Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс
рабочая программа по русскому языку на тему
Рабочая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (V-IX классы) создана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 7 июля 2005 г. № 03-1263), Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_5-9_rus.yaz_._-_kopiya.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная
школа № 38 города Тулы
Утверждаю
Директор школы ___________В.Д. Ткачева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу: РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс - 5 - 9
Количество часов (всего) - 770, в неделю – 6/5/4/4/3 ч.
Составители: Голубева Н.А.
Рассмотрена на заседании
ШМО учителей филологического цикла
Руководитель ШМО
Согласована
Заместитель директора по УВ
Принята на заседании
педагогического совета,
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (V-IX классы) создана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 7 июля 2005 г. № 03-1263), Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Рабочая программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок рабочей программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре рабочей программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 770 часов. В том числе: в V классе – 210 час, в VI классе – 175 час, в VII – 140 час, в VШ классе – 140 час, в IХ классе – 105 час.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5 КЛАСС
Количество часов
Коммуникативная компетенция. 34 ч.
Речевая деятельность. Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание),
говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации.
Овладение разными видам и чтения (ознакомительным, изучающим,
просмотровым), приёмами работы с учебной книгой.
Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и
мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных,
публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, их
основной и дополнительной информации, установление смысловых
частей текста, определение их связей.
Письмо, овладение умениями адекватно передавать содержание
прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной
степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное).
Создание собственных письменных текстов на социально-культурные,
нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на
основе отбора необходимой информации.
Написание сочинений различных функциональных стилей с
использованием разных функционально-смысловых типов речи и их
комбинаций.
Текст как речевое произведение. Средства связи предложений в тексте.
Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема,
коммуникативная установка, основная мысль текста.
Функционально - смысловые типы речи: описание, повествование,
рассуждение.
Композиционно-жанровое разнообразие текстов.
Описание предмета, картины, животного.
Сочинение – рассуждение.
Рассказ.
Языковая и лингвистическая компетенция. (173ч.)
Наука о русском языке, ее основные разделы. Краткие сведения о 5ч.
выдающихся отечественных лингвистах.
Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому
языку как к национальной ценности.
Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические,
морфологические, синтаксические.
Словарь как вид справочной литературы. Основные виды лингвистических
словарей: толковые, орфографические, орфоэпические, словари синонимов,
антонимов.
Система языка. 15ч.
Повторение изученного о составе слова, морфологии, синтаксисе.
Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. 15ч.
Система гласных и согласных звуков русского языка: гласные ударные
и безударные; согласные звонкие и глухие; согласные мягкие и твердые.
Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и
твердости. Шипящие согласные.
Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука
в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков.
Соотношение звука и буквы.
Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и
написания слова с помощью элементов транскрипции.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами
литературного произношения и ударения.
Допустимые варианты произношения и ударения.
Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.
Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
Морфемика (состав слова) и словообразование (17ч.)
Морфемика и словообразование как разделы науки о языке.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие
морфемы от других языковых единиц.
Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Корень.
Однокоренные слова. Словообразовательные и
Словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание.
Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы.
Морфемные словари русского языка. Чередование гласных и
согласных в корнях слов. Варианты морфем
Лексикология и фразеология (8 ч.)
Лексикология как раздел науки о языке.
Лексика как словарный состав, совокупность слов данного
языка. Слово - основная единица языка. Отличие слова от
других языковых единиц. Лексическое значение слова.
Основные способы передачи лексических значений слов.
Толкование лексического значения слова с помощью
описания, толкования, подбора синонимов, антонимов,
однокоренных слов.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слова. Понимание основания
для переноса наименования (сходство, смежность объектов
или признаков).
Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в
переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.).
Наблюдение за использованием переносных значений слов в
устных и письменных текстах.
Толковые словари русского языка и их использование для
определения, уточнения лексического значения слов.
Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию
и написанию, но различные по лексическому значению.
Различение омонимов и многозначных слов в речи.
Синонимы как слова, близкие или тождественные по
лексическому значению. Смысловые и стилистические различия
синонимов. Словари синонимов русского языка и их использование.
