Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Слесарева Елена Михайловна

Рабочая программа по русскому языку (к учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Русский язык. Грамматика.Текст.Стили речи. 10-11 классы.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_10-11_klassy.docx59.25 КБ

Предварительный просмотр:

Принята

Решением педсовета

Протокол №___от «_____»__________20___г.

 

 

                    Утверждаю:

                    Руководитель ОУ

                    ________/Байгужинов А. А./

                  Приказ №_________от

                  «______»____________2012г.

                           

                   

                           

Рабочая программа педагога

Слесаревой Е М., первой квалификационной категории

по русскому языку, 10 -11 классы

                                                                                                                         

                                                                                                                                     

                                                                                                                                         

2012-2013 учебный год

Раздел 2.   Пояснительная записка

Рабочая программа для 10 -11  классов по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень), Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, - 2011.- 95 с.;

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Важной особенностью предлагаемой программы является компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

 Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

 Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу рабочей программы, как и авторской, положены актуальные в настоящее время идеи личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению  функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.

В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.

 Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями. Это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и  окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

        Данная рабочая программа целиком базируется на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что в неё дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта:

  1. «Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации»;
  2. «Культура учебно-научного и делового общения»;
  3. «Культура разговорной речи»;
  4. «Культура публичной речи»;
  5. «Информационная переработка текста»;
  6. «Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)»;
  7. «Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике», «Синонимия в системе русского языка»;
  8. «Словари русского языка и лингвистические справочники, их использование»;
  9. «Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур»;
  10. «Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения».

 Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков  использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков  создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Изучение русского языка на базовом ровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

       воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

       развитие и совершенствование способности   к речевому взаимодействию

    и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и    саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

  1.   освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  2.   овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  3.   применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

              В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

       1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

        2) закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию; закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

        3) развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Место предмета в базисном учебном плане 10 класс

            Федеральный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит в 10 классе  34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне (1 час  в неделю). Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы на 2012/13  учебный год 2 часа в неделю. Учитывая продолжительность учебного года (36 недель), планирование  в 10 классе составлено на 72 часа в год.  Соответственно в рабочую программу внесены следующие изменения: свободные  часы (38) добавлены на изучение следующих разделов для более качественной  подготовки учащихся к ЕГЭ):

Общие сведения о языке – 3ч.

 Фонетика, орфоэпия, орфография -3ч

Лексика и фразеология – 1ч

 Морфология и орфография – 7ч

Синтаксис и пунктуация -11ч

 Речь, функциональные стили речи – 10ч

Научный стиль речи – 3ч

   Распределение  количества  часов на изучение каждого раздела программы  было составлено с учетом особенностей учащихся.

 10 класс

№п/п

Перечень разделов и тем

Количество часов по программе

Количество часов по  БУП

Общие сведения о языке

7

10

Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

4

7

Лексика и фразеология

6

7

Морфемика и словообразование

4

4

Морфология и орфография

6

13

Синтаксис и пунктуация

11

 Речь, функциональные стили речи

3

13

Научный стиль речи

4

7

ИТОГО

34

72

 

Количество контрольных работ – 8 (8ч)

Количество сочинений и изложений – 3 (6ч)

Место предмета в базисном учебном плане  11 класс

         Федеральный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит в 11 классе  34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне (1 час  в неделю). Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы на 2012/13  учебный год 2 часа в неделю. Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование  в 11 классе составлено на 68 часов в год.  Соответственно в рабочую программу внесены следующие изменения (свободные 34 часа добавлены на изучение следующих разделов для более качественной подготовки учащихся к ЕГЭ):

Синтаксис и пунктуация -11ч

Официально-деловой стиль речи – 1ч

Публицистический стиль речи – 5ч

 Язык художественной литературы

Общие сведения о языке – 3ч.

Повторение – 3ч

Распределение  количества  часов на изучение каждого раздела программы  было составлено с учетом особенностей учащихся

 

11 класс

№п/п

Перечень разделов и тем

Количество часов по программе

Количество часов по  БУП

 Синтаксис и пунктуация

6

26

Официально-деловой стиль речи

4

5

 Публицистический стиль речи

6

11

 Разговорная речь

4

4

 Язык художественной литературы

6

10

 Общие сведения о языке

4

5

 Повторение

4

7

ИТОГО

34

68

 

Количество контрольных работ – 7 (8ч)

Количество сочинений и изложений – 4 (6ч)

                                                            Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

 - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм. 

