Обобщение знаний о падежах имен существительных
план-конспект урока по русскому языку

Тимофеева Наталия Владимировна

Тип урока: урок закрепления новых знаний и выработка умений

 Цель:

  • формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных учащимися 3 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Обобщение  знаний о падежах имен существительных».
  • проверить знания учащихся об имени существительном: изменение по родам, по числам, падежам; тренировать умения учащихся в определении падежа имен существительных.
  • способствовать развитию памяти, внимания, мышления, слухового восприятия, следить за произношением звуков «с», «ш» в устной речи учащихся.
  •  Учить решать проблемные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_znaniy_o_padezhah_imen_sushchestvitelnyh.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение знаний о падежах имен существительных

Урок русского языка в 3 классе

Школа России по учебнику В.П. Канакиной

в соответствии с ФГОС

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Тимофеева Наталия Владимировна

                                                                             

Москва 2021

Урок русского языка в 3 классе

Школа России по учебнику В.П. Канакиной

Тема: 

Обобщение знаний о падежах имен существительных.

Тип урока: урок закрепления новых знаний и выработка умений

 Цель:

  • формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных учащимися 3 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Обобщение  знаний о падежах имен существительных».
  • проверить знания учащихся об имени существительном: изменение по родам, по числам, падежам; тренировать умения учащихся в определении падежа имен существительных.
  • способствовать развитию памяти, внимания, мышления, слухового восприятия, следить за произношением звуков «с», «ш» в устной речи учащихся.
  •  Учить решать проблемные задачи.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) 

Личностные:

  • формировать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  • Работать над развитием мыслительных способностей детей в сочетании с эмоциональным и нравственным формированием личности ребенка.

Познавательные УУД:

  • Познакомить с изменением окончаний имен существительных в зависимости  от  связи с другими словами и в зависимости от вопроса ;
  • познакомить со значением слова «падеж»;
  • формировать умение определять падеж по вопросу с опорой на таблицу;
  • развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, мышление детей,
  • интерес к русскому языку;.

Регулятивные УУД:

  • формировать умение высказывать своё предположение на основе анализа и синтеза;
  • формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формировать  умение прогнозировать предстоящую работу ;
  • формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
  • Развитие у детей способности наблюдения и анализа.

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение слушать и понимать других;
  • формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • продолжать работу над развитием связной речи учащихся;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • приобщать  детей к участию в диалоге при обсуждении поставленной задачи;
  • приучать детей к участию в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • учить  высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие и взаимовыручку

Оборудование: компьютер, доска, презентация, карточки с опорными словами.

Образовательные ресурсы: Учебник, с. . Таблица «Склонение имен существительных», карточки, презентация.

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

1.Организационный  момент

Фонетическая зарядка.

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Фронтальная

- Поприветствуем друг друга: «Добрый день!»  Давайте улыбнёмся, друг другу.

-У вас на партах две карточки (солнышко и тучка), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. Успехов вам и удачи!

– Проверим готовность к уроку.

Сегодня на уроке будем следить за произношением звуков «с», «ш».

Скажите протяжно с_____,ш_____ Скажите кратко с-ш

Повторите за мной: са-ша,со-шо,су-шу,се-ше

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»

Приветствуют друг друга, учителя, гостей. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе

Читают сопряженно, сопряженно-отраженно. Следят за произношением контролируемых звуков.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Корректируют неправильное произношение-следят за произношением звуков

II. Словарная работа

Фронтальная.

Словесный. Практический

Откройте тетради и запишите слова на слух.

Учитель читает слова за экраном.

М-с-ц (месяц), па- ажир (пассажир), с-м-лет(самолет), пут-шестве—ик (путешественник) ст-лица, шо—е (шоссе), Р-сс- - (Россия)

Что объединяет все эти слова?

Докажите, что это имена существительные.

На какие 2 группы можно разделить эти слова?

Мы вспомнили как изменяются имена существительные.

 - Что вы можете рассказать об именах существительных?

- Как изменяются имена существительные? (По числам, по падежам)

- Что такое склонение? (Изменение по падежам)

О чем забыли сказать?

- Определите тему урока.

- Поставим цели.

Можете ли вы объяснить значение слова падеж? Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова. «Слово «падеж» произошло от латинского «casus»- падение. Имена существительные употребляясь в речи «падают» той или иной формой, т.е. изменяют свою форму.

-Поэтому тема урока «Изменение существительного по падежам»

Слушают учителя,
выполняют работу
над ошибками

Анализируют результаты своей деятельности, корректируют знания

 III. Самоопределение к деятельности (постановка цели изадачи)

Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа

 - они  все являются именами существительными

на одушевленные и неодушевленные, на собственные и нарицательные, по родам – м.р. и ж.р.)

Имена существительные изменяются по падежам.

Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1 .Работа по изменению существительных по падежам. Склонение.

Парная, коллективная. Словесный,
практический. Упражнение,
беседа

а) работа в парах (карточки)

У детей на партах лежит текст.

Скоро  мама придёт с работы. У_____ (мама) доброе сердце. Я подарю_____ (мама) красивые цветы. Очень люблю свою______ (мама). Мне очень  интересно беседовать с ________(мама) .  Я написала сочинение о __________(мама).

Прочитайте текст.

  • Какое слово встречается в каждом предложении?
  • Что заметили?  

  • Как выдумаете, что надо сделать?

Далее работа в парах – написать рядом измененное слово.