Наблюдение за использованием синонимов в устных и письменных
текстах. Выявление смысловых и стилистических различий
синонимов. Использование синонимов как средства связи
предложений в тексте и как средства устранения неоправданного
повтора.
Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению.
Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием
антонимов в устных и письменных текстах
Грамматика. 1ч.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей
речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки,
синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное как часть речи. Одушевленные и 18ч.
неодушевленные имена существительные. Нарицательные и
собственные имена существительные. Род как постоянный признак
существительного. Существительные мужского, женского, среднего,
общего рода; существительные, не иеющие родовой характеристики.
Число имен существительных. Существительные, имеющие форму
только единственного или только множественного числа. Система
падежей в русском языке. Типы склонений имен существительных.
Склоняемые и несклоняемые имена существительные.
Разносклоняемые существительные. Правильное "употребление имен
существительных в речи.
Имя прилагательное как часть речи. 9ч.
Глагол как часть речи. Инфинитив. Глаголы совершенного и 21ч.
Несовершенного вида. Настоящее, будущее и прошедшее время
глагола в изъявительном, наклонении.
Спряжение глаголов. Лицо и число.
Синтаксис как раздел грамматики. 26ч.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и
грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании
Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как
минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и
его отличия от других языковых единиц.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные
(повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды
предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и
восклицательные. Интонационные и смысловые особенности
повествовательных, побудительных, вопросительных,
восклицательных предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения.
Главные члены двусоставного предложения
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение,
обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения.
Предложения с однородными членами.
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений
с обращением.
Сложнее предложение, Смысловое, структурное и интонационное единство
частей сложного предложения.
Основные выразительные средства синтаксиса (восклицательные
предложения, обращения, предложения с однородными членами)
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.
Орфография. 31ч.
Орфография как система правил правописания слов и их форм.
Разделы и основные принципы русской орфографии.
Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в корнях слов.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание суффиксов в словах разных частей речи.
Правописание окончаний в словах разных частей речи.
Употребление Ь и Ъ
-Н- и -НН- в словах разных частей речи.
Правописание гласных после шипящих и ц.
Слитное и дефисное написание слов.
Слитное и раздельное написание НЕ со словами
разных частей речи.
Правописание наречий.
Правописание предлогов, союзов, частиц.
Употребление строчной и прописной букв.
Правила переноса
Пунктуация. 7ч.
Пунктуация как система правил правописания предложений.
Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания,
их функции. Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом предложении (тире между
подлежащим и сказуемым)
Знаки препинания в простом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Культуроведческая компетенция. 3 ч.
Язык и культура
Отражение в языке культуры и истории народа.
Язык родного края. Выявление единиц языка с национально-
культурным компонентом значения в произведениях устного
народного творчества, в художественной литературе и
исторических текстах; объяснение их значения с помощью
лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
6 КЛАСС Количество часов
Коммуникативная компетенция. 29
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная
цельность, связность текста. Структура текстов. Композиция.
Рассказ в рассказе
Функциональные стили: официально – деловой. Сфера употреб-
ления, типичные ситуации речевого общения, языковые средства.
Заявление как жанр официально – делового стиля.
Собирание материала к сочинению. Сложный план.
Подробное, сжатое и выборочное изложение текстов повествова-
тельного характера с элементами описания помещения, пейзажа.
Сочинение – описание помещения, пейзажа, по личным впечат-
лениям .
Сочинение – рассуждение о народном промысле, по данному
началу и концу.
Сочинение – рассказ по воображению, на основе услышанного.
Культура речи.
Языковая и лингвистическая компетенция. ( 143ч.)
Общие сведения о русском языке. 5
Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фра-
зеологические новации последних лет.
Наука о русском языке, ее основные разделы. Сведения о вы-
дающихся отечественных лингвистах.
Нормированность – отличительная особенность русского ли-
тературного языка. Языковая норма, ее признаки. Виды норм
Система языка. 3
Повторение изученного о фонетике, орфоэпии.
