Из опыта работы: ться, тся, ца. Что выбрать?
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Советы молодому учителю русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План - конспект урока по теме "-Тся, -ться, -ца. Что выбрать?" | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверено на себе многократно:в помощь молодому учителю к уроку русского языка в 5 классе по теме «-ТСЯ, ТЬСЯ, -ЦА. Что всё-таки выбрать?»
1) При изучении темы «-Тся, -ться в глаголах» в 5 классе я использую алгоритм рассуждения: Шаг №1. Посмотри, отвечает ли слово на вопросы КТО? ЧТО?
ДА НЕТ это существительное, пишем –ЦА это глагол, пишем –ТСЯ или –ТЬСЯ
Шаг №2. Найди слово, от которого можно задать к нужному глаголу вопрос.
Шаг №3 .Посмотри, на какой вопрос отвечает глагол:
Если ЧТО ДЕЛАТЬ? Если ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
Значит, в глаголе пишем –ТЬСЯ Значит, в глаголе пишем –ТСЯ.
2) Распределительная работа. Учитель диктует словосочетания, а учащиеся распределяют их в два столбика: 1- сущ. Оканчивается на –ЦА, 2- глагол. Оканчивается на –тся, -ться: болит переносица, собрание переносится, чистая водица, не буду с ним водиться, белая курица, вулкан курится, какая разница,нельзя дразниться.
3) Упражнения. ( В традиционном учебнике «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений\ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранови др.; нучн.ред. Н.М.Шанский -М.: Просвещение,2009» есть достаточно упражнений для отработки этого орфографического навыка).
Примечание. Но вот в упражнении №78 встречаем такие примеры:
№1.Не надо хвали…ся, коли не знаешь, как хлеб родится.
№2. Нечего торопи…ся, не каша варится.
№6. Грамоте учи..ся – вперед пригоди...ся.
То есть встречаются примеры односоставных безличных предложений и вопрос к глаголу задать не от чего. В тетрадь - справочник записываем примечание: если в предложении нет подлежащего, то провести наблюдение. Если можно заменить глагол другим глаголом в форме прошедшего времени, то изначально перед нами глагол 3 лица, и в нём пишется –ТСЯ. Например:
Мне хоче…ся чаю. Заменяем формой прошедшего времени: Мне хотелось чаю. Такая трансформация возможна. Значит, глагол «хочется» стоит в форме 3 лица и в нем пишем –ТСЯ. Мне ХОЧЕТСЯ чаю.
Если исходный глагол нельзя заменить формой прошедшего времени, значит, перед нами глагол в неопределенной форме. В нем пишется –ТЬСЯ. Например:
Чем серди…ся, лучше помири…ся. В этих примерах нельзя заменить исходные глаголы формой прошедшего времени. Значит, перед нами глагол в неопределенной форме, и в нем пишется –ТЬСЯ: Чем сердиться, лучше помириться.
4.Дополнительный дидактический материал.
4а. Синичья скороговорка.
Солнце садится, струится водица,
Птица –синица в водицу глядится,
Чистой водицы синица напьётся-
Славно сегодня звенится-поётся.
4б. Сентябрьская скороговорка.
Все клёны стали рыжие,
И ни один не дразнится:
Раз всё равно все рыжие-
Кому какая разница.
4в. Загадка.
Три братца пошли купаться,
Двое купаются. Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли. ( Коромысло, вёдра).
4г. Прибаутка.
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
4д. Пунктуационо-орфографическая разминка. Спишите. Расставьте пропущенные буквы и знаки. Вставьте и объясните графически -ться или –тся.
Алиса нашла ящик поужобнее чтобы усес… на него. (К.Булычёв).
Пираты решили укры… в город… до завтра, а потом верну… на космодром. Но снач…ла надо было зам…скирова… .(К. Булычёв).
Мы каже… с вами где-то уже встр…ч…лись.
Вы разумее… завтра придёте вовремя.
Коля ты каже… х…тел что-то ск….зать.
Всё замерло в природе, ничто не шелохнё… ни листик ни тр…винка.
Недаром говори… что дело мастера бои… .(Пословица)
(Дидактический материал взят из книги: Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок: Русский язык: Правописание. Интенсивный курс. Часть1.- 3-е изд., перераб. И доп. – Симферополь: «Таврида»,2003.- 208с., стр.58-59).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)
Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ. АННОТАЦИЯ НА МАТЕРИАЛЫ ОПЫТА Делимся опытом с коллегами и молодыми учителями…
Обобщение опыта (из опыта работы по методической теме учителя)....