Учебно-методическое пособие "Изучаем звуки и буквы"
методическая разработка по русскому языку по теме

Талапова Елена Анатольевна

Учебно-методическое пособие "Изучаем звуки и буквы" для подготовки детей к школе. Мной разработаны материалы для изучения всех букв, но, к сожалению, сайт не принял их все.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы?

З


На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра
3.

звонок


зима




Предварительный просмотр:


Буква Б 

с большим брюшком,
В кепке

с длинным козырьком.

булка


белка

        



Предварительный просмотр:


Кран подъемный - буква
Г -
На одной стоит ноге
И одной своей рукою
Поднимает вверх такое,
Что другому не поднять -
Стенку весом тонн на пять.

Г У С Ь
А Р Б У З
Р А К
А И С Т
Ж И Р А Ф

гуси

круги

             

                 

                        

                   



Предварительный просмотр:


В слове ель мы Е услышим,
Букву
Е мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки.
Букву
Е запомним, детки.

Е

ель


лес

             

 

                                 

 



Предварительный просмотр:

Е и Ё – родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы
Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.


Слон

Лев

Гусь

Лось

Утка

Тигр

Утёнок

Лосёнок

Тигрёнок

Львёнок

Слонёнок

Гусёнок

ёжик


утёнок




Предварительный просмотр:




Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква
Ж наверняка
На бумаге тень жука.


чиж


чижи

 

                             



Предварительный просмотр:

                                               

 К одною лапкой пляшет,
А другою лапкой машет,
И при этом буква
К 
Будто усики жука.

       


мак

маки

    K



Предварительный просмотр:

Буква И взяла панамку –
И запела спозаранку!

Изменилась - посмотри
На неё украдкой.
Раньше было просто "И",
А теперь "И краткое".

Й – соседка буквы И.
На неё ты посмотри,
Запиши в свою тетрадку
И читай
Й очень кратко.

Чтобы Й не путать с И,
Сверху палочку пиши!

чайка


май

С "Ч" - летаю над волною,
С "Л" - не дам волкам покою,
С "М" - рубашка-безрукавка,
С "З" - скачу в лесу по травке,
С "Г" - крепи меня к детали
Из железа или стали.

 



Предварительный просмотр:

 

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я –

Это МЫ!» а вместе с тем

Получилась буква М!

М



Мама


Мила





















Предварительный просмотр:

На букве Н
Я, как на лесенке,                                  
Сижу и распеваю песенки!
 



                     ____________________________    

               



Предварительный просмотр:

ла   ло  лу  ли  ла  лы  ли  ла  ло  лы  ли  ло  ла  ло  лы  ла  ли  ло  ла  ли  лы  ул  ол  ыл  ил  ул  ла  ли   на  ло  лы  то  лу  со  лы  ул  ны  ла  ли  ло  ту   лу  ли  ла  лы  ну  ла  ли  ла  си   ло  лу   ли  он  ла  лы  ит  ли  лы  лу  ла  ли  лы  ул  ло  

Тут Алла и Ната. У Аллы кукла. А у Наты скакалка.

----------------------------------------------------------------

ла   ло  лу  ли  ла  лы  ли  ла  ло  лы  ли  ло  ла  ло  лы  ла  ли  ло  ла  ли  лы  ул  ол  ыл  ил  ул  ла  ли   на  ло  лы  то  лу  со  лы  ул  ны  ла  ли  ло  ту   лу  ли  ла  лы  ну  ла  ли  ла  си   ло  лу   ли  он  ла  лы  ит  ли  лы  лу  ла  ли  лы  ул  ло  

Тут Алла и Ната. У Аллы кукла. А у Наты скакалка.



Предварительный просмотр:




                        _____________________

У

У похожа на рогатку -
Лишь резиночку приладь!
Но, пожалуйста, ребятки,
Просьба в птичек не стрелять!



Предварительный просмотр:

ва

во

вы

ви

ву

во

ви

вы

ва

ву

ав

ов

ив

ыв

ву

ав

во

ви

ва

во

вы

ви

ив

ыв

ву

ва

вы

ви

ворона

ворота

сова

тыква

волос

винт

волк

волна

восток

лавка

корова

слива

квас

вилка

воск

врун

Вратари

Вова и Слава – вратари.

– Вова, вот твои ворота!

–А вот твои ворота, Слава!

–Вова, лови, лови!

–Слава, лови!

Домашнее задание № 1

Списать предложения в тетрадь.

Вова вырастил тыкву. Вот так тыква!