Лексикология и фразеология. Культура речи. 13
Повторение изученного. Историческая изменчивость словарного
состава . Исконно русские и заимствованные слова. Основные
причины заимствования слов. Устаревшие слова и неологизмы.
Основные причины появления устаревших слов и неологизмов.
Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные и
Разговорные слова. Общеупотребительная лексика и лексика
ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы,
жаргонизмы. Фразеология как раздел лексикологии. Различия
между свободными сочетаниями слов и фразеологическими
оборотами. Фразеологическое богатство русского языка.
Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова, их
употребление в речи. Лексические нормы русского языка. Основ-
ные выразительные средства лексики и фразеологии.
Словообразование. Орфография. Культура речи. 18
Повторение изученного. Основные способы образования слов.
Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффик-
сальный, приставочно – суффиксальный, бессуфиксный).
Сложение как способ образования слов. Виды сложения.
Переход слова из одной части речи в другую. Сращение
Сочетания слов в одно. Особенности словообразования
слов различных частей речи. Основные выразительные
средства словообразования.
Правописание корней –гор-гар; -кос-кас-.
Правописание гласных в приставках пре-, при-; буквы
ы, и после приставок на согласные.
Правописание соединительных гласных.
Грамматика.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное. 18
Повторение изученного. Разносклоняемые имена сущест-
вительные. Склонение существительных на –мя. Нескло-
няемые и склоняемые имена существительные.
Имена существительные общего рода.
Не с существительными.
Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о,е
после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек0, -онк, -онок.
Согласные ч,щ в суффиксах –чик (-щик).
Имя прилагательное. 19
Повторение изученного. Прилагательные качественные,
относительные, притяжательные. Степени сравнения
качественных прилагательных, их образование и грам-
матические признаки.
Не с именами прилагательными.
Буквы е,о после шипящих и ц в суффиксах прилагатель
ных; правописание гласных и согласных в суффиксах
-ан (-ян), -ин; -онн (-енн) прилагательных; различение
на письме суффиксов –к-, -ск-.
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Имя числительное. 15
Имя числительное как часть речи. Разряды числительных
по значению и строению. Вопрос о числительных в системе
частей речи. Склонение числительных. Правильное упореб-
ление числительных в речи.
Числительные количественные и порядковые, простые и
составные. Слитное и раздельное написание числительных.
Правописание гласных в падежных окончаниях, буква Ь
в середине и на конце. Правописание гласных в падежных
окончаниях порядковых числительных.
Местоимение. 20
Вопрос о местоимении в системе частей речи. Разряды
местоимений по значению и грамматическим призна-
кам. Склонение местоимений. Использование место-
имений как средства связи предложений в тексте.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Образование неопределенных местоимений. Дефис
в неопределенных местоимениях перед –то, - либо,
-нибудь и после кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздель-
ное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
Глагол. 24
Повторение изученного о глаголе. Переходные и непереход-
ные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, условное
и повелительное наклонения глагола. Настоящее, будущее и
прошедшее время глагола в изъявительном наклонении.
Изменение по родам глаголов в форме условного наклонения
и изъявительного наклонения (прошедшее время).
Разноспрягаемые глаголы.
Раздельное написание бы (б) с глаголами в условном наклоне-
нии. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения.
Правописание гласных в суффиксах –ова-, -ева-, -ива-, -ыва-.
Синтаксис. Пунктуация. 8
Повторение изученного. Словосочетание. Простое предложе
ние. Прямая речь. Диалог. Знаки препинания в простом и
сложном предложении. Синтаксический разбор предло-
жения. Пунктуационный разбор предложения.
Культуроведческая компетенция.
Русский речевой этикет. Язык родного края. 3
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
7 класс Количество часов
Коммуникативная компетенция. 28 ч.
Умение общаться – важная часть культуры человека.
Разновидности речевого общения: неопосредованное и
опосредованное; устное и письменное; диалогическое и
монологическое; их особенности.
Сферы речевого общения: бытовая, социально - культурная,
научная ( учебно - научная ), общественно – политическая,
официально-деловая.
