Рабочая программа дистанционного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Основная цель данного курса состоит в повышении гра­мотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Программа уделяет особое внимание характерис­тике речевого общения в целом и особенностям письменного обще­ния, в частности.Своеобразие и специфика данной программы состоит в том, что материал ориентирован  на подготовку к экзамену в форме ЕГЭ, соотносится с темами, которые изучаются в программе по русскому языку для 10-11классов (авторы-составители:Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лицей села Верхний Мамон Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»

Принято

педагогическим советом

Протокол №1 от 28.08.15        

Утверждаю:

Директор  МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»_________________Дудкин В.И.

      Приказ № 183 от 31.08.15

Рабочая программа дистанционного курса

«Русское правописание: орфография и пунктуация»

 (компонент основной образовательной программы СОО)

10 класс

Срок реализации 1 год

                                                                                           Составитель:  Спицына Т.В.,

   учитель русского языка и литературы

                                                                           первой квалификационной категории

2015г.

Пояснительная записка

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом и особенностям письменного общения, в частности.

 Основными направлениями в работе над программой являются:

-  систематизация и обобщение знаний в области правописания по орфографии и пунктуации;

- изучение семантики анализируемого явления (слова, предложения);

- этимологический анализ слова.

 В программе курса предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография — 10 класс, пунктуация — 11 класс, вместе с тем, повторение орфографии и пунктуации осуществляется комплексно: попутное повторение пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.

Структура и содержание дистанционного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»

     Программа курса рассчитана на 68 часов, по 34 часа в 10 и 11 классах соответственно. В 10 классе на изучение орфографии программой предусматривается 34 ч. Основное внимание уделяется правописанию морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний. Изучается система правил, регулирующих правописание гласных и согласных в корне слова, приставок на з//с, при- и пре-, суффиксов имён существительных, прилагательных и наречий. Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.    

Правописание окончаний. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.  Слитные, дефисные и раздельные написания.

Не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Особенности написания производных предлогов. Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).

   Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

    Написание строчных и прописных букв.

    На изучение особенностей письменной речи отводится 2 часа.  Рассматриваются формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки,  деловые бумаги,  рецензии,  статьи, репортажи, сочинения — разные типы, конспекты, планы, рефераты и т. п.

Возникновение и развитие письма как средства общения.

    Своеобразие и специфика данной программы состоит в том, что материал ориентирован  на подготовку к экзамену в форме ЕГЭ, соотносится с темами, которые изучаются в программе по русскому языку для 10-11классов (авторы-составители:Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин).

    Планирование составлено на 34 учебных  часа в 10 классе

Формы и методы обучения.

    Коммуникативно -деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности.

    Наиболее эффективными приёмами в обучении являются следующие:

 - работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;

 - семантический анализ высказывания;

- работа с разнообразными лингвистическими словарями;

- анализ структурно-семантических схем слова, морфемно-словообразовательных моделей.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо развитие речевой деятельности: письменного и устного общения. Поэтому предполагается написание разного рода письменных работ, а также комплексный анализ текста.

Рекомендуются такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала.      

.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

        Наименование разделов и тем

Количество  часов

 Дата

1

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.

1

2

Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания: от смысла к средствам его выражения.

1

3

Орфография как система правил правописания

1

4

Группы корней с чередованием гласных.

1

5

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне

1

6

Правописание приставок.

1

7

Правописание суффиксов.

1

8

Типичные суффиксы имен существительных и их написание.

1

9

Урок - зачет

1

10

Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание. Особенности образования сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий  

1

11

 Типичные суффиксы глагола и их написание

1

12

Образование причастий с помощью специальных суффиксов.

1

13

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий,  прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

1

14

Урок - зачет

1

15

Правописание окончаний.  Различение окончаний е и и  в именах существительных.

1

16

Правописание личных окончаний глаголов.

1

17

Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий

1

18

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих в  ц корне слова, суффиксе и окончании, правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ь знаков.

1

19

Правописание согласных на стыке морфем; написание сочетаний чн,щн, нч,нщ,рщ,ЧК,чн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

1

20

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова.  Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов

1

21

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи. Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем

1

22

Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

1

23

Роль смыслового  и грамматического анализа слова при выборе правильного написания

1

24

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза)

1

25

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе

1

26

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях.

1

27

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

1

28-30

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий)

3

31

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. Работа со словарем «Слитно-раздельно?»

1

32

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. Работа со словарем «Строчная или прописная?»

1

33

Урок – зачет

1

34

Резервный урок

3

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса

Рабочая программа составлена на основе программы "Русское правописание: орфография  и пунктуация" С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель - 1 час в неделю....

Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса...

Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.

Программа  элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...

Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 11 класс

Данная программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования,  программы  С.И. Львова. «Русское правописание: орфография, пунк...

Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса...

Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 класс

Рабочая программа элективного курса  «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 класс...