Урок русского языка в 7 классе "Пишите письма"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Демидова Марина Григорьевна

 

План-конспект урока по русскому языку в 7 классе.

Тема урока «Пишите письма!»

Эпиграф к уроку:

«Как хорошо, что люди придумали почту… Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь  и бросишь его в другую душу – ждущую и мятущуюся…» 
                                                                                                                                          Н. Тэффи

 

Цель урока: научить правильно писать текст письма.

Задачи урока:

1.      Образовательные: формировать представление о письме как об эпистолярном жанре и средстве межличностного общения, познакомить с историей развития почтовой службы в России.

2.      Развивающие: способствовать развитию умения работать в группах, повысить культуру человеческого общения.

3.      Воспитывающие: вызвать познавательный интерес к работе почты, воспитывать творчески активную, духовно богатую личность.

Тип урока: развитие речи.

Оформление: на доске кроссворд с ключевым словом «письмо», выставка сборников стихов о письмах и почте, почтовые наборы с конвертами и почтовой бумагой, плакаты с изображением разных писем, репродукции картины Репина «Запорожцы».

Ход урока.

Организационный момент: приветствие учащихся.

1 этап. Для  определения цели урока самими учащимися учитель предлагает лексическую разминку «Отгадай кроссворд» (с ключевым словом «письмо»).

1) Учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денег, а также здание, где размещается такое учреждение (почта).

2) Условное обозначение в системе какой-нибудь классификации (индекс).

3) Надпись на письме, почтовом отправлении, указывающая место назначения и получателя (адрес).

4) То же, что и печать, где указывается название месяца и день отправления письма (штемпель).

5) Главное почтовое учреждение города, осуществляющее также все виды телеграфной и телефонной связи, а также здание, где помещается такое учреждение (почтамт).

6) Заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг (конверт).

После выявления ключевого слова учащиеся формулируют цель урока, учитель объявляет задачи урока.

2 этап. Почта России.

1 группа учащихся представляет презентации по темам «Почта России» и «Почта Симбирска/Ульяновска».

Учащиеся этой группы проводят игру-викторину «Веришь ли ты…»:

- …что в начале эпохи возникновения человека или в первобытные времена инструментом передачи информации служило голосовое общение? ( Верю, но основным недостатком такого общения являлось отсутствие возможности передачи информации на дальние расстояния.)

- …что в первобытные времена для передачи информации использовались гонцы и курьеры? ( Не верю, гонцы и курьеры были позже, в эпоху античности.)

- …что в старину гонцы, доставлявшие почту, зашивали под воротник важные бумаги? ( не верю,  потому что в гонцы зашивали под подкладку шапки или шляпы очень важные бумаги, или «дела», чтобы не привлекать внимание грабителей. Отсюда происходит выражение «дело в шляпе».)

-…что раньше почтальонам помогали сороки? ( Не верю, бывают почтовые голуби.)

-…что и в сегодняшней почте используются почтовые голуби? ( Верю, и сейчас, хотя и редко, почтовые голуби используются для доставки писем, однако успешно справляются с другими заданиями. Например, в удалённых районах Англии и Франции голуби доставляют в больницу пробы крови.)

-…что первый почтовый ящик был в виде сапога? ( Не верю. Некоторые исследователи называют точную дату, когда появился первый почтовый ящик – 1500 год. Правда его функции тогда выполнял простой башмак. В 1500 году Бартоломео Диас (тот самый, который открыл для европейцев Мыс Доброй Надежды) со своей экспедицией попал в жуткий шторм у берегов Южной Африки. От всей экспедиции уцелел всего один корабль, который чудом спасся в тихой бухте. Понимая, что путешествие придется продолжить, и не слишком рассчитывая на благополучный исход, члены экспедиции решили записать все, что с ними произошло. Рукопись решили оставить на берегу в надежде, что кто-то сможет обнаружить ее. Письмо засунули в башмак и подвесили на дерево.)

-…что полагалась смертная казнь тем, кто без разрешения открывал океанские бутылки с письмами? ( Верю, в 17-18 веках в Англии существовала должность королевского откупорщика океанских бутылок с письмами. Всем остальным, кто открывал бутылки самостоятельно, полагалась смертная казнь.)

-…что в некоторых странах нет почтальона? ( Не верю, почтальоны есть везде.)

-…что ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1,6 миллиардов писем? ( Верю.)

-…что во второй половине 19 века в Симбирске был лишь один почтовый ящик для сбора корреспонденции? ( Не верю, по городу было установлено еще 6 почтовых ящиков, корреспонденцию из которых вынимали ежедневно один раз в 11 часов утра.)

