот и горка. Лыжник мчится вниз. Около лыжни идут заячьи следы.)
- О чём наш текст? ( О лыжной прогулке)
- А как вы думаете, зачем мальчик отправился на лыжную прогулку? (заниматься спортом, любоваться зимней природой)
- А зачем люди занимаются спортом? (укрепляют здоровье)
- А кто из вас, ребята, занимается спортом, делает зарядку?
-Молодцы!
VI. Итог урока
- Ну вот, на такой здоровой, оптимистической ноте мы с вами заканчиваем наше путешествие по району Существительных. Мы многое повторили, а теперь давайте подведём итоги:
1. Что такое имя существительное?
2. Что вы знаете об имени существительном?
3. А что нового мы узнали об имени существительном?
карточка №1.
Собака, стол, часы, жираф, кино, утюг, пенал, котёнок, конфеты. |
карточка №2
Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море. |
карточка №3
Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок! |
карточка №4
Марина грибы мариновала. Мария малину перебирала. Бабушка Варя варенье варила. |
Сказка
Сказки
Ложь
Намёк
Молодец
Урок
Намёки
Молодцы
Уроки
Рыбка
Хвост
Вода
Море
З_мляника
Дев_чка
Б_рёза
Д_журный
В_рона
З_яц
К_ртофель
Учит_ль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи"
Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи" ...
Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС
Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...
урок по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных"
дана разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных". Урок представлен в форме путешествия, в котором учащиеся за...
Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи"
Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи" Задачи:Обучающая: актуализация теоретических знаний по теме «Имя сущ...
"Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя существительное как часть речи"
Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку в 6 классе...
Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....
Обобщение знаний о падежах имен существительных
Тип урока: урок закрепления новых знаний и выработка умений Цель:формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных учащимися 3 класса в предметной...