Домашнее задание № 2

Списать предложения в тетрадь.

Вот Вова и Алина.

У Вовы краски и кисти.

У Алины листы.

Вова красит.

И Алина красит.



Предварительный просмотр:

га

го

гу

ги

гы

ге

га

ги

гу

гы

го

аг

ог

уг

го

аг

гу

ги

ог

ге

гу

уг

на

ти

па

во

ку

со

ле

ке

по

ты

но

гро

гра

гло

спа

губ

гри

гре

сги

гал

гол

Гос

Галя

Гена

гриб

год

снег

снеговик

снегири

город

горка

дорога

ягоды

голуби

гуси

гусыня

гусята

Галя и гена набрали много грибов. В корзинке у Гали одни боровики. А у Гены поганки. Ну и грибник!

Вот он гриб-боровик!

И красив он, и велик!

Весна

Когда наступит весна, снег в лесу тает не вдруг, а постепенно. Вода долго стоит в лесу. Потом она сбегает в озеро или в реку, а оттуда – на луга и поля. Высокая вырастет трава на лугу!

Подарки к празднику

Первоклассники подготовили подарки для ребят из детского садика. Катя и Галя склеили домик. Света сплела коврик. Дима и Аня вырезали из бумаги солдатиков. Вова и Гена вылепили из пластилина Буратино. Вера и Ваня нарисовали клоуна и раскрасили его. Ребята из детского садика будут рады подаркам.



Предварительный просмотр:

да

до

ду

ди

ды

де

до

ди

да

ду

ды

ди

ад

до

ду

де

од

ду

де

да

уд

ди

дна

дно

зну

идо

одн

дво

дву

две

дре

дри

дле

два

две

двое

дуб

дом

еда

сад

дно

труд

дети

вода

обед

дерево

вода

водолаз

водные

подводные

водопад

На дворе трава,

На траве дрова,

Не руби дрова

На траве двора.

Дом у дуба, дуб у дома.  

Звезда

1. В небе блестит звезда.

2. На дне океана звезда.

3. Дети нарисовали звезду.

               

                        Водолазы

На морском дне или на дне реки подводные работы ведут водолазы. Работа водолазов трудна.

У Нади и Димы папы водолазы. Они работали на дне реки и укрепили опоры моста. Снова по мосту идут поезда.

Умелые руки

У Тимы умелые руки. Он сам сделал самокат. Посде обеда Лида сама моет посуду. Она ставит тарелки и стаканы на полку.

***

Увидели дети сливы. Полез Денис на забор. А садовник

Позвал нас и дал всем слив. Покраснел Денис как рак.



Предварительный просмотр:

за

зо

зу

зи

зы

зе

зо

зи

за

зу

зы

зи

аз

зо

зу

зе

оз

зу

зе

за

уз

зи

зна

зно

зну

изн

озн

зво

зву

зве

зре

зри

зме

коза

роза

звери

звонок

зима

ваза

звук

звон

Зина

Лиза

Сима

зонт – зонтик

рот – ротик

У Лизы зонтик. 

У Зины ваза.

Звери в зоопарке

В зоопарке разные звери. Вот лев. Зина сразу узнала слона. Он стоит и посыпает песком спину.

Скоро мы посетим зоопарк. А пока Анна Ивановна рассказала нам о еноте и степном волке. В зоопарке аквариум. Там усатые сомы и налимы. Нас заинтересовали змеи. Мы узнали, как они зимовали. Они заползали в норы и засыпали. А стало теплее – они снова выползли из нор.

Разные сказки

Лиза знает сказку про репку, о тетереве. Зина знает сказку о сером волке и лисе. А Вера спела сказку-песенку о козлике. Нина Ивановна рассказала нам новые интересные сказки.

Какие сказки знаете вы?



Предварительный просмотр:

май

герой

строй

лейка

слойка

зайка

синий

зеленый

красный

читай

решай

думай

Мой дедушка

У меня есть дедушка. На войне дедушка был солдатом. У него медаль за отвагу. Мама говорит о дедушке: «Сам стар, а душа молодая».

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой

Не угнаться за тобой!...

Что потом случилось с мячом?

Ребята! Изучайте, знайте и выполняйте правила дорожного движения! Никогда не играйте около дороги!

Транспорт

автобус

носилки

самосвал

велосипед

троллейбус

метро

трамвай

тачка

сани

***

Вечером мы смотрели передачу «Спокойной ночи, малыши!». Степашка учил нас говорить вежливые слова: добрый день, здравствуйте, спасибо, пожалуйста.