Ситуация речевого общении я и ее основные компоненты:
участники, обстоятельства речевого общения, личное и неличное,
официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное
общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных
ситуациях общения..
Условия речевого общения. Успешность речевого общения как
достижение прогнозируемого результата. Причины коммуника-
тивных неудач и пути их преодоления.
Текст как речевое произведение. Средства связи предложений в
тексте.
Композиционно – жанровое разнообразие текстов.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принад-
лежности к функционально – смысловому типу, определенной
разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языко-
вых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли,
сферы, ситуации и условий общения.
Функциональные разновидности языка: функциональные стили.
Публицистический стиль.
Понятие о культуре речи.
Описание внешности человека ( устный рассказ, изложение
текста, сочинение).
Описание действий человека (составление рассказа, сочинение).
Составление текста на заданную тему, рассказа по данному
сюжету.
Описание состояния человека или природы ( сочинение).
Устное рассуждение на дискуссионную тему, публичное
выступление.
Языковая и лингвистическая компетенция. (109ч.)
Язык как основное средство общения в определенном 3 ч.
национальном коллективе. Русский язык – национальный язык
русского народа.
Виды норм русского литературного языка: орфоэпические,
лексические, морфологические, синтаксические, стилистические
(орфографические и пунктуационные).
Словарь как вид справочной литературы. Словари лингвисти-
ческие и нелингвистические. Основные виды лингвистических
словарей: толковые, этимологические, орфографические,
орфоэпические, морфемные и словообразовательные, словари
синонимов, антонимов, фразеологические словари.
Система языка.
Повторение изученного о фонетике, орфоэпии, лексике, слово- 9 ч.
образовании, морфологии, синтаксисе, пунктуации. Основные
средства выразительности.
Грамматика.
Причастие и деепричастие. 66 ч.
Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи.
Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и
прилагательного в причастии. Причастия настоящего и
прошедшего времени. Действительные и страдательные
причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий.
Деепричастие, его наречные и глагольные признаки . Деепри-
частия совершенного и несовершенного вида. Наблюдение за
особенностями употребления причастий и деепричастий в
текстах. Правильное употребление причастий и деепричастий
в речи.
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения
наречий, их образование.
Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в
системе частей речи.
Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от
самостоятельных частей речи.
Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги.
Простые и составные предлоги.
Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные,
их разряды. Союзы простые и составные.
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреб-
лению.
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междо-
метий. Разряды междометий. Звукоподражательные слова.
Определение принадлежности слова к определенной части речи
по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений
по морфологии в практике правописания и проведения синтакси-
ческого анализа предложения.
Соблюдение основных морфологических норм русского литера-
турного языка.
Орфография. 26 ч.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание суффиксов в словах разных частей речи.
Правописание окончаний в словах разных частей речи.
Употребление Ь.
-Н- и -НН- в словах разных частей речи.
Слитное и дефисное написание слов.
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами
разных частей речи.
Правописание наречий.
Правописание предлогов, союзов, частиц.
Пунктуация. 5 ч.
Знаки препинания в простом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном,
сложноподчиненном.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Культуроведческая компетенция. 3 ч.
Отражение в языке культуры и истории народа.
Язык родного края. Выявление единиц языка с национально-
культурным компонентом значения в произведениях устного
народного творчества, в художественной литературе и
исторических текстах; объяснение их значения с помощью
лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
8 класс Количество часов
Коммуникативная компетенция. 23 ч.
Речевая деятельность Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание),
говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации.
Овладение разными видам и чтения (ознакомительным, изучающим,
просмотровым), приёмами работы с учебной книгой.
Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и
мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных,
публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, их
основной и дополнительной информации, установление смысловых
частей текста, определение их связей.
Письмо, овладение умениями адекватно передавать содержание
прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной
степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное).
Создание собственных письменных текстов на социально-культурные,
нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на
основе отбора необходимой информации.
Написание сочинений различных функциональных стилей с
использованием разных функционально-смысловых типов речи и их
комбинаций.
