Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку (к учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Русский язык. Грамматика.Текст.Стили речи. 10-11 классы.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_10-11_klassy.docx | 59.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята Решением педсовета Протокол №___от «_____»__________20___г.
|
Утверждаю: Руководитель ОУ ________/Байгужинов А. А./ Приказ №_________от «______»____________2012г.
|
Рабочая программа педагога
Слесаревой Е М., первой квалификационной категории
по русскому языку, 10 -11 классы
2012-2013 учебный год
Раздел 2. Пояснительная записка
Рабочая программа для 10 -11 классов по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень), Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, - 2011.- 95 с.;
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Важной особенностью предлагаемой программы является компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу рабочей программы, как и авторской, положены актуальные в настоящее время идеи личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями. Это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
Данная рабочая программа целиком базируется на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что в неё дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта:
- «Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации»;
- «Культура учебно-научного и делового общения»;
- «Культура разговорной речи»;
- «Культура публичной речи»;
- «Информационная переработка текста»;
- «Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)»;
- «Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике», «Синонимия в системе русского языка»;
- «Словари русского языка и лингвистические справочники, их использование»;
- «Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур»;
- «Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения».
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Изучение русского языка на базовом ровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию
и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
2) закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию; закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
3) развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Место предмета в базисном учебном плане 10 класс
Федеральный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит в 10 классе 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне (1 час в неделю). Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы на 2012/13 учебный год 2 часа в неделю. Учитывая продолжительность учебного года (36 недель), планирование в 10 классе составлено на 72 часа в год. Соответственно в рабочую программу внесены следующие изменения: свободные часы (38) добавлены на изучение следующих разделов для более качественной подготовки учащихся к ЕГЭ):
Общие сведения о языке – 3ч.
Фонетика, орфоэпия, орфография -3ч
Лексика и фразеология – 1ч
Морфология и орфография – 7ч
Синтаксис и пунктуация -11ч
Речь, функциональные стили речи – 10ч
Научный стиль речи – 3ч
Распределение количества часов на изучение каждого раздела программы было составлено с учетом особенностей учащихся.
10 класс
№п/п | Перечень разделов и тем | Количество часов по программе | Количество часов по БУП |
Общие сведения о языке | 7 | 10 | |
Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | 4 | 7 | |
Лексика и фразеология | 6 | 7 | |
Морфемика и словообразование | 4 | 4 | |
Морфология и орфография | 6 | 13 | |
Синтаксис и пунктуация | 11 | ||
Речь, функциональные стили речи | 3 | 13 | |
Научный стиль речи | 4 | 7 | |
ИТОГО | 34 | 72 |
Количество контрольных работ – 8 (8ч)
Количество сочинений и изложений – 3 (6ч)
Место предмета в базисном учебном плане 11 класс
Федеральный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит в 11 классе 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне (1 час в неделю). Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы на 2012/13 учебный год 2 часа в неделю. Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование в 11 классе составлено на 68 часов в год. Соответственно в рабочую программу внесены следующие изменения (свободные 34 часа добавлены на изучение следующих разделов для более качественной подготовки учащихся к ЕГЭ):
Синтаксис и пунктуация -11ч
Официально-деловой стиль речи – 1ч
Публицистический стиль речи – 5ч
Язык художественной литературы
Общие сведения о языке – 3ч.
Повторение – 3ч
Распределение количества часов на изучение каждого раздела программы было составлено с учетом особенностей учащихся
11 класс
№п/п | Перечень разделов и тем | Количество часов по программе | Количество часов по БУП |
Синтаксис и пунктуация | 6 | 26 | |
Официально-деловой стиль речи | 4 | 5 | |
Публицистический стиль речи | 6 | 11 | |
Разговорная речь | 4 | 4 | |
Язык художественной литературы | 6 | 10 | |
Общие сведения о языке | 4 | 5 | |
Повторение | 4 | 7 | |
ИТОГО | 34 | 68 |
Количество контрольных работ – 7 (8ч)
Количество сочинений и изложений – 4 (6ч)
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- пересказ текста с использованием цитат;
- переложение текста;
- продолжение текста;
- составление тезисов;
- редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров; реферирование;
докладирование; рецензирование; аннотирование и т.д.
