Рабочая программа дистанционного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом и особенностям письменного общения, в частности.Своеобразие и специфика данной программы состоит в том, что материал ориентирован на подготовку к экзамену в форме ЕГЭ, соотносится с темами, которые изучаются в программе по русскому языку для 10-11классов (авторы-составители:Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Русское правописание орфография и пунктуация"10 кл | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лицей села Верхний Мамон Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Принято педагогическим советом Протокол №1 от 28.08.15 | Утверждаю: Директор МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»_________________Дудкин В.И. Приказ № 183 от 31.08.15 |
Рабочая программа дистанционного курса
«Русское правописание: орфография и пунктуация»
(компонент основной образовательной программы СОО)
10 класс
Срок реализации 1 год
Составитель: Спицына Т.В.,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2015г.
Пояснительная записка
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом и особенностям письменного общения, в частности.
Основными направлениями в работе над программой являются:
- систематизация и обобщение знаний в области правописания по орфографии и пунктуации;
- изучение семантики анализируемого явления (слова, предложения);
- этимологический анализ слова.
В программе курса предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография — 10 класс, пунктуация — 11 класс, вместе с тем, повторение орфографии и пунктуации осуществляется комплексно: попутное повторение пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.
Структура и содержание дистанционного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Программа курса рассчитана на 68 часов, по 34 часа в 10 и 11 классах соответственно. В 10 классе на изучение орфографии программой предусматривается 34 ч. Основное внимание уделяется правописанию морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний. Изучается система правил, регулирующих правописание гласных и согласных в корне слова, приставок на з//с, при- и пре-, суффиксов имён существительных, прилагательных и наречий. Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов. Слитные, дефисные и раздельные написания.
Не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Особенности написания производных предлогов. Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Написание строчных и прописных букв.
На изучение особенностей письменной речи отводится 2 часа. Рассматриваются формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения — разные типы, конспекты, планы, рефераты и т. п.
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Своеобразие и специфика данной программы состоит в том, что материал ориентирован на подготовку к экзамену в форме ЕГЭ, соотносится с темами, которые изучаются в программе по русскому языку для 10-11классов (авторы-составители:Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин).
Планирование составлено на 34 учебных часа в 10 классе
Формы и методы обучения.
Коммуникативно -деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности.
Наиболее эффективными приёмами в обучении являются следующие:
- работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;
- семантический анализ высказывания;
- работа с разнообразными лингвистическими словарями;
- анализ структурно-семантических схем слова, морфемно-словообразовательных моделей.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо развитие речевой деятельности: письменного и устного общения. Поэтому предполагается написание разного рода письменных работ, а также комплексный анализ текста.
Рекомендуются такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала.
.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата |
1 | Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. | 1 | |
2 | Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания: от смысла к средствам его выражения. | 1 | |
3 | Орфография как система правил правописания | 1 | |
4 | Группы корней с чередованием гласных. | 1 | |
5 | Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне | 1 | |
6 | Правописание приставок. | 1 | |
7 | Правописание суффиксов. | 1 | |
8 | Типичные суффиксы имен существительных и их написание. | 1 | |
9 | Урок - зачет | 1 | |
10 | Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание. Особенности образования сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий | 1 | |
11 | Типичные суффиксы глагола и их написание | 1 | |
12 | Образование причастий с помощью специальных суффиксов. | 1 | |
13 | Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, прилагательных, образованных от существительных или глаголов. | 1 | |
14 | Урок - зачет | 1 | |
15 | Правописание окончаний. Различение окончаний е и и в именах существительных. | 1 | |
16 | Правописание личных окончаний глаголов. | 1 | |
17 | Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий | 1 | |
18 | Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих в ц корне слова, суффиксе и окончании, правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ь знаков. | 1 | |
19 | Правописание согласных на стыке морфем; написание сочетаний чн,щн, нч,нщ,рщ,ЧК,чн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем. | 1 | |
20 | Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов | 1 | |
21 | Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи. Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем | 1 | |
22 | Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов. | 1 | |
23 | Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания | 1 | |
24 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза) | 1 | |
25 | Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе | 1 | |
26 | Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. | 1 | |
27 | Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. | 1 | |
28-30 | Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий) | 3 | |
31 | Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. Работа со словарем «Слитно-раздельно?» | 1 | |
32 | Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. Работа со словарем «Строчная или прописная?» | 1 | |
33 | Урок – зачет | 1 | |
34 | Резервный урок | 3 | |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе программы "Русское правописание: орфография и пунктуация" С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель - 1 час в неделю....
Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса...
Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.
Программа элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...
Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 11 класс
Данная программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы С.И. Львова. «Русское правописание: орфография, пунк...
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса...
Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 класс
Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 класс...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "РУССКОЕ ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ" 10-11 КЛАСС
Программа курса для подготовки обучающихся к ГИА...
- Мне нравится (1)