Виды деятельности учащихся на уроке:

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления,    уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста:

  1. составление плана текста;
  2. пересказ текста по плану;
  3. пересказ текста с использованием цитат;
  4. переложение текста;
  5. продолжение текста;
  6. составление тезисов;
  7. редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров; реферирование;

 докладирование; рецензирование; аннотирование и т.д.

- создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

 

Раздел 3.  Учебно-тематический план    

10 класс

 

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Дата

Общие сведения о языке (7ч+2ч+1ч р.р.)

1

Язык и общество.

1

2

Язык и культура.  Язык и история народа.                                                  

1

3

Контрольное тестирование по теме «Повторение за курс основной школы» (Входной контроль)

1

4

Три периода в развитии русского языка.  

1

5

Место и назначение русского языка в современном мире.

1

6

Активные процессы в современном русском языке.

1

7

Стилистические функции устаревших форм слова.

1

8

Тематический контроль «Общие сведения о языке». Проверочная работа.

1

9-10

Р.р. Изложение лингвистического текста

2

Фонетика. Орфоэпия. Орфография (6ч+1ч)

11

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

1

12

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

1

13

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

1

14

Принципы русской орфографии.  

1

15

Принципы русской орфографии.

1

16

Фонетический разбор.  

1

17

Тематический контроль по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»

1

Лексика и фразеология (6ч +1ч)

18

Повторение по теме «Лексика»

1

19

Сферы употребления русской лексики.

1

20

Активный и пассивный словарный запас

1

21

Русская фразеология.

1

22

Словари русского языка.

1

23

Самостоятельная работа по разделу «Лексика».

1

24

Контрольный диктант по разделу «Лексика».

1

Состав слова (морфемика) и словообразование (3ч+ 1ч)

25

Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование».

1

26

Способы словообразования.

1

27

Выразительные словообразовательные средства.

1

28

Письменная проверочная работа по теме «Морфемика и словообразование».

1

Морфология и орфография (12ч + 1ч)

29

Обобщающее повторение частей речи.

1

30

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи.

1

31

Трудные вопросы правописания –н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.

1

32

 Правописание –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.

1

33

Правописание не и ни с разными частями речи.

1

34

Различение частиц не и ни.

1

35

Правописание наречий.

1

36

Слитное и раздельное написание наречий

1

37

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

1

38

Правописание глаголов.

1

39

Правописание причастий.

1

40

Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания.

1

41

Контрольный диктант по теме «Морфология»  

1

Синтаксис и пунктуация (10ч +1ч)

42

Принципы русской пунктуации.

1

43

Типы и виды словосочетаний.

1

44

Простое предложение.

1

45

Способы выражения главных членов предложения. Виды односоставных предложений.

1

 46-47

Осложнённое предложение.

2

48

Сложное предложение.

1

49

Сложные бессоюзные предложения

1

50

Прямая и косвенная речь

1

51

Авторская пунктуация

1

52

Контрольный диктант по пунктуации.

1

Речь, функциональные стили речи (11ч+2ч р.р)

53

Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки

1

54

Текст. Способы и средства связи между частями текста. Абзац.

1

55

Типы речи. Повествование.

1

56

Описание.

1

57

Рассуждение.

1

58

Речеведческий анализ текста.

1

59

Виды сокращений текста.(план, тезис, выписки).

1

60

Конспект. Тематический конспект.

1

61

Реферат.

1

62

Аннотация. Рецензия.

1

63

Функциональные стили речи.

1

64-65

 Р.р. Сочинение-рассуждение

2

Научный стиль речи (4ч+1ч+2ч р.р)

66

Научный стиль. Научно-популярный подстиль.

1

67

Научный стиль и его лексические особенности.

1

68

Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности.

1

69

Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки и стилях речи.

1

70-71

Р.р. Сочинение-рассуждение

2

72

Итоговое контрольное тестирование за курс 10 класса

1

   

11  класс

        

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Дата

Синтаксис и пунктуация (21ч+5ч)

1

Обобщающее повторение синтаксиса.

1

2

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонация и ее роль в предложении

 1

3

 Контрольное тестирование по теме «Повторение за курс основной школы» (Входной контроль)

1

4

Нормативное согласование сказуемого с подлежащим

1

5

Тире между подлежащим и сказуемым

1

6

 Управление при словах, близких по значению

1

7

Однородные члены предложения и пунктуация при них.

1

8

Однородные и неоднородные определения.

1

9

Контрольная  работа по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

10

Обособление определений и  приложений.

1

11

Обособление дополнений

1

12

Обособление и обстоятельств

13

 Пунктуация при вводных словах и вставных конструкциях

1

14

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Порядок слов в предложении.

