Правописание НЕ с прилагательными.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка в 6 классе. Тема "Правописание НЕ с прилагательными".
Цели:
· формировать навык правописания НЕ с прилагательными
· развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на основе личных наблюдений, закрепить правописание и употребление в речи имени прилагательного.
· развивать связную речь учащихся (устную и письменную), память, внимание, творческое воображение.
· воспитывать любовь и бережное отношение к Родине
Тип урока: синтетический
Элементы технологии развивающего обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НЕ с прилагательными | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
6 А класс
Тема:
(На доске темы пока нет.) Правописание НЕ с прилагательными.
Цели:
- формировать навык правописания НЕ с прилагательными
- развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на основе личных наблюдений, закрепить правописание и употребление в речи имени прилагательного.
- развивать связную речь учащихся (устную и письменную), память, внимание, творческое воображение.
- воспитывать любовь и бережное отношение к Родине
Тип урока: синтетический
Элементы технологии развивающего обучения
Оборудование: карточки с алгоритмом «слитное–раздельное написание «Не с прилагательными»
Содержание урока
I. Организационный момент. К уроку готовы? Кто отсутствует?(доклад старосты)
1. Приветственное слово учителя
Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет всем только радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
2. Упражнение на развитие памяти. Ребята, тренируем память.
На доске записаны слова: русская литература, весенняя капель, былинный богатырь, лунная симфония.
- Прочитайте эти слова про себя (Чтение словосочетаний про себя).
- Проговорите их (Орфографическое проговаривание).
- Запишите в тетрадь под собственную диктовку(Запись слов в тетрадь под собственную диктовку (доска закрыта).
- Проверяем.(Самопроверка и взаимопроверка (запись на доске открывается).
- К какой части речи относятся слова, стоящие перед словарными словами?
- С какой орфограммой встретились при написании некоторых прилагательных?? ( н-нн в прилагательных)
3. А сейчас проведём Лингвистическую разминку. Вспомним, что мы знаем из раздела «Лексика»
1) Укажите, по какому признаку объединены данные ниже слова ( Похожи по значению):
Большой- огромный- громадный
Смелый –храбрый- решительный
- Как называются такие слова? (синонимы)
4. Переходим к новой теме(работа по теме урока).
Работа с текстом, текст - на доске.
- Ребята, прослушайте текст. Подумайте, каковы его тема и основная мысль.
Русь. Россия. Русины. Россы. Россияне. Русские.
В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного ветра степей, от шума тайги…
В этих сладостных звуках есть что-то от истока жизни.
Родная земля… Она и кормилица, и поилица, и нянька, и открытая книга природы. Неброская красота России живёт в моём сердце…
Какова тема текста? (Россия, родина.) Какую главную мысль хочет донести до нас автор? (Прекрасна наша Россия, она для нас всё)
*Запишите последнее предложение.
Ребята, есть ли здесь слово с НЕ?
Какая это часть речи?
Как будет называться тема урока, если мы говорим о НЕ и о прилагательном?
(правописание Не с прилагательными). Запишем тему на доске.
Уточним, какую задачу мы должны решить на уроке.( НЕ с прил. пишется слитно и раздельно. Когда слитно, а когда- раздельно?) Работаем.
- Запишите в тетрадях:
Небрежный, невежественный, ненавистный
- употребляются ли эти прил. без НЕ? Нет.
Значит, 1 позиция такова.Кто скажет?(Ребята говорят. НЕ с прилаг .пишется слитно, если без НЕ не употребляется)
2) Подберите к данным прилагательным синонимы без НЕ, запишите:
Невесёлый – (ГРУСТНЫЙ) Какая здесь орфограмма встретилась?
Нездоровый - (БОЛЬНОЙ) Назовите орфограмму в этом слове.
Нетрусливый - (СМЕЛЫЙ)
Как пишется НЕ в прилагательных? (Слитно).
Это 2-я позиция. Проговорите её.(НЕ с прилаг. пишется слитно, если можно заменить синонимом без НЕ). Какой частью слова является здесь НЕ? – да, приставкой. Приставка НЕ, ребята, придаёт словам противоположный смысл.
- Запишите следующие словосочетания:
Не громкий, а тихий стук;
Не большие, а маленькие птицы;
Не тяжёлая, а лёгкая сумка.
Как пишется НЕ с прилагательными? (Раздельно. Какой сигнал есть? Союз А).
Это 3-я позиция, проговорите её.(НЕ с прилаг. пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом А.) Да, правильно. Добавлю: или подразумевается противопоставление с союзом А)
5. Закрепление темы.
А) Ребята, я вам раздаю карточки с алгоритмом, попробуйте проговорить правило (кто-то из ребят).
Б) Самостоятельная работа (ПРОВЕРИТЬ!)
- А теперь работаем самостоятельно.
Спишите, обозначьте орфограмму с НЕ.
- Издали Сергей слышал шум (не)истовой бури, чувствовал её дыхание.
- Луна здесь (не) тусклая, (не) холодная, а чистая и прозрачная, как хрусталь.
- И вот наступила решающая тёмная, (не)настная ночь.
- На берегу (не)широкой реки раскинулось старинное село.
5. Подведение итогов урока. Слово учителя.
Побывали сегодня в стране,
Где командует всем частица НЕ
Король Тест правит страной толково,
Всем задание у него готово.
Приступим к небольшой проверочной работе.
Со всеми заданиями вы справились успешно. У вас хороший запас знаний. Надеюсь, что и с домашним заданием вы справитесь легко. Запишите задание на дом.
Если будет время -
6. Творческая работа(Вслед за автором).
Восстанови текст. Замените подчеркнутые прилагательные синонимами без НЕ. Обрати внимание на написание Не. (слитное)
Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней невесёлая (печальная),
Всем в лесу неродная. (чужая).
Там, где шла и плакала,
Трогая березы,
Выросли подснежники-
Снегурочкины слёзы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка для 6 класса "Правописание сложных имен прилагательных"
В презентации представлен урок изучения нового материала по теме "Правописание сложных имен прилагательных" для 6 класса (по учебнику М.М.Разумовской). Для закрепления изученного учебного материала пр...
Правописание сложных имен прилагательных
Изучение нового материала строится на установлении внутрипредметных связей: урок начинается с интересной словарной работы из рубрики ЗСП, повторяется правописание сложных имен существительных. Выполня...
Урок по русскому языку в 6 классе "Правописание не с прилагательными"
формирование навыков написания частицы и приставки не с прилагательными...
урок презентация « ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА»
урок презентация рус. яз....
Тренажёр "Правописание НЕ с прилагательными и причастиями"
Тренажёр предназначен для учащихся 7 классов на этапе закрепления орфограмм "Не с прилагательными" и "НЕ с причастиями"....
Правописание НЕ с прилагательными. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
Промежуточный контрольный тест....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов имён прилагательных (Н и НН в суффиксах прилагательных)"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику Е.А.Быстровой....