Урок русского языка в 6 классе по теме "Описание помещения. Подготовка к сочинению" на основе виртуальной экскурсии в музей-усадьбу "Ясная Поляна"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок на основе системно-деятельностного подхода предполагает изучение темы с включением виртуальной экскурсии в музей писателя. Используются элементы технологий проблемного обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 6 классе по теме «Описание помещения. Подготовка к сочинению»
Цель урока: знакомство с текстом-описанием помещения, подготовка к сочинению
Задачи:
образовательные: -познакомить с особенностями описания помещения, формировать умение использовать языковые средства для обозначения местоположения предмета;
развивающие: создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования материала, развивать речевые навыки, внимание, память.
воспитательные: способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, воспитанию интереса к классическому наследию русской литературы; самостоятельности, сотрудничества, коммуникативных навыков.
Формы работы: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа
Методы: проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный.
Технологии: элементы технологий проблемного обучения
Ход урока
Этап мотивации. Выход на тему урока
После организационного момента предлагаю учащимся прочитать распечатанные тексты на листах и назвать героев, о которых идет речь. Задание: Кто живет в этом домике?
Текст 1. … отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся… (Герасим Тургенев «Муму»)
Текст 2. А он знал много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг он сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора. (Знайка Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей)
Вопрос: Как Вы догадались, ведь имена не названы? (по описанию комнаты)
Назовите тему урока (Описание помещения). Записываем в тетрадь.
Сформулируйте цели урока. (Познакомиться с особенностями описания помещения, научиться составлять такие тексты)
Эпиграф к уроку: «Обычно дом становится похож на тех, кто в нем живет».( М Рощин)
Этап актуализации знаний учащихся
1. С какими видами описания Вы уже знакомы? В чем особенность текста-описания? (отвечают на вопрос КАКОЙ?) Слова каких частей речи преобладают в тексте описание? (СУЩ, ПРИЛ) Почему? (ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА)
Этап усвоения новых знаний и осмысления: через приёмы деконструкции и реконструкции учащиеся дают определение слову ИНТЕРЬЕР
- Запишите в столбик слова – ассоциации со словом ИНТЕРЬЕР
- Обменяйтесь с соседом по парте своими ассоциациями и дополните те слова, которых у вас нет.
- Постарайтесь вместе дать определение слову ИНТЕРЬЕР, а для этого продолжите фразу: «Интерьер - это…» (Внутреннее пространство здания, помещений, а также его устройство, убранство).
Этап словарно-орфографической работы: повторение ранее изученных слов, которые могут быть использованы в сочинении.
Чтобы узнать особенности текста-описания помещения, приглашаю вас на экскурсию в музей. Но нам нужны билеты. Чтобы их получить, выполним орфографическую работу.
Задание: записать слова и вставить пропущенные буквы.
Справ(а,о), слев(а,о), непод..леку, комн..та, к..бинет, распол..гается, зан..веска, порт..ера, д..ван, кр..вать, п..анино, к..ртина, п..т..лок, пом..щение.
Прием самопроверки. Поднимите руку, кто справился с заданием и готов к экскурсии.
Итак, в путь. Мы побываем не просто в музее, а в музее писателя.
Обращение к личному опыту учащихся: Скажите, пожалуйста, чей это портрет? (Льва Николаевича Толстого) С каким местом в России связано имя этого писателя? (Ясная поляна) Именно в Ясную поляну мы с вами и отправляемся.
Виртуальная экскурсия в музей писателя (Небольшая презентация с пояснениями учителя или подготовленных учеников в роли экскурсоводов: учащиеся получают опережающее задание).
Слайд- Фото кабинета. Как вы думаете, что это за комната в доме писателя? (кабинет). Как догадались?
Давайте рассмотрим его повнимательнее. Что вы видите? Какова атмосфера кабинета? Что здесь удобно делать?
Работа в парах. Я вам предлагаю заполнить таблицу: в 1 колонке вы записываете предметы, которые составляют обстановку комнаты, а во 2 колонке даете их краткое описание с помощью прилагательных или других частей речи.
Что, на ваш взгляд, является самым интересным, необычным и почему? (Несколько вариантов слушаем)
Скажите, а если мы перечислим все предметы, которые находятся в кабинете, у нас получится сочинение-описание помещения? (Нет, просто перечень)
Прием аналитического чтения. Сравните 2 текста. В каком из них дано художественное описание помещения? Как догадались?
Текст 1. Объявление Сдается однокомнатная квартира. Комната большая, одно окно. Имеется мебель: тумбочка, телевизор, шкаф, диван, стол. Цена договорная. Телефон: 6-96-25, звонить после 18.00.
Текст 2. У окна, на высокой подставке, весело зазеленели цветы. В углу справа удобно устроилась тумбочка с телевизором. Рядом с ней засверкал стеклами шкаф. Напротив с удовольствием заняли места диван и стол. Над диваном тикают часы. Каждой вещи нашлось свое место.
Вывод: Что необходимо включать в текст художественного стиля? (эмоционально-оценочную лексику, прием очеловечивания предметов, художественные средства выразительности – эпитеты, метафоры, сравнения)
Работа над речевым оформлением текста
Лексическая работа.
Мы с вами говорили о том, что в речи недопустим неоправданный повтор слов. Чтобы этого избежать, что можно использовать? (Синонимы)
Подберите синонимы к слову стоит (находится, располагается, помещается, нельзя не заметить, место в углу занимает и т.п.).
Каждый текст имеет свою структуру. Какова структура текста описания-помещения?
1. Вступление.
2. Основная часть
3. Заключение.
О чем можно написать во вступлении? (Намечается тема – о ЧЕМ? и основная мысль ЧТО? Краткую информацию о музее, о Ясной поляне, о писателе)
Что включим в основную часть? (описание кабинета писателя)
Обратите внимание на модели: Большая часть комнаты занята...; - Слева от двери находится..., а справа —.... - В углу помещается... - Темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет… - Нельзя не заметить… - Привлекает внимание … В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему
Что можно включить в заключение? (Свои впечатления от увиденного)
Домашнее задание. Напишите сочинение, основную часть которого должно составлять описание кабинета Льва Толстого в художественном стиле. Если приём очеловечивания вещей вам по душе, попробуйте использовать его в своём сочинении.
Выставление оценок.
Подведение итогов. Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"
Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...
Урок русского языка 5 класс Основа и окончание
Урок разработан как урок-игра, урок- аукцион. Учащиеся работают в группах, много разнообразныз интересных заданий. Учащиеся при помощи своих знаний приобретают разные товары Антонимы, синонимы, основа...
Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"
Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....