1

15

Пунктуация при обращениях. Порядок слов в предложении.

16

Контрольный диктант  по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

17

Виды сложных предложений

1

18

Пунктуация в сложносочиненном предложении

1

19

Основные группы сложноподчинённых предложений.

1

20

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

1

21

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

1

22

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

1

23

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с одним придаточным.

1

24

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.

1

25

Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и сложноподчинёнными предложениями.

1

 26

Контрольная работа по теме «Сложное предложение»

1

Официально-деловой стиль речи (4ч+1ч р.р.)

27

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение

1

 28

Основные жанры официально-делового стиля

1

29-30

Практикум. Составление деловых документов различных жанров

2

31

Р./Р.Сочинение-рассуждение по предложенной теме

1

Публицистический стиль речи (8ч+3ч р.р.)

32

Особенности публицистического стиля речи.

1

33

Средства эмоциональной выразительности в публицистическом  стиле. 

1

34

Основные жанры публицистического стиля.

1

35

Очерк как жанр публицистического стиля (путевой очерк, проблемный  очерк).

1

36

Р./Р. Портретный очерк.

1

37

Эссе как жанр публицистического стиля.

1

38

Устное выступление. Культура публичной речи.

1

39

Дискуссия как жанр публицистического стиля.

1

40

Дискуссия на тему (по выбору учащихся)

1

41-42

 Р./Р. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста.

2

 

Разговорная речь(4ч)

43

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение

1

44

Основные признаки разговорной речи

1

45

Особенности разговорной речи

1

46

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи

1

Язык  художественной литературы (7ч+1ч+

2ч р.р.)

47

Общая характеристика художественного стиля речи

1

48

Язык как первоэлемент художественной литературы

1

49

Виды тропов и стилистических фигур.

1

50-51

Практикум «Тропы и фигуры речи»

2

52

Анализ лирического произведения (по выбору учащихся)

1

53

Анализ фрагмента художественного текста  

1

54-55

Р./Р. Сочинение – рассуждение по тексту художественного стиля.

2

56

Контрольная работа по теме «Основные виды тропов и стилистических фигур».

1

Общие сведения о языке (4ч+1ч)

57

Язык как знаковая система и общественное явление. Основные уровни языка.

1

58

Нормы современного русского литературного языка.

1

59

 Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

1

60

Выдающиеся учёные-русисты

1

61

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями  

1

Повторение (5ч +2ч)

62

Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

1

63-64

Повторение. Морфология и орфография.

2

65-66

Повторение. Словообразование и орфография.

2

67-68

Итоговая контрольная работа за курс общеобразовательной школы (по материалам ЕГЭ)

2

Раздел 4    Содержание тем учебного курса

10 класс

Общие сведения о языке ( 10ч)

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятие христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Фонетика, орфоэпия, орфография ( 7ч)

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретённых учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное искусство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

   Фонетический разбор.

Лексика и фразеология (7ч)

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика сточки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика сточки зрения сферы его употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное

употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический разбор.

Морфемика и словообразование (4ч)

Обобщающее повторение ранее изученного.

Выразительные словообразовательные средства.

Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография (13ч)

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

Синтаксис и пунктуация (11ч)

 Обобщение и повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Речь, функциональные стили речи (13ч)

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог.

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Оценка текста. Рецензия.

Научный стиль речи (7ч)

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.  

Использование учащимися средства научного стиля.

11 класс  

 

 Синтаксис и пунктуация (26 ч.)

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

        Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.

        Интонационное богатство русской речи.

        Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

        Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

        Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Официально-деловой стиль речи (5 ч.)

        Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

        Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.

Публицистический стиль речи (11ч)

        Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

        Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

        Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эсе.

        Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к её участникам.

        Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Разговорная речь (4 ч.)

        Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

        Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

        Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Язык художественной литературы (10 ч.)

        Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нём эстетической функции национального языка.

        Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст.

        Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

        Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

        Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

Общие сведения о языке (5 ч.)

Язык как система. Основные уровни языка.

        Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

        Выдающие учёные-русисты.

Повторение (7ч.)

 

Раздел  5. Требования к уровню подготовки выпускников

По окончании 11 класса учащиеся должны:

знать/понимать

  1. связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  2. смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  3. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  1. орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-
  2.  учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  1. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  2. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  3. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  1. использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  2. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  1. создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  2. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  3. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  4. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  5. использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  2. развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  3. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  4. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  5. самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)

Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)

КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...