Изобразительно-выразительная и текстообразующая роль наречий.
план-конспект урока русского языка (7 класс) на тему
Работа может быть использована на уроках русского языка для развития речи учащихся 7-х классов. Автор учебника Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., а также для проведения интегрированных уроков русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narechie_7kl._konspekt.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №11
г.о. Орехово-Зуево Московской области
Конспект
урока по русскому языку в 7 классе.
Изобразительно-выразительная
и текстообразующая роль наречий
Подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Желтунова Наталия Анатольевна
г.о. Орехово-Зуево
2011г.
Цель урока:- Раскрыть изобразительно-выразительную и текстообразующую роль наречий;
- Обогатить словарный запас учащихся наречиями;
- Сформировать навыки правильного употребления наречий в устной и письменной речи.
Оборудование:
- Текст о наречии «Дидактические материалы по русскому языку» 6 класс.
М. «Просвещение», 1997 г., страница 121.
- Ксерокопии отрывка из рассказа «Бирюк» И.С.Тургенева (с пропущенными наречиями).
- Запись на доске «Четвертый лишний».
- Учебник.
- Текст на доске.
План урока:
- Повторение
- Новое
- Работа с текстом
- Изобразительно – выразительная роль наречий.
- Текстообразующая роль наречий.
- Закрепление.
Ход урока:
- Повторение.
- «Четвертый лишний»
Найти лишнее слово в строке и обосновать свой ответ.
говоря, найдя, увидя, принеся
слабо, слово, бодро, громко
- Из двух простых предложений составить сложное, ввести в первую часть предложения причастный оборот, а во вторую – деепричастный.
Сильный ветер внезапно загудел в вышине.
Крупные капли дождя резко застучали.
Сильный ветер, внезапно загудевший в вышине, пригнул деревья, и резко застучали крупные капли дождя, шлепая по листьям.
- При разборе предложения обратить внимание на наречия.
- Новое.
- Объявление и запись темы.
- Сообщение цели и задачи урока.
- Чтение текста о наречии.
- Задание. Прослушайте текст, чтобы потом доказать, что это текст, озаглавить его, определить стиль.
Термин «наречие» встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень -реч-, который прежде был более многозначным, чем в современном языке. Слово «речь» когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, мы получим искусственное слово «наглаголие».
Следовательно, между глаголом и наречием существует непосредственная связь. Какая?
Уже древние ученые главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность.
- Работа с текстом.
Предполагаемый ответ.
Это текст, так как предложения связаны по смыслу, есть слова одной тематической группы: наречие, глагол, язык, корень. Озаглавить текст можно «Наречие». Это научный стиль, так как встречается научная лексика.
- Беседа по вопросам.
Что узнали нового?
Какое наречие встретилось в тексте?
Буквально – дословно, слово в слово.
Что такое функция?
Функция – это назначение, роль, которую выполняет наречие.
- Изобразительно – выразительная роль наречий.
- Сравним глагол «работать», он только называет действие, и глагол «работать» с разными наречиями.
Работать…хорошо, усердно, старательно
Работать…долго, от темна до темна
Работать…вдохновенно, радостно, увлеченно, воодушевленно, пламенно
Работать…продуктивно, результативно, плодотворно
- Задание. Составьте предложение, используя глагол «работать» с наречием.
Например. Ученик работал долго, но непродуктивно.
Пушкин, находясь в Михайловском, работал плодотворно.
- Поясните смысл получившихся предложений.
- Сделайте вывод о роли наречий.
Вывод.
Наречие обозначает признак действия. Оно выполняет выразительно – изобразительную функцию, обозначая признаки. По выражению А.С.Пушкина, наречие – это слово, «живописующее глагол».
- Дополнение учителя.
Наречие может быть связано не только с глаголом, а и с другими частями речи.
Например, из предложения, над конструированием которого мы работали, вы видели, что к наречию можно задать вопрос и от причастия.
- Проанализируем несколько словосочетаний:
Говорить громко
Глядя задумчиво
Уехавшие вчера
Очень высокий
Довольно далеко
Яйцо всмятку
Кофе по-турецки
- Работа с текстом (отрывок из рассказа «Бирюк»).
Задание.
Прочитать текст без наречий.
Восстановить наречия, выполняющие изобразительно – выразительную функцию.
Прочитать текст с восстановленными наречиями.
Сравнить с авторским текстом.
Сделать вывод о роли наречий.
- Работа с учебником. Упражнение № 173.
Чтение текста.
Определить стиль, привести доказательства.
Назвать наречия.
-?...Какое наречие употреблено учеником неуместно?
-Ужасно.
Подберите синонимы к наречию «ужасно».
- Ужасно, страшно, плохо, скверно.
- ?...Подходит ли хоть одно из них к прилагательному «глубокие»?
- Нет!
- Как надо было бы сказать?
- Очень глубокие.
- Работа над орфограммами (по цепочке с объяснением).
- Синтаксический разбор предложения.
Плинтус молчал, беспомощно водя пальцем по одной из толстых синих прожилок на карте.
