Описание картины П.П.Кончаловского "Сирень в корзине"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме
Урок развития речи в 5 классе "Описание картины П.П.кончаловского "Сирень в корзине"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_siren.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ольховецкая основная общеобразовательная школа»
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Описание натюрмортра
П.П. Кончаловского «Сирень»"
Учитель:
Сорокина Татьяна Александровна
д.Ольховец
2012г.
Данный урок проводится в 5 классе. Уроки развития речи с использованием картины имеют специфическую структуру и обычно включают следующие этапы.
- Рассказ о художнике. Цель его – дать общие сведения о художнике.
- Беседа по картине. Цель ее – помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка.
- Проведение словарно-стилистической работы. В процессе беседы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором лексики, необходимой для выражения своих мыслей и чувств. Учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений.
- Составление плана или работа по предложенному плану. Цель – помочь учащимся в правильной последовательности описать картину.
- Использование на уроке музыки, легенды, стихотворений расширяет кругозор учащихся, оказывает влияние на описание картины, усиливает ее эмоциональное восприятие, позволяет сравнивать описание одного и того же предмета, обостряется наблюдательность, стимулируются творческие поиски и появляется желание описать картину красиво.
Цели урока: Дать понятие натюрморта; подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта; формирование умения построить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства; развивать творческие способности учащихся.
Ход урока
- «Дерево ожиданий» - метод совместного продвижения вперед.
На парте перед каждым учеником лежат яблоки, вырезанные из зеленой бумаги. Напишите, пожалуйста, на яблоках то, чего вы ожидаете от урока и разместите свои яблоки на доске, где изображено дерево.
Учитель озвучивает пожелания детей и в процессе урока выполненные пожелания-яблоки (по мере «созревания» кладет в корзину)
- Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.
(1 слайд)
Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956 гг.) очень любил изображать цветы. Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Пожалуй, никто из русских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он.
- Ребята, давайте вспомним, что такое «натюрморт»?
(слайд 2)
- Запишите определение в словарь-справочник
- (возвращение к 1 слайду)
П.П.Кончаловский говорил: «В цветах есть все, что существует в природе, только более в утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или в букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще».
3. Знакомство с натюрмортом П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»
Любимые цветы Петра Петровича - сирень , ей он посвятил множество полотен. Наиболее известные:
«Сирень на окне» (слайд 4)
«Сирень в вазе на окне» (слайд 5)
«Сирень» (слайд 6)
«Сирень в корзине» (слайд 7). Перед нами одна из лучших картин Кончаловского (1933г), изображающих сирень. Она находится в Москве, в Третьяковской галерее. Эту картину мы сегодня будем учиться описывать.
- А еще П.П.Кончаловский так говорил о своих картинах: “Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы”.
- Сейчас я предлагаю рассмотреть натюрморт Кончаловского “Сирень в корзине”, одновременно прослушивая прекрасную пьесу П.И. Чайковского “Фея сирени” из балета “Спящая красавица”.
4. Беседа по картине.
(Слайд 8)
- Какие чувства вызвала у вас картина П.П. Кончаловского?
(сирень напомнила о весне, картина, словно украсила класс, стало уютнее и теплее от красоты)
- Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?
(на картине очень свежая сирень, она влажная от утренней росы)
- Какого цвета, каких оттенков сирень?
(на картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: бледно-розовую, лиловую, темно-красную, белую, розоватую
- С чем можно сравнить цветы? (Звездочки, звоночки).
- Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному. (Душистая, пахучая, благоухающая.) Запишите в тетрадь.
- Опишите грозди сирени (Гордые, мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые.)
- Все ли листья сирени одинаково освещены?
(Нет, они выглядят по-разному: вверху и внизу они темно-зеленые, в середине букета – зеленые, вверху – салатовые, справа – светло-зеленые с золотистым оттенком)
- Опишите корзину, в которой стоит сирень (корзина плетеная, из ивовых прутьев. Они будто обнимают ветки сирени)
- С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная.) Запишите в тетрадь.
- Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? (Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка.) Запишите в тетрадь.
- Созвучно ли настроение музыки и картины?
- Художник передает красоту цветов красками, композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой при помощи звуков.
- Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой?
- Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: “В этом букете все живет, цветет и радуется”. Запишите эти слова в тетрадь. (Слайд 9)
5. Послушайте древнегреческую легенду о сирени.
(Слайд 10)
Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Вот что гласит древнегреческая легенда.
6. Обсуждение примерного плана сочинения. (Слайд 11)
I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов.
II. Чудесный букет сирени.
- Цвет
- Гроздья.
- Листья
- Корзина
III. “В этом букете все живет, цветет и радуется”.
7. Выразительное чтение стихотворений о сирени.(Слайд 12)
Сирень. Вс. Рождественский.
Прогремела гроза, прошумела,
Затихая, грохочет вдали.
Золотые лучи, словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли.
Воздух полон прохлады и тени.
Встала радуга светлым венцом.
И тяжелые гроздья сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе
По откосу сбежать наугад,
Окунуться в душистое море,
Захлебнувшее дремлющий сад.
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось
Ветку тронешь – дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь.
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.
- Какие прилагательные употребляет поэт для описания сирени? (Грозди тяжелые, мокрые; ветка росистая; цветы: белые, темно-лиловые; сад для поэта: это душистое море, осыпающиеся лепестки – лепестковый дождь)
Вывод: поэт, художник, композитор изображают один и тот же предмет – сирень. При этом каждый из них использует разные художественные средства: поэт – слово, художник – рисунок, краски, композитор - звуки. Читая стихотворение, мы представляем себе грозди сирени после грозы, ее благоухание. Сирень художника – мы видим, мы понимаем, что такую картину не мог нарисовать равнодушный человек.
(- ребята, скажите, все яблоки ваших опасений «созрели»?
Мы с вами совместно продвигались вперед и сумели все опасения предотвратить. Согласны?
Я думаю, сегодня на уроке все побывали в сиреневом саду и нарвали мысленно большой букет сирени, возможно, такой, какой изображен на картине П.П. Кончаловского.
(Слайд 13) Всем спасибо! Творческих успехов в написании сочинения!
Домашнее задание.
Написать сочинение, пользуясь планом и собранным материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка в 5 классе по теме"Описание картины П.П.Кончаловского "Сирень в корзине".
Урок русского языка по развитию речи.Цели: 1) образовательные:а)знакомство с типом речи "описание"; б) знакомство с жанром натюрморта 2)развивающие: а) р...
Сочинение-описание по картине П.Кончаловского "Сирень в корзине"
Данное сочинение написано ученицей 5 класса МБОУООШ №4 п.г.т. Росляково Мурманской области Суятиной Владиславой. Данная работа содержит авторское стихотворение....
Урок развития речи в 5 классе. Описание картины "Сирень в корзине"
Уроки развития речи с использованием картины имеют специфическую структуру. Цель этого урока - помочь учащимся понять образный язык художника и сформировать умение анализировать картину как прои...
Описание картины "Сирень в корзине"
Сочинение-описание картины П. Кончаловского "Сирень в корзине". Автор - ученица 5 класса МБОУ "Княжегорская СОШ" Анна Конон...
Художественное описание картины П.П.Кончаловского "Сирень в корзине"
Урок развития речи в 5 классе "Художественное описание натюрморта П.П.Кончаловского "Сирень в корзине" ("Героическая"). Урок давался в мае, когда у нас цветет сирень. Класс оформили фотовыставко...
Урок развития речи в 5 классе "Художественное описание картины Кончаловского П.П. "Сирень в корзине""
Рассказ о художнике. Цель: дать общие сведения о художнике. Беседа по картине. Цель её – помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать кар...