Урок русского языка в 10 классе Подготовка к сочинению-рассуждению
план-конспект урока (русский язык, 10 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_sochineniyu.rar | 34.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Публицистический стиль.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
(урок развития речи)
Цели урока:
Образовательная
- подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту,
Развивающая
- совершенствовать навыки письменного и устного рассуждения
Воспитательная
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: учебник, раздаточный материал (см. Приложения), компьютер, проектор, экран для демонстрации презентации.
Этапы урока
- Организационный момент. (Презентация, слайды 1,2)
Целеполагание (для учащихся):
Знать:
- Критерии оценивания сочинения-рассуждения, предъявляемые к выполнению задания части С.
- Структурные части сочинения-рассуждения.
Уметь:
- Выявлять проблему, поднимаемую автором текста, давать ее комментарий, определять позицию автора.
- Формулировать указанные элементы, используя различные синтаксические конструкции.
2. Актуализация.
- Выразительное чтение текста Д.С.Лихачева (В учебнике А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» упражнение 407).
- Знакомство с личностью автора (предварительное индивидуальное задание – сообщение учащегося о Д.С.Лихачеве). (Презентация, слайд 3)
- Лексическая работа со словами «наследие - наследство»; «увертюра»:
- определите разницу в лексическом значении однокоренных слов;
- как называются такие слова?
- в каком лексическом значении употреблено слово «увертюра»?
- подберите синонимы.
- Выполнение заданий к тексту:
- определите стиль данного текста; укажите в тексте признаки данного стиля.
- какие типы речи сочетаются в данном тексте?
3. Коллективная работа с текстом по критериям проверки задания С1.
1) внимательно прочитайте задание С1 и критерии (раздаточный материал).
Сделайте вывод о том, какие структурные части должны быть обязательно отражены в вашем сочинении.
2) работа по выявлению проблематики текста с опорой на алгоритм (Презентация, слайд 4).
Проблемы:
3) знакомство с типичными конструкциями (Презентация, слайд 5) и оформление записей в тетради. Заслушиваются несколько вариантов формулировки проблемы.
4. Самостоятельна работа: запись фрагмента сочинения, дающего комментарий проблемы.
Предварительная беседа по тексту, проговаривание с опорой на типичные конструкции(Презентация, слайд 6,7):
- какие примеры приводит автор для того, чтобы раскрыть свою мысль?
- прочитайте 2 и 3 абзацы: объясните, зачем автор текста сопоставляет личность реставратора Иванова и безымянных вандалов?
- какова роль личных воспоминаний Лихачева о судьбе Путевого дворца Растрелли?
- к какому убеждению приходит автор на основе приведенных им аргументов?
В какой части текста сформулирована позиция автора? Создайте собственное высказывание и запишите его (Презентация, слайд8,9).
5. Подведение итогов:
- какие структурные элементы сочинения- рассуждения были рассмотрены на уроке?
Прочитайте задание С1. Определите, с какой частью сочинения необходимо еще работать (выражение собственной позиции и приведение аргументов).
6. Домашнее задание:
-редактировать фрагмент сочинения, подобрать варианты вступления;
-собрать материал для подтверждения собственной позиции по указанной проблеме (из жизненного опыта и из художественной, публицистической или научной литературы).
Приложение
Критерии проверки задания
Блок I «Содержание сочинения»
№ | Критерии оценивания | Баллы |
К1 | Формулировка проблем исходного текста |
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. | 1 |
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. | 0 |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет. | 2 |
Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована, но в комментариях допущена1 фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста. | 1 |
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием проблемы исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. | 0 |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста |
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. | 1 |
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. | 0 |
К4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме |
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текст (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). | 3 |
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привел только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы | 2 |
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт. | 1 |
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привел аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен/ не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе. | 0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с использованием технологии деятельностного подхода в обучении русскому языку по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению».
Урок «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту Е. Лайковой» проводится в рамках систематической работы по развитию устной и письменной речи учащихся. Его тип, структура, методы и прием...
Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»
Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....
Урок русского языка. 11 класс. Подготовка к ЕГЭ
ЦЕЛИ УРОКА:1.Повторить правописание о-е после шипящих.2.Закрепить орфоэпические нормы.3.Обобщить знания о знаках препинания в простых и сложных предложениях.4.Продолжить отработку навыков речеве...
Учебно-методическое пособие для уроков русского языка по теме: Алгоритм написания сочинения-рассуждения
Учебно-методическое пособие содержит алгоритм написания сочинения-рассуждения при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ...
Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"
конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....