-…что более 100лет назад в Симбирске продавали почтовые марки и принимали корреспонденцию от населения в аптекарских магазинах? ( Верю, для удовлетворения нужд населения в почтовой связи по примеру г. Казани в Симбирске было решено проводить в аптекарских магазинах продажу почтовых марок и прием от населения заказной корреспонденции.

Таким образом ладельцы аптекарских магазинов старались привлечь к своим магазинам как можно больше покупателей.

-…что даже Пушкин писал о Симбирской почте? ( Верю. Совершая поездку по Поволжью и Уралу, чтоб своими глазами увидеть места где бушевала крестьянская война во главе с Пугачевым, А.С. Пушкин продолжал собирать материал по книге «История Пугачева». Был он и в Симбирске. Из Симбирска А.С. Пушкин выехал, наслушавшись чьего-то совета, по открытому с 5 июня 1833 года с частотой один раз в неделю почтовому маршруту для экстра-почты между Санкт-Петербургом и Оренбургом. Маршрут проходил через Москву, Владимир, Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Кременки, Тушну, Сенгилей, Самару. Из Сенгилея («третья станция») он вернулся в Симбирск о чем пишет жене в письме от 14 сентября 1833 года. Вот отрывок из этого письма:

«Опять я в Симбирске. Третьего дня, выехав ночью, отправился я к Оренбургу. Только выехал на большую дорогу, заяц перебежал мне ее. Черт его побери, дорого бы дал я, чтоб его затравить. На третьей станции стали закладывать мне лошадей – гляжу, нет ямщиков – один слеп, другой пьян и спрятался. Пошумев изо всей мочи, решился я возвратиться и ехать другой дорогой; по этой на станциях везде по шесть лошадей, а почта ходит четыре раза в неделю. Повезли меня обратно – я заснул – просыпаюсь утром - что же? Не отъехал я и пяти верст. Гора – лошади не везут – около меня человек 20 мужиков. Черт знает как бог помог – наконец взъехали мы, и я воротился в Симбирск. Дорого бы дал я, чтоб быть борзой собакой: уж этого зайца я бы отыскал. Теперь еду опять другим трактом. Авось без приключений» (А.С, Пушкин, Собрание сочинений в 10 томах, издание «Правда», т.10, с 99).)

- Да, ребята, многого еще  мы не знаем о почте, а письмах. Пополнить наши знания поможет наш сегодняшний урок.

Переход к 3 этапу урока – учитель озвучивает слова Н.Теффи, взятые в качестве эпиграфа («Как хорошо, что люди придумали почту… Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь  и бросишь его в другую душу – ждущую и мятущуюся…»). Письма всегда имели большое значение в жизни человека.

3 этап. Письмо в жизни человека.

Учащиеся 3 группы представляют сборники стихов о письмах и почте (А.А.Ахматова «Сегодня мне письма не принесли…», Б.С.Крупина «Почтальон», В.С.Маршак «Почта» (отрывок), Д.Э.Асадов «Как мало все же человеку надо» и др.) и репродукцию картины Репина «Запорожцы».                                                                                                                                        

Как вершина поэтического мастерства под фрагменты оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин» выразительно читается «Письмо Татьяны Лариной».

А солдатские письма! Ведь это «живые памятники души». Они взывают к нам: берегите и храните родное Отечество! Читается письмо неизвестного солдата, случайно найденное в селе Высокий Колок Новомалыклинского района Ульяновской области. (См. приложение)

А умеем ли мы писать письма?

4 этап. Творческая мастерская.

Учащиеся 4 группы представляют материалы, необходимые для написания письма, знакомят с правилами переписки.

- Переписка в наше время – это общение через SМS, в социальных сетях, по электронной почте. Вот пример письма современной семиклассницы, пишущей своей маме:

« Здравствуй, мама! Я живу хорошо. А как ты живешь? Здоровье у меня хорошее. А у тебя? Напиши, какая у вас погода. У нас погода хорошая. Ну, все, писать больше нечего. До свидания.»  

Вы хотели бы получить такое же короткое, неинтересное, скучное, «сухое» письмо? Где тот «кусочек души», о котором говорила Н.Теффи?  Какие бы вы дали рекомендации тому, кто собрался писать письмо?

- Письмо, как и любой жанр, имеет свою композицию. Учащиеся рассматривают выданные таблицы, в которых обозначены части письма: приветствие, вступление, основная часть, заключение.

Задание для учащихся: подобрать примеры речевых формул, уместные в той или иной части письма.