Текст как речевое произведение. Средства связи предложений в тексте.
Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема,
коммуникативная установка, основная мысль текста.
Функционально - смысловые типы речи: описание, повествование,
рассуждение.
Композиционно-жанровое разнообразие текстов.
Языковая и лингвистическая компетенция. (86ч.)
Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык 2ч
Российской Федерации. Русский язык как средство межнационального
общения народов России и стран Содружества Независимых Государств.
Основные формы существования национального русского языка: русский
Литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры),
социальные диалекты (жаргоны) и просторечие. Национальный язык –
единство его различных форм (разновидностей).
Система языка. 13ч.
Повторение изученного о фонетике, орфографии, лексике, словообразовании,
морфологии, синтаксисе.
Синтаксис как раздел грамматики. 83ч.
Словосочетание, Основные признаки словосочетания; смысловая
и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.
Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного
слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании:
согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их
нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова,
предложно-падежной формы управляемого существительного.
Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как
минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и
его отличия от других языковых единиц.
Виды предложений По цели высказывания: невопросительные
(повествовательные, побудительные) и вопросительные.
Виды предложений по эмоциональной окраске:
невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые
особенности повествовательных, побудительных, вопросительных,
восклицательных предложений.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Синтаксическая структура предложения.
Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Предложения простые и сложные.
Простое предложение. Синтаксическая структура простого
предложения. Главные члены двусоставного предложения.
Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого:
простое глагольное, составное глагольное, составное
именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи
подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения: определение (согласованное,
несогласованное: приложение как разновидность определения),
дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы
выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи
согласования определений с определяемым словом.
Односоставные предложения. Главный член односоставного
предложения. Основные группы односоставных предложений:
определенно-личные, неопределенно-личные, безличные,
назывные. Их структурные и смысловые особенности.
Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за
особенностями употребления односоставных предложений
в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и
двусоставных предложений.
Предложения распространенные и нераспространенные.
Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением
неполных предложений в устных и письменных текстах.
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных
членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности
предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные
определения. Стилистические особенности предложений с
однородными членами. Синонимия простых предложений с
однородными членами и сложносочиненных предложений.
Употребление сказуемого при однородных подлежащих.
Нормы сочетания однородных членов.
Предложения с обособленными членами. Обособленное
определение и приложение. Обособленное обстоятельство.
Правильное построение предложений с причастным и
деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие,
присоединительные члены предложения, их смысловые
и интонационные особенности. Наблюдение над
употреблением предложений с обособленными членами
в устных и письменных текстах.
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация
предложений с обращением. Наблюдение за употреблением
обращений в разговорной речи, языке художественной
литературы и официально-деловом стиле.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения).
Группы вводных конструкций по значению.
Синонимия вводных конструкций. Использование вводных
слов как средства связи предложений и смысловых
частей текста. Наблюдение за использованием вводных
конструкций в устных и письменных текстах.
Вставные конструкции. Особенности употребления вставных
конструкций.
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.
Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.
Использование разных способов цитирования в собственных
речевых высказываниях.
Текст. Средства связи предложений и частей текста.
Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного
языка собственной речи.
Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между
синтаксическими синонимами.
Основные выразительные средства синтаксиса. Использование
различных синтаксических конструкций как средства
усиления выразительности речи (восклицательные предложения,
обращения, предложения с однородными членами и т.д.)
Пунктуация как система правил правописания
предложений. 15ч.
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки
препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность
постановки знаков препинания. Авторское употребление
знаков препинания.
Знаки препинания в простом предложении
(тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном
предложении и др.).
Знаки препинания в предложениях с однородными
членами и обособленными членами предложения;
в предложениях со словами, грамматически не связанными
с членами предложения.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Сочетание знаков препинания. Вариативность в использовании
пунктуационных знаков.
Культуроведческая компетенция. 4 ч.
Язык родного края. Выявление единиц языка с национально-
культурным компонентом значения в произведениях устного
народного творчества, в художественной литературе и
исторических текстах; объяснение их значения с помощью
лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
9 класс Количество часов
Коммуникативная компетенция. 25 ч.
