Описание природы (работа над сочинением) урок в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
дать понятие о пейзаже, познакомить детей с видами описания местности, природы
- показать назначение, композицию и языковые особенности пейзажа
- познакомить с ролью прилагательных в описании природы
- научить понимать роль описания в повествовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhiv_winrar.rar | 10.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание природы
(работа над сочинением)
Обучающие цели:
- дать понятие о пейзаже, познакомить детей с видами описания местности, природы
- показать назначение, композицию и языковые особенности пейзажа
- познакомить с ролью прилагательных в описании природы
- научить понимать роль описания в повествовании
Развивающие: развивать наблюдательность, речевое чутье, воображение
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного
Оборудование: учебник, дидактический материал, иллюстрации разных видов пейзажа
Ход урока:
- Введение понятия «пейзаж».
–Послушайте стих М.Лисянского «Пейзаж», определите основную мысль, которую хотел выразить в этом стихотворении поэт.
Почему стихотворение называется «Пейзаж»?
Зима всю землю в снег одела,
Проникла в каждый уголок.
Стоит в лесу под шапкой белой
Пенёк, похожий на грибок.
Не шелохнут ветвями елки,
Такая тишина вокруг,
Что слышно, как летят иголки
На чистый снег из белых рук.
- Что такое пейзаж? Прочитайте об этом в учебнике (упр. № 253)
- Какие виды описания видите вы на этих иллюстрациях?
Какие из них ближе и роднее для вас? Почему?
- Почему сердце каждого человека трогают картины родной природы?
Прослушайте стих З.Александровой и подумайте, почему у человека бывает
только одна родина?
2. Если скажут слова «родина»
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь: от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- Наблюдение над употреблением прилагательных в художественном описании природы (упр. № 254, 255).
- Прослушайте отрывок из повести А.Толстого «Детство Никиты». Чем отличается описание зимнего дня в этом отрывке от тех описаний, над которыми мы работали при выполнении упр. № 254, 255?
…Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом. Синели на нем глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, уголочками уколол щёки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор…
Никита повернул направо, к речке, и и старался идти по дороге, по чужим следам, в тех же местах, где снег был нетронутый, чистый, - Никита шел задом наперед, чтобы отвести глаза Аркадию Ивановичу.
На крутых берегах Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы. В иных местах они свешивались мысами над речкой. Только стань на такой мыс- и он ухнет, сядет, и гора снега покатится вниз в облаке снежной пыли.
Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. Налево, над самой кручей, чернели избы, торчали журавли деревни Сосновки. Синие высокие дымки поднимались над крышами и таяли.
- Выпишите из текста прилагательные, эпитеты + существительные.
- Зачем писатель ввел описание природы в рассказ о зимних забавах Никиты?
- Редактирование сочинения «Танькина калоша». (Дидактич. мат. , к № 407).
- Прочитайте рассказ ученицы, определите основную мысль. Соответствует ли название рассказа основной мысли? Как следовало назвать этот рассказ?
- К какому типу речи вы отнесете этот текст? Почему?
- Найдите в рассказе описание природы. Какую роль играет это описание для выражения основной мысли?
-Отредактируйте сочинение.
V. Подведение итогов урока.
- Что такое пейзаж? Какие виды описания природы вы знаете?
- Какую роль играют прилагательные в художественном описании природы?
- Какова роль описания природы в повествовании?
II – вариант.
Онегин и Печорин – «герои своего времени»
- Причины появления «лишних» людей в русской литературе XIX в.
- Онегин и Печорин – «герои своего времени».
- Черты сходства:
- дворянское происхождение;
- светское образование и воспитание;
- праздное существование, отсутствие высоких целей и идеалов в жизни;
- понимание людей;
- неудовлетворенность жизнью.
2) Различия между ними:
- глубина страданий Печорина, поверхностное переживание Онегина;
- пренебрежение законами «света» у Печорина и боязнь светской молвы у Онегина;
- безмолвие Онегинаи сила воли у Печорина;
- противоречивость, двойственность натуры, скептицизм Печорина, «резкий,
охлажденный ум» Онегина.
- Место Печорина и Онегина в галерее «лишних людей» XIX в.
III- вариант.
- Прочитать статью В.Г.Белинского «Герой нашего времени» и подготовить сообщение, опираясь на вопросы:
- Какова основная мысль романа?
- О каких отрицательных чертах в характере Печорина говорит Белинский и чем
объясняет их появление?
- Какие положительные черты в характере Печорина отмечает критик?
- В чем сходство и различие между Печориным и Онегиным?
- Каковы особенности композиции романа?
- Почему «роман исполнен высочайшего интереса»?
Задание к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
I – вариант.
Подготовить сообщение по плану.
Печорин – герой своего времени.
- Печорин – герой переходного времени («Печорин – представитель дворянской молодежи, вступивший в жизнь после разгрома декабристов», «Отсутствие высоких общественных идеалов – яркая черта исторического периода»).
- Трагизм судьбы и жизни Печорина.
- Происхождение и общественное положение.
- Несоответствие жизни Печорина его внутренним возможностям и запросам:
- незаурядность его натуры, проявляющаяся в богатстве интересов, сложности духовного мира, критического склада ума;
- жажда действий и постоянные поиски применения своих сил – отличительная черта Печорина;
- противоречивость его и разлад с самим собой;
5. Печорин – один из представителей передовой дворянской интеллигенции 30-х г. XIX в.:
- близость его людям 30-х г. и Лермонтову;
- черты, роднящие Печорина с героями «Думы».
6. Причины гибели Печорина:
- отсутствие общественных запросов и чувства родины;
- воспитание и влияние света.
7. Значение образа Печорина в общественно-политической борьбе 30-40-х г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-описание по теме "Дождь" (конспект урока русского языка в 5 классе)
Тема: сочинение-описание по теме «Дождь». Цель: создание условий для формирования коммуникативной, речевой и языковой компетенции учащихся. Тип урока: развитие речи. Задачи: 1. Повторить особе...
Презентация к уроку. Сочинение-описание по картине Герасимова `После дождя`. 6 класс
Презентация может быть исользована при подготовке к написанию сочинения. Содержит материал о художнике, примерный план сочинения и словарный материал. Помогает создать эмоциональный настрой....
Подготовка к сочинению-описанию картины И.Попова "Первый снег", 7 класс
Мастер – класс: Подготовка к сочинению – описанию картины И. Попова «Первый снег» в форме дневниковых записей. Первая встреча с картиной....
План урока" Сочинение-описание памятника"и презентация к уроку
Данная разработка урока направлена на выявление языковых особенностей текста-описания, умение создавать собственное описание, используя изобразительно-выразительные средства, соответствующие данному т...
Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень». 5 класс.
Урок русского языка. Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень». 5 класс....
Технологическая карта урока «Описание предмета. Подготовка к сочинению- описанию игрушки литературного персонажа сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок».
Разработка интегрироованного урока по русскому языку, литературе, ИЗО....
Урок русского языка в 6 классе по теме "Описание помещения. Подготовка к сочинению" на основе виртуальной экскурсии в музей-усадьбу "Ясная Поляна"
Урок на основе системно-деятельностного подхода предполагает изучение темы с включением виртуальной экскурсии в музей писателя. Используются элементы технологий проблемного обучения....