- Оформление почтового конверта. Вначале учащиеся знакомятся с инструкцией:

 

1) Адрес отправителя письма должен располагаться в левом верхнем углу конверта. Напишите свои фамилию, имя и отчество в родительном падеже.

2) На следующей строке укажите ваш адрес. Как правило, последовательность написания области, города, улицы, номера дома и квартиры не принципиальна. Однако логичнее располагать эти сведения именно в таком порядке.

3) На последней строке напишите ваш почтовый индекс. Старайтесь писать отчетливо, используйте печатные буквы и не сокращайте названия.

4) В правом нижнем углу должны располагаться данные получателя письма. Последовательность здесь такая же. Не забудьте указать полные фамилию, имя и отчество адресата, т.к. для вручения письма иногда требуется паспорт.

5) В левом нижнем углу в специальную форму впишите индекс получателя. Если вы не уверены в его правильности, уточните его у работника почты или проверьте на сайте почты России. Цифры следует писать по образцу, который есть на клапане конверта. Без исправлений и помарок. Использовать чернила красного, желтого и зеленого цветов запрещено.

6) Если на конверте нет полей для адресов, порядок и правила заполнения информации остаются прежними.

7) Если вы отправляете письмо в пределах какой-либо республики, входящей в состав Российской Федерации, можно заполнить все реквизиты на языке этой республики, но придется продублировать данные и на русском языке.

8) На международных письмах адреса получателей пишутся латинскими буквами (цифры - арабские). Можно написать адрес на языке страны-получателя, но обязательно повторить название страны на русском языке.

Оформление почтового конверта. Взаимопроверка в парах.

5 этап. Домашнее задание: напишите письмо своей маме. Жду ваших писем в прозе и стихах, с рисунками и фотографиями в правильно заполненном конверте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку в 7 классе.

Тема урока «Пишите письма!»

Эпиграф к уроку:

«Как хорошо, что люди придумали почту… Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь  и бросишь его в другую душу – ждущую и мятущуюся…» 
                                                                                                                                         Н. Тэффи

Цель урока: научить правильно писать текст письма.

Задачи урока:

  1. Образовательные: формировать представление о письме как об эпистолярном жанре и средстве межличностного общения, познакомить с историей развития почтовой службы в России.
  2. Развивающие: способствовать развитию умения работать в группах, повысить культуру человеческого общения.
  3. Воспитывающие: вызвать познавательный интерес к работе почты, воспитывать творчески активную, духовно богатую личность.

Тип урока: развитие речи.

Оформление: на доске кроссворд с ключевым словом «письмо», выставка сборников стихов о письмах и почте, почтовые наборы с конвертами и почтовой бумагой, плакаты с изображением разных писем, репродукции картины Репина «Запорожцы».

Ход урока.

Организационный момент: приветствие учащихся.

1 этап. Для  определения цели урока самими учащимися учитель предлагает лексическую разминку «Отгадай кроссворд» (с ключевым словом «письмо»).

1) Учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денег, а также здание, где размещается такое учреждение (почта).

2) Условное обозначение в системе какой-нибудь классификации (индекс).

3) Надпись на письме, почтовом отправлении, указывающая место назначения и получателя (адрес).

4) То же, что и печать, где указывается название месяца и день отправления письма (штемпель).

5) Главное почтовое учреждение города, осуществляющее также все виды телеграфной и телефонной связи, а также здание, где помещается такое учреждение (почтамт).

6) Заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг (конверт).

После выявления ключевого слова учащиеся формулируют цель урока, учитель объявляет задачи урока.

2 этап. Почта России.

1 группа учащихся представляет презентации по темам «Почта России» и «Почта Симбирска/Ульяновска».

Учащиеся этой группы проводят игру-викторину «Веришь ли ты…»:

- …что в начале эпохи возникновения человека или в первобытные времена инструментом передачи информации служило голосовое общение? ( Верю, но основным недостатком такого общения являлось отсутствие возможности передачи информации на дальние расстояния.)

- …что в первобытные времена для передачи информации использовались гонцы и курьеры? ( Не верю, гонцы и курьеры были позже, в эпоху античности.)

- …что в старину гонцы, доставлявшие почту, зашивали под воротник важные бумаги? ( не верю,  потому что в гонцы зашивали под подкладку шапки или шляпы очень важные бумаги, или «дела», чтобы не привлекать внимание грабителей. Отсюда происходит выражение «дело в шляпе».) 

-…что раньше почтальонам помогали сороки? ( Не верю, бывают почтовые голуби.)