- Какие слова в тексте помогают понять состояние ученика?
- «Беспомощно» - наречие. –«Убитым» (голосом) – подавленным, угнетенным.
Вывод. Таким образом, мы еще раз убедились, что наречия выполняют изобразительно – выразительную роль в тексте и в нашей речи. Но есть и еще одна, тоже очень важная, роль наречий. И я хочу, чтобы вы сами, проанализировав предложения, назвали эту функцию наречий.
- Текстообразующая роль наречий.
- Наблюдение. Предложения записаны на доске.
Тропинка спускалась вниз. Здесь начинался старинный парк.
База находится в Крыму. Сюда приезжают ребята из разных уголков страны.
Вывод. Наречия помогают избежать повтора одного и того же слова и связывают предложения в тексте. Таким образом, можно назвать вторую, текстообразующую, роль наречий.
- Работа с текстом.
Задание.
Заменить повторы подходящими по смыслу наречиями(текст записан на доске).
Мересьев очутился на вырубке. На вырубке на миг потерял сознание. Вдруг в кустах треснула трава. Из кустов донесся какой-то шорох. Мересьеву почудилось, что в кустах люди.
- Определить тип речи только по наречиям.
-Утром, сначала, потом, затем, после
-Повествование.
-Справа, слева, впереди, напротив, вверху.
- Описание.
- Во-первых, во-вторых, в-третьих.
- Рассуждение.
- Составьте (устно) несколько предложений. Задание по группам.
1 ряд- повествование;
2 ряд – описание;
3 ряд – рассуждение.
Вывод. Текстообразующая роль наречий. С помощью наречий можно создать текст определенного стиля и типа речи.
- Закрепление (написание пятистишия – синквейна).
1. Задание.
Запишите одно существительное, которое было на сегодняшнем уроке самым важным.
Запишите два связанных с ним прилагательных.
Запишите три связанных с ним глагола.
Запишите крылатую фразу, отражающую суть урока.
Запишите слово-синоним для первой строки.
2. Дети пишут синквейн.
3. Проверка работ.
4. Предполагаемый ответ.
Наречие
Выразительное, текстообразующее
Уточняет, обозначает, связывает
Часть речи «живописующая» признаки.
Наглаголие.
Приложение
Бирюк
Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому было еще верст восемь; моя добрая рысистая кобыла ( ) бежала по пыльной дороге, ( ) похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. ( ) огромная лиловая туча ( ) поднималась из-за леса; надо мною и мне ( ) неслись длинные серые облака; ракиты ( ) шевелились и лепетали. Душный жар ( ) сменился влажным холодом; тени ( ) густели.
И.С.Тургенев
Бирюк
Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому было еще верст восемь; моя добрая рысистая кобыла (бодро) бежала по пыльной дороге, (изредка) похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. (впереди) огромная лиловая туча (медленно) поднималась из-за леса; надо мною и мне (навстречу) неслись длинные серые облака; ракиты (тревожно) шевелились и лепетали. Душный жар (внезапно) сменился влажным холодом; тени (быстро) густели.
И.С.Тургенев
Список использованной литературы
- Арсирий А.Т. В Страну знаний - с Дедом Всеведом. –М.: «Дрофа», 2005.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. –М.: «Просвещение», 2007.
- Власенков А.И. Русская словесность. –М.: «АРКТИ», 1999.
- Гончар Л.А. Я иду на урок. –М.: «Первое сентября», 2004.
- Коровина В.Я. Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса. –М.: «Просвещение», 2007.
- Пахнова Т.М., Костяева Т.А. «Дидактические материалы по русскому языку 6 класс». –М.: «Просвещение», 1997 г., страница 121.
- Соловьева Н.Н. Русский язык в задачах и играх. –М.: «Материк-Альфа», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: Роль изобразительно-выразительных средств в определении проблемы текста, позиции автора
Тропы, поэтические фигуры речи...
Открытый урок по теме: "Изобразительно-выразительные средства русского языка и их роль в тексте"
Данный материал предназначен для закрепления и систематизации знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" в 10-м классе....
Роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного образа
Тот, кто хочет стать личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Для этого надо много читать. Главная задача читателя – вникнуть в то, что изобразил писатель, понять, какую мы...
Программа элективного курса «Роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного образа»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСреди стилей речи особое место занимает стиль художественной литературы. Одной его важной особенностью является большое количество выразительных средств. Другой важной чертой этог...
Роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного совершенства поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник"
Статья содержит методические рекомендации к работе над выразительными средствами языка при изучении поэмы "Медный всадник". В частности, таких тем: "Образ Петербурга в поэме", "Проблема народного...
роль изобразительно-выразительных средств языка (таблица)
Материал таблицы поможет при анализе текста как на уроках русского языка и литературы, так и при подготовке к ГИА и ЕГЭ....
Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)
Урок систематизации знаний по теме "Наречие". систематизация знаний о роли наречий в текстах разных стилей.Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умений учащих...