Пословицы

Родина – мать, умей за неё постоять.

Глупый киснет, а умный всё промыслит.

***

В лесу недолго до беды.

Умей запутывать следы!

Попробуй, угадай-ка,

Куда девался зайка!

Туда-сюда петляет след.

Где зайка был, там зайки нет! 



Предварительный просмотр:

ак  ка  ок  ко ук  ку ык  ки  ик  ти та  ни  ки  он  ит  ок  но  ок  он ку  ни  та  ик  ко  ны  от  ки

нка  нко  нку  нки  нко  нка  онк   инк   нки   анк   отк    иск

 

кот

ток

кит

коты

ноты

кони

кино

тина

танк

нитка

нитки

каток

Тут Нина, Никита и Антон.

У Нины ноты.

А у Никиты и Антона – танк.

Домашнее задание.

Списать предложения в тетрадь.

У Никиты окуни.

А кот тут как тут.

Ну и кот!



Предварительный просмотр:

са   со   сы   су   си   ни   но   ас   ос   ус   ин   си   со    ни   на  сы   са   со   ун    ос   ин   ус   ис   но   си   со   ис   си

нос

оса

сон

Нина

Анна

Инна

сани

сено

сын

насос

сосна

осина

сосна – сосны

оса – осы



Предварительный просмотр:

ца

цо

цу

ци

цы

це

ца

ци

цу

цы

цо

ца

ац

оц

уц

цо

ац

цу

ци

це

ца

цу

уц

цы

на

ти

ца

во

ку

цо

ле

ке

по

зы

до

ре

кольцо

цветы

палец

кузнец – кузнецы

кузница – кузницы

кольцо - кольца

цирк

цена

цыплёнок

В цирке

Тигры прыгают сквозь кольцо. Медведи катаются на мотоциклах. Собачки танцуют под музыку. Я очень люблю цирк!

***

Ухитрились люди в цирке

Обучить медведя стирке,

А морскую черепаху –
Гладить мытую рубаху.

Вот слон, индийский гастролер,
Канатоходец и жонглер!
Подбрасывает сразу
И ловит он шутя
Фарфоровую вазу,
Бутылку и дитя.

Буква Ц

Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц - в начале,
Есть слова, где Ц - в конце…
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде её птенцы;
Цирк откроется в субботу,
Уж приехали борцы.
В цех явились на работу
Молодые кузнецы.
В каждой строчке буква Ц,
Словно камешек в кольце!..

Тонкая работа

– Ура! Из пластилина
Я вылепил кота!
– Прекрасно, молодчина,
Какая красота!
Как правильно, как тонко –
Хвалил меня отец, –
Какого поросенка
Слепил ты! Молодец!
 

Заяц

– Заяц, заяц,

чем ты занят?
– Кочерыжку разгрызаю!
– А чему ты, заяц , рад?
– Рад, что зубы не болят!



Предварительный просмотр:

льют

пьют

вьют

съем

въезд

съехал

сел – съел

Коля –  колья

семя – семья

Ключ

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней.

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ  дверной.

Хвосты

Есть хвост у падающих звёзд,
И у семян бывает хвост.
У птиц, у самолёта
Он нужен для полёта.
Хвостом корова бьет слепней,
Когда они кусаются.
Для скорпионов хвост важней:
Они хвостом сражаются.
У кошки хвост трубою,
Она хвостом гордится.
А нам, друзья, в учебе хвост
Совсем не пригодится.

Правда всего дороже

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил:

– Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

– Я.

Отец сказал:

– Спасибо, что правду сказал.

(Л.Н. Толстой)

Что написано в тетрадке?

–А я уже могу писать!  
А я могу писать!            
Могу тетрадку показать
И даже полистать!

–Ого!

Да ты ученым стал!

Скажи, о чем ты написал?

–А мне откуда это знать?
Ведь я сказал –
Могу писать!
Писать, а не читать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Учебно-методическое пособие "Угадай звук"

Еще одной игрой на развитие фонематического слуха и фонематических представлений является  « Какой звук ты слышишь чаще» или «Угадай задуманный звук». Во время прочтения логопедом рифмовки, ребя...

Учебно-методическое пособие "Звук [И]. Буква И" для детей 5 -6 лет с ОНР.

Учебно-методическое пособие " Звук [И]. Буква И." для детей 5 -6 лет с ОНР ( III группа речевого развития) на занятиях по подготовке к обучению грамоте....

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква А".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква У".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Д".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Р".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на разви...