-…что и в сегодняшней почте используются почтовые голуби? ( Верю, и сейчас, хотя и редко, почтовые голуби используются для доставки писем, однако успешно справляются с другими заданиями. Например, в удалённых районах Англии и Франции голуби доставляют в больницу пробы крови.)

-…что первый почтовый ящик был в виде сапога? ( Не верю. Некоторые исследователи называют точную дату, когда появился первый почтовый ящик – 1500 год. Правда его функции тогда выполнял простой башмак. В 1500 году Бартоломео Диас (тот самый, который открыл для европейцев Мыс Доброй Надежды) со своей экспедицией попал в жуткий шторм у берегов Южной Африки. От всей экспедиции уцелел всего один корабль, который чудом спасся в тихой бухте. Понимая, что путешествие придется продолжить, и не слишком рассчитывая на благополучный исход, члены экспедиции решили записать все, что с ними произошло. Рукопись решили оставить на берегу в надежде, что кто-то сможет обнаружить ее. Письмо засунули в башмак и подвесили на дерево.)

-…что полагалась смертная казнь тем, кто без разрешения открывал океанские бутылки с письмами? ( Верю, в 17-18 веках в Англии существовала должность королевского откупорщика океанских бутылок с письмами. Всем остальным, кто открывал бутылки самостоятельно, полагалась смертная казнь.)

-…что в некоторых странах нет почтальона? ( Не верю, почтальоны есть везде.)

-…что ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1,6 миллиардов писем? ( Верю.)

-…что во второй половине 19 века в Симбирске был лишь один почтовый ящик для сбора корреспонденции? ( Не верю, по городу было установлено еще 6 почтовых ящиков, корреспонденцию из которых вынимали ежедневно один раз в 11 часов утра.)

-…что более 100лет назад в Симбирске продавали почтовые марки и принимали корреспонденцию от населения в аптекарских магазинах? ( Верю, для удовлетворения нужд населения в почтовой связи по примеру г. Казани в Симбирске было решено проводить в аптекарских магазинах продажу почтовых марок и прием от населения заказной корреспонденции.

Таким образом ладельцы аптекарских магазинов старались привлечь к своим магазинам как можно больше покупателей.

-…что даже Пушкин писал о Симбирской почте? ( Верю. Совершая поездку по Поволжью и Уралу, чтоб своими глазами увидеть места где бушевала крестьянская война во главе с Пугачевым, А.С. Пушкин продолжал собирать материал по книге «История Пугачева». Был он и в Симбирске. Из Симбирска А.С. Пушкин выехал, наслушавшись чьего-то совета, по открытому с 5 июня 1833 года с частотой один раз в неделю почтовому маршруту для экстра-почты между Санкт-Петербургом и Оренбургом. Маршрут проходил через Москву, Владимир, Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Кременки, Тушну, Сенгилей, Самару. Из Сенгилея («третья станция») он вернулся в Симбирск о чем пишет жене в письме от 14 сентября 1833 года. Вот отрывок из этого письма:

«Опять я в Симбирске. Третьего дня, выехав ночью, отправился я к Оренбургу. Только выехал на большую дорогу, заяц перебежал мне ее. Черт его побери, дорого бы дал я, чтоб его затравить. На третьей станции стали закладывать мне лошадей – гляжу, нет ямщиков – один слеп, другой пьян и спрятался. Пошумев изо всей мочи, решился я возвратиться и ехать другой дорогой; по этой на станциях везде по шесть лошадей, а почта ходит четыре раза в неделю. Повезли меня обратно – я заснул – просыпаюсь утром - что же? Не отъехал я и пяти верст. Гора – лошади не везут – около меня человек 20 мужиков. Черт знает как бог помог – наконец взъехали мы, и я воротился в Симбирск. Дорого бы дал я, чтоб быть борзой собакой: уж этого зайца я бы отыскал. Теперь еду опять другим трактом. Авось без приключений» (А.С, Пушкин, Собрание сочинений в 10 томах, издание «Правда», т.10, с 99).)

- Да, ребята, многого еще  мы не знаем о почте, а письмах. Пополнить наши знания поможет наш сегодняшний урок.

Переход к 3 этапу урока – учитель озвучивает слова Н.Теффи, взятые в качестве эпиграфа («Как хорошо, что люди придумали почту… Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь  и бросишь его в другую душу – ждущую и мятущуюся…»). Письма всегда имели большое значение в жизни человека.

3 этап. Письмо в жизни человека.

