Урок русского языка в 10 классе Подготовка к сочинению-рассуждению
план-конспект урока (русский язык, 10 класс) по теме

Кондрашова Людмила Васильевна
Материал представляет собой конспект урока русского языка в 10 классе по УМК А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой Русский язык: Грамматика.Текст.Стили речи. Урок проводится после изучения темы "Публицистический стиль" с целью подготовки учащихся к ЕГЭ. К конспекту урока прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_sochineniyu.rar34.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Публицистический стиль.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

(урок развития речи)

Цели урока:

Образовательная

- подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту,

Развивающая

- совершенствовать навыки письменного и устного рассуждения

Воспитательная

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: учебник, раздаточный материал (см. Приложения), компьютер, проектор, экран для демонстрации презентации.

Этапы урока

  1. Организационный момент. (Презентация, слайды 1,2)

Целеполагание (для учащихся):

Знать:

  1. Критерии оценивания сочинения-рассуждения, предъявляемые к выполнению задания части С.
  2. Структурные части сочинения-рассуждения.

Уметь:

  1. Выявлять проблему, поднимаемую автором текста, давать ее комментарий, определять позицию автора.
  2. Формулировать  указанные элементы, используя различные синтаксические конструкции.

2. Актуализация.

  1. Выразительное чтение текста Д.С.Лихачева (В учебнике А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» упражнение 407).
  2. Знакомство с личностью автора (предварительное индивидуальное задание – сообщение учащегося о Д.С.Лихачеве). (Презентация, слайд 3)
  3. Лексическая работа со словами «наследие - наследство»; «увертюра»:

- определите разницу в лексическом значении однокоренных слов;

- как называются такие слова?

- в каком лексическом значении употреблено слово «увертюра»?

- подберите синонимы.

  1. Выполнение заданий к тексту:

- определите стиль данного текста; укажите в тексте признаки данного стиля.

- какие типы речи сочетаются в данном тексте?

3. Коллективная работа с текстом по критериям проверки задания С1.

1) внимательно прочитайте задание С1 и критерии (раздаточный материал).

Сделайте вывод о том, какие структурные части должны быть обязательно отражены в вашем сочинении.

2) работа по выявлению проблематики текста с опорой на алгоритм (Презентация, слайд 4).

Проблемы:

3) знакомство с типичными конструкциями (Презентация, слайд 5) и оформление записей в тетради. Заслушиваются несколько вариантов формулировки проблемы.

4. Самостоятельна работа: запись фрагмента сочинения, дающего комментарий проблемы.

Предварительная беседа по тексту, проговаривание с опорой на типичные конструкции(Презентация, слайд 6,7):

- какие примеры приводит автор для того, чтобы раскрыть свою мысль?

- прочитайте 2 и 3 абзацы: объясните, зачем автор текста сопоставляет личность реставратора Иванова и безымянных вандалов?

- какова роль  личных воспоминаний Лихачева о судьбе Путевого дворца Растрелли?

- к какому убеждению приходит автор на основе приведенных им аргументов?

В какой части текста сформулирована позиция автора? Создайте собственное высказывание и запишите его (Презентация, слайд8,9).

5. Подведение итогов:

- какие структурные элементы сочинения- рассуждения были  рассмотрены на уроке?

Прочитайте задание С1. Определите, с какой частью сочинения необходимо еще работать (выражение собственной позиции и приведение аргументов).

6. Домашнее задание:

-редактировать фрагмент сочинения, подобрать варианты вступления;

-собрать материал для подтверждения собственной позиции по указанной проблеме (из жизненного опыта и из художественной, публицистической или научной литературы).

Приложение

Критерии проверки задания

Блок I «Содержание сочинения»

Критерии оценивания

Баллы

К1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.

2

Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована,

но

в комментариях допущена1 фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста.

1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,

или

в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием проблемы исходного текста,

или

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

или

в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,

или

в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.

0

К3

Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

1

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,

или

позиция автора исходного текста не сформулирована.

0

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текст (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).

3

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),

или

привел только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы

2

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт.

1

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привел аргументы,

или

мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен/ не согласен с автором»),

или

вообще не отражено в работе.

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с использованием технологии деятельностного подхода в обучении русскому языку по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению».

Урок «Подготовка к сочинению-рассуждению  по тексту Е. Лайковой» проводится в рамках систематической работы по развитию устной и письменной речи учащихся.  Его тип, структура, методы и прием...

Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»

Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....

Урок русского языка. 11 класс. Подготовка к ЕГЭ

ЦЕЛИ УРОКА:1.Повторить правописание о-е после шипящих.2.Закрепить орфоэпические нормы.3.Обобщить знания о знаках препинания в простых и сложных предложениях.4.Продолжить отработку навыков речеве...

Учебно-методическое пособие для уроков русского языка по теме: Алгоритм написания сочинения-рассуждения

Учебно-методическое пособие содержит алгоритм написания сочинения-рассуждения при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...