Изобразительно-выразительная функция причастий
методическая разработка (русский язык, 7 класс) на тему
"И нет конца лесам сосновым..."
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Причастие". В ходе занятия используются фрагменты текстов Ф.А.Абрамова, репродукции картин И.И.Шишкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelno-vyrazitelnaya_funkciya_prichastiy.rar | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Авнюгская средняя общеобразовательная школа»
Верхнетоемского района Архангельской области
Проект урока по русскому языку
в 7 классе
«И нет конца лесам сосновым»
(Изобразительно-выразительные функции причастий)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Редчук Ольга Алексеевна
п.Авнюгский
2012
Проект урока
Предмет – Русский язык
Класс - 7
Тема урока – «И нет конца лесам сосновым»
(Изобразительно-выразительные функции причастий в речи)
Тип урока – закрепление изученного по теме «Причастие», урок развития речи.
Цели:
0бразовательные – выяснить изобразительно-выразительную роль причастий в художественном тексте, учить использовать причастия как эпитеты при создании собственного текста.
Развивающие – развивать словарный запас и речь учащихся, расширять кругозор учащихся через знакомство с творчеством художника И.И.Шишкина
Воспитательные – воспитывать художественный вкус учеников, чувство любви к малой родине.
Технология – Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Методы обучения: наглядные, словесные, практические.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация (репродукции картин И.и.Шишкина), раздаточный материал (технологическая карта (малая)).
Ход урока
- Организационный момент. (слайд 1)
Знакомство с темой урока. Целеполагание.
- Как вы думаете, какие цели мы попытаемся достичь на уроке? (Озвучивание версий)
“И нет конца лесам сосновым, и далеко до деревень…» Можно ли этой строкой из стихотворения русского поэта Ивана Алексеевича Бунина охарактеризовать наш северный край? Почему? (Озвучивание версий)
- Откройте тетради и запишите тему урока.
- Итак, сегодня мы говорим о сосновых северных лесах.
Знакомство с творчеством художника Ивана Ивановича Шишкина. (слайд 2 )
Иван Иванович Шишкин – выдающийся русский художник – пейзажист (19 век). Любимый объект изображения Шишкина – сосны. Около 300 картин посвятил художник этому дереву. Сегодня мы рассмотрим только малую их часть.
«Утро в сосновом лесу». Знакома ли вам эта картина? У нас такие леса?
Далее мы рассмотрим другие картины И.И.Шишкина.
- Словарная работа.
Итак, сегодня мы говорим о сосновых северных лесах. В технологической карточке справа запишите синонимы к фразе «сосновый лес».
(Запись в технологической карте: БОР, ЧАЩА, СОСНЯК, ХВОЙНЫЙ ЛЕС, ТАЙГА)
- Правильно ли говорить: «Сосновый бор»?
Подберите к каждому существительному определение и запишите справа.
(Запись в технологической карте: ВЕЧНОЗЕЛЁНЫЙ, НЕПРОХОДИМАЯ, ГУСТОЙ и т. п.)
Но все определения даны в прямом значении. Для художественного текста этого мало, чтобы сделать его особенным, выразительным красивым. Для этого нужны средства выразительности. Над их подбором мы и будем работать на уроке.
- Основной материал. (слайд 3 )
Средства выразительности текста.
У Фёдора Александровича Абрамова есть такие строки: «Самый красивый бор на Пинеге – это Красный бор. Лес – загляденье: сосняк и лиственницы в небо вросли».
- В каком значении употреблено слово «красный», какое значение оно имело в древности? (КРАСИВЫЙ)
- Что такое эпитет? (прилагательное в переносном значении)
-Какое село в Архангельской области получило название благодаря красивым борам, окружающим его? (КРАСНОБОРСК)
V. (слайд 4 ) (техн.карта п.2)
Попробуем восстановить текст стихотворения нашего земляка из Красноборска
Вхожу я в бор, как в зал __________________, (колонный)
Где сосны ______________ горды, (царственно)
Качают _____________, как короны, (кроны)
Достать пытаясь до звезды.
Назовите ещё одно средство выразительности, которое использовано в стихотворении. (сравнение)
VI. (слайд 5) Письменная работа в тетради и на доске.
Запишите текст под диктовку, объясните пунктуацию.
На все лады заливаются птицы. И только высокие сосны, купающиеся верхушками в небесной синеве, стоят равнодушными великанами. Шумят нескончаемым шумом. От них веет вечностью, космосом. (Ф.Абрамов)
- Почему сосны в восприятии писателя – символ вечности, космоса?
- Найдите эпитеты в тексте. Какими частями речи они являются?
-Как причастный оборот помогает представить бор?
-Может ли причастие и причастный оборот считаться средством художественной выразительности текста?
VII. (слайд 6 ) Развитие речи. (техн.карта п.3)
Вспомните, что такое причастие. (ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ)
-Замените 3 первых предложения причастными оборотами, запишите рядом получившиеся выражения.
Солнце осветило лес.
Сосняк высоко поднялся.
Бор гудит океанским шумом.
- (слайд 7 ) Продолжим начатую работу.
Иней опушил хвою.
Снег отяжелил ветви.
VIII. (слайд 8 )Творческое задание. (Групповая работа)
Опишите сосновый лес в разное время года: осенью, зимой, летом, весной. (4 предложения) Используйте причастные обороты в качестве средств выразительности. У кого получится красивее?
Групповая работа: 4 группы, каждая составляет по 1 предложению к одному времени года.
IX. Социализация. По желанию зачитать полученные пейзажные зарисовки.
X. Итоги урока.
- С чьим творчеством мы познакомились на уроке?
- Какова роль причастий в тексте?
- Каким вы увидели и описали привычный сосновый лес?
XI. Домашнее задание. Написать мини-сочинение «Мой северный сосновый лес». (Опишите сосновый лес в разное время года: осенью, зимой, летом, весной. (4 предложения) Используйте причастные обороты в качестве средств выразительности).
Литература
- Кузнецова Т.В. Русский язык. Комплексный анализ текста 5-8 класс. Региональный компонент. - Архангельск :АО ИППК, 2007
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%88%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B&stype=image&lr=10846&noreask=1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по литературе для учащихся 5 класса по теме: "Изобразительно-выразительные средства"
Контрольная работа по теме: "Лирика начала XX века". При изучении темы учащиеся не только знакомились с творчеством русских поэтов начала века, но отрабатывали умения различать эпитет, метафору, сравн...
Доклад: Роль изобразительно-выразительных средств в определении проблемы текста, позиции автора
Тропы, поэтические фигуры речи...
Изобразительно-выразительная и текстообразующая роль наречий.
Работа может быть использована на уроках русского языка для развития речи учащихся 7-х классов. Автор учебника Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., а также для проведения интегрированных уроков русского яз...
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФРАЗЕОЛОГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. А. ШОЛОХОВА (ПО РОМАНУ «ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА»)
Фразеология в романе М.Шолохова "Поднятая целина"...
Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)
Цели:1) повторить изобразительно-выразительные средства языка (термины, употребление);2) тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...
Технологическая карта "Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Изобразительно-выразительные функции обособленных определений в речи".
Технологическая карта урока русского языка для учащихся 8 класса в рамках изучения темы "Обособленные определения"...
ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗНОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИЙ СЛОВ С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
В настоящее время уделяется большое внимание аналитическому рассмотрению языковых единиц в функционально-семантическом аспекте.Работа над словами с переносным значением в образной и изобразительно-выр...