Учащиеся 3 группы представляют сборники стихов о письмах и почте (А.А.Ахматова «Сегодня мне письма не принесли…», Б.С.Крупина «Почтальон», В.С.Маршак «Почта» (отрывок), Д.Э.Асадов «Как мало все же человеку надо» и др.) и репродукцию картины Репина «Запорожцы».                                                                                                                                        

Как вершина поэтического мастерства под фрагменты оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин» выразительно читается «Письмо Татьяны Лариной».

А солдатские письма! Ведь это «живые памятники души». Они взывают к нам: берегите и храните родное Отечество! Читается письмо неизвестного солдата, случайно найденное в селе Высокий Колок Новомалыклинского района Ульяновской области. (См. приложение)

А умеем ли мы писать письма?

4 этап. Творческая мастерская.

Учащиеся 4 группы представляют материалы, необходимые для написания письма, знакомят с правилами переписки.

- Переписка в наше время – это общение через SМS, в социальных сетях, по электронной почте. Вот пример письма современной семиклассницы, пишущей своей маме:

« Здравствуй, мама! Я живу хорошо. А как ты живешь? Здоровье у меня хорошее. А у тебя? Напиши, какая у вас погода. У нас погода хорошая. Ну, все, писать больше нечего. До свидания.»  

Вы хотели бы получить такое же короткое, неинтересное, скучное, «сухое» письмо? Где тот «кусочек души», о котором говорила Н.Теффи?  Какие бы вы дали рекомендации тому, кто собрался писать письмо?

- Письмо, как и любой жанр, имеет свою композицию. Учащиеся рассматривают выданные таблицы, в которых обозначены части письма: приветствие, вступление, основная часть, заключение.

Задание для учащихся: подобрать примеры речевых формул, уместные в той или иной части письма.

- Оформление почтового конверта. Вначале учащиеся знакомятся с инструкцией:

1) Адрес отправителя письма должен располагаться в левом верхнем углу конверта. Напишите свои фамилию, имя и отчество в родительном падеже.

2) На следующей строке укажите ваш адрес. Как правило, последовательность написания области, города, улицы, номера дома и квартиры не принципиальна. Однако логичнее располагать эти сведения именно в таком порядке.

3) На последней строке напишите ваш почтовый индекс. Старайтесь писать отчетливо, используйте печатные буквы и не сокращайте названия.

4) В правом нижнем углу должны располагаться данные получателя письма. Последовательность здесь такая же. Не забудьте указать полные фамилию, имя и отчество адресата, т.к. для вручения письма иногда требуется паспорт.

5) В левом нижнем углу в специальную форму впишите индекс получателя. Если вы не уверены в его правильности, уточните его у работника почты или проверьте на сайте почты России. Цифры следует писать по образцу, который есть на клапане конверта. Без исправлений и помарок. Использовать чернила красного, желтого и зеленого цветов запрещено.

6) Если на конверте нет полей для адресов, порядок и правила заполнения информации остаются прежними.

7) Если вы отправляете письмо в пределах какой-либо республики, входящей в состав Российской Федерации, можно заполнить все реквизиты на языке этой республики, но придется продублировать данные и на русском языке.

8) На международных письмах адреса получателей пишутся латинскими буквами (цифры - арабские). Можно написать адрес на языке страны-получателя, но обязательно повторить название страны на русском языке.

Оформление почтового конверта. Взаимопроверка в парах.

5 этап. Домашнее задание: напишите письмо своей маме. Жду ваших писем в прозе и стихах, с рисунками и фотографиями в правильно заполненном конверте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо с фронта" 7 класс

Данный урок проведен в дни, посвященные 70-летию освобождения г.Калинина (Твери) от немецко-фашистских захватчиков. Направлен на углубление и расширение представлений уч-ся об эпистлярном жанре. Спосо...

Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение

• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...

Разработка урока русского языка. "Учимся писать письма"

Данная разработка содержит конпсект урока и презентацию. Урок показывает необходимость возрождения эпистолярного жанра, содержит разнообразные методы и приемы с целью заинтересовать ученика, а также с...

Урок русский язык 5 класс Урок Письма

Данный урок разработан в соответсивии программы по русскому языку для общеобразовательных классов. Урок направлен на формирование представлений учащихся о значимости Олимпийского движения....

Разработка урока "Урок русского языка в 7 классе «Пишем письма»."

                Цель урока: изучение правил, используемых при написании  писем, возрождение культуры письма.          ...

Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо с фронта"

Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо с фронта" для учащихся 10-11 классов...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Письмо как вид текста"

Презентация к уроку русского языка в 7 классе...