Речевая деятельность Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание),
говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации.
Овладение разными видам и чтения (ознакомительным, изучающим,
просмотровым), приёмами работы с учебной книгой.
Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и
мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных,
публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, их
основной и дополнительной информации, установление смысловых
частей текста, определение их связей.
Письмо, овладение умениями адекватно передавать содержание
прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной
степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное).
Создание собственных письменных текстов на социально-культурные,
нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на
основе отбора необходимой информации.
Написание сочинений различных функциональных стилей с
использованием разных функционально-смысловых типов речи и их
комбинаций.
Текст как речевое произведение. Средства связи предложений в тексте.
Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема,
коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.
Функционально - смысловые типы речи: описание, повествование,
рассуждение.
Композиционно-жанровое разнообразие текстов.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности
к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка,
функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели,
темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
Функциональные разновидности языка; разговорный язык, функциональные
стили: научный, публицистический, официально - деловой; язык
художественной литературы.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи,
языковые средства, характерные для разговорного языка, научного,
публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка
художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад,статья,
рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк),
официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого
поведения - основные составляющие культуры речи
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией
и условиями речевого общения как необходимое условие достижения
нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
Языковая и лингвистическая компетенция. (77ч.)
Русский язык как средство межнационального 5ч.
общения народов России и стран Содружества Независимых Государств.
Понятие о литературном языке. Русский литературный язык - основа
национального русского языка. Литературный язык как основа русской
художественной литературы. Основные отличия литературного языка и
языка художественной литературы.
Нормированность (наличие норм) - основная отличительная особенность
русского литературного языка.
Система языка. 10ч.
Повторение изученного о фонетике, орфографии, лексике, словообразовании,
морфологии, синтаксисе. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления.
Синтаксис как раздел грамматики. 45ч.
Сложнее предложение, Смысловое, структурное и интонационное
единство частей сложного предложения. Основные средства
синтаксической связи между частями сложного предложения.
Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные)
сложные предложения.
Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей
сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями
сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная
части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного
предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова,
указательные слова.
Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых
отношений между главной и придаточной частями, структуре,
синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации
сложноподчиненных предложений. Виды сложноподчиненных
предложений. Наблюдение за особенностями использования
сложноподчиненных предложений в устных и письменных текстах.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное
подчинение придаточных частей.
Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых
отношении между частями бессоюзного сложного предложения,
интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.
Типы сложных предложений с разными видами связи.
Правильное построение сложных предложений разных видов.
Синонимия простого и сложного предложений.
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.
Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.
Использование разных способов цитирования в собственных
речевых высказываниях.
Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац
как средство композиционно-стилистического членения текста.
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного
языка з собственной речи.
Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между
синтаксическими синонимами.
Основные выразительные средства синтаксиса. Использование
различных синтаксических конструкций как средства
усиления выразительности речи (восклицательные предложения,
обращения, предложения с однородными членами и т.д.)
Пунктуация как система правил правописания предложений. 17ч.
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки
препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность
постановки знаков препинания. Авторское употребление
знаков препинания.
Знаки препинания в простом предложении
(тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном
предложении и др.).
Знаки препинания в предложениях с однородными
членами и обособленными членами предложения;
в предложениях со словами, грамматически не связанными
с членами предложения.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном,
сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении
с разными видами связи.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Сочетание знаков препинания. Вариативность в использовании
пунктуационных знаков.
Культуроведческая компетенция. 3 ч.
Язык родного края. Выявление единиц языка с национально-
культурным компонентом значения в произведениях устного
народного творчества, в художественной литературе и
исторических текстах; объяснение их значения с помощью
лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)
Требования к уровню подготовки выпускников: В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи:
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и. жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо;
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект); создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанном, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка:
соблюдать в практике письма произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка:
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса: расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)
Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)
КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175 русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языку5 а класс(основное общее образование)Количество часов: 175...