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Раздел 3. Учебно-тематический план
10 класс
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата |
Общие сведения о языке (7ч+2ч+1ч р.р.) | |||
1 | Язык и общество. | 1 | |
2 | Язык и культура. Язык и история народа. | 1 | |
3 | Контрольное тестирование по теме «Повторение за курс основной школы» (Входной контроль) | 1 | |
4 | Три периода в развитии русского языка. | 1 | |
5 | Место и назначение русского языка в современном мире. | 1 | |
6 | Активные процессы в современном русском языке. | 1 | |
7 | Стилистические функции устаревших форм слова. | 1 | |
8 | Тематический контроль «Общие сведения о языке». Проверочная работа. | 1 | |
9-10 | Р.р. Изложение лингвистического текста | 2 | |
Фонетика. Орфоэпия. Орфография (6ч+1ч) | |||
11 | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. | 1 | |
12 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | 1 | |
13 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | 1 | |
14 | Принципы русской орфографии. | 1 | |
15 | Принципы русской орфографии. | 1 | |
16 | Фонетический разбор. | 1 | |
17 | Тематический контроль по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» | 1 | |
Лексика и фразеология (6ч +1ч) | |||
18 | Повторение по теме «Лексика» | 1 | |
19 | Сферы употребления русской лексики. | 1 | |
20 | Активный и пассивный словарный запас | 1 | |
21 | Русская фразеология. | 1 | |
22 | Словари русского языка. | 1 | |
23 | Самостоятельная работа по разделу «Лексика». | 1 | |
24 | Контрольный диктант по разделу «Лексика». | 1 | |
Состав слова (морфемика) и словообразование (3ч+ 1ч) | |||
25 | Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование». | 1 | |
26 | Способы словообразования. | 1 | |
27 | Выразительные словообразовательные средства. | 1 | |
28 | Письменная проверочная работа по теме «Морфемика и словообразование». | 1 | |
Морфология и орфография (12ч + 1ч) | |||
29 | Обобщающее повторение частей речи. | 1 | |
30 | Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи. | 1 | |
31 | Трудные вопросы правописания –н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. | 1 | |
32 | Правописание –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи. | 1 | |
33 | Правописание не и ни с разными частями речи. | 1 | |
34 | Различение частиц не и ни. | 1 | |
35 | Правописание наречий. | 1 | |
36 | Слитное и раздельное написание наречий | 1 | |
37 | Мягкий знак на конце слов после шипящих. | 1 | |
38 | Правописание глаголов. | 1 | |
39 | Правописание причастий. | 1 | |
40 | Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания. | 1 | |
41 | Контрольный диктант по теме «Морфология» | 1 | |
Синтаксис и пунктуация (10ч +1ч) | |||
42 | Принципы русской пунктуации. | 1 | |
43 | Типы и виды словосочетаний. | 1 | |
44 | Простое предложение. | 1 | |
45 | Способы выражения главных членов предложения. Виды односоставных предложений. | 1 | |
46-47 | Осложнённое предложение. | 2 | |
48 | Сложное предложение. | 1 | |
49 | Сложные бессоюзные предложения | 1 | |
50 | Прямая и косвенная речь | 1 | |
51 | Авторская пунктуация | 1 | |
52 | Контрольный диктант по пунктуации. | 1 | |
Речь, функциональные стили речи (11ч+2ч р.р) | |||
53 | Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки | 1 | |
54 | Текст. Способы и средства связи между частями текста. Абзац. | 1 | |
55 | Типы речи. Повествование. | 1 | |
56 | Описание. | 1 | |
57 | Рассуждение. | 1 | |
58 | Речеведческий анализ текста. | 1 | |
59 | Виды сокращений текста.(план, тезис, выписки). | 1 | |
60 | Конспект. Тематический конспект. | 1 | |
61 | Реферат. | 1 | |
62 | Аннотация. Рецензия. | 1 | |
63 | Функциональные стили речи. | 1 | |
64-65 | Р.р. Сочинение-рассуждение | 2 | |
Научный стиль речи (4ч+1ч+2ч р.р) | |||
66 | Научный стиль. Научно-популярный подстиль. | 1 | |
67 | Научный стиль и его лексические особенности. | 1 | |
68 | Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности. | 1 | |
69 | Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки и стилях речи. | 1 | |
70-71 | Р.р. Сочинение-рассуждение | 2 | |
72 | Итоговое контрольное тестирование за курс 10 класса | 1 |
11 класс
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата |
Синтаксис и пунктуация (21ч+5ч) | |||
1 | Обобщающее повторение синтаксиса. | 1 | |
2 | Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонация и ее роль в предложении | 1 | |
3 | Контрольное тестирование по теме «Повторение за курс основной школы» (Входной контроль) | 1 | |
4 | Нормативное согласование сказуемого с подлежащим | 1 | |
5 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | |
6 | Управление при словах, близких по значению | 1 | |
7 | Однородные члены предложения и пунктуация при них. | 1 | |
8 | Однородные и неоднородные определения. | 1 | |
9 | Контрольная работа по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | |
10 | Обособление определений и приложений. | 1 | |
11 | Обособление дополнений | 1 | |
12 | Обособление и обстоятельств | ||
13 | Пунктуация при вводных словах и вставных конструкциях | 1 | |
14 | Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Порядок слов в предложении. | 1 | |
15 | Пунктуация при обращениях. Порядок слов в предложении. | ||
16 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | |
17 | Виды сложных предложений | 1 | |
18 | Пунктуация в сложносочиненном предложении | 1 | |
19 | Основные группы сложноподчинённых предложений. | 1 | |
20 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. | 1 | |
21 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | 1 | |
22 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | 1 | |
23 | Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с одним придаточным. | 1 | |
24 | Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. | 1 | |
25 | Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и сложноподчинёнными предложениями. | 1 | |
26 | Контрольная работа по теме «Сложное предложение» | 1 | |
Официально-деловой стиль речи (4ч+1ч р.р.) | |||
27 | Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение | 1 | |
28 | Основные жанры официально-делового стиля | 1 | |
29-30 | Практикум. Составление деловых документов различных жанров | 2 | |
31 | Р./Р.Сочинение-рассуждение по предложенной теме | 1 | |
Публицистический стиль речи (8ч+3ч р.р.) | |||
32 | Особенности публицистического стиля речи. | 1 | |
33 | Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. | 1 | |
34 | Основные жанры публицистического стиля. | 1 | |
35 | Очерк как жанр публицистического стиля (путевой очерк, проблемный очерк). | 1 | |
36 | Р./Р. Портретный очерк. | 1 | |
37 | Эссе как жанр публицистического стиля. | 1 | |
38 | Устное выступление. Культура публичной речи. | 1 | |
39 | Дискуссия как жанр публицистического стиля. | 1 | |
40 | Дискуссия на тему (по выбору учащихся) | 1 | |
41-42 | Р./Р. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста. | 2 | |
| Разговорная речь(4ч) | ||
43 | Разговорная речь, сферы ее использования, назначение | 1 | |
44 | Основные признаки разговорной речи | 1 | |
45 | Особенности разговорной речи | 1 | |
46 | Невербальные средства общения. Культура разговорной речи | 1 | |
Язык художественной литературы (7ч+1ч+ 2ч р.р.) | |||
47 | Общая характеристика художественного стиля речи | 1 | |
48 | Язык как первоэлемент художественной литературы | 1 | |
49 | Виды тропов и стилистических фигур. | 1 | |
50-51 | Практикум «Тропы и фигуры речи» | 2 | |
52 | Анализ лирического произведения (по выбору учащихся) | 1 | |
53 | Анализ фрагмента художественного текста | 1 | |
54-55 | Р./Р. Сочинение – рассуждение по тексту художественного стиля. | 2 | |
56 | Контрольная работа по теме «Основные виды тропов и стилистических фигур». | 1 | |
Общие сведения о языке (4ч+1ч) | |||
57 | Язык как знаковая система и общественное явление. Основные уровни языка. | 1 | |
58 | Нормы современного русского литературного языка. | 1 | |
59 | Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. | 1 | |
60 | Выдающиеся учёные-русисты | 1 | |
61 | Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями | 1 | |
Повторение (5ч +2ч) | |||
62 | Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия». | 1 | |
63-64 | Повторение. Морфология и орфография. | 2 | |
65-66 | Повторение. Словообразование и орфография. | 2 | |
67-68 | Итоговая контрольная работа за курс общеобразовательной школы (по материалам ЕГЭ) | 2 |
Раздел 4 Содержание тем учебного курса
10 класс
Общие сведения о языке ( 10ч)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятие христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Фонетика, орфоэпия, орфография ( 7ч)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретённых учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное искусство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Лексика и фразеология (7ч)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика сточки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика сточки зрения сферы его употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное
употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика и словообразование (4ч)
Обобщающее повторение ранее изученного.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (13ч)
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Синтаксис и пунктуация (11ч)
Обобщение и повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Речь, функциональные стили речи (13ч)
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Оценка текста. Рецензия.
Научный стиль речи (7ч)
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средства научного стиля.
11 класс
Синтаксис и пунктуация (26 ч.)
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.
Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Официально-деловой стиль речи (5 ч.)
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.
Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.
Публицистический стиль речи (11ч)
Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.
Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эсе.
Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к её участникам.
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Разговорная речь (4 ч.)
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Язык художественной литературы (10 ч.)
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нём эстетической функции национального языка.
Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Общие сведения о языке (5 ч.)
Язык как система. Основные уровни языка.
Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.
Выдающие учёные-русисты.
Повторение (7ч.)
Раздел 5. Требования к уровню подготовки выпускников
По окончании 11 класса учащиеся должны:
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-
- учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)
Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)
КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175 русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языку5 а класс(основное общее образование)Количество часов: 175...