  • Для чего служит окончание? Выделите окончание в слове мама во всех  предложениях.
  • Что происходит со словом мама в каждом предложении: словоизменение или словообразование?
  • Почему изменяется окончание в слове мама?
  • Попробуйте задать вопросы к этим словам и записать их (в паре)
  • Какой вывод можно сделать?

Как называют такие изменения имен существительных по вопросам ?

б)  коллективная работа.

На слайде текст.

Зимой река замерзла. Берега реки замело снегом. В летнее время по реке ходили суда. Не каждый видел такую полноводную реку. Жители города гордятся рекой. Многие мечтают отдохнуть на нашей реке.

-Прочитайте текст и найдите то слово, которое меняет свою форму.

-Выпишите из каждого предложения слово «река» с вопросом, на который оно отвечает в столбик. Выделите ту морфему, которая изменяется.

-Запишите названия падежей.

Выполняют задания упражнения

-Мама

- Слово мама стоит в начальной форме и нет смысла в предложениях.

Изменить слово

Окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении

словоизменение

потому что ставим разные вопросы

Вывод: Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами (т.е. по смыслу), и когда отвечают на разные вопросы (грамматическая связь).

СКЛОНЕНИЕМ.

Дети пишут:

Что? река

Чего? реки

Чему? реке

 Что? реку

Чем? рекой

О чем? о реке

Устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют анализ, выполняют письменную работу

Физминутка

Коллективная. Практический

Если существительное мужского рода – руки вверх, женского – наклон

вперёд, среднего рода – присесть.

Зима, огонёк, солнце, берёза, ковёр, поле, снег, лес, цвет, роща.

Выполняют движения

Осуществляют профилактику утомления

3) Закрепление знаний

Упражнение  (учебник)

Задание на развитие внимания.

Посмотрите на таблицу

Найдите слова по теме «Имя существительное».

у

с

п

а

д

е

ж

в

я

к

и

с

к

л

о

н

е

н

и

е

ж

з

и

с

р

о

д

г

б

в

я

к

е

ч

т

о

и

с

ф

к

ч

ц

й

б

н

г

э

ю

м

и

в

и

у

ф

р

л

к

т

о

ш

и

з

с

г

в

м

ь

с

е

п

л

о

в

л

г

а

к

е

к

ф

п

о

л

д

о

м

ч

с

п

р

е

д

м

е

т

а

ш

и

т

- Я буду вам рассказывать, а вы попробуете догадаться, кто является героем моего рассказа

1. Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю
Мои вопросы кто? и что?

Ни с чем не спутает никто.  (Именительный падеж)

2. Кого же нет?

Я очень беспокоюсь, чего же нет?

Отправлюсь я на поиск

Прошу друзья, скорее помогите!    

И как зовут меня, скажите! (Родительный падеж) ) 

3. Я работаю старательно

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать с предлогом «К» порой дружу

 Но и один гулять хожу. (Дательный падеж) ) 

4. Кого винить мне видно сразу!
Пусть каждый здесь
Запомнит эту фразу

Ведь я важней министра! Все это знают тут!

 А ну скорей скажите, Как меня зовут? (Винительный падеж) ) 

5. Творите  чем? Творите  с кем?
Я подскажу вам - нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад.  (Творительный падеж) ) 

6. Мне без предлогов свет не мил
Пусть будет «в», и «о», и «при» -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать

О чем мечтаешь и в чем гулять. (Предложный падеж) ) 

- В каждой группе найдите лишнее слово:

именительный родительный дательный просительный

кто? что? кем? откуда? чего? о ком?

есть нет дать взять вижу думаю

Находят слова в таблице.

Отвечают на вопросы , закрепляют знания о падежных вопросах, о предлогах, употребляемых в каждом падеже.

Развивают зрительное восприятие и мышление.

Извлекают необходимую информацию из таблицы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

Знакомятся со склонением, с названиями падежей

V. Закрепление знаний и способов действий.

Падежи и падежные вопросы (упр. )

Коллективная.

Словесный. Упражнение,
беседа.

Обеспечивает усвоение знаний падежей и падежных вопросов, навыки изменения  имен существительных по падежам

Склоняют имена существительные: лиса, стол, гнездо

(фронтальная проверка)

Запоминают названия падежей, учатся изменять имена существительные по вопросам (склонять)

 VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

- Определите падежи у выделенных имён существительных

Ребята шли из школы.

Лисий след ведёт к норе.

С неба летел мокрый снежок.

Яблоко от яблони недалеко падает.

К дому подъехала грузовая машина.

У страха глаза велики

- Как называется изменение имён существительных по падежам?

- Сколько падежей в русском языке?

- Назовите их с вопросами?

- Зачем нам надо знать название падежей и падежные вопросы?

Продолжите фразу...

  • Я знаю.....
  • Я умею....
  • Я научился....

Каким получился сегодняшний урок? Обоснуй свой вывод.

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния,
впечатления от урока

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

VII. Домашнее задание:  просклонять:

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.

Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего
развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное» 6 класс (1 урок).

Систематизация и обобщение знаний по теме«Имя существительное»6 класс (1 урок). Работа с интерактивной доской....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

План-конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном"

План-конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

Обобщение знаний об имени существительном

Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного; отработки практических навыков в написании и определении существительных; организовать деятель...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Обобщение знаний об имени существительном.»

Цели урока:1.     Закреплять знания об имени существительном, его постоянных  признаках; развивать умения выполнять грамматические разборы;2.     развивать...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Обобщение знаний об имени существительном, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Обобщение знаний об имени существительномЦели деятельности учителя: актуализация знаний по теме «Имя существительное», совершенствование умения правильно...