Уроки № 58-59, 60-61 по А.И. Власенкову, 10 кл.
план-конспект урока (русский язык, 10 класс) по теме
1. Тема "Знаки препинания при цитировании" - 2 часа
2. Тема "Сочинение на одну из тем" - 2 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Уроки по русскому языку в 10 классе № 58-59, 60-61 по А.И. Власенкову | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки № 58-59
Тема: Знаки препинания при цитировании.
Цель: сформировать у учащихся знания о знаках препинания при цитатах и навыки применения полученных знаний.
ХОД
I. Взаимопроверка домашнего сочинения (по бланкам «Таблица ошибок»):
- умение создавать текст (устанавливать связь между его частями - предложениями и абзацами, не нарушать единства темы, логично развивать основную мысль, обеспечивать завершённость темы, использовать выразительные средства);
- грамотность - орфографическая, пунктуационная, речевая (соответствие нормам словоупотребления, словообразования, словоизменения, употребления слов и их форм, построения предложений);
- оценки, выставленные учащимися, учитель проверяет; их обоснованность и объективность учитываются при оценивании работ самих «проверщиков».
II. Вызов. Корзина идей.
- Почему после изучения тем «Выписки», «Конспект», «Реферат» целесообразно обратиться к знакам препинания при цитировании?
( Самостоятельно,1-2 мин, в группах - 3-4 мин; социализация. Учитель записывает на доске.)
III. Реализация смысла. Знаки препинания при цитировании.
Сообщение учителя по теме урока с параллельным выполнением заданий.
Цитата (от лат. cito - вызываю, привожу) - это дословная передача какой-либо части текста, чьи - то в точности приводимые слова.
Соглашусь с вами, что конспектирование и реферирование текста неизбежно связаны с использованием цитат. Правила их постановки в основном те же, что и при прямой речи, если не считать, что цитатным материалом являются не только законченные предложения, но и часть предложения, стихотворная строка, словосочетание и даже отдельное слово, отражающее характерную особенность стиля данного автора, произведения.
При цитировании нередко нарушаются правила использования кавычек, правила употребления прописной и строчной букв. В кавычки цитата заключается во всех случаях.
Запись.
1. Цитата оформляется по типу прямой речи. Знаки препинания ставятся так же,
как и при прямой речи. Запись примеров и их разбор.
1) « И какой же русский не любит быстрой езды?»- пишет Н.В. Гоголь.
2) Обращаясь к читателю, Гоголь спрашивает: « Кто же, как не автор, должен сказать святую правду?»
3) Не так ли и ты, Русь, - восклицает автор, - что бойкая необгонимая тройка, несёшься?»
2. Цитата, не сопровождаемая словами автора, которые вводили бы её как прямую речь, выделяется только кавычками. Употребление прописной и строчной букв при цитировании подчиняется общим правилам оформления простого и сложного предложений. Запись примеров и их разбор.
1) Вспомним слова Гоголя о том, «что пришло время нам спасать нашу землю, что гибнет земля наша не от нашествия двадцати иноплемённых языков, а от нас самих, что уже мимо законного управления образовалось другое правление, гораздо сильнейшее всякого законного. Установились свои условия, всё оценено и цены даже приведены во всеобщую известность. И никакой правитель, хотя бы он был мудрее всех законодателей и правителей, не в силах поправить зла». (Если цитата оформлена в виде придаточного предложения, первое слово в ней пишется со строчной буквы)
2) Гоголевское напутствие «рассмотреть ближе свой долг и обязанность земной своей жизни» не всякий знает и помнит. (Если цитата приводится не с начала предложения, то первое слово в ней пишется со строчной буквы, по правилам предложения)
3) Слыша столь нелепые рассуждения, невольно вспомнишь и «дубинноголовую» Коробочку из поэмы Н.В. Гоголя «мёртвые души».
4) Н. Гоголь выражает уверенность: « скорей подчинённому следует применяться к нраву начальника, чем начальнику к нраву подчинённого». ( Если же цитатой (в которой первое слово должно было бы писаться со строчной буквы) начинается предложение, то первое слово в нём пишется с прописной буквы, а перед ним ставится многоточие, указывающее на то, что в тексте автора приведённая цитата не начало предложения: строчная буква в начале цитаты свидетельствует о том, что в цитируемом тексте это не начало предложения)
4) « …Никакими средствами, никакими страхами, никакими наказаниями нельзя искоренить неправды, она слишком уж глубоко вкоренилась. Бесчестное дело брать взятки сделалось необходимостью и потребностью даже и для таких людей, которые и не рождены быть бесчестными. Знаю, что уже почти невозможно многим идти против всеобщего течения. Но я теперь должен…»
- Прокомментируйте знак в конце незаконченного предложения.
- Попытайтесь продолжить предложение.
3. Запишите предложения и поочерёдно прокомментируйте правописные трудности текста (орфографические, пунктуационные):
1) Друзья мои, прекрасен наш союз! - восклицает А. Пушкин в стихотворении «19 октября». 2) « Здравствуй, племя младое, незнакомое!» - говорит А. Пушкин при виде молодой зелёной рощи, разросшейся вокруг одинокого дуба, и в этих словах поэта слышится обращение к нам, его далёким потомкам. 3) «Каждое поэтическое произведение, - писал В.Г. Белинский,- есть плод могучей мысли, овладевшей поэтом».
4) И.А. Гончаров в статье « Мильон терзаний» писал: « Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей».
IV. Рефлексия. Запишите по памяти цитату из художественного произведения, оформив так, как того требует ваша цитата.
V. Домашнее задание.
1) Упр. 36, 86.
2) Доп. зад.: упр. 35.
Уроки № 60-61
Тема: Сочинение на одну их тем (по выбору учащегося)
Цель: выявить речевой, интеллектуальный, творческий, нравственно-этический потенциал учащихся, состояние их письменной грамотности.
ХОД
1. Темы сочинения:
1) Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ! (Н. Гоголь.)
2) «Алые паруса», в которые я верю и которые помогают мне жить.
3) Человек, который служит для меня примером.
2. Примечание.
Не исключается возможность написать сочинение на тему, предложенную самим учащимся или сочинение по теме, изученной на литературе (при совпадении дат).
3. Орфографический словарь для работы над сочинением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)
Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)...
календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе под редакцией Власенкова А.И.
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе под редакцией Власенкова А.И....
календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе под редакцией Власенкова А.И. а в 10 классе под редакцией Власенкова А.И.
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе под редакцией Власенкова А.И., рассчитанное на 68 час....
Уроки по русскому языку с № 1 по №18 в 10 классе по учебнику А.И. Власенкова "Русский язык. Базовый уровень, 10-11 кл, 2010 год
При планировании уроков использованы элементы технологии критического мышления...
Уроки № 19-20 в 10 классе по Власенкову (базовый уровень)
Тема "Состав слова (морфемика) и словообразование" -2 часа...
Уроки № 21-22 по Власенкову (базовый уровень), 10 класс
Тема "Сложные слова" - №21-22...
Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень», «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 кл
Программа для средней (полной) школы (базовый уровень)подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никамВласенